Особенности проявления психологических свойств темперамента у молодежи с глубокой патологией зрительного анализатора

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Проблема успешной адаптации в виде наиболее оптимальной приспособленности к реальным жизненным условиям молодежи с нарушениями зрения была и остается чрезвычайно актуальной.

Содержание

Введение 3
1. Темперамент как базовая составляющая структуры личности и его особенности у лиц с глубокой зрительной патологией 6
1.1. Темперамент: его структура и свойства 6
1.2. История преобразования взглядов на сущность и природу темперамента в России и за рубежом 16
1.3. К вопросу о влиянии зрительной патологии на формирование личностной сферы 68
1.4. Личность слепых и слабовидящих людей 72
1.5. Особенности темперамента у молодежи с глубоким нарушением зрения 76
2. Исследование проявления свойств темперамента у молодежи с глубокой зрительной патологией 83
2.1. Характеристика участников исследования 83
2.2. Описание методического аппарата исследования 84
2.3. Анализ результатов исследования 85
Заключение 92
Список литературы 94
Приложение 1 98
Приложение 2 101
Приложение 3 102
Приложение 4 112
Приложение 5 123

Работа содержит 1 файл

примерная курсовая.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

     Итак, на основе анализа основных результатов, полученных в различных школах, можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев в состав темпераментальных свойств исследователи включают динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения. Общепризнанным является представление о наследственной обусловленности темперамента, его относительной устойчивости, о единстве, целостности проявлений в темпераменте биологических и психологических качеств человека. К сожалению, следует констатировать, что большинство из указанных выше авторов не ставит вопрос о теоретической модели темперамента, основанной на современных представлениях о биологической организации человека, и прежде всего – работе нервной системы, из которой можно было бы вывести заданное количество основных шкал (факторов) темперамента. Большинство изучаемых свойств темперамента носит, как правило, описательный характер. Количество свойств вытекает не из определенной теоретической модели, а детерминировано особенностями факторной обработки исходных характеристик темперамента. В факторных теориях темперамента ничего не говорится о развитии свойств темперамента, о влиянии одних свойств на другие, об их роли и месте в структуре личности и индивидуальности. Разделение черт темперамента и свойств личности происходит часто механически: или на основании возрастного ценза, как у американских исследователей, все многообразие динамических характеристик, наблюдаемых у детей, автоматически относится к темпераменту, а у взрослых – к личности; или на том основании, что якобы только темперамент, как в Пермской школе, образует устойчивые инвариантные соотношения, в то время как личностные образования таких инвариантов не имеют. Представления об иерархической структуре свойств индивидуальности, в которой черты темперамента могут выступать в качестве задатков вышележащих личностных свойств, фактически не изучаются. И только исследования темперамента, проводимые в лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН под руководством В.М. Русалова и разработанная Л.Н. Собчик типология индивидуально-личностных свойств, описанные нами в этом параграфе, направлены на решение вышеуказанных проблем.

     Многообразию  человеческого поведения в различных  жизненных ситуациях мы обязаны  своеобразному сочетанию различных  подструктур нашей личности: эмоциям, воле, характеру, интеллекту, отношениям, мотивам и т. п. Темперамент – одна из таких подструктур. Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение черт от tempero – смешиваю в надлежащем соотношении) – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

     Согласно  результатам психогенетических  исследований, показатели наследуемости для черт темперамента составляют 30–60 %, причем особенности темперамента, так же как и другие психологические свойства, зависят от суммарного влияния или взаимодействия многих генов с небольшими эффектами. Эти данные являются популяционной характеристикой и отвечают лишь на вопрос, насколько сильно влияние генотипа на формирование различий между людьми по чертам темперамента.

     Анализ  внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа, по результатам исследования В.Д. Небылицына, приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, «обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений»19.

     Наиболее  широкое значение в структуре  темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида и выступает в следующих формах: в стремлении к продолжению начатой деятельности; в энергичности производимых действий; в выносливости по отношению к напряжению, связанному с активностью; в разнообразии производимых действий, скорости и их варьировании; в скоростных характеристиках реакций и движений (темп, скорость движений). Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; разумеется, при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими («содержательными») особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема – на другом.

     Противоположностью  активности является пассивность поведения. Основанием для оценки биполярной характеристики темперамента (активность – пассивность) являются степень активности в трудовой, учебной и общественной деятельности индивида, отношение его к выполнению своих обязанностей, способ проведения досуга и т. п. При этом пассивность поведения понимается как отсутствие активности или значительное ее снижение.

     Существует  определенная связь активности поведения  индивида с его реактивностью. Активность и реактивность составляют своего рода энергетический уровень поведения индивида, определяемый индивидуальными различиями физиологических механизмов, ответственных за накопление и освобождение энергий. Под реактивностью понимается уровень интенсивности реакций как ответ на определенные раздражители. Этот уровень интенсивности реакций колеблется в значительных пределах у лиц с различными типами темперамента. Известно, что слабая нервная система относительно легко возбуждается, но и быстро тормозится. Слабость нервной системы, как отмечает Н.С. Лейтес, означает не только недостаток силы, малую выносливость, но и повышенную чувствительность, реактивность. Для лиц со слабой нервной системой реактивность проявляется в готовности реагировать на незначительные раздражители и выступает в качестве одного из видов активности. Реактивность тем сильнее, чем выше возбудимость индивида. Другими словами, чем слабее раздражитель, вызывающий хотя бы еле заметную реакцию у индивида, тем сильнее его реактивность. Между реактивностью и активностью существует обратная связь. Высокореактивные индивиды характеризуются обычно пониженной активностью действий, их деятельность недостаточно интенсивна. В свою очередь, низкореактивные индивиды характеризуются большей активностью. Это означает, что, реагируя на непосредственные раздражители слабее, чем высокореактивные индивиды, они отличаются большей интенсивностью действий. Сравнительные данные реакций и свойств темперамента низкореактивных и высокореактивных индивидов представлены в табл. 4. 

                           Табл. 4

Сравнительные данные реакций и свойств темперамента низкореактивных и высокореактивных индивидов

Низкореактивные индивиды Высокореактивные  индивиды
Экстраверсия Интроверсия
Подвижность высокая Подвижность низкая
Низкая  скорость образования условных реакций Высокая скорость образования условных реакций
Активное  устранение рассогласования между субъектом и средой Приспособление  к среде
Примерное соответствие уровня притязаний уровню выполнения задачи (реалистичность притязаний)

Стабильная  самооценка

Уровень притязаний необоснованно ниже (или, реже, выше) уровня выполнения задачи (неадекватность притязаний)

«Плавающая» самооценка

Преобладание  главных действий над вспомогательными Преобладание  вспомогательных действий над главными
Более высокая выносливость в стрессе Менее высокая  выносливость в стрессе
Низкая  тревожность Высокая тревожность
Низкая  сенсорная чувствительность

Малая подверженность утомлению

Высокая сенсорная  чувствительность

Повышенная  утомляемость

Непрерывность однородных действий Поочередность выполнения действий и выраженная их дискретность
Низкая  обучаемость, стремление к самообразованию, самодостаточность Высокая обучаемость, пониженное стремление к самообразованию, стремление учиться у других людей
Склонность  к логическому познанию Склонность  к чувственному познанию
Предпочтение устной речи Предпочтение  письменной речи
Предпочтение  профессий с высоким физическим и социальным риском Предпочтение  профессий вне физического риска, несклонность к занятиям спортом
Тенденция к формированию высокой активности личности Тенденция к формированию низ-коактивирующих характеристик личности

     В структуре этого компонента С.Л. Рубинштейн20 рассматривает две характеристики темперамента: силу психических процессов и их напряженность. Для темперамента показательна сила психических процессов, при этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т. е. степень динамической устойчивости. При значительной устойчивости сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся условий, в которых оказывается человек, и адекватна им: более сильное внешнее раздражение вызывает более сильную реакцию, более слабое раздражение – более слабую реакцию. У индивидов с большей неустойчивостью, наоборот, сильное раздражение может – в зависимости от очень изменчивого состояния личности – вызвать то очень сильную, то очень слабую реакцию; точно так же и самое слабое раздражение может иногда вызвать и очень сильную реакцию; весьма значительное событие, чреватое самыми серьезными последствиями, может оставить человека безразличным, а в другом случае ничтожный повод даст бурную вспышку: реакция в этом смысле совсем неадекватна «раздражителю». Психическая деятельность одной и той же силы может отличаться различной степенью напряженности в зависимости от соотношения между силой данного процесса и динамическими возможностями данной личности. Психические процессы определенной интенсивности могут совершаться легко, без всякого напряжения у одного человека в один момент и с большим напряжением у другого человека или у того же человека в другой момент. Эти различия в напряжении скажутся в характере то ровного и плавного, то толчкообразного протекания деятельности.

     К группе качеств, составляющих первый компонент  темперамента, вплотную примыкает (или  даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй – двигательный, или моторный, – его компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально – речедвигательного) аппарата. Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными градациями. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота (скорость), темп, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

     От  скорости или быстроты протекания психических процессов нужно отличать их темп (количество актов за определенный промежуток времени, зависящее не только от скорости протекания каждого акта, но и от величины интервалов между ними) и ритм (который может быть не только временным, но и силовым). Характеризуя темперамент, надо опять-таки иметь в виду не только среднюю скорость протекания психических процессов. Для темперамента показательна и свойственная данной личности амплитуда колебаний от наиболее замедленных к наиболее ускоренным темпам. Наряду с этим существенное значение имеет и то, как совершается переход от более медленных к более быстрым темпам или наоборот – от более быстрых к более медленным: у одних он совершается, более или менее ровно и плавно нарастая или спадая, у других – как бы рывками, неравномерно и толчкообразно. Эти различия могут перекрещиваться: значительные переходы в скорости могут совершаться путем плавного и равномерного нарастания, а с другой стороны, относительно менее значительные изменения в абсолютной скорости могут совершаться порывистыми толчками. Эти особенности темперамента сказываются во всей деятельности личности, в протекании всех психических процессов.

     Скоростные  характеристики реакций и движений также лежат в широком диапазоне: от резкого и стремительного нарастания до замедленного темпа и затухания движений.

     Основное  проявление темперамента очень часто  ищут в динамических особенностях «реакций»  человека – в том, с какой силой и быстротой он действенно реагирует на раздражения. Действительно, центральными звеньями в многообразных проявлениях темперамента являются те, которые выражают динамические особенности не отдельно взятых психических процессов, а конкретной деятельности в многообразных взаимосвязях различных сторон ее психического содержания. Однако сенсомоторная реакция никак не может служить ни исчерпывающим, ни адекватным выражением темперамента человека.

     Третьим основным компонентом темперамента, выделенным В.Д. Небылицыным, является «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения своеобразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим. В дополнение этим характеристикам «эмоциональности» С.Л. Рубинштейн21 выделяет еще «эмоциональную возбудимость», которая сказывается в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает личность, – и устойчивости, с которой оно сохраняется. От темперамента человека зависит, как быстро и сильно он загорается и с какой быстротой затем угасает. Эмоциональная возбудимость проявляется, в частности, в настроении, повышенном вплоть до экзальтации или пониженном вплоть до депрессии, и особенно в более или менее быстрой смене настроений, непосредственно связанной с впечатлительностью.

Информация о работе Особенности проявления психологических свойств темперамента у молодежи с глубокой патологией зрительного анализатора