Особенности проявления психологических свойств темперамента у молодежи с глубокой патологией зрительного анализатора

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Проблема успешной адаптации в виде наиболее оптимальной приспособленности к реальным жизненным условиям молодежи с нарушениями зрения была и остается чрезвычайно актуальной.

Содержание

Введение 3
1. Темперамент как базовая составляющая структуры личности и его особенности у лиц с глубокой зрительной патологией 6
1.1. Темперамент: его структура и свойства 6
1.2. История преобразования взглядов на сущность и природу темперамента в России и за рубежом 16
1.3. К вопросу о влиянии зрительной патологии на формирование личностной сферы 68
1.4. Личность слепых и слабовидящих людей 72
1.5. Особенности темперамента у молодежи с глубоким нарушением зрения 76
2. Исследование проявления свойств темперамента у молодежи с глубокой зрительной патологией 83
2.1. Характеристика участников исследования 83
2.2. Описание методического аппарата исследования 84
2.3. Анализ результатов исследования 85
Заключение 92
Список литературы 94
Приложение 1 98
Приложение 2 101
Приложение 3 102
Приложение 4 112
Приложение 5 123

Работа содержит 1 файл

примерная курсовая.doc

— 1.21 Мб (Скачать)
 

     Представить результаты в графическом виде невозможно, так как у каждого свойства темперамента свой максимальный бал: экстраверсия – 26, ригидность – 23, эмоциональная возбудимость – 20, темп реакций – 22, активность – 26.

      По  свойству темперамента экстраверсия–интроверсия получены результаты, подтверждающие наличие достоверно значимых различий в группах испытуемых (p = 0,01). При  этом, люди с глубокими нарушениями зрительного анализатора имеют более экстравертивную направленность по сравнению с нормально видящими. Показатель этого свойства темперамента как в основной группе, так и в группе сравнения, находится в пределах средних значений (12–16 баллов) между экстраверсией и интроверсией.

     Необходимо  отметить, что при исследовании экстраверсии и интроверсии с помощью индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик были получены результаты, статистически не подтверждающие наличие различий в группах испытуемых. Такие данные можно объяснить рассмотрением экстраверсии и интроверсии в индивидуально-типологическом опроснике Л.Н. Собчик по двум шкалам, а в опроснике Б.Н. Смирнова – по одной, так как по среднестатистическим значениям опросника Л.Н. Собчик прослеживается тенденция, подтверждающая более экстравертивную направленность лиц с нарушениями зрения: показатель экстраверсии (6,3) у них больше, чем в группе сравнения (5,8), а показатель интроверсии, наоборот, меньше (4,4 и 4,7 соответственно).

     Выраженность  эмоциональной возбудимости в группах испытуемых является статистически достоверно различной (p = 0,01), что подтверждает результаты, полученные по опроснику структуры темперамента В.М. Русалова: у людей с глубокими нарушениями зрения эмоциональная возбудимость ниже, чем у нормально видящих. При этом как в основной, так и в контрольной группе степень выраженности этого свойства темперамента соответствует средним показателям (8–13 баллов).

     Последнее свойство темперамента, выраженность которого достоверно различна в обеих группах, – активность. Примечательно, что активность людей с нарушением зрительной функции выше, чем у нормально видящих. Причем в основной группе она соответствует средним показателям (14–20 баллов), а в группе сравнения – низким (9–13 баллов).

     Таким образом, по результатам исследования молодежи с глубокой патологией зрительного анализатора в сравнении с нормально видящими сверстниками нами были выявлены свойства темперамента, выраженность которых в группах испытуемых достоверно различна: агрессивность, тревожность, темп, эмоциональность, социальная эмоциональность, экстраверсия–интроверсия и активность. У молодежи с патологией зрительного анализатора наблюдается более высокая выраженность таких свойств темперамента как агрессивность, темп и активность, более низкая тревожность, предметная и социальная эмоциональность и более экстравертивная направленность личности.

     Данные  показатели свидетельствуют о наличии  зависимости свойств темперамента от состояния зрительного анализатора: отсутствие или недостаточное поступление визуальной информации из окружающей среды приводит к снижению уровня тревожности и эмоциональности. В то же время зрительная депривация является фактором, затрудняющим выполнение как предметной, так и социальной деятельности. В таких условиях для успешного достижения поставленной цели молодежи с глубокими нарушениями зрительного анализатора приходится прикладывать больше усилий по сравнению с нормально видящими людьми, проявление которых в рамках темперамента выражается в более высокой активности, темпе и агрессивности. 

Заключение 

     Теоретическая часть работы показала недостаточную  разработанность в тифлопсихологии  вопроса о влиянии зрительной патологии на проявление психологических  свойств темперамента. Исследования в этой области проводились только сотрудниками Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, по результатам которых выявлена более экстравертивная направленность у людей с глубокой зрительной патологией в сравнении с нормально видящими. Ими были также установлены различия в предметной и социальной эмоциональности в группах испытуемых: предметная эмоциональность у лиц со зрительной депривацией ниже, чем у нормально видящих сверстников, а социальная эмоциональность, наоборот, выше. По всем остальным исследованным свойствам темперамента исследователи отмечают отсутствие статистически значимых различий в группах испытуемых.

     Проведенное нами практическое исследование свойств  темперамента у молодежи со зрительной патологией в сравнении с нормально  развивающимися сверстниками подтвердило результаты сотрудников РГПУ им. А.И. Герцена лишь по показателям выраженности экстраверсии–интроверсии и предметной эмоциональности и опровергло результаты, полученные ими по социальной эмоциональности. По данным нашего исследования у молодежи с глубокими нарушениями зрительного анализатора наблюдается экстравертивная направленность и более низкая, в сравнении с нормально развивающимися сверстниками, как предметная, так и социальная эмоциональность.

     При рассмотрении других свойств темперамента нами было выявлено наличие статистически значимых различий в выраженности агрессивности, тревожности, темпа и активности. У молодежи с патологией зрения (в сравнении с нормально развивающимися сверстниками) наблюдается сниженная тревожность и повышенная агрессивность, темп и активность. Более низкая тревожность и эмоциональность (как предметная, так и социальная) у молодежи со зрительной патологией являются следствием недостаточности визуального восприятия в процессе предметной деятельности и социального общения, а более высокая агрессивность, темп и активность являются следствием действия компенсаторных процессов.

     Таким образом, полученные в результате исследования данные подтверждают высказанную нами гипотезу о наличии опосредованного влияния зрительной патологии на проявление психологических свойств темперамента. Выявленные нами особенности темперамента у молодежи с глубокими нарушениями зрительного анализатора требуют дальнейшего научного рассмотрения. Необходимо провести более дифференцированный анализ факторов, приводящих к изменениям в выраженности свойств темперамента, разработать программы по формированию у слепого и слабовидящего ребенка таких навыков, привычек, способов поведения, которые помогали бы сглаживать природные недостатки темперамента.

Список  литературы 

  1. Алфимова  М.В., Трубников В.И. Генные основы темперамента и личности // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 128–139.
  2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. – М.: МПСИ, 2005. – 432 с.
  3. Батаршев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 336 с.
  4. Белоус В.В. Пути гармонизации темперамента и деятельности // Вопросы психологии. – 1989. – №5. – С. 65–71.
  5. Волкова И.П. Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями зрения // Дефектология. – 2005. – № 3. – С. 39–47.
  6. Вундт В. Темпераменты: Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с. – С. 341–342.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
  8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2006. – 334 с.
  9. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2005. – 509 с.
  10. Кант И. О темпераменте: Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с. – С. 313–318.
  11. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер: Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с. – С. 367–371.
  12. Корнилова И.Г. Личностное своеобразие и его роль в процессе социализации подростков с патологией зрения // Дефектология. – 2001. – № 2. – С. 3–12.
  13. Корнилова И.Г. Применение метода беседы в исследовании межличностных отношений подростков с патологией зрения // Дефектология. – 2002. – № 2. – С. 3–13.
  14. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 332 с.
  15. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека: Проблемы развития психики. – М., 1981. – С. 193–218.
  16. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб.: Каро, 2006. – 336 с.
  17. Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента: Очерк теории темперамента. – М., 1964. – С. 3–18.
  18. Небылицын В.Д. Темперамент: Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с. – С. 352–360.
  19. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека: Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с. – С. 160 – 162.
  20. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: «БАХРАХ-М», 2006. – 672 с.
  21. Ростомашвили И.Е. Личностные особенности подростков с патологией зрения. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения. Материалы международной научно-педагогической конференции тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящённой 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена / Под ред. М.И. Панина. – М., 1997. – 236 с.
  22. Рубинштейн С.Л. Темперамент и характер: Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с. – С. 40–69.
  23. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. – 1985. – № 1. – С. 19–32.
  24. Русалов В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности: Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – СПб.: «Питер», 2002. – 480 с. – С. 66–75.
  25. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. – 1986. – том 7. – №4. – С. 23–35.
  26. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. – СПб.: Речь, 2002. – 96 с.
  27. Собчик Л.Н. На основе ведущих тенденций // Школьный психолог. – 2001. – №№ 7, 9.
  28. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб.: Речь, 2003. – 640 с.
  29. Собчик Л.Н. Теория ведущих тенденций как основа методологии психодиагностического исследования // Московский психологический журнал. – № 3. – http://magazine.mospsy.ru/nomer3/sob_03.shtml
  30. Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 688 с.
  31. Солнцева Л.И. Воспитание слепых и слабовидящих детей подросткового возраста в условиях школы-интерната: Проблемы и трудности. – М.: Рос. гос. б-ка для слепых, 2004. – 68 с.
  32. Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. – 2000. – № 4. – С. 3–8.
  33. Солнцева Л.И. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики. – М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2006. – 117 с.
  34. Стендаль Классификация человека: Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с. – С. 318–340.
  35. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии / Под ред. И.В. Равич-Щербо. – М.: Прогресс, 1982. – 230 с.
  36. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методах их определения: Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с. – С. 163–172.
  37. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии: Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с. – С. 172–179.
  38. Цуканов Б.И. Фактор времени и природа темперамента // Вопросы психологии. – 1988. – № 4. – С. 129–136.
  39. Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным. – http://www.terpsy.ru/page/496.shtml
  40. Юнг К.Г. Психологические типы. – http://www.terpsy.ru/page/495.shtml
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Характеристика  основной группы испытуемых

№№ шифр пол возраст острота зрения патология зрительного анализатора
1 45 Ж 15 OD=0,06 в/о=0,2 OS=0,06 в/о=0,2 врожденная  оперированная миопия выс. ст., прямой сложный астигматизм, частичная  атрофия зр. нерва ОU, альтернирующее расход. косоглазие
2 47 Ж 15 OD=0,2н/к  OS=0,2н/к абиотрофия  сетчатки Штаргардта, гиперметропия слабой степени, нистагм ОU
3 48 Ж 15 OU=0 апиридия, пигментная дегенерация сетчатки, ретинит Коатса, втор. абсолютная некомпенсированная  глаукома обоих глаз, нистагм
4 49 Ж 15 OD=0,07 в/о=0,1 OS=0,06 в/о=0,1 синдром Марфана, подвывих хрусталика OD, артифакия OS, миопия выс.ст., астигматизм ОU
5 50 М 15 OU=0 субатрофия  глазных яблок, ретинопатия недоношенных, нистагм OU, Афакия, опер. отслойка сетчатки, заращение зрачка OD, лентовидная  дегенерация роговицы, катаракта OS
6 51 Ж 15 OD=0,1 в/о=0,2 OS=0,07 в/о=0,1 афакия, нистагм OU, альтернирующее расход. косоглазие
7 52 М 15 OD=0,2н/к OS=0,3 н/к альбинизм, частичная  атрофия зрит. нервов, гиперметропия  сл. ст., астигматизм, нистагм OU, альтернир. расход. косоглазие
8 53 М 15 OU=0 врожд. атрофия  зрит. нервов, абиотрофия сетчатки, гиперметропия выс. ст., заднеполярная катаракта, нистагм OU
9 54 Ж 15 OD=0,1    OS=0,1 абиотрофия  сетчатки Штаргардта, гиперметропия сл. ст., астигматизм OU, расход. косоглазие OD
10 55 Ж 15 OD=0,1 в/о=0,2 OS=0,09 в/о=0,2 микрокорнеа, афакия, амблиопия, нистагм OU
11 56 М 15 OD=0,1 в/о=0,2 OS=0,08  в/о=0,1 абиотрофия  сетчатки Штаргардта, альтернир. расход. косоглазие, гиперметропия сл. ст. OU
12 58 Ж 15 OD=0,05 в/о=0,2  OS=0,08 в/о=0,2 микрокорнеа, вр. глаукома, нистагм, афакия OU, альтернир. сход. косоглазие
13 59 М 15 OD=0,2  OS=0,2 артифакия OU, хрон. иридоциклит OS
14 73 М 15 OU=0 вр. микрофтальм 4 степени OU
15 74 М 17 OD=свет  OS=0,3н/к посттравматическая  отслойка сетчатки, афакия, иридоциклит OD, миопия ср. ст., астигматизм, амблиопия смешанной формы OS
16 75 М 16 OD=0,1    OS=0,1 артифакия обскурационная, амблиопия выс. ст., оперир. нистагм OU
17 76 Ж 15 OD=0,1в/о=0,2 OS=0,1в/о=0,3 оперир. прогрес. миопия ср. ст., ПХРД OU
18 77 Ж 16 OD=0,1в/о=0,3 OS=0,1в/о=0,3 микрокорнеа, афакия, амблиопия, смеш. нистагм OU, атрофия зр. нерва OD, грыжа стекл. тела OD, альтернирующее сходящ. косоглазие
19 9-ди Ж 17 OU=0 вр. миопия 3 степени, афакия, отслойка сетчатки OU
20 79 М 16 OD=0,05 OS=0,06 абиотрофия сетчатки Штаргардта
21 80 М 17 OU=0 микрофтальм, нистагм OU, вр. катаракта ОD, афакия, фиброз стекловидного  тела OS
22 81 Ж 16 OU=0,03 вр. миопия выс. ст., атрофия зрительного нерва, ПХРД, косоглазие ОU
23 83 Ж 17 OU=0 вр. атрофия  зр. нервов, дистрофия сетчатки, гиперметропия слабой степени, нистагм OU
24 85 М 16 OD=0,2н/к    OS=0,2н/к макулодистрофия сетчатки OU, нистагм
25 86 М 17 OD=0     OS=0,06 микрокорнеа, нистагм, сходящ. косоглазие OU, вр. отслойка сетчатки, фиброз стекл. тела OD, вр. атрофия зр. нерва OS
26 11-кк Ж 17 OD=0,05 OS=0,1 артифакия, альтернир. расход. косоглазие, амблиопия, миопия сл. ст.
27 89 Ж 17 OD=0,3н/к OS=0,07 частичная атрофия  зр. нерва, гиперметропия сл. ст. OU, альтернир. сход. косоглазие
28 90 Ж 16 OD=0,3     OS=0,3 смешанный астигматизм OU, расход. косоглазие OS с вертикальным компонентом, спазм аккомодации
29 92 Ж 18 OD=0,1в/о=0,3              OS=0,09  в/о=0,1 частичная атрофия  зр. нервов, астигматизм OU, миопия сл. ст. OD / выс. ст. OS, сходящ. косоглазие
30 94 М 20 OD=0     OS=0,05 вр. оперированная  глаукома: абсолютная декомпенсир. OD / далекозашедшая декомпенсир. OS, микрокорнеа, афакия, нистагм OU
31 О1 Ж 20 OU=0,3 астигматизм, косоглазие, миопия выс. ст.
32 О2 М 19 OD=0     OS=0,03 в/о=0,2 атрофия зрит. нерва, миопия выс. ст., нистагм
33 О3 М 20 OU=0,1 н/к абиотрофия  сетчатки Штаргардта
34 О4 Ж 20 OD=0,3 OS=0,08 атрофия зрит. нерва, миопия выс. ст.
35 О5 М 18 OD=0,1    OS=0,1 опер. катаракта OU, афакия OU
36 О6 Ж 19 OU=0,2 миопия выс. ст. OU, глаукома OU
37 О7 Ж 19 OU=0,04н/к атрофия зрит. нерва OU, дистрофия сетчатки OU, косоглазие OU
38 О8 Ж 20 OD=0 OS=0,03н/к амблиопия выс. ст. OU, атрофия зрит. нерва OU, афакия OU, глаукома OU, миопия выс. ст., нистагм OU
39 О9 М 20 OD=0,1н/к OS=свет афакия OU, отслойка сетчатки OD, глаукома OS, миопия выс. ст. OU
40 О 10 Ж 19 OU=0 отслойка сетчатки OU
 
 
 

Приложение 2

Анкета

ФИО____________________________________________________________

(полностью)

Дата  рождения____________________   Возраст____________ 

VIS OD = ________  B/O OD = ________    Н/К

VIS OS = ________   B/O OS = ________    Н/К

                                         (подчеркнуть)

Патология зрительного анализатора: без патологии, абиотрофия сетчатки Штаргардта, амблиопия ______ степени, артифакия, астигматизм, атрофия зрительного нерва, афакия, гиперметропия ______ степени, глаукома, иридоциклит, катаракта, косоглазие, микрокорнеа, микрофтальм, миопия ______ степени, нистагм, отслойка сетчатки,  синдром Марфана

(подчеркнуть  нужное или дописать) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Время возникновения зрительной патологии: с рождения, с _______ лет 
 
 

             Дата заполнения  анкеты «____»_______________   _______ года 
     
     

Все указанные вами сведения являются конфиденциальными 

и не подлежат разглашению 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3

Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик (ИТО)

     На  базе приведенной выше авторской концепции личности – теории ведущих тенденций – разработан новый психодиагностический тест, выявляющий индивидуально типологические особенности и оценивающий степень адаптированности конкретного человека, в том числе при различной степени выраженности стрессовых состояний и при пограничных невротических расстройствах. Каждый вектор позволяет определить ведущую тенденцию в структуре личности конкретного индивида, которая отражает преобладающий индивидуальный стиль. Типология индивидуальности базируется на восьми тенденциях: четырех основных и четырех промежуточных; результат сочетания двух соседствующих на схеме тенденций реализуется в виде восьми вариантов социального поведения. Противопоставляемые друг другу типологические свойства ригидности и эмотивности в свою очередь формируют два полярных типа, представляющих собой смешанные варианты по отношению к чисто «слабому» и чисто «сильному» типу.

Информация о работе Особенности проявления психологических свойств темперамента у молодежи с глубокой патологией зрительного анализатора