Особенности проявления психологических свойств темперамента у молодежи с глубокой патологией зрительного анализатора

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Проблема успешной адаптации в виде наиболее оптимальной приспособленности к реальным жизненным условиям молодежи с нарушениями зрения была и остается чрезвычайно актуальной.

Содержание

Введение 3
1. Темперамент как базовая составляющая структуры личности и его особенности у лиц с глубокой зрительной патологией 6
1.1. Темперамент: его структура и свойства 6
1.2. История преобразования взглядов на сущность и природу темперамента в России и за рубежом 16
1.3. К вопросу о влиянии зрительной патологии на формирование личностной сферы 68
1.4. Личность слепых и слабовидящих людей 72
1.5. Особенности темперамента у молодежи с глубоким нарушением зрения 76
2. Исследование проявления свойств темперамента у молодежи с глубокой зрительной патологией 83
2.1. Характеристика участников исследования 83
2.2. Описание методического аппарата исследования 84
2.3. Анализ результатов исследования 85
Заключение 92
Список литературы 94
Приложение 1 98
Приложение 2 101
Приложение 3 102
Приложение 4 112
Приложение 5 123

Работа содержит 1 файл

примерная курсовая.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

74. Молчаливы  ли Вы, находясь в кругу друзей.

75. Нуждаетесь  ли Вы в людях, которые бы  Вас ободрили и утешили?

76. Охотно  ли Вы выполняете множество  разных поручений одновременно?

77. Охотно  ли Вы выполняете работу в быстром темпе?

78. В  свободное время Вас обычно  тянет пообщаться с людьми?

79. Часто  ли у Вас бывает бессонница  при неудачах на работе?

80. Дрожат  ли у Вас руки во время  ссоры?

81. Долго  ли Вы мысленно готовитесь  перед тем как высказать свое мнение?

82. Есть  ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

83. Обычно  Вы предпочитаете легкую работу?

84. Легко  ли Вас обидеть в разговоре  по пустякам?

85. Обычно  Вы первым в компании решаетесь  начать разговор?

86. Испытываете  ли Вы тягу к людям?

87. Склонны  ли Вы вначале поразмыслить, а  потом говорить?

88. Часто  ли Вы волнуетесь по поводу  своей работы?

89. Всегда  ли Вы платили бы за провоз  багажа в транспорте, если бы  не опасались проверки?

90.Держитесь  ли Вы обычно обособленно на  вечеринках и в компании?

91. Склонны  ли Вы преувеличивать в своем  воображении неудачи, связанные  с работой?

92. Нравится  ли Вам быстро говорить?

93. Легко  ли Вам удержаться от высказывания  неожиданно возникшей идеи?

94. Предпочитаете  ли Вы работать медленно?

95. Переживаете  ли Вы из-за малейших неполадок  на работе?

96. Вы  предпочитаете медленный спокойный  разговор?

97. Часто  ли Вы волнуетесь из-за ошибок  в работе?

98. Способны  ли Вы успешно выполнять длительную  трудоемкую работу?

99. Можете  ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?

100. Часто  ли Вас беспокоит чувство неуверенности  в себе при общении с людьми?

101. Легко  ли Вы беретесь за выполнение  новых заданий?

102. Устаете  ли Вы, когда Вам приходится  говорить долго?

103. Вы  предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?

104. Нравится  ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?

105. Любите  ли Вы подолгу бывать наедине  с собой? 
 

Бланк ответов  к опроснику В.М. Русалова

Ф.И.О.  ___________________________________________________________                            

Возраст___________                                Дата обследования________________

         ДА  НЕТ            ДА  НЕТ   ДА  НЕТ           ДА  НЕТ            ДА НЕТ

1.     22     43     64     85    
2.     23     44     65     86    
3.     24     45     66     87    
4     25     46     67     88    
5     26     47     68     89    
6     27     48     69     90    
7     28     49     70     91    
8     29     50     71     92    
9     30     51     72     93    
10     31     52     73     94    
11     32     53     74     95    
12     33     54     75     96    
13     34     55     76     97    
14     35     56     77     98    
15     36     57     78     99    
16     37     58     79     100    
17     38     59     80     101    
18     39     60     81     102    
19     40     61     82     103    
20     41     62     83     104    
21     42     63     84     105    
 

Ключ

Эргичность (Эр)

Да —  вопросы 4,8,15,22,42.50,58,64,98; Нет — 27,83,103.

 Социальная  Эргичность (СЭр)

Да — 11,30,57,62,67.78,86; Нет - 3,34 74,90,105.

 Пластичность (П)

Да — 20,25,35,38.47,66,71,76,101,104; Нет—54,59.

 Социальная  пластичность (СП)

Да — 2,9,18,26,45,68,85,99; Нет — 31,81,87,93.

 Темп (Т)

Да — 1,13,19,33,46,49,55,77; Нет — 29,43,70,94.

 Социальный  темп (СТ)

Да — 24,37,39,51,72,92; Нет — 5,10,16, 56,96,102.

 Эмоциональность  (Э)

Да — 14,17,28,40,60,61,69,79,88,91,95,97.

 Социальная  эмоциональность (СЭм)

Да — 6,7,21,36,41,48,53,63,75,80, 84,100.

 Контрольные  вопросы на социальную желательность  (К)

Да — 32,52,89; Нет —12,23,44,65,73,82. 

Интерпретация результатов

     1. Предметная эргичность характеризуется  уровнем потребности в освоении  предметного мира, жаждой деятельности, стремлением к умственному и физическому труду, стремлением вовлеченности в трудовую деятельность.

     Высокие значения (ВЗ) (9–12 баллов) по этой шкале  означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения.

     Низкие  значения (НЗ) (3–4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения низкую вовлеченность в процесс деятельности.

     2. Социальная эргичность – уровень  потребности в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность.

ВЗ –  коммуникативная эргичность, потребность  в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.

НЗ –  незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.

     3. Пластичность – степень легкости  переключения с одного предмета  деятельности на другой, быстрота  перехода с одних способов  мышления на другие в процессе  взаимодействия с предметной  средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

ВЗ –  легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход  с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

НЗ –  склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы  деятельности.

     4. Социальная пластичность – степень  легкости переключения в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ, разнообразию количества готовых (неосознаваемых, импульсивных) форм социального контакта.

ВЗ –  широкий набор коммуникативных  программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.

НЗ –  трудность в подборе форм социального  взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.

     5. Темп – скорость выполнения  отдельных операций, быстрота предметно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

ВЗ –  высокий темп поведения, высокая  скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.

НЗ –  замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.

     6. Социальный темп – скоростные  характеристики двигательных актов в процессе общения (скорость речи при общении и т.д.).

ВЗ –  речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности  речедвигательного аппарата.

НЗ –  слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.

     7. Эмоциональность – эмоциональная  чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.

ВЗ –  высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам, к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального действия.

НЗ –  незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.

     8. Социальная эмоциональность –  эмоциональная чувствительность  в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.

ВЗ –  высокая эмоциональность в коммуникативной  сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.

НЗ –  низкая эмоциональность в коммуникативной  сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.

     9. «К» – контрольная шкала (шкала  социальной желательности ответов)  включает вопросы на откровенность  и искренность высказываний.

ВЗ –  неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

НЗ –  адекватное восприятие своего поведения. 
 

Приложение 5

Опросник  темперамента Б.Н. Смирнова

      По  опроснику Б.Н. Смирнова, состоящему из 48 вопросов, можно определить уровни экстравертированности и эмоциональной устойчивости.

     В опроснике Б.Н. Смирнова, так же как  и в опроснике Г. Айзенка, на каждый вопрос следует дать ответ «Да» или  «Нет». Некоторые вопросы повторяют опросник Г. Айзенка. Но большинство из них – новые или даны в новой интерпретации. 

Стимульный  материал

1. Вы любите часто бывать в компании?

2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и кра-сивы?

3. Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения?

4. Во время беседы вы очень быстро говорите?

5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способно-стей?

Информация о работе Особенности проявления психологических свойств темперамента у молодежи с глубокой патологией зрительного анализатора