Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 12:42, курсовая работа
Проблема успешной адаптации в виде наиболее оптимальной приспособленности к реальным жизненным условиям молодежи с нарушениями зрения была и остается чрезвычайно актуальной.
Введение 3
1. Темперамент как базовая составляющая структуры личности и его особенности у лиц с глубокой зрительной патологией 6
1.1. Темперамент: его структура и свойства 6
1.2. История преобразования взглядов на сущность и природу темперамента в России и за рубежом 16
1.3. К вопросу о влиянии зрительной патологии на формирование личностной сферы 68
1.4. Личность слепых и слабовидящих людей 72
1.5. Особенности темперамента у молодежи с глубоким нарушением зрения 76
2. Исследование проявления свойств темперамента у молодежи с глубокой зрительной патологией 83
2.1. Характеристика участников исследования 83
2.2. Описание методического аппарата исследования 84
2.3. Анализ результатов исследования 85
Заключение 92
Список литературы 94
Приложение 1 98
Приложение 2 101
Приложение 3 102
Приложение 4 112
Приложение 5 123
Уже с первых дней существования ребенка можно говорить о темпераменте, который проявляется темпом психических процессов, их эмоциональной окраской и обращенностью активности преимущественно на окружение или внутрь самого себя. Конституциональные особенности проявляются определенным типом телосложения и устойчивыми индивидуально-типологическими свойствами его темперамента. Характер же формируется в процессе взаимодействия темперамента человека с окружающей его средой, при этом одни от природы заданные качества берутся под контроль сознания, смягчаются, нивелируются, а другие – усиливаются, заостряются.
Разработанная на базе теории ведущих тенденций типология личностных свойств не противоречит воззрениям многих отечественных и зарубежных психологов, но более строго упорядочивает их. Предложенная Л.Н. Собчик типология представлена восемью основными тенденциями. Среди них традиционны интроверсия и экстраверсия, новыми являются противопоставленные друг другу в ортогональной схеме такие полярные свойства как тревожность – агрессивность, сензитивность – спонтанность, лабильность (эмотивность) – ригидность.
Умеренно выраженные и взаимно уравновешенные, все типологические свойства присутствуют в сложном конструкте индивидуально-личностной структуры. Дисбаланс в ту или иную сторону (в зависимости от степени выраженности преобладающей тенденции) проявляется соответствующей акцентуацией характера или дезадаптацией по соответствующему типу реагирования.
Типологическое свойство «тревожность», которое в рамках нормы выглядит как осторожность в принятии решений, ответственность по отношению к окружающим, социальная созвучность среде, при заострении проявляется состоянием повышенной тревожности, мнительностью, боязливостью, склонностью к навязчивым страхам и паническим реакциям, перерастая в структуре клинического состояния в тревогу.
«Стеничность (агрессивность)» в норме соответствует тенденции к самоутверждению и активной самореализации, но при усилении (акцентуации, патологическом заострении) эта черта проявляется обнаженным эгоцентризмом и склонностью к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, вплоть до явных агрессивных высказываний или криминальных действий.
«Интроверсия» обозначает такую индивидуально-типологическую черту как обращенность индивида в мир собственных переживаний и фантазий, застенчивость, замкнутость, социальную пассивность. Патологическое заострение этой тенденции проявляется как аутизм. В противовес этому свойству «экстраверсия» – это общительность, обращенность в мир реально существующих ценностей, социальная активность; дезадаптивная форма этой черты – избыточное неразборчивое общение, неконструктивная социальная активность.
«Спонтанность» – это раскованное самоутверждение, наступательность, предприимчивость и стремление к лидированию, но при заострении этой черты или патологическом ее развитии проявляется выраженная импульсивность и противоправное поведение. В сочетании с экстравертированностью и агрессивностью, эта черта формирует «сильный» (гипертимный) тип поведения.
«Сензитивность», проявляющаяся чувствительностью, ориентацией на авторитет более сильной личности, конформностью, чертами зависимости, при дезадаптации перерастает в депрессивное состояние, а в сочетании с «интровертированностью» и «тревожностью», формирует атрибутику типологически «слабой» (гипотимной) конституциональной структуры.
Противопоставляемые друг другу типологические свойства ригидности и лабильности (подвижности) формируют в свою очередь два полярных типа, представляющих собой смешанные варианты по отношению к чисто гипертимному и чисто гипотимному. Один из них – «ригидный» – характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью (тугоподвижностью) установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности. Патологическое его проявление – эксполозивность (взрывные реакции) и паранойяльность. Другой – «лабильный» – отличается выраженной изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, повышенной эмотивностью, чертами демонстративности (личность, ищущая признания), перерастающий в истерический паттерн поведения при дезадаптации.
Производными от них являются разные варианты стиля межличностного поведения как результат сочетания двух соседствующих на схеме индивидуально-личностных свойств (конформность, неконформность, компромиссность, зависимость, лидерство, коммуникативность, социальная пассивность, социальная активность, индивидуализм) (Рис.1).
Из
этой достаточно богатой гаммы индивидуально-
Кроме того, некоторые сочетания не соседствующих на схеме тенденций дают новые типологические паттерны. Так, комбинация спонтанности с интроверсией характерна для экспансивных шизоидов, а склонность к перепадам настроения (колебания между интровертированностью и экстравертированностью) свойственна циклотимным личностям.
Таким
образом, разработанная Л.Н. Собчик типология
индивидуально-личностных свойств дает
восемь вариантов ведущих тенденций, каждая
из которых может проявляться как предиспозиция,
как черта характера и как дезадаптивное
состояние.
Рис 1. Ведущие
индивидуально-типологические тенденции
и сопряженные с ними стили межличностного
поведения и когнитивные стили (по Л.Н.
Собчик)
В зарубежных странах теоретические вопросы, касающиеся сущности темперамента, практически не ставились. Для большинства западных психологов характерна эмпирическая направленность исследований темперамента, что нашло свое яркое выражение в так называемом «факторном» подходе к изучению структуры темперамента. Одна из первых попыток изучения структуры темперамента принадлежит английскому психологу С. Берту. В своем исследовании он использовал только эмоциональные характеристики темперамента, а именно 11 эмоций: гнев, страх, нежность, любопытство, чувство безопасности, дружелюбие, удовольствие, ощущение неприятности, половое влечение, отвращение и покорность. На основе факторного анализа он выделил три фактора темперамента: общую эмоциональность, стенические эмоции – астенические эмоции, положительные эмоции – отрицательные эмоции. Взгляды С. Берта на структуру темперамента не получили широкого распространения. Это объясняется, видимо, тем, что в его классификации свойств темперамента, с одной стороны, отсутствуют характеристики активности, а с другой – не предложено диагностических методов, с помощью которых можно было бы измерять выделенные факторы.
Следующие попытки исследования структуры темперамента принадлежат Дж. Гилфорду. Он предложил так называемую 13-факторную структуру темперамента. Однако в дальнейшем было показано, что выделенные Дж. Гилфордом факторы не являются независимыми друг от друга, а образуют некоторые кластеры. Его последовательница К. Лоуэлл, проведя факторный анализ второго порядка, выделила основные четыре независимых параметра темперамента: вспыльчивость – сдержанность; реализм; эмоциональность; социальная адаптируемость.
Гораздо больший успех выпал на долю факторной концепции темперамента Айзенков. Отличительной характеристикой теории Г. и М. Айзенков является ее опора на огромный, более чем на тридцатилетний экспериментальный материал, подтвердивший существование таких фундаментальных черт темперамента (личности – по терминологии Айзенков), как экстра-версия – интроверсия, нейротизм (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость) и психотизм. По мнению Айзенков, именно эти три фундаментальных измерения темперамента являются универсальными, присущими всем представителям Homo sapiens и могут быть положены в основу типологии темперамента.
Важной чертой исследований в зарубежных странах в последние годы является резкое возрастание интереса к изучению структуры темперамента у детей. При этом у разных авторов список исследуемых характеристик темперамента существенно различен и не совпадает не только по числу изучаемых независимых переменных, но и по их содержанию. Наиболее известным является Нью-йоркское лонгитюдное исследование А. Томаса и С. Чесса, в котором прослеживается развитие детей начиная с двухмесячного возраста и до подросткового. Им удалось установить основные характеристики свойств темперамента у детей и показать их связь со школьной успеваемостью. Определение темперамента у А. Томаса и С. Чecca довольно близко к определению темперамента в школе Б.М. Теплова – В.Д. Небылииына. Они считают, что темперамент – это поведенческий стиль. Он отличается от содержания и успешности деятельности, с одной стороны, и от мотивации – с другой. На основе заполненных родителями опросников, касающихся особенностей поведения детей, А. Томас и С. Чecе выделяют девять основных параметров темперамента: активность, ритмичность поведения, приближение, адаптивность, порог реактивности, интенсивность реакций, качество настроения, отвлекаемость и объем внимания. Было показано, что темперамент напрямую не связан с успеваемостью ребенка, однако если учебный процесс организовать таким образом (путем варьирования объема нагрузок, темпа предъявления и т.д.), чтобы он соответствовал свойствам темперамента (с этой целью было введено понятие «добротность соответствия»), то можно получить более высокие академические результаты. Отметим, что понятие «добротность соответствия» близко к понятию «индивидуальный стиль» учебной деятельности, предложенному B.C. Мерлиным. И А. Томас и С. Чесе, В.С. Мерлин отрицают возможность прямого влияния темперамента на общие способности. Они полагают, что отдельные «недостатки» темперамента можно скомпенсировать за счет организации учебного процесса. По-видимому, это так. Вопрос, однако, заключается в другом. Существуют ли в темпераменте такие (и какие именно) особенности, которые могут выступать в роли «задатков» общих способностей? Этот вопрос, к сожалению, этими исследователями не ставится.
Близкие взгляды на структуру темперамента у детей развивают А. Басе и Р. Пломин. По мнению Р. Пломина, возглавляемого Колорадскую психогенетическую школу, к темпераменту следует относить те характеристики поведения, которые скорее связаны с особенностями стиля поведения, чем с его содержанием, с экспрессивной, а не инструментальной стороной поведения, с индивидуальным вкладом в роль или в ситуацию, а не с требованиями той и другой. Вначале А. Басе и Р. Пломин выделяли четыре характеристики темперамента, для оценки которых ими был разработан специальный опросник: 1. эмоциональность – выражается в легкости возникновения аффективной реакции и оценивается по ее интенсивности; 2. активность – является проявлением общего энергетического уровня; 3. социабельность – связана в основном с аффилиацией, с желанием быть с другими; 4. импульсивность – отражает склонность к быстрому реагированию и трудности при необходимости сдерживать, затормаживать реакции. В дальнейших исследованиях, однако, авторы отказались от использования импульсивности как черты темперамента из-за низкого показателя наследуемости импульсивности. В дальнейшем Р. Пломин и его коллега провели совместную факторизацию свойств темперамента, определенных по их методу и методу А. Томаса и С. Чесса, по результатам которой ими было выявлено шесть значимых факторов темперамента: социабельность, эмоциональность, активность, объем внимания, приближение (реакция на еду) и адаптивность (способность легко успокаиваться). На основе полученных данных разработан новый опросник, который заполняется родителями и имеет достаточно высокую надежность.
Для «психобиологического» подхода, разрабатываемого в Орегонском научном центре под руководством М. Ротбарт, центральными понятиями являются «реактивность нервной системы» (ее возбудимость и способность к реагированию) и «саморегуляция реактивности», которая относится как к физиологическому, так и к поведенческому аспектам реактивности. Обе эти характеристики, по мнению М. Ротбарт, связаны с конституцией человека, что позволяет ей рассматривать темперамент как аффективно-мотивационную систему. Выделяют три уровня проявления темперамента: нейрональный, физиологический и поведенческий. К сожалению, исследователи не уточняют оснований для отнесения тех или иных разноуровневых характеристик к той или иной черте темперамента. Вряд ли вообще можно согласиться с идеей М. Ротбарт об отнесении нейрональных и физиологических характеристик к темпераменту. Такой подход к пониманию темперамента уже пройден школой Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына много лет тому назад, когда к темпераменту причисляли свойства нервной системы. Нейрональные и физиологические характеристики могут выступать лишь в качестве основы (коррелятов) темперамента, но не являются сами по себе характеристиками темперамента. Показателями реактивности и саморегуляции в исследованиях М. Ротбарт являются характеристики моторной активности, мимические реакции, особенности вокализации и эмоциональные реакции, а также интенсивность реакций, их порог, латентный период возникновения, время, проходящее от появления реакции до ее пика, и время ее угасания. Для диагностики поведенческих проявлений темперамента ребенка М. Ротбарт разработала специальный опросник, по которому родители оценивают общую активность ребенка, радостные состояния (улыбки и смех), состояния страха, дистресс на ограничения, способность легко успокаиваться и настойчивость.
В Варшавской школе, руководимой Я. Стреляу, определение темперамента, пожалуй, наиболее близко к пониманию темперамента в школе Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына. Темперамент, по мнению Я. Стреляу, одна из основных, относительно стабильных черт личности, дающих представление в целом о формальных аспектах реакций и поведения (энергетических и темпоральных характеристиках). Эти черты присутствуют с раннего детства и встречаются у людей и животных. Будучи первично обусловленным врожденными физиологическими механизмами, темперамент может изменяться в связи с взрослением и некоторыми факторами среды. В исходной форме регулятивная теория темперамента постулировала три качества: 1. реактивность, 2. активность, представляющие энергетические характеристики поведения, и 3. подвижность, относящуюся к временным характеристикам поведения. В исходной модели темперамента Я. Стреляу, к сожалению, отсутствуют эмоциональные характеристики, без которых трудно представить темперамент как важнейшую структуру индивидуальности. В дальнейших своих исследованиях Я. Стреляу, однако, внес существенные изменения в представления о структурных свойствах темперамента. Опираясь на результаты факторного анализа, он выделяет в настоящее время семь свойств темперамента: I. живость (обнаруживается в скорости реакции на стимулы и в темпе осуществления той или иной деятельности); 2. упорство (выражается в продолжительности поведения, настойчивости, в числе повторяющихся поведенческих реакций после прекращения стимуляции); 3. подвижность ( проявляется в способности реагировать быстро и адекватно на изменения стимулов); 4. сенсорную чувствительность (обнаруживается в способности реагировать на стимулы очень низкой интенсивности); 5. выносливость (проявляется в способности адекватно реагировать в условиях продолжительной или интенсивной внешней стимуляции); 6. активность (проявляется в тенденции предпринимать действия с высоким уровнем мотивации); 7. эмоциональную реактивность (проявляется в интенсивности эмоциональных реакций на стимулы).