Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 12:42, курсовая работа
Проблема успешной адаптации в виде наиболее оптимальной приспособленности к реальным жизненным условиям молодежи с нарушениями зрения была и остается чрезвычайно актуальной.
Введение 3
1. Темперамент как базовая составляющая структуры личности и его особенности у лиц с глубокой зрительной патологией 6
1.1. Темперамент: его структура и свойства 6
1.2. История преобразования взглядов на сущность и природу темперамента в России и за рубежом 16
1.3. К вопросу о влиянии зрительной патологии на формирование личностной сферы 68
1.4. Личность слепых и слабовидящих людей 72
1.5. Особенности темперамента у молодежи с глубоким нарушением зрения 76
2. Исследование проявления свойств темперамента у молодежи с глубокой зрительной патологией 83
2.1. Характеристика участников исследования 83
2.2. Описание методического аппарата исследования 84
2.3. Анализ результатов исследования 85
Заключение 92
Список литературы 94
Приложение 1 98
Приложение 2 101
Приложение 3 102
Приложение 4 112
Приложение 5 123
Крайняя церебротония: «Кристофор – хрупкий, очень болезненный юноша, среднего роста. Хотя ему уже 24 года, на вид ему дашь не больше 18 лет. С людьми всегда нерешителен, колеблющийся и извиняющийся, а голос настолько подавлен, что едва слышен. Черты лица утонченные и деликатные. Темные глаза яркие и очень живые. Зубы белые и сильные. Он всегда был исключительно застенчив. У него были одинокое детство и юность, никогда не принимал участия в шумных детских играх, не было друзей, его часто дразнили «слабенькой сестричкой». Однако IQ был высок – 135. Начальную школу закончил в 13, среднюю – в 17, а колледж – в 21 год. Когда смотришь на Кристофора, почти всегда видишь одно и тоже – во всем облике сильное напряжение: руки сжаты, пальцы впились в ладони, голова резко наклонена вперед, еле дышит. Физические и умственные реакции очень быстрые. Глаза так и сверкают все время. Ест быстро. Никогда о еде не думает. Она вроде досадной необходимости, которой следует уделять как можно меньше внимания, предпочитает есть один. Очень застенчив. Внешне – очень слабая зависимость от социального одобрения. Одиночество – обычная картина его жизни. У него очень ограничен круг знакомых. Очень плохо знает людей. Настроение, как правило, подавленное. Все реакции носят острый, оборонительный характер. Сон очень плохой. Засыпает с трудом, очень долго и, как правило, крепко засыпает только к утру, приблизительно к тому моменту, когда надо уже вставать. Почти постоянно страдает от хронической усталости. Нет каких-либо особых желаний. Ненормальное отсутствие агрессивности. Все поведение Кристофора отмечено болезненной пугливостью. Никогда не дрался. Труслив. Крайне щепетилен. Сильная агорафобия. Хочет укрыться в уголок от посторонних взглядов. Очень жалостлив. Никогда не наступит на муравья и не убьет мухи, не переносит вида крови. Очень сомнителен. Из-за какой-нибудь чепухи может не спать всю ночь. Температуру теплой воды может переносить, если только она равна температуре тела, а холодная вода причиняет болезненные ощущения и даже может остановить дыхание. Выглядит моложе своих лет. В случае затруднений или неудач уходит в себя. Закрывается как устрица в раковину. Производит впечатление напряженного, натянутого, преследуемого существа. Эмоциональные ситуации приводят к расстройству кишечника. Повышенный уровень внимания ко всему, что бы ни случилось. Глубокое чувство страха перед будущим. Очень скрытен. Сам ненавидит тех, кто не умеет скрывать своих чувств. Очень напоминает шизоидный темперамент Кречмера, о котором последний пишет, что «за закрытыми шторами окнами в полусумраке внутренних помещений идут празднества». Испытывает внутреннее напряжение и скованность от встреч с людьми. Лучше перейдет на другую сторону улицы, лишь бы не попасться на глаза знакомому. Однако испытывает тоску по настоящей дружбе, и если она возникает и становится крепкой, он ревностно оберегает ее. Ищет одиночества, чтобы в одиночку, как он выражается, нести свое бремя».
У. Шелдон, так же как и Э. Кречмер, проводит мысль о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой.
Основным недостатком гуморальных и конституциональных теорий является то, что они принимают в качестве первопричины поведенческих проявлений темперамента такие системы организма, которые не обладают и не могут обладать необходимыми для этого свойствами. В современной психологической науке большинство конституционных концепций подвергается острой критике из-за недооценки в них роли среды и социальных условий в формировании психических свойств человека.
Более серьезного внимания заслуживают концепции, основанные на рассмотрении особенностей функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Основу для разработки действительно научной теории темперамента создало учение И.П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Проведенные И.П. Павловым исследования заслуженно расцениваются как наиболее значимые для понимания биологических (физиологических) основ темперамента.
Крупнейшей заслугой И.П. Павлова явилось детальное теоретическое и экспериментальное обоснование положения о ведущей роли и динамических особенностях поведения центральной нервной системы – единственной из всех систем организма, обладающей способностью к универсальным регулирующим и контролирующим влияниям: «…так как наше и высших животных поведение определяется, управляется нервной системой, то есть вероятность свести его разнообразие на более или менее ограниченное число основных свойств этой системы с их комбинациями и градациями. Таким образом, получится возможность различать типы нервной деятельности, т. е. те или другие комплексы основных свойств нервной системы»9. И.П. Павлов начал заниматься экспериментальными исследованиями этого вопроса в 1909 г. и только в 1935 г. пришел к общей теории типов высшей нервной деятельности.
И.П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, прежде всего, в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затихания. Это обстоятельство дало возможность выдвинуть гипотезу о том, что указанные различия не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов. «Многолетнее лабораторное наблюдение и изучение огромного количества собак по методу условных рефлексов постепенно открывали нам эти свойства в их жизненных проявлениях и комбинациях. Эти свойства суть: во-первых, сила основных нервных процессов – раздражительного и тормозного, – постоянно составляющих целостную нервную деятельность; во-вторых, равновесие этих процессов, и, наконец, в-третьих, подвижность их»10.
И.П. Павлов различал силу возбуждения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т. е. в способности нервной системы выдерживать длительное (или кратковременное, но сильное) возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка. Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Человек является неуравновешенным, когда сила одного из этих процессов превосходит силу другого.
Подвижность нервных процессов проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Это свойство проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот, противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Принято считать, что нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.
Выделенные И.П. Павловым свойства нервных процессов могут образовывать определенные комбинации, которые определяют так называемый тин нервной системы, или тип высшей нервной деятельности: «не считаясь с градациями и беря только крайние случаи, пределы колебания: силу и слабость, равенство и неравенство, лабильность и инертность обоих процессов, мы уже имеем восемь сочетаний, восемь возможных комплексов основных свойств нервной системы, восемь ее типов. Если прибавить, что преобладание при неуравновешенности может принадлежать, вообще говоря, то раздражительному процессу, то тормозному, и в случае подвижности также инертность или лабильность может быть свойством то того, то другого процесса, то количество возможных сочетаний простирается уже до двадцати четырех. И беря, наконец, только грубые градации всех трех основных свойств, мы уже тем чрезвычайно увеличиваем число возможных сочетаний»11.
Однако после многочисленных экспериментов и наблюдений над собаками были получены основания для систематизации нервных систем по некоторым их основным чертам: «таких черт оказалось три: сила основных нервных процессов, уравновешенность их между собой и подвижность этих процессов. Действительные комбинации этих трех черт представились в виде четырех более или менее резко выраженных типов нервной системы. По силе животные разделились на сильных и слабых; сильные по уравновешенности процессов – на уравновешенных и неуравновешенных и уравновешенные сильные – на подвижных и инертных»12.
Выделенные И.П. Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента, описанным Гиппократом: сильный, уравновешенный, подвижный тип – сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный тип – флегматик; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения – холерик; слабый тип – меланхолик.
Таким образом, под типом нервной системы И.П. Павлов понимал врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы. Однако, проводя свои исследования над собаками, И.П. Павлов указывал на наличие очень существенной и пока неодолимой трудности: «образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее ее свойство – высочайшая пластичность. Следовательно, если дело идет о природном типе нервной системы, то необходимо учитывать все те влияния, под которыми был со дня рождения и теперь находится данный организм»13. Но невозможность учета социальных факторов развития при использовании в качестве испытуемых собак привела к нивелированию этой трудности и сделанное И.П. Павловым открытие свойств нервной системы и разработанная на этой основе типология нервной системы послужили ему основанием для утверждения о том, что все поведение человека, как и поведение животного, можно объяснить с позиции физиологии. Эта точка зрения сильна и в наше время и часто встречается у физиологов и врачей, но она не является истиной. Поведение человека очень сложно и определяется не только врожденными характеристиками, но и условиями социальной ситуации, а также особенностями воспитания.
Советские психологи (Б.М. Теплов и др.) отмечают, что первостепенное научное значение работ И.П. Павлова заключается в выяснении основной роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивидуума. На современном этапе развития науки сделать окончательные научные выводы относительно числа основных типов нервной системы, равно как и числа типичных темпераментов, еще не представляется возможным. Исследования советских ученых показывают, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств гораздо больше, чем это предполагалось И.П. Павловым.
Наибольший вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии внеси ученики И.П. Павлова – Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын. Дальнейшие исследования, проведенные в их школе, показали, что необходим принципиально другой подход к изучению биологических основ темперамента. По их мнению, прежде всего следовало бы сосредоточиться не на изучении типов, как предполагал И.П. Павлов, а на исследовании отдельных свойств нервной системы. Предполагалось, что, только зная свойства нервной системы, их количество и устойчивые вариации, можно будет установить возможную структурную организацию (тип) темперамента. По мнению В.Д. Небылицына, в основе темперамента должны лежать прежде всего так называемые «общие свойства нервной системы», поскольку именно они выступают в качестве главных детерминант общеличностных проявлений, среди которых важнейшее место принадлежит темпераменту.
Работы Б.М. Теплова, посвященные изучению свойств темперамента, определили не только современный взгляд на проблему темперамента, но и явились основой для разработки дальнейших экспериментальных исследований темперамента.
В структуру свойств нервной системы Б.М. Теплов включал:
1. сила (выносливость);
2. динамичность (легкость генерации нервного процесса);
3. подвижность (скорость переделки знаков раздражителей);
4. лабильность (скорость возникновения и прекращения нервного процесса).
Каждое из этих свойств может быть различным по отношению к процессу возбуждения и к процессу торможения. Следовательно, нужно говорить об уравновешенности нервных процессов по каждому из этих свойств.
Основные факты, полученные при изучении близнецов в лаборатории психогенетики индивидуальности, руководимой И.В. Равич-Щербо, относятся к поиску генетических основ темперамента и убедительно свидетельствуют о наследственной природе темперамента, что хорошо согласуется с данными зарубежных исследователей, например А. Басса, Р. Пломина. Экспериментально установлено, что характеристики темперамента, относящиеся к активности, эмоциональности, социабельности (общительности), имеют достоверно высокие коэффициенты наследуемости.
В качестве физиологической основы темперамента в лаборатории психофизиологии способностей, руководимой Э.А. Голубевой, предлагаются так называемые «безусловно-рефлекторные» общие свойства нервной системы и прежде всего – «активированность» нервной системы. В ряде исследований получены убедительные доказательства в пользу существования достоверной связи между исследуемыми индикаторами свойств нервной системы и некоторыми показателями темперамента (например, активностью). К сожалению, проблема темперамента в этой лаборатории не является основной и поэтому далеко не все показатели темперамента были сопоставлены с психофизиологическими параметрами общих свойств нервной системы. Следует также отметить, что выбор характеристик темперамента не всегда четко обоснован; отсутствуют психометрически корректные методы их диагностики.