Особенности воспитательных систем в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:32, дипломная работа

Описание работы

ЦЕЛЬ: обоснование и исследование эффективности системного подхода к воспитательной деятельности.
Задачи:
проанализировать педагогическую литературу по проблемам становления и развития воспитательной системы оу.
выявить типы вс оу.
провести сравнительный анализ методик по изучению воспитанности учащихся у разных авторов
апробировать на практике мониторинг воспитанности учащихся
использовать индивидуально- личностный подход в изучение уровня воспитанности отдельных учащихся
сделать сообщении для родителей о состояние воспитательной системы на данном этапе развития

Содержание

Введение………………………………………………………………………. ………3
Глава№1::Анализ проблем развития становления и продуктивности вс оу ………6
1.1 исторический обзор гуманистических воспитательных систем и их основные характеристики…………………………………………………………………………6
1.2 типы воспитательных систем в петербургских школах и особенности работы в них педагога организаторов…………………………………………………………..20
1.3 критерии эффективности воспитательных систем…………………………….26
1.4 сравнительная характеристика диагностик воспитанности у различных
авторов………………………………………………………………………………….30
Вывод…………………………………………………………………………………...40


Глава №2: Апробирование эффективности мониторинга воспитанности учащихся с последующей выработкой рекомендаций по повышению уровня воспитанности учащихся………………………………………………………………………………..41
2.1 условия проведения опытно- экспериментальной работы……………………...41
2.2 констатирующий эксперимент……………………………………………………41
2.3 формирующий эксперимент………………………………………………………47
2.4 контрольный эксперимент………………………………………………………...56
Заключение……………………………………………………………………………..57

Список литературы ……………………………………………………………………58

Работа содержит 1 файл

ВКР.doc

— 322.50 Кб (Скачать)

Главным же критерием  развития гуманистической воспитательной системы является развитие личности ребенка. Отсюда возникает необходимость  в определение сущности развития.

Развитие, таким образом, определяется:

- фондом знаний,

- разнообразием способов деятельности,

- степенью сложности  решаемых проблем.

 

Развитый человек должен:

- продуктивно мыслить,

- быстро обучаться,

- уметь применить знания  в разных условиях,

- переносить усвоенные  приемы в новые условия,

- корректировать знания  и способы деятельности,

- находить новые способы  деятельности,

- иметь физические  возможности формировать новые  знания и способы деятельности.

 

                                                   Качественна оценка.

Качественный анализ эффективности воспитательной системы можно осуществить различными методами, выбор которых зависит от типа системы, от степени развитости школьной психологической и социологической службы, и, наконец, от личных интересов исследователя.

Первый подход к качественной оценке динамики воспитательной системы основан на экспертной оценке сформированности  нравственных  и других личностных качеств субъектов системы.

Второй подход к качественной оценке динамики воспитательной системы  предложен О.С. Газманом. Он предлагает трехуровневый  опрос учащихся, классного руководителя и родителей. Окончательный итог определяется как среднее арифметическое по категории опрашиваемых.

  1. Тест – опросник «Мое мнение о классе» ;
  2. Тест - опросник « Мое мнение о классе» для учителя;
  3. Тест – опросник «Мое мнение о классе» для родителей учащихся;

 

Подсчет баллов идет с  помощью дешифратора.

Главный недостаток методики – преувеличение внимания к коллективизму.

 

Третий подход к выявлению  эффективности воспитательной системы  состоит в том, что уровень  воспитанности оценивается интегрированным показателем – направленностью личности.

При этом под направленностью  подразумевается психологическая  подструктура, выражающаяся в системе  доминирующих мотивов, потребностей, интересов  и показывающая отношение человека к природе, обществу, самому себе. Обычно два типа направленности: гражданскую (общественную) и личностную (эгоцентрическую).

В последние годы формируется  четвертый подход к качественной оценке эффективности воспитательных систем, в основе которого – контекст культуры. К сожалению, технология еще не отработана. Авторы идеи – А.М. Рябченко и В.П. Добышева – считают, что фундамент воспитанности и ее главный результат заключается в гармонии внутренней и внешней культуры. Эта гармония определяет общую культуру человека, позволяющую ему  быть не просто равнодушным потребителем  и созерцателем культуры, но и активным ее носителем.

В каждой школе можно  разработать критерии и показатели эффективности воспитательной системы  в соответствии с конкретно поставленными  целями и задачами воспитания. Предлагаю один из вариантов такого анализа.

 

Критерии эффективности  воспитательной системы

Показатели

Методики изучения

I. Сформированность познавательного  потенциала личности учащегося

  1. Освоение учащимися образовательной программы
  2. Развитость мышления
  3. Познавательная активность учащихся
  4. Сформированность учебной деятельности
  1. Школьный тест умственного развития
  2. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости
  3. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка
  4. Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ)
  5. Педагогическое наблюдение

II. Сформированность нравственного  потенциала личности учащегося

  1. Нравственная направленность личности
  2. Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.
  1. Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"
  2. Методика С.М. Петровой "Русские пословицы"
  3. Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора"
  4. Метод ранжирования
  5. Методики "Репка" ("Что во мне выросло"), "Магазин", "Золотая рыбка", "Цветик - семицветик"

III. Сформированность  коммуникативного потенциала личности  выпускника

  1. Коммуникабельность
  2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся
  3. Знание этикета поведения
  1. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
  2. МЭПО и СУ
  3. Педагогическое наблюдение

IV. Сформированность эстетического  потенциала выпускника школы

  1. Развитость чувства прекрасного
  2. Сформированность других эстетических чувств
  1. Методика Торренса
  2. МЭПО и СУ
  3. Педагогическое наблюдение

V. Сформированность физического  потенциала выпускника

  1. Состояние здоровья выпускника школы
  2. Развитость физических качеств личности
  1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика
  2. Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

VI. Удовлетворенность  учащихся жизнедеятельностью в  школе

  1. Комфортность ребенка в школе
  2. Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)
  1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"
  2. Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"
  3. Анкета "Ты и твоя школа"
  4. Социометрия

VI. Сформированность общешкольного  коллектива

  1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе
  2. Развитость самоуправления
  3. Сформированность совместной деятельности

.

  1. Методика "Наши отношения"
  2. Методика М.И. Рожкова
  3. Социометрический эксперимент

 

 

1.4 Сравнительная  характеристика диагностик воспитанности  у различных авторов.

Имеющиеся в литературе данные показывают, что учителя в  своей практике при изучении школьников пользуются преимущественно психолого- педагогической характеристикой, где применяются, главным образом, метод наблюдения и социометрии. Получаемая информация, не основанная на многообразии форм и методов изучения личности школьников, явна не достаточна, так как не позволяет педагогу составить целостную программу педагогического воздействия. Такая ситуация возникла в последствии недостаточно разработанных теоретических и научно- методических положений об оперативном диагностирование как о первом отправном этапе в принятие учителем решения по целенаправленному формированию личности ученика.     

Крючкова О.В. и Хаткевич О.А, авторы данной диагностики рекомендуют разбить диагностику воспитанности по возрастам.

 Воспитанность человека постоянно проявляется в повседневном поведении, в конкретных воступках и делах, в высказываниях, эмоциональных реакциях, в отношении к окружающему. О воспитанности можно в определенной степени судить по жестам, мимике, интонации, порой даже по молчанию или бездействию.

Поскольку воспитанность  школьников представляет собой выражение  результатов воспитательного процесса, следовательно, она позволяет судить об эффективности воспитания. Поэтому, можно сделать вывод том. Что  эффективность воспитания школьников характеризуется  их воспитанностью и критерии оценки воспитанности выступают критериями эффективности воспитательного процесса.

Поскольку воспитанность  личности обусловлена прежде всего  целями и задачами общественного  воспитания молодежи, то есть по природе своей социальна, показатели воспитанности также определяются этими целью и задачами, зависят от социального строя и прогрессивных народных тенденций. Следовательно, показатели носят нормативный характер, конкретизируя требования общества к личности молодого человека.

Были сформулированы основные требования к показателям  воспитанности школьников:

  1. показатели должны отражать:

- обусловленные сущностью   определенного строя и традициями  народа типичные свойства личности, характеризующие ее важнейшие  отношения (социальные показатели);

- специфические качества, связанные с основной деятельностью  и возрастными особенностями  школьников (возрастные показатели);

-  наиболее существенные  индивидуальные отличия.

    2.Возрастные  показатели воспитанности учащихся соответствуют четырем возрастным ступеням: 1-3, 4-5, 6-8, 9-11 классы.

    3.  Оптимальное  число показателей для каждой  возрастной группы составляет  примерно 12-15.

    4. Наименование  показателей должны быть понятны  учащимся.

В результате теоретического анализа и экспериментальной работы ( анализ документов, анкетирование, изучение опыта воспитательной работы, мнение педагогов и воспитанников и др.) были выделены следующие социальные показатели воспитанности: патриотизм, коллективизм, интернационализм, гуманность, трудолюбие, честность, бережливость, дисциплинированность, активность, любознательность, а также эстетическое и физическое развитие. Для проверки и уточнения выявленных показателей применялся метод ранжирования, что помогло установить возрастные границы применения ряда показателей. Важным условием изучения эффективности воспитания служит выявление уровня воспитанности учащихся . под уровнем воспитанности следует понимать степень сформированности у школьника в соответствии с его возростными возможностями важнейших качеств личности, являющихся показателями воспитанности. Для объяктивного выявления уровня воспитанности педагогу надо знать, чем и как характерезуется «идеальная» воспитанность учащихся. Сравнивая с этой воспитанностью их фактическое поведение и отношения, можно сделать вывод о реальной воспитанности каждого школьника, установить ее уровень и таким образом судить об эффективности воспитания.

 На наш взгляд, методика выявления воспитанности школьников Крючкова О.В. и Хаткевича О.А. не содержит анализа среды в которой происходит развитие школьника, поэтому по данной методике трудно определить причины того или иного уровня воспитанности.

В.В. Воронов, в учебном пособии « технология воспитания» предлагает новую схему педагогической диагностики.

 

                                          Педагогическая диагностика

    Диагностика  учащихся класса, в которую входят  цели, методы, результаты (оформление). В методы входит: наблюдение

                                                         опросные( беседа, анкета, проективный тест)

                                                          изучение документов

А в результаты (оформление) входят словесная характеристика ученика, класса и диагностическая карта  класса.

Содержание диагностики  можно свести к следующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитие ребенка, познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления), эмоционально- волевая сфера, направленность личности (интересы, отношения, ценности, Я- концепция), наконец, поведение, поступки учащегося. Кроме того, классный руководитель изучает и класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др.

Как изучать учеников и класс как группу? Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, однако ему нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные.

Автор данной методики считает  что, проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться по плану и систематически.  Подготовленный классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом школы, если он есть. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику, так и направленную на частные аспекты развития учеников. Желательно составить программу изучения школьников.

Результатом диагностики  могут быть характеристики отдельных  учеников или всего класса, различные  по форме. Традиционная для отечественной школы текстовая характеристика класса в недавнем прошлом (как, впрочем, и сейчас) была преимущественно формальной, малоинформативной и не требующий диагностики. В личном деле ученика нет иных сведений, кроме успеваемости. В настоящее время, разрабатываются виды характеристик,  других документов, отражающих развитие и воспитание ученика и позволяющих осуществлять своего рода педагогический мониторинг.

В Московском педагогическом университете (сотрудниками кафедры  педагогики под руководством профессора, доктора педагогических наук В.И. Журавлева) в свое время была разработана диагностическая карта класса, имеющая следующие особенности. Она представляет собой таблицу, в  которую на пересечение столбцов и ленеек заносят данные о каждом ученике в сокращенном и или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной и однавременно удобной для обозрения и анализа: по горизонтали- все об одном ученике, по вертикали- состояние класса по одному показателю.

Несмотря на стремление автора придать данной диагностике более технологичный характер, мы нашли в ней и недостатки. При помощи данной методики изучается информация о ребенке со всех позиций, а нам бы хотелось такую методику, которая была бы направлена на изучение уровня воспитанности учащихся.

Минияров В.М. в учебном пособие «Педагогическая диагностика школьника»  определил. что задачи педагогической диагностики как учебного предмета отражают функциональное назначение части профессиональной деятельности учителя и могут быть выражены в виде следующих функций:

  1. обеспечение учителя системой обратной связи с учащимися для выработки педагогически направленных решений в системе «учитель- ученик» и наоборот.
  2. оценка результативности предшествующей педагогической деятельности на начало нового педагогического воздействия.
  3. определение социально- педагогического типа личночти школьника и учителя в процессе их взаимодействия и возможности в достижение воспитательного результата.
  4. установление перспективы дальнейшего формирования диагностируемой личности.
  5. организация на базе полученных результатов с помощью педагогической диагностики совместной деятельности учителя, ученика, родителей, педагогического коллектива.

Информация о работе Особенности воспитательных систем в современной школе