Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 12:42, курсовая работа
Проблема успешной адаптации в виде наиболее оптимальной приспособленности к реальным жизненным условиям молодежи с нарушениями зрения была и остается чрезвычайно актуальной.
Введение 3
1. Темперамент как базовая составляющая структуры личности и его особенности у лиц с глубокой зрительной патологией 6
1.1. Темперамент: его структура и свойства 6
1.2. История преобразования взглядов на сущность и природу темперамента в России и за рубежом 16
1.3. К вопросу о влиянии зрительной патологии на формирование личностной сферы 68
1.4. Личность слепых и слабовидящих людей 72
1.5. Особенности темперамента у молодежи с глубоким нарушением зрения 76
2. Исследование проявления свойств темперамента у молодежи с глубокой зрительной патологией 83
2.1. Характеристика участников исследования 83
2.2. Описание методического аппарата исследования 84
2.3. Анализ результатов исследования 85
Заключение 92
Список литературы 94
Приложение 1 98
Приложение 2 101
Приложение 3 102
Приложение 4 112
Приложение 5 123
Исходя из предлагаемого В.М. Русаловым понимания механизмов формирования формально-динамических свойств личности становится очевидным, что только такие свойства могут быть предметом прямого сопоставления с биологическими характеристиками человека. Попытки обнаружить соотношение между биологическими свойствами и содержательными характеристиками личности, которые нередко предпринимаются в работах социобиологов и конкретных исследованиях западных психологов, представляются совершенно беспочвенными.
Пытаясь разрешить многолетний спор о том, является ли темперамент самостоятельным образованием или нет и как соотносить между собой темперамент, интеллект, характер и личность, В.М. Русалов писал: «во-первых, темперамент есть одно из самостоятельных, независимых базальных и устойчивых динамических образований психики; во-вторых, темперамент и характер не идентичны, поскольку их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение с содержательными свойствами психики; в-третьих, темперамент не идентичен личности, поскольку последняя составляет прежде всего совокупность всех форм социальных связей и отношений человека»15.
Согласно концепции В.М. Русалова, в основании темперамента лежат свойства не той или иной отдельной, частной биологической подсистемы, а общая конституция человеческого организма, которая рассматривается как совокупность всех частных конституций, т. е. совокупность физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате.
В.М. Русалов, исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока – хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи, – выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором. Таким образом, впервые удалось теоретически не только обосновать количество первичных, эволюционно целесообразных, важнейших параметров темперамента, но и раскрыть механизм их функционирования, т. е. понять, каким образом совершается единство целостных свойств темперамента; побуждения («афферентный синтез»), действия (блоки «программирования» и «исполнения») и переживания (блок «сличения» как результат рассогласования реального результата с «акцептором» результата действия).
В подтверждение достоверно установленных связей между целым рядом характеристик, предположительно относящимся к темпераменту, и некоторыми характеристиками нейрофизиологической конституции человека В.М. Русалов приводит следующие соотношения: «индивидуальный темп (скорость) положительно коррелирует с уровнем пространственно-временной синхронизации ЭЭГ-процессов. Пластичность поведения положительно связана с вариабельностью вызванного потенциала. Умственная выносливость негативно сопряжена с энергетической выраженностью медленной ритмики ЭЭГ»16. Выявленные связи служат важным аргументом в пользу того, что данные психологические характеристики (т. е. индивидуальный темп, пластичность, умственная выносливость) принадлежат к категории темперамента.
К настоящему времени в многочисленных исследованиях удалось не только экспериментально выделить теоретически ожидаемые свойства темперамента, вытекающие из структуры функциональной системы, но и найти их устойчивые комбинации. Было установлено, что в структуре психической активности существуют три относительно независимых компонента. Наиболее важным из них является «эргичность» (выносливость), которая соответствует «афферентному синтезу» и характеризует меру напряженности процесса взаимодействия человека-субъекта с предметной средой (в том числе и с собой) и другими людьми. Другой важнейшей формально-динамической характеристикой активности является «пластичность», соответствующая блоку «программирования», в которой отражается легкость (гибкость) процесса переключения с одних программ поведения на другие. Третий компонент психической активности – «скорость», соответствующая блоку «исполнения», характеризует уровень координации всех подсистем организма и отражает, как быстро протекают психические процессы. В структуре эмоциональности был выделен только один фундаментальный параметр – порог чувствительности к несовпадению реального результата действия с «акцептором результата действия» (по терминологии П.К. Анохина). В этом параметре отражается основное свойство эмоциональности – «впечатлительность, ранимость». Все остальные эмоциональные характеристики (радость, гнев, страх и т. д.) являются производными сочетаниями различных уровней активности и порога эмоциональной чувствительности. Например, радость представляет собой сочетание высокой психической активности и высокого порога эмоциональной чувствительности; гнев – высокой психической активности и низкого эмоционального порога; страх – низкой психической активности и низкого эмоционального порога и т. д. Было показано, что выделенные четыре фундаментальных свойства темперамента могут отличаться в зависимости от сферы проявления темперамента: психомоторной, интеллектуальной или коммуникативной. Таким образом, максимальное число основных шкал темперамента, изучаемое в лаборатории, может достигать двенадцати, что нашло свое отражение в конструировании нового варианта ОСТ – опросника формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ).
Все эти компоненты темперамента (формальные свойства личности), по мнению В.М. Русалова, биологически и генетически обусловлены. Так, темперамент зависит от свойств нервной системы, а они, в свою очередь, должны пониматься как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.
Свойства темперамента (формальные свойства личности) были выделены В.М. Русаловым на основании разработанных им семи критериев для отнесения того или иного психологического свойства к темпераменту. Рассматриваемое психологическое свойство:
1. не зависит от содержания деятельности и поведения, т. е. отражает формальный аспект деятельности и поведения (является независимым от смысла, мотива, цели и т. д.);
2. характеризует меру динамического (энергетического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;
3. универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;
4. рано проявляется в детстве;
5. устойчиво в течение длительного периода жизни человека;
6. высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т. д.);
7. является наследуемым.
На основе разработанной в лаборатории теоретической модели темперамента удалось сконструировать специальный тест-опросник, позволяющий измерить свойства темперамента человека. Опросник структуры темперамента (ОСТ) – уникальный отечественный тест, прошедший психометрическую валидизацию. Было показано, что шкалы ОСТ высоко коррелируют с объективными тестами, экспертными оценками, а также опросниками, содержание шкал которых известно и аналогично некоторым шкалам ОСТ (тест Айзенков, тест Стреляу и др.). Кроме того, ОСТ обладает высокой ретестовой надежностью и прошел стандартизацию с учетом возраста испытуемых. Тест-опросник (ОСТ) позволил исследовать не только структуру, половые различия, генетические и психофизиологические предпосылки формирования, но и закономерности взаимодействия темперамента с другими вышележащими структурами индивидуальности, а именно с общим интеллектом и творческими способностями. Например, установлено, что темпераментальные свойства оказывают влияние на процесс формирования общеинтеллектуальных способностей человека преимущественно на ранних этапах его развития. По мере взросления подключаются специальные факторы (знания, умения, навыки), приводящие к формированию таких динамических характеристик интеллекта (общеинтеллектуальных способностей), которые практически не зависят от темпераментального уровня регуляции поведения. На этом основании было введено специальное понятие «формально-динамический интеллект» (или первооснова общеинтеллектуальных способностей). Формально-динамический интеллект является подсистемой формально-динамических свойств индивидуальности (общего темперамента) и характеризуется сходной гомологичной структурой свойств. Формально-динамические характеристики интеллекта и формально-динамические измерения темперамента (интеллектуальная эргичность / темпераментальная эргичность, интеллектуальная пластичность / темпераментальная пластичность, интеллектуальная скорость / темпераментальная скорость, интеллектуальная саморегуляция / эмоциональный порог имеют, по-видимому, общие генетические и нейрофизиологические источники (задатки).
Экспериментально удалось подтвердить, высказанные ранее предположения о том, что темперамент может рассматриваться не только как задаток общих способностей, но и как важнейшая природная предпосылка развития творческих способностей. Было показано, что в структуре творческих способностей можно выделить две категории характеристик: а) содержательные, такие, как «оригинальность», «продуктивность» и др., которые определяются уровнем знаний, социальным опытом и мотивацией испытуемых; б) формально-динамические – «беглость» и «гибкость», которые обусловлены преимущественно темпераментальными факторами независимо от возраста и профессиональной ориентации испытуемых. Установлено, что «беглость» как компонент творческих способностей обусловлена преимущественно темпераментальной пластичностью и темпом (как в предметной, так и социальной сферах). Показано, что «гибкость» как компонент творческих способностей зависит преимущественно от эмоциональности (социальной) и общей темпераментальной активности.
Таким
образом, по представлению В.М. Русалова,
темперамент следует рассматривать как
совокупность таких психических черт,
признаков и свойств человека, которые
возникли в результате обобщения динамических,
формальных характеристик, выступающих
как проявление психических деятельностей
под влиянием устойчивых индивидуальных
биологических детерминант. Отсюда следует,
что развитие темперамента происходит
по двум основаниям: 1) вслед за биологическим
возрастным развитием и 2) как результат
сменяющих друг друга социально-организованных
типов деятельности (игра, учеба, труд
и т. д.), т. е. в процессе воспитания и тренировки.
1.2. Современные представления о темпераменте, его структуре и свойствах
Последняя разработанная в нашей стране теория темперамента принадлежит доктору психологических наук, действительному члену Московской психотерапевтической академии, директору Института прикладной психологии, ведущему научному сотруднику ГНЦССП им. В.П. Сербского, профессору МОСУ Л.Н. Собчик.
Проведенные Л.Н. Собчик многолетние исследования (более 8000 человек) послужили базой для создания собственной концепции понятия «личность», основанной на парадигме преемственности разных уровней психических функций. Теория ведущих тенденций утверждает, что из широчайшего спектра впечатлений об окружающем мире каждый человек присущим именно ему индивидуальным способом восприятия выбирает и осваивает определенную информацию, акцентируя свое внимание на одних явлениях и пренебрегая другими17. Эта индивидуальная избирательность по отношению к явлениям окружающего мира создает базу для формирования разных, по-своему неповторимых личностей при одинаковых средовых условиях. В основе индивидуально-очерченного стиля человека лежит та ведущая тенденция, которая пронизывает все уровни личности: и самые низкие, биологические, и его характерологическую структуру, и наиболее высокие («вершинные») уровни личности, каковыми являются социальная направленность и иерархия ценностей человека.
Понятие «ведущая тенденция» – более емкое и динамичное, чем «черта», «свойство», «состояние»: оно их всех объединяет и определяет направление их трансформации в разные периоды жизни и на разных уровнях самосознания. «Ведущая тенденция» – это дефиниция, которая включает в себя и условия формирования определенного личностного свойства, и само свойство, и предиспозицию к тому состоянию, которое может развиться под влиянием средовых воздействий как продолжение данного свойства. К примеру, повышенная тревожность как конституциональное свойство ведет к формированию повышенного уровня тревожности как индивидуально-личностной черты и легко перерастает в состояние тревоги при неблагоприятной ситуации. Рациональное воспитание (или правильно подобранная психотерапия) может способствовать усилению контроля над тревожностью, успешному овладению ситуацией. Напротив, неадекватные методы социального воздействия могут эту тревожность усиливать, что затрудняет адаптацию личности к сложным условиям.
По
вертикали тенденция
Л.Н. Собчик утверждает18, что ведущая тенденция является базовой по отношению к другим психологическим свойствам. Именно она представляет собой ту основу, на которой в процессе постнатального развития (т.е. после рождения) формируются параллельно и в постоянном взаимовлиянии и эмоции, и мотивация, и когнитивный стиль и тип межличностного поведения. Она определяет и тесно связанный с конституцией человека темперамент.
Экспериментально-