Особенности проявления психологических свойств темперамента у молодежи с глубокой патологией зрительного анализатора

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Проблема успешной адаптации в виде наиболее оптимальной приспособленности к реальным жизненным условиям молодежи с нарушениями зрения была и остается чрезвычайно актуальной.

Содержание

Введение 3
1. Темперамент как базовая составляющая структуры личности и его особенности у лиц с глубокой зрительной патологией 6
1.1. Темперамент: его структура и свойства 6
1.2. История преобразования взглядов на сущность и природу темперамента в России и за рубежом 16
1.3. К вопросу о влиянии зрительной патологии на формирование личностной сферы 68
1.4. Личность слепых и слабовидящих людей 72
1.5. Особенности темперамента у молодежи с глубоким нарушением зрения 76
2. Исследование проявления свойств темперамента у молодежи с глубокой зрительной патологией 83
2.1. Характеристика участников исследования 83
2.2. Описание методического аппарата исследования 84
2.3. Анализ результатов исследования 85
Заключение 92
Список литературы 94
Приложение 1 98
Приложение 2 101
Приложение 3 102
Приложение 4 112
Приложение 5 123

Работа содержит 1 файл

примерная курсовая.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

     Полученные  данные, с одной стороны, свидетельствуют  об отсутствии непосредственного влияния  глубоких нарушений зрения на проявление основных свойств темперамента, с  другой – о том, что степень  проявления индивидуально-типологических особенностей в значительной мере может быть обусловлена самой организацией учебно-воспитательного процесса, в ходе которого формируется соответствующий склад нервной деятельности, нередко маскирующий, а иногда и заостряющий проявление врожденных свойств нервной системы, являющихся основой темперамента.

     Полученные  данные подтверждают вывод о том, что дети с нарушениями зрения являются группой риска с точки зрения возможных проявлений личностной дезадаптации, обусловленной сложным сочетанием биологических, социальных и аномальных факторов.

     Дальнейшее  изучение индивидуальных различий, обусловленных  сложным сочетанием индивидуально-типологических, социальных и аномальных факторов, позволит более обоснованно осуществлять организацию дифференцированного и индивидуального подхода в обучении и воспитании слепых и слабовидящих школьников. 
 
 
 
 
 

Глава 2.

Исследование  проявления свойств  темперамента у молодежи с глубокой зрительной патологией 

     2.1. Характеристика участников  исследования

     Для проведения исследования нами было отобрано 80 человек в возрасте от 15 до 20 лет. Выбор испытуемых осуществлялся на основе анамнестических данных из медицинских карт и разработанной нами анкеты (приложение 2). Из их числа в основную группу вошло 40 испытуемых, группа сравнения также составила 40 человек.

     Испытуемые, вошедшие в основную группу, имеют сложные врожденные или рано приобретенные нарушения зрительного анализатора и остроту зрения не выше 0,3 (приложение 1). То есть, эту группу составили тотально слепые, частично видящие и слабовидящие люди с множественными заболеваниями зрительного анализатора. Из них 17 человек – лица мужского пола, 23 – женского.

     Группу  сравнения составили лица, не имеющие  зрительной патологии, либо имеющие  одиночные (в основном миопия низкой степени) нетяжелые нарушения, с остротой зрения не ниже 0,7 на лучше видящем глазу. Из них 15 человек – лица мужского пола, 25 – женского.

     Исследование  основной группы проводилось на базе Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) школа-интернат III, IV вида» в г. Хабаровске в периоде с 21.01.2008 по 18.02.2008 года. Группы сравнения – на базе Дальневосточного Государственного Гуманитарного Университета (ДВГГУ) в г. Хабаровске и Лицея Информационных Технологий (МОУ ЛИТ) в г. Хабаровске в период с 25.02.2008 по 15.03.2008 года. 

     2.2. Описание методического аппарата исследования

     В качестве методического материала необходимого для проверки выдвинутой гипотезы нами были подобраны опросники, направленные на диагностику свойств темперамента: индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик – ИТО (приложение 3), опросник структуры темперамента В.М. Русалова – ОСТ (приложение 4), опросник Б.Н. Смирнова (приложение 5). Как указывалось нами в первой главе, данные методики исследования свойств темперамента на сегодняшний день являются теоретически наиболее обоснованными, учитывающими новейшие достижения науки в области психологии, физиологии, нейропсихологии и генетики, прошедшими стандартизацию и валидизацию на большом количестве испытуемых. Ограничения данных методик по возрасту – не младше 15 лет, что соответствует возрасту испытуемых как в основной группе, так и в группе сравнения.

                              

                             

                        Табл. 6

Свойства  темперамента, исследуемые с помощью данных опросников

свойства темперамента опросники
ИТО ОСТ Смирнов
экстраверсия +   +
интроверсия +   +
спонтанность +    
сензитивность +    
агрессивность +    
тревожность +    
эмотивность (лабильность) +    
эргичность   +  
Социальная эргичность   +  
Пластичность   +  
Социальная  пластичность   +  
Темп   +  
Социальный  темп   +  
Эмоциональность   + +
Социальная  эмоциональность   +  
ригидность +   +
темп  реакций     +
активность     +
 

     Все опросники имеют шкалы, выявляющие степень достоверности полученных данных: шкала лжи, аггравации (подчеркивание проблем), социальной желательности.

     Адаптация опросников для исследования лиц  с глубокой зрительной патологией состояла в увеличении размера шрифта текста опросника и бланка для ответов. При диагностике слепых людей стимульный материал предъявлялся им в аудиальной форме, а ответы фиксировались испытуемыми по средствам шрифта Брайля. 

2.3. Анализ результатов исследования

     Полученные  в результате исследования эмпирические данные выраженности свойств темперамента у лиц с глубокой зрительной патологией и их нормально видящих сверстников были подвергнуты статистической обработки с помощью U-критерия Манна-Уитни с целью выявления достоверно значимых различий свойств темперамента в группах испытуемых.

     После обработки результатов, полученных с помощью индивидуально-типологического  опросника Л.Н. Собчик и представления их в среднестатистическом виде, были получены следующие данные:

                                
                       
                       
                       

                      Табл. 7

Среднестатистические  показатели выраженности свойств темперамента

по результатам опросника Л.Н. Собчик

№№ свойства темперамента среднестатистический  показатель в группе
основная  группа группа сравнения
1 экстраверсия 6,3 5,8
2 спонтанность 5,1 4,9
3 агрессивность 5,7 4,9
4 ригидность 5,5 4,8
5 интроверсия 4,4 4,7
6 сензитивность 5,5 6
7 тревожность 4,4 5,7
8 эмотивность 5,6 5,6
 

В графическом  виде выраженность свойств темперамента в группах выглядит следующим  образом:

Рисунок 2. Выраженность свойств темперамента

в основной группе и группе сравнения по результатам  индивидуально-типологического опросника  Л.Н. Собчик 

     Из  всех исследуемых свойств темперамента статистически значимые межгрупповые различия существуют только по показателям выраженности агрессивности (p = 0,05) и тревожности (p = 0,01). Показатель агрессивности в основной группе (5,7) превышает нормативный, что характеризует его как акцентуированную черту темперамента. По шкале тревожности, наоборот, основная группа (4,4) находится в пределах нормы, а группа сравнения (5,7) акцентуирована по этому свойству темперамента.

      Таким образом, по результатам индивидуально-типологического  опросника Л.Н. Собчик выявлен более высокий (акцентуированный) уровень агрессивности лиц, имеющих глубокую зрительную патологию, в сравнении с нормально видящими сверстниками и более низкий (в пределах нормы) уровень тревожности в сравнении с акцентуированной тревожностью группы сравнения. Каких-либо других различий свойств темперамента в рассматриваемых группах испытуемых не выявлено.

      Далее рассмотрим результаты, полученные по опроснику структуры темперамента В.М. Русалова.

                               Табл. 8

Среднестатистические  показатели выраженности свойств темперамента

 по  опроснику В.М. Русалова

№№ свойства темперамента среднестатистический  показатель в группе
основная  группа группа сравнения
1 эргичность 6 5,7
2 социальная  эргичность 8,1 7,5
3 пластичность 6,4 6
4 социальная  пластичность 5,2 5,8
5 темп 7,9 7,1
6 социальный  темп 8 7,4
7 эмоциональность 4 5,8
8 Социальная  эмоциональность 5,4 7,2
 

     Статистическая  обработка результатов показала наличие достоверно значимых различий в группах по свойствам темперамента: темп (p = 0,05), эмоциональность (p = 0,01) и  социальная эмоциональность (p = 0,01).

     Более высокий темп у лиц с глубокими  нарушениями зрительного анализатора в сравнении с нормально видящими людьми характеризуется большей скоростью выполнения отдельных операций, быстротой предметно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности. Эмоциональность – эмоциональная чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе и социальная эмоциональность – эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей в основной группе значительно ниже, чем в группе сравнения. При этом показатель эмоциональности в основной группе (4 балла) характеризует низкий уровень выраженности этого свойства темперамента у лиц с глубокой зрительной патологией.

Рисунок 3. Выраженность свойств темперамента в группах

по опроснику  структуры темперамента В.М. Русалова 

Теперь  перейдем к описанию результатов, полученных по опроснику темперамента Б.Н. Смирнова. 

                               Табл. 9

Среднестатистические  показатели выраженности свойств темперамента

по опроснику  Б.Н. Смирнова

№№ свойства  темперамента среднестатистический  показатель в группе
основная  группа группа сравнения
1 экстраверсия 15,2 14,2
2 ригидность 11,2 10,8
3 эмоциональная возбудимость 8,8 11
4 темп реакций 11,4 11
5 активность 15,1 12,6

Информация о работе Особенности проявления психологических свойств темперамента у молодежи с глубокой патологией зрительного анализатора