Особенности проявления психологических свойств темперамента у молодежи с глубокой патологией зрительного анализатора

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Проблема успешной адаптации в виде наиболее оптимальной приспособленности к реальным жизненным условиям молодежи с нарушениями зрения была и остается чрезвычайно актуальной.

Содержание

Введение 3
1. Темперамент как базовая составляющая структуры личности и его особенности у лиц с глубокой зрительной патологией 6
1.1. Темперамент: его структура и свойства 6
1.2. История преобразования взглядов на сущность и природу темперамента в России и за рубежом 16
1.3. К вопросу о влиянии зрительной патологии на формирование личностной сферы 68
1.4. Личность слепых и слабовидящих людей 72
1.5. Особенности темперамента у молодежи с глубоким нарушением зрения 76
2. Исследование проявления свойств темперамента у молодежи с глубокой зрительной патологией 83
2.1. Характеристика участников исследования 83
2.2. Описание методического аппарата исследования 84
2.3. Анализ результатов исследования 85
Заключение 92
Список литературы 94
Приложение 1 98
Приложение 2 101
Приложение 3 102
Приложение 4 112
Приложение 5 123

Работа содержит 1 файл

примерная курсовая.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

     В табл. 5 представлена сравнительная характеристика основных свойств высшей нервной деятельности по типам темперамента.

                      Табл. 5

Основные  психические свойства темперамента 

 
Психические

свойства

Типы  темперамента и соответствующие  им свойства ВНД
 
Сангвиник (сильный уравновешенный, подвижный)
Флегматик (сильный

уравновешенный,

инертный)

Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный) Меланхолик  (слабый неуравновешенный, малоподвижный)
1. Скорость психических реакций высокая медленная очень высокая средняя
2. Сила психических реакций (процессов возбуждения и торможения) средняя большая очень большая средняя
3. Экстраверсия — интроверсия экстраверт интроверт экстраверт интроверт
4. Пластичность — ригидность пластичный ригидный пластичный ригидный
5. Эмоциональная возбудимость умеренная слабая высокая высокая
6. Сила эмоций средняя слабая очень большая большая
7. Экспрессия умеренная пониженная повышенная повышенная
8. Эмоциональная устойчивость устойчив очень устойчив неустойчив очень неустойчив
9. Энергетическая активность средняя средняя очень высокая низкая
10. Реактивность низкая низкая очень низкая очень высокая
 

     Таким образом, основные компоненты темперамента (общая активность личности, моторика и эмоциональность), по выражению В.Д. Небылицына, «образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности – ее направленности, характера, способностей и др»22.

     Со  свойствами темперамента связана такая  черта личности, как тревожность. На это указывал еще И.П. Павлов: «В основе... нормальной боязливости, трусости, а особенно болезненных фобий, лежит простое преобладание физиологического процесса торможения как выражение слабости корковых клеток»23.

     В.В. Белоус24 и Я. Стреляу25 в своих опытно-экспериментальных исследованиях подтвердили это положение. Я. Стреляу отметил, что с ростом реактивности тревожность повышается и, наоборот, малая реактивность, как правило, соответствует пониженной тревожности. Было показано, что излишне высокая тревожность, например, отрицательно влияет на решение трудных задач. Такие задачи сами по себе являются сильными стимулами, поэтому их решение лицами с повышенным уровнем тревожности вызывает у них чрезмерное возбуждение, превышающее его оптимальный уровень. В результате этого наблюдается ухудшение результатов деятельности у тревожных индивидов.

     Темперамент находит себе особенно наглядное  выражение в силе, а также скорости, ритме и темпе всех психомоторных проявлений человека – его практических действий, речи, выразительных движений. Походка человека, его мимика и пантомимика, его движения, быстрые или медленные, плавные или порывистые, иногда неожиданный поворот или движение головы, манера вскинуть взгляд или потупить взор, тягучая вялость или медлительная плавность, нервная торопливость или мощная стремительность речи открывают нам какой-то аспект личности, тот динамический ее аспект, который составляет ее темперамент. При первой же встрече, при кратковременном, иногда даже только мимолетном соприкосновении с человеком мы часто сразу по этим внешним проявлениям получаем более или менее яркое впечатление о его темпераменте. 
 

1.5. Особенности темперамента у молодежи с глубоким нарушением зрения

     Еще в начале ХХ века выдающийся ученый, один из основателей отечественной дефектологии, Л.С. Выготский писал, что для полного понимания всех особенностей слепого мы должны вскрыть заложенные в его психологии тенденции, зародыши будущего.

     Выявление специфики процесса социализации молодежи с патологией зрения требует рассмотрения тех свойств личности, которые играют важную роль в преодолении сложных последствий зрительного дефекта, обусловливающего недоразвитие высших психических функций и социальной стороны бытия. С целью выяснения влияния зрительной патологии на проявление психологических свойств темперамента сотрудниками Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге было проведено сравнительное комплексное исследование основных психологических характеристик темперамента старших школьников с глубокими нарушениями зрения и их нормально видящих сверстников26.

     Исследование  проводилось в 2002–2004 гг. на базе школы-интерната  № 2 для слабовидящих школьников и школы-интерната № 1 для слепых и слабовидящих школьников им. К. Грота в Санкт-Петербурге. В исследовании приняло участие 108 человек (учащиеся 9–11 классов). Из них 54 человека – школьники с глубокими нарушениями зрения и 54 – зрячие сверстники. В ходе исследования был использован комплекс методик: опросники Г. Айзенка, В. Русалова, Л. Собчик, предназначенные для изучения основных свойств темперамента.

     Полученные  в ходе исследования средние показатели степени выраженности практически всех изучаемых свойств темперамента у обследуемых школьников: эргичности, социальной эргичности, пластичности, социальной пластичности, темпа, социального темпа (опросник В. Русалова), агрессивности, ригидности (опросник Л.Н. Собчик), нейротизма (опросник Г. Айзенка) свидетельствуют об отсутствии существенных различий между старшеклассниками со зрительной патологией и нормальным зрением. При этом выявленные показатели соответствуют нормативным, характерным для детей данного возраста.

     В то же время в ходе обследования выявлены некоторые групповые различия (нормально видящие и школьники с нарушениями зрения) и внутригрупповые различия (слепые и слабовидящие школьники). Так, в степени выраженности таких свойств темперамента, как эмоциональность и социальная эмоциональность, а также степени выраженности экстраверсии – интроверсии имеются статистически значимые различия (по T-критерию Стьюдента). Школьники со зрительной патологией по сравнению с нормально видящими показали более высокую степень выраженности социальной эмоциональности (соответственно 8,7 и 6,3 при р < 0,01) и менее выраженную степень общей эмоциональности (5,4 и 8,2 при р < 0,05). Кроме этого, у школьников со зрительной патологией обнаружена большая выраженность экстравертированной направленности личности (15,1) по сравнению с нормально видящими (11,8). Данные различия являются статистически значимыми (р < 0,05). Можно предположить, что выявленная тенденция – экстравертированная направленность личности школьников со зрительной депривацией – является проявлением компенсации, обусловленной стремлением к удовлетворению одной из главных потребностей, наиболее ярко выраженной в данном возрасте – потребности в общении, стремлением подростков к преодолению дефицита общения, обусловленного зрительной патологией, за счет расширения социальных контактов. В данном случае имеется вероятность того, что целью общения школьников со зрительной патологией становится «общение ради общения», при этом процесс межличностного взаимодействия может носить поверхностный характер и в итоге приводить к еще большей неудовлетворенности подростков в данной сфере.

     Очевидна  взаимосвязь данной тенденции с  более высокой степенью выраженности у школьников со зрительной патологией по сравнению с нормально видящими сверстниками такого свойства темперамента, как социальная эмоциональность. На фоне поверхностного контакта общения при общем стремлении к расширению социальных контактов возможны более частые неудачи в коммуникативной деятельности, что приводит к негативным эмоциональным переживаниям и, соответственно, более высокой чувствительности в коммуникативной сфере детей со зрительной депривацией. Полученные данные еще раз подтверждают имеющиеся в тифлологии сведения, что ситуации общения являются для лиц со зрительной депривацией наиболее стрессогенными, а высокую степень выраженности экстраверсии можно рассматривать как проявление «псевдокомпенсации».

     Выявленный  в ходе исследования дисбаланс по показателям общей и социальной эмоциональности (низкие показатели по общей эмоциональности и высокие  в проявлении социальной эмоциональности) на фоне высокой степени экстравертивной направленности личности может являться одним из проявлений нарушения социально-психологической адаптации у молодежи с нарушениями зрения.

     В ходе исследования были также выявлены различия в степени выраженности таких характеристик темперамента, как сензитивность, эмотивность, тревожность и спонтанность. Так, у слепых школьников, в отличие от слабовидящих и нормально видящих, более высокие показатели по шкале сензитивности, что может свидетельствовать об их более глубоких и дифференцированных переживаниях и повышенной чувствительности во взаимодействии с предметной и социальной средой. Высокая степень выраженности социальной эмоциональности, обнаруженная у слепых школьников, дает основание предполагать, что переживания прежде всего связаны с ситуациями общения, в которых слепые учащиеся проявляют повышенную чувствительность на эмоциональную теплоту или холодность психологического микро-климата. Таким образом, полученные количественные показатели проявления сензитивности у слепых школьников, рассматриваемые как акцентуации темперамента, в сочетании с высокой степенью проявления социальной эмоциональности могут свидетельствовать об их возможных затруднениях в процессе социальной адаптации и интеграции.

     Если  у слепых школьников показатели сензитивности  превышают нормативные, то у слабовидящих школьников эти показатели снижены по сравнению с нормально видящими и слепыми школьниками и в целом ниже нормативных. Очевидно, что ограниченные зрительные возможности слабовидящих детей приводят к снижению дифференцированной чувствительности в отношении различных нюансов предметной и социальной среды, обусловливают меньшую степень эмоционального реагирования на разнообразные явления окружающей действительности. Снижены показатели у слабовидящих по сравнению со слепыми и нормально видящими школьниками и по шкале эмотивности (у слепых средний показатель – 3,8, у нормально видящих – 3,9, а у слабовидящих – 2,2). Нивелирование проявления данных свойств темперамента у слабовидящих школьников может отрицательно сказываться на их социальной адаптации, поскольку позитивная или негативная окраска эмоциональных проявлений, дифференцированная эмоциональная чувствительность выполняют важные адаптивные функции. У слепых школьников показатели эмотивности соответствуют показателям нормально видящих и в целом нормативным, что отражает, очевидно, в этом отношении большие компенсаторные возможности слепых детей за счет поступления многообразной информации, идущей с сохранных анализаторных систем. Полученные данные могут свидетельствовать о том, что слабовидящие дети используют в процессе отражательной деятельности в основном нарушенное зрение и не используют в полной мере возможности других анализаторных систем. Очевидно, что слабовидящие дети должны быть объектом пристального внимания с точки зрения коррекционной работы, направленной на полисенсорное развитие.

     Более низкие показатели у слабовидящих школьников по сравнению со слепыми и нормально  видящими и по шкале тревожности, которая рассматривается авторами методики как психофизиологическое свойство, имеющее в определенной мере предупреждающий характер, сигнализирующий об опасности. Под опасностью подразумевается не только реальная угроза жизни, но и изменения в окружающей среде, а также явления, нарушающие обычный стереотип восприятия и поведения. Очевидно, что причины сниженных показателей тревожности у слабовидящих детей по сравнению с другими группа-ми школьников те же, что и причины низкой сензитивности и эмотивности, и связаны с ограниченными возможностями зрительного анализатора и особенностями зрительного восприятия слабовидящих детей.

     В то же время в группе слабовидящих школьников выявлены более высокие  показатели по сравнению со слепыми  и нормально видящими школьниками в степени выраженности такого свойства темперамента, как спонтанность (у слабовидящих – 3,9, у слепых – 2,1, у нормально видящих – 2,2). Спонтанность рассматривается как свойство, выражающееся в высокой поисковой активности, напористости и стремлении к самопредъявлению сильного «Я». Возможно, что пониженная сензитивность, эмотивность, тревожность слабовидящих школьников компенсируются проявлениями спонтанности. Недостатки зрительного восприятия, очевидно, заставляют детей проявлять большую напористость в личностном самоопределении, что, вероятно, помогает детям с нарушениями зрения адаптироваться к предметной и социальной среде. Но в условиях ограниченной возможности самореализации в некоторых сферах жизнедеятельности данная акцентуация темперамента слабовидящих школьников может создавать риск возникновения как межличностных, так и внутриличностных конфликтов.

     На  фоне общих тенденций, проявляющихся  в исследуемых группах школьников, в ходе проведенного исследования обнаружены большие внутригрупповые различия детей с нарушениями зрения по сравнению с нормально видящими в степени выраженности психологических свойств темперамента.

     Особенно  большой разброс индивидуальных показателей получен в группе слепых школьников. На фоне среднегрупповых  показателей, соответствующих нормативным, у некоторых обследуемых степень выраженности таких свойств темперамента, как сензитивность и тревожность, намного превышает нормативные показатели. Данные показатели выявлены у тотально слепых детей с тяжелыми клиническими формами зрительных нарушений и церебральными поражениями (ретролентальная фиброплазия, атрофия зрительного нерва, глаукома).

Информация о работе Особенности проявления психологических свойств темперамента у молодежи с глубокой патологией зрительного анализатора