Особенности воспитательных систем в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:32, дипломная работа

Описание работы

ЦЕЛЬ: обоснование и исследование эффективности системного подхода к воспитательной деятельности.
Задачи:
проанализировать педагогическую литературу по проблемам становления и развития воспитательной системы оу.
выявить типы вс оу.
провести сравнительный анализ методик по изучению воспитанности учащихся у разных авторов
апробировать на практике мониторинг воспитанности учащихся
использовать индивидуально- личностный подход в изучение уровня воспитанности отдельных учащихся
сделать сообщении для родителей о состояние воспитательной системы на данном этапе развития

Содержание

Введение………………………………………………………………………. ………3
Глава№1::Анализ проблем развития становления и продуктивности вс оу ………6
1.1 исторический обзор гуманистических воспитательных систем и их основные характеристики…………………………………………………………………………6
1.2 типы воспитательных систем в петербургских школах и особенности работы в них педагога организаторов…………………………………………………………..20
1.3 критерии эффективности воспитательных систем…………………………….26
1.4 сравнительная характеристика диагностик воспитанности у различных
авторов………………………………………………………………………………….30
Вывод…………………………………………………………………………………...40


Глава №2: Апробирование эффективности мониторинга воспитанности учащихся с последующей выработкой рекомендаций по повышению уровня воспитанности учащихся………………………………………………………………………………..41
2.1 условия проведения опытно- экспериментальной работы……………………...41
2.2 констатирующий эксперимент……………………………………………………41
2.3 формирующий эксперимент………………………………………………………47
2.4 контрольный эксперимент………………………………………………………...56
Заключение……………………………………………………………………………..57

Список литературы ……………………………………………………………………58

Работа содержит 1 файл

ВКР.doc

— 322.50 Кб (Скачать)

Что же касается возможностей специализации на старшей ступени, то У. Книп предлагает глобально-ориентированные направления специализации, не замыкающиеся в рамках изолированного предмета: иностранные языки; современные системы и технологии; страноведение; изучение чужих культур, непривычных для западной цивилизации, перспектив в восприятии мира; глобальные проблемы, стоящие перед человечеством; так называемые «академические дисциплины».

Каждый учебный предмет  в отдельности способствует созданию у обучающихся целостного представления о мире в конкретной перспективе: можно формировать языковую, физическую, историческую и т.д. картины мира. Накладываясь друг на друга, они могут создать многомерное видение мира в пространстве и времени.

Каждый предмет, помимо практической ценности, может  обеспечить максимальную реализацию воспитательных целей, способностей человека, его творческого плана. В нем заложены большие возможности для развития личности.

 

 

 

 

                        Основные характеристики воспитательной системы.

Воспитательная система  школы имеет определенную структуру. Ее компоненты:

  • цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);
  • деятельность, обеспечивающая реализацию целей;
  • субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;
  • рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
  • среда системы, освоенная субъектом;
  • управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

 

Воспитательная  система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога, а также их социально- психологической защищенности.

Воспитательную систему  нельзя привнести в школу, она  может зародиться и развиваться  только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды.

Успешность развития воспитательной системы зависит  от умения руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними определить цели и средства педагогической деятельности. Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы.

Первый этап развития воспитательной системы - этап становления.

Одной из основных целей  воспитательной системы на первом этапе  является создание воспитательного коллектива школы. Предпосылками для объединения детей и взрослых в единый воспитательный коллектив являются общность целей, включение в совместную деятельность, гуманные отношения внутри коллектива. Чтобы создать единый воспитательный коллектив, необходим благоприятный психологический настрой в учительской среде. Путь к этому может лежать через следующие действия:

  • создание малого педагогического совета, который является своеобразным оперативным штабом и центром формирования общественного мнения;
  • формирование инициативных групп по моделированию воспитательной системы, которые формируют видение настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его воспитательной системы;
  • ознакомление педагогов с теорией и практикой создания воспитательных систем, теоретическими и методическими основами проектирования образа выпускника учебного заведения;
  • выход на коллективы педагогов, родителей, шефов (обсуждение модельных разработок и программ построения воспитательной системы);
  • включение детей в разработку модели воспитательной системы, образа школы и выпускника;
  • диагностику состояния и результативности учебно-воспитательного процесса, анализ условий развития личности школьника, определение воспитательного потенциала окружающей среды и способов его реализации;
  • создание инициативной группы из числа учителей и учащихся, систематизирующей и обобщающей информацию и предложения.

На первом этапе идет формирование целевой установки, вырабатываются главные ориентиры в организации  воспитательного процесса, формируется концепция школьной воспитательной системы. Под концепцией, если обратиться к философскому энциклопедическому словарю и толковому словарю русского языка, понимается " система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея". Концепция может состоять из следующих разделов:

I. Исходное состояние  воспитательной системы.

  1. Основные параметры образовательного учреждения.
  2. Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды.
  3. Достижения, традиции, недостатки и проблемы в воспитании учащихся.

II. Проектируемое состояние  воспитательной системы. 

  1. Теоретико-методологические основы системы.
  2. Ценностные ориентиры системы (ценности, цели, задачи и принципы построения воспитательной системы).
  3. Механизм функционирования системы (функции системы; системообразующие виды деятельности; педагогические технологии построения совместной деятельности, общения и отношений; управление и самоуправление системой: внутренние и внешние связи системы; кадровое, организационно-нормативное, научно-методическое, психологическое и финансово-материальное обеспечение функционирования системы).
  4. Этапы построения системы.
  5. Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы.

На первом этапе моделируется образ выпускника образовательного учреждения. Это идеал, к которому стремится школа, педагог.

Изучение практики работы учебных заведений, успешно реализующих  воспитательные функции, показывает, что  педагоги этих образовательных учреждений, с одной стороны, пытаются использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой - выделяют в широком спектре деятельности какой-то один вид (направление) в качестве приоритетного и с опорой на него строят свою воспитательную систему. Поэтому на первом этапе формирования школьной воспитательной работы особое внимание уделяется выделению системообразующей деятельности.

Важную роль в организации  жизнедеятельности школьного коллектива в рамках воспитательной системы  играет ее упорядоченность.

Упорядоченность системы  осуществляется через создание особых зон упорядоченности, прежде всего, в режимных моментах жизни школы и определенной цикличности жизни школы (например, "ключевые дела").

На первом этапе формируются  отношения, налаживаются связи с  внешней средой. Управление воспитательной системой на этапе становления, в  основном, осуществляется на организационно-педагогическом уровне, хотя, безусловно, присутствует и психологическая корректировка. Главное достижение этого этапа: цели воспитательной системы сформированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.

Второй этап связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. На этом этапе окончательно утверждаются системообразующая деятельность, приоритетные направления функционирования системы. Деятельность усложняется, устанавливаются связи между различными ее видами. Этот этап характеризуется бурным развитием общешкольного коллектива, развитием межвозрастного общения. Возникают временные коллективы, разновозрастные объединения.

Усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развиваются инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Рождаются коллективные традиции. Появляются новые формы взаимодействия системы с внешней средой.

Управление воспитательной системой осуществляется как на организационно-педагогическом, так и на психолого-педагогическом уровнях. Отсюда потребность в социально-психологической службе. На данном этапе следует проследить, как относятся учащиеся к происходящему, почему участвуют в том или ином деле, каково самочувствие ученика в школе.

Третий этап, завершающий. Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут. Усиливаются  интеграционные процессы, они проникают  в учебно-познавательную деятельность. Рамки урока становятся тесными, начинаются поиски более емких и гибких форм коллективного познания. Идет интеграция учебной и внеучебной деятельности.

Она проявляется:

  • в общей направленности целей учебной и внеучебной работы на формирование личности и коллектива;
  • во взаимосвязи и естественном переходе учебной деятельности во внеучебную и наоборот;
  • в многообразии форм, методов, приемов, обеспечивающих эти взаимопереходы;
  • в том, что урок и внеурочное дело становятся составными и полноправными частями коллективной жизнедеятельности.

Четвертый этап - обновление и совершенствование системы: усложняются цели, более разнообразным становится содержание, более тонкими - отношения, более разветвленными - связи и, конечно же, более сложными становятся организационные, управленческие процессы. Но именно через это усложнение педагоги и поднимают систему на новую ступень, на новый уровень.

 

Примерная программа  самоанализа состояния воспитательной системы школы

I. Общие данные о  школе. 

  1. Официальное название школы, ее тип (общеобразовательная средняя, неполная средняя, начальная, гимназия, лицей, колледж, школа-интернат, авторская, школа-комплекс, экспериментальная площадка, государственная, частная, наличие профильных классов).
  2. Микрорайон школы, ее ближайшее окружение: социальный и этнический состав семей, преобладающие профессии и занятия родителей, источники положительного и отрицательного влияния, молодежная среда, статус школы среди населения.
  3. Взаимодействие с другими школами, с дошкольными, внешкольными, культурно-просветительными учреждениями, трудовыми коллективами и т.д. (содержание и формы).
  4. Количественные характеристики (количество учащихся, классов, ГПД, учителей, организаторов внеклассной работы на общественных началах).
  5. Фамилия, имя, отчество директора школы, почтовый адрес школы, номер телефона, факс, электронная почта.

II. Признаки гуманистической  воспитательной системы и ее  особенности. 

  1. Идеология системы (совокупность идей, лежащих в основе воспитательной системы).
  2. Гуманистические цели воспитательной системы, особенности процесса целеполагания; участие в этом процессе учителей, учащихся, родителей.
  3. Наличие системообразующей деятельности, реализующей целевую установку системы, другие приоритетные виды деятельности, наиболее часто используемые формы их организации.
  4. Отношения между учащимися и педагогами, педагогами и родителями, педагогами и администрацией.
  5. Наличие чувства школьной общности и формы его проявления.
  6. Ценности, которые объединяют учащихся и педагогов.
  7. Культура воспитательной системы (традиции, ритуалы, символы, сленг).
  8. Нормы школьной жизни, их знание и выполнение.
  9. Наличие разных объединений, организаций, движений (постоянных и временных) учащихся, учителей, родителей; содержание и формы их взаимодействия.
  10. Интеграционные процессы (создание различных форм интеграции: "ключевых дел", воспитательных центров, комплексов, клубов; взаимопроникновение обучения и воспитания; межвозрастные, одновозрастные связи).
  11. Позиция педагога как воспитателя по отношению:
    • к детскому сообществу школы,
    • к собственному саморазвитию,
    • к коллегам по педагогическому коллективу,
    • к среде, окружающей воспитательную систему школы.
  12. Управление воспитательной системой (органы, формы).
  13. Самоуправление учащихся и педагогов в воспитательной системе.
  14. Использование воспитательных возможностей среды, участие учащихся, родителей в ее преобразовании; защита от негативных воздействий среды.
  15. Психолого-педагогическое обеспечение.

III. Процесс развития  воспитательной системы. 

  1. Противоречия в развитии воспитательной системы.
  2. Неиспользованные резервы развития воспитательной системы.
  3. Перспективы развития воспитательной системы.
  4. Наиболее оригинальные находки в жизни школы.
  5. Связь с наукой:
    • над какой исследовательской проблемой работает педагогический коллектив школы;
    • участие педагогического коллектива (отдельных учителей) в исследовании проблемы "Теория и практика воспитательных систем". Темы исследования.

Информация о работе Особенности воспитательных систем в современной школе