Особенности проявления психологических свойств темперамента у молодежи с глубокой патологией зрительного анализатора

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Проблема успешной адаптации в виде наиболее оптимальной приспособленности к реальным жизненным условиям молодежи с нарушениями зрения была и остается чрезвычайно актуальной.

Содержание

Введение 3
1. Темперамент как базовая составляющая структуры личности и его особенности у лиц с глубокой зрительной патологией 6
1.1. Темперамент: его структура и свойства 6
1.2. История преобразования взглядов на сущность и природу темперамента в России и за рубежом 16
1.3. К вопросу о влиянии зрительной патологии на формирование личностной сферы 68
1.4. Личность слепых и слабовидящих людей 72
1.5. Особенности темперамента у молодежи с глубоким нарушением зрения 76
2. Исследование проявления свойств темперамента у молодежи с глубокой зрительной патологией 83
2.1. Характеристика участников исследования 83
2.2. Описание методического аппарата исследования 84
2.3. Анализ результатов исследования 85
Заключение 92
Список литературы 94
Приложение 1 98
Приложение 2 101
Приложение 3 102
Приложение 4 112
Приложение 5 123

Работа содержит 1 файл

примерная курсовая.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

При этом:

• если по шкале лжи (неискренность) результат  превышает 5 баллов – данные недостоверны.

• если по шкале аггравации (подчеркивание  проблем) подсчитано более 5 баллов –  результаты недостоверны.

      Характерологические показатели каждого фактора методики интерпретируются следующим образом:

     Экстраверсия (I показатель на рис. 1) при умеренной  степени выраженности свидетельствует о нормальной общительности, при высоких баллах – более 7 – отражает повышенную общительность, сопровождающуюся поверхностностью и отсутствием глубины в отношениях с окружающими.

     Интроверсия (V) представляет собой полярное свойство, отражающее погруженность индивида в мир собственных фантазий и  мечты, застенчивость в межличностных контактах при умеренных баллах. Избыточная степень выраженности данного свойства (более 7 баллов) проявляется в замкнутости, стремлении к избеганию общения с окружающими, крайней избирательности в контактах.

     Тревожность (VII показатель на рис. 1) при умеренных  баллах (3-4) свидетельствует лишь об осторожности в принятии решений, ответственности по отношению к окружающим, социальной созвучности среде; при повышенных баллах (5-6) можно говорить о тревожно-мнительных чертах характера; при более высоких показателях (7-9) эта шкала выявляет избыточную тревожность, боязливость, склонность к навязчивым страхам и паническим реакциям.

     Шкала агрессивности (III) при результатах 3-4 балла соответствует достаточно уверенной тенденции самоутверждения, активной самореализации, отстаивания своих интересов и лишь при высоких баллах (выше 6) указывает на эгоцентризм и склонность к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, вплоть до явных агрессивных высказываний или действий (8-9).

     Спонтанность (II) – раскованное самоутверждение, наступательность, стремление к лидированию; в сочетании с экстраверсией (I) и агрессивностью (III), формирует «сильный» (гипертимный) тип поведения с наиболее четко выраженными типологическими свойствами. Сензитивность (VI) (чувствительность, ориентация на авторитет более сильной личности, конформность, черты зависимости), вместе с интроверсией (I) и тревожностью (VII), формирует атрибутику «слабой» (гипотимной) конституциональной структуры. Нижняя часть круга (рис. 1) включает в себя те типологические свойства, которые проявляются как более выраженная ориентация не на средовое воздействие, а на собственные субъективно обусловленные установки, гомономность. Напротив, верхняя его часть представляет типологические тенденции, указывающие на подвластность индивида воздействию среды (гетерономность).

     Противопоставляемые друг другу типологические свойства ригидности (IV) и эмотивности (VIII) формируют  в свою очередь два полярных типа, представляющих собой смешанные  варианты по отношению к чисто  гипертимному и чисто гипотимному. Один из них – ригидный – характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью (тугоподвижностью) установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности. Чем выше баллы по шкале ригидности, тем конфликтнее поведение данного человека. Другой – эмотивный – отличается выраженной изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, повышенной лабильностью, чертами демонстративности (личность, ищущая признания). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 4

Опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ)

     Опросник  структуры темперамента используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. Разработан В.М. Русаловым, на основе собственной концепции темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов. В тесте предусмотрена контрольная шкала, предназначенная для выявления тенденции испытуемого давать социально-желательные ответы.

     Темперамент рассматривается автором как  система формальных поведенческих изменений, отражающих различные блоки функциональной системы в понимании П.К. Анохина. Число измерений и их содержание соответствует 4-х блоковой структуре функциональной системы:

1. афферентный  синтез соответствует эргичности;

2. блок  программирования – пластичности;

3. блок  исполнения – темпу;

4. обратная  связь – эмоциональной чувствительности.

     Каждое  измерение состоит из двух подизмерений:

1. объективно  ориентированного;

2. субъективно  ориентированного (или коммуникативного).

      Они связанны с двумя главными сферами  взаимодействия человека со средой: с  предметным миром и обществом. Соответственно, выделяются следующие 8 параметров темперамента (в авторской терминологии): предметная эргичность, социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, темп, социальный темп, эмоциональность, социальная эмоциональность.

Инструкция

     Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый "естественный" ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет "хороших" или "плохих" ответов. Если Вы выбрали ответ "да", поставьте крестик (галочку).  

Стимульный  материал

1. Подвижный  ли Вы человек?

2. Всегда  ли Вы готовы сходу, не раздумывая  включиться в разговор?

3. Предпочитаете  ли Вы уединение большой компании?

4. Испытываете  ли Вы постоянную жажду деятельности?

5. Ваша  речь обычно медленна и нетороплива?

6. Ранимый  ли Вы человек?

7. Часто  ли Вам не спится из-за того, что Вы поссорились с друзьями?

8. В  свободное время Вам всегда  хочется заняться чем-либо?

9. В  разговоре с другими людьми  Ваша речь часто опережает  Вашу мысль?

10. Раздражает  ли Вас быстрая речь собеседника?

11. Чувствовали  бы Вы себя несчастным человеком,  если бы на длительное  время  были лишены возможности общения  с людьми?

12. Вы  когда-нибудь опаздывали на свидание  или на работу?

13. Нравится  ли Вам быстро бегать?

14. Сильно  ли Вы переживаете неполадки  в своей работе?

15. Легко  ли Вам выполнять работу, требующую  длительного внимания и большой  сосредоточенности?

16. Трудно  ли Вам говорить очень быстро?

17. Часто  ли Вы испытываете тревогу,  что Вы выполнили работу не так, как нужно?

18. Часто  ли Ваши мысли перескакивают  с одной на другую во время  разговора?

19. Нравятся  ли Вам игры, требующие быстроты  и ловкости?

20. Легко  ли Вы можете найти другие  варианты решения известной задачи?

21. Испытываете  ли Вы чувство беспокойства, что Вас неправильно поняли в разговоре?

22. Охотно  ли Вы выполняете сложную, ответственную  работу?

23. Бывает  ли, что Вы говорите о вещах,  в которых не разбираетесь?

24. Легко  ли Вы воспринимаете быструю  речь?

25. Легко  ли Вам делать одновременно очень много дел?

26. Возникают  ли у Вас конфликты с Вашими  друзьями от того. что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?

27. Вы  обычно предпочитаете делать  несложные дела, не требующие  от Вас большой энергии?

28. Легко  ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?

29. Любите  ли Вы сидячую работу?

30. Легко  ли Вам общаться с разными  людьми?

31. Вы  обычно предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?

32. Все  ли Ваши привычки хороши и  желательны?

33. Быстры ли у Вас движения рук?

34. Вы  обычно молчите и не вступаете  в контакты, когда находитесь  в обществе малознакомых людей?

35. Легко  ли Вам переключиться от одного  варианта решения задачи на  другой?

36. Склонны  ли Вы иногда преувеличивать  в своем воображении негативное отношение близких Вам людей?

37. Разговорчивый  ли Вы человек?

38. Вам  обычно легко выполнять дело, требующее мгновенных реакций?

39. Вы  обычно говорите свободно, без  запинок?

40. Беспокоят  ли Вас страхи, связанные с  работой?

41. Легко  ли Вы обижаетесь, когда близкие люди указывают на Ваши личные недостатки?

42. Испытываете  ли Вы тягу к напряженной  ответственной деятельности?

43. Считаете  ли Вы свои движения медленными  и неторопливыми?

44. Бывают  ли у Вас мысли, которые Вы  хотели бы скрыть от других?

45. Можете  ли Вы без долгих раздумий  задать щекотливый вопрос другому  человеку.

46. Доставляют  ли Вам удовольствие быстрые  движения?

47. Легко  ли Вы "генерируете" новые  идеи, связанные с работой?

48. Сосет  ли у Вас под ложечкой перед  ответственным разговором?

49. Можно  ли сказать, что Вы быстро  выполняете порученное Вам дело?

50. Любите  ли Вы браться за большие  дела самостоятельно?

51. Богатая  ли у Вас мимика в разговоре?

52. Если  Вы обещали что-то сделать,  всегда ли Вы выполняете свое  обещание независимо от того, удобно это Вам или нет?

53. Испытываете  ли Вы чувство обиды от того, что окружающие Вас люди обходятся  с Вами хуже, чем следовало  бы?

54. Вы  обычно предпочитаете выполнять  одновременно только одну операцию?

55. Любите  ли Вы игры в быстром темпе?

56. Много  ли в Вашей речи длинных  пауз?

57. Легко  ли Вам внести оживление в  компанию?

58. Вы  обычно чувствуете в себе избыток  сил, и Вам хочется заняться  каким-нибудь трудным делом?

59. Обычно  Вам трудно переключить внимание  с одного дела на другое?

60. Бывает  ли, что у Вас надолго портится  настроение от того. что сорвалось  запланированное дело?

61. Часто  ли Вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные  непосредственно с работой?

62. Любите  ли Вы бывать в большой компании?

63. Волнуетесь ли Вы, выясняя отношения с друзьями?

64. Испытываете  ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?

65. Выходите  ли Вы иногда из себя, злитесь?

66. Склонны  ли Вы решать много задач  одновременно?

67. Держитесь  ли Вы свободно в большой  компании?

68. Часто  ли Вы высказываете свое первое  впечатление не подумав?

69. Беспокоит  ли Вас чувство неуверенности  в процессе выполнения работы?

70. Медленны  ли Ваши движения, когда Вы  что-то мастерите?

71. Легко  ли Вы переключаетесь с одной  работы на другую?

72. Быстро ли Вы читаете вслух?

73. Вы  иногда сплетничаете?

Информация о работе Особенности проявления психологических свойств темперамента у молодежи с глубокой патологией зрительного анализатора