Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 12:42, курсовая работа
Проблема успешной адаптации в виде наиболее оптимальной приспособленности к реальным жизненным условиям молодежи с нарушениями зрения была и остается чрезвычайно актуальной.
Введение 3
1. Темперамент как базовая составляющая структуры личности и его особенности у лиц с глубокой зрительной патологией 6
1.1. Темперамент: его структура и свойства 6
1.2. История преобразования взглядов на сущность и природу темперамента в России и за рубежом 16
1.3. К вопросу о влиянии зрительной патологии на формирование личностной сферы 68
1.4. Личность слепых и слабовидящих людей 72
1.5. Особенности темперамента у молодежи с глубоким нарушением зрения 76
2. Исследование проявления свойств темперамента у молодежи с глубокой зрительной патологией 83
2.1. Характеристика участников исследования 83
2.2. Описание методического аппарата исследования 84
2.3. Анализ результатов исследования 85
Заключение 92
Список литературы 94
Приложение 1 98
Приложение 2 101
Приложение 3 102
Приложение 4 112
Приложение 5 123
Полученные данные, с одной стороны, свидетельствуют об отсутствии непосредственного влияния глубоких нарушений зрения на проявление основных свойств темперамента, с другой – о том, что степень проявления индивидуально-типологических особенностей в значительной мере может быть обусловлена самой организацией учебно-воспитательного процесса, в ходе которого формируется соответствующий склад нервной деятельности, нередко маскирующий, а иногда и заостряющий проявление врожденных свойств нервной системы, являющихся основой темперамента.
Полученные данные подтверждают вывод о том, что дети с нарушениями зрения являются группой риска с точки зрения возможных проявлений личностной дезадаптации, обусловленной сложным сочетанием биологических, социальных и аномальных факторов.
Дальнейшее
изучение индивидуальных различий, обусловленных
сложным сочетанием индивидуально-типологических,
социальных и аномальных факторов,
позволит более обоснованно осуществлять
организацию дифференцированного и индивидуального
подхода в обучении и воспитании слепых
и слабовидящих школьников.
Глава 2.
Исследование
проявления свойств
темперамента у молодежи
с глубокой зрительной
патологией
2.1. Характеристика участников исследования
Для проведения исследования нами было отобрано 80 человек в возрасте от 15 до 20 лет. Выбор испытуемых осуществлялся на основе анамнестических данных из медицинских карт и разработанной нами анкеты (приложение 2). Из их числа в основную группу вошло 40 испытуемых, группа сравнения также составила 40 человек.
Испытуемые, вошедшие в основную группу, имеют сложные врожденные или рано приобретенные нарушения зрительного анализатора и остроту зрения не выше 0,3 (приложение 1). То есть, эту группу составили тотально слепые, частично видящие и слабовидящие люди с множественными заболеваниями зрительного анализатора. Из них 17 человек – лица мужского пола, 23 – женского.
Группу сравнения составили лица, не имеющие зрительной патологии, либо имеющие одиночные (в основном миопия низкой степени) нетяжелые нарушения, с остротой зрения не ниже 0,7 на лучше видящем глазу. Из них 15 человек – лица мужского пола, 25 – женского.
Исследование
основной группы проводилось на базе Государственного
специального (коррекционного) образовательного
учреждения для обучающихся воспитанников
с отклонениями в развитии «Специальная
(коррекционная) школа-интернат III, IV вида»
в г. Хабаровске в периоде с 21.01.2008 по 18.02.2008
года. Группы сравнения – на базе Дальневосточного
Государственного Гуманитарного Университета
(ДВГГУ) в г. Хабаровске и Лицея Информационных
Технологий (МОУ ЛИТ) в г. Хабаровске в
период с 25.02.2008 по 15.03.2008 года.
2.2. Описание методического аппарата исследования
В качестве методического материала необходимого для проверки выдвинутой гипотезы нами были подобраны опросники, направленные на диагностику свойств темперамента: индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик – ИТО (приложение 3), опросник структуры темперамента В.М. Русалова – ОСТ (приложение 4), опросник Б.Н. Смирнова (приложение 5). Как указывалось нами в первой главе, данные методики исследования свойств темперамента на сегодняшний день являются теоретически наиболее обоснованными, учитывающими новейшие достижения науки в области психологии, физиологии, нейропсихологии и генетики, прошедшими стандартизацию и валидизацию на большом количестве испытуемых. Ограничения данных методик по возрасту – не младше 15 лет, что соответствует возрасту испытуемых как в основной группе, так и в группе сравнения.
Табл. 6
Свойства темперамента, исследуемые с помощью данных опросников
свойства темперамента | опросники | ||
ИТО | ОСТ | Смирнов | |
экстраверсия | + | + | |
интроверсия | + | + | |
спонтанность | + | ||
сензитивность | + | ||
агрессивность | + | ||
тревожность | + | ||
эмотивность (лабильность) | + | ||
эргичность | + | ||
Социальная эргичность | + | ||
Пластичность | + | ||
Социальная пластичность | + | ||
Темп | + | ||
Социальный темп | + | ||
Эмоциональность | + | + | |
Социальная эмоциональность | + | ||
ригидность | + | + | |
темп реакций | + | ||
активность | + |
Все опросники имеют шкалы, выявляющие степень достоверности полученных данных: шкала лжи, аггравации (подчеркивание проблем), социальной желательности.
Адаптация
опросников для исследования лиц
с глубокой зрительной патологией состояла
в увеличении размера шрифта текста
опросника и бланка для ответов.
При диагностике слепых людей стимульный
материал предъявлялся им в аудиальной
форме, а ответы фиксировались испытуемыми
по средствам шрифта Брайля.
2.3. Анализ результатов исследования
Полученные в результате исследования эмпирические данные выраженности свойств темперамента у лиц с глубокой зрительной патологией и их нормально видящих сверстников были подвергнуты статистической обработки с помощью U-критерия Манна-Уитни с целью выявления достоверно значимых различий свойств темперамента в группах испытуемых.
После
обработки результатов, полученных
с помощью индивидуально-
Табл. 7
Среднестатистические показатели выраженности свойств темперамента
по результатам опросника Л.Н. Собчик
№№ | свойства темперамента | среднестатистический показатель в группе | |
основная группа | группа сравнения | ||
1 | экстраверсия | 6,3 | 5,8 |
2 | спонтанность | 5,1 | 4,9 |
3 | агрессивность | 5,7 | 4,9 |
4 | ригидность | 5,5 | 4,8 |
5 | интроверсия | 4,4 | 4,7 |
6 | сензитивность | 5,5 | 6 |
7 | тревожность | 4,4 | 5,7 |
8 | эмотивность | 5,6 | 5,6 |
В графическом виде выраженность свойств темперамента в группах выглядит следующим образом:
Рисунок 2. Выраженность свойств темперамента
в основной
группе и группе сравнения по результатам
индивидуально-типологического
Из
всех исследуемых свойств
Таким
образом, по результатам индивидуально-
Далее
рассмотрим результаты, полученные по
опроснику структуры
Табл. 8
Среднестатистические показатели выраженности свойств темперамента
по опроснику В.М. Русалова
№№ | свойства темперамента | среднестатистический показатель в группе | |
основная группа | группа сравнения | ||
1 | эргичность | 6 | 5,7 |
2 | социальная эргичность | 8,1 | 7,5 |
3 | пластичность | 6,4 | 6 |
4 | социальная пластичность | 5,2 | 5,8 |
5 | темп | 7,9 | 7,1 |
6 | социальный темп | 8 | 7,4 |
7 | эмоциональность | 4 | 5,8 |
8 | Социальная эмоциональность | 5,4 | 7,2 |
Статистическая обработка результатов показала наличие достоверно значимых различий в группах по свойствам темперамента: темп (p = 0,05), эмоциональность (p = 0,01) и социальная эмоциональность (p = 0,01).
Более высокий темп у лиц с глубокими нарушениями зрительного анализатора в сравнении с нормально видящими людьми характеризуется большей скоростью выполнения отдельных операций, быстротой предметно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности. Эмоциональность – эмоциональная чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе и социальная эмоциональность – эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей в основной группе значительно ниже, чем в группе сравнения. При этом показатель эмоциональности в основной группе (4 балла) характеризует низкий уровень выраженности этого свойства темперамента у лиц с глубокой зрительной патологией.
Рисунок 3. Выраженность свойств темперамента в группах
по опроснику
структуры темперамента В.М. Русалова
Теперь
перейдем к описанию результатов, полученных
по опроснику темперамента Б.Н. Смирнова.
Табл. 9
Среднестатистические показатели выраженности свойств темперамента
по опроснику Б.Н. Смирнова
№№ | свойства темперамента | среднестатистический показатель в группе | |
основная группа | группа сравнения | ||
1 | экстраверсия | 15,2 | 14,2 |
2 | ригидность | 11,2 | 10,8 |
3 | эмоциональная возбудимость | 8,8 | 11 |
4 | темп реакций | 11,4 | 11 |
5 | активность | 15,1 | 12,6 |