Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 12:42, курсовая работа
Проблема успешной адаптации в виде наиболее оптимальной приспособленности к реальным жизненным условиям молодежи с нарушениями зрения была и остается чрезвычайно актуальной.
Введение 3
1. Темперамент как базовая составляющая структуры личности и его особенности у лиц с глубокой зрительной патологией 6
1.1. Темперамент: его структура и свойства 6
1.2. История преобразования взглядов на сущность и природу темперамента в России и за рубежом 16
1.3. К вопросу о влиянии зрительной патологии на формирование личностной сферы 68
1.4. Личность слепых и слабовидящих людей 72
1.5. Особенности темперамента у молодежи с глубоким нарушением зрения 76
2. Исследование проявления свойств темперамента у молодежи с глубокой зрительной патологией 83
2.1. Характеристика участников исследования 83
2.2. Описание методического аппарата исследования 84
2.3. Анализ результатов исследования 85
Заключение 92
Список литературы 94
Приложение 1 98
Приложение 2 101
Приложение 3 102
Приложение 4 112
Приложение 5 123
74. Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей.
75. Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили и утешили?
76. Охотно ли Вы выполняете множество разных поручений одновременно?
77. Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?
78. В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?
79. Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?
80. Дрожат ли у Вас руки во время ссоры?
81. Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем как высказать свое мнение?
82. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?
83. Обычно
Вы предпочитаете легкую
84. Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?
85. Обычно
Вы первым в компании
86. Испытываете ли Вы тягу к людям?
87. Склонны ли Вы вначале поразмыслить, а потом говорить?
88. Часто ли Вы волнуетесь по поводу своей работы?
89. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа в транспорте, если бы не опасались проверки?
90.Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках и в компании?
91. Склонны
ли Вы преувеличивать в своем
воображении неудачи,
92. Нравится ли Вам быстро говорить?
93. Легко
ли Вам удержаться от
94. Предпочитаете ли Вы работать медленно?
95. Переживаете
ли Вы из-за малейших
96. Вы
предпочитаете медленный
97. Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе?
98. Способны
ли Вы успешно выполнять
99. Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?
100. Часто
ли Вас беспокоит чувство
101. Легко ли Вы беретесь за выполнение новых заданий?
102. Устаете ли Вы, когда Вам приходится говорить долго?
103. Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?
104. Нравится
ли Вам разнообразная работа,
требующая переключения
105. Любите
ли Вы подолгу бывать наедине
с собой?
Бланк ответов к опроснику В.М. Русалова
Ф.И.О. ______________________________
Возраст___________
ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ
1. | 22 | 43 | 64 | 85 | ||||||||||||
2. | 23 | 44 | 65 | 86 | ||||||||||||
3. | 24 | 45 | 66 | 87 | ||||||||||||
4 | 25 | 46 | 67 | 88 | ||||||||||||
5 | 26 | 47 | 68 | 89 | ||||||||||||
6 | 27 | 48 | 69 | 90 | ||||||||||||
7 | 28 | 49 | 70 | 91 | ||||||||||||
8 | 29 | 50 | 71 | 92 | ||||||||||||
9 | 30 | 51 | 72 | 93 | ||||||||||||
10 | 31 | 52 | 73 | 94 | ||||||||||||
11 | 32 | 53 | 74 | 95 | ||||||||||||
12 | 33 | 54 | 75 | 96 | ||||||||||||
13 | 34 | 55 | 76 | 97 | ||||||||||||
14 | 35 | 56 | 77 | 98 | ||||||||||||
15 | 36 | 57 | 78 | 99 | ||||||||||||
16 | 37 | 58 | 79 | 100 | ||||||||||||
17 | 38 | 59 | 80 | 101 | ||||||||||||
18 | 39 | 60 | 81 | 102 | ||||||||||||
19 | 40 | 61 | 82 | 103 | ||||||||||||
20 | 41 | 62 | 83 | 104 | ||||||||||||
21 | 42 | 63 | 84 | 105 |
Ключ
Эргичность (Эр)
Да — вопросы 4,8,15,22,42.50,58,64,98; Нет — 27,83,103.
Социальная Эргичность (СЭр)
Да — 11,30,57,62,67.78,86; Нет - 3,34 74,90,105.
Пластичность (П)
Да —
20,25,35,38.47,66,71,76,101,
Социальная пластичность (СП)
Да — 2,9,18,26,45,68,85,99; Нет — 31,81,87,93.
Темп (Т)
Да — 1,13,19,33,46,49,55,77; Нет — 29,43,70,94.
Социальный темп (СТ)
Да — 24,37,39,51,72,92; Нет — 5,10,16, 56,96,102.
Эмоциональность (Э)
Да —
14,17,28,40,60,61,69,79,88,91,
Социальная эмоциональность (СЭм)
Да — 6,7,21,36,41,48,53,63,75,80, 84,100.
Контрольные
вопросы на социальную
Да —
32,52,89; Нет —12,23,44,65,73,82.
Интерпретация результатов
1.
Предметная эргичность
Высокие значения (ВЗ) (9–12 баллов) по этой шкале означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения.
Низкие значения (НЗ) (3–4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения низкую вовлеченность в процесс деятельности.
2.
Социальная эргичность –
ВЗ – коммуникативная эргичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.
НЗ – незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.
3.
Пластичность – степень
ВЗ – легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
НЗ – склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.
4.
Социальная пластичность –
ВЗ – широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.
НЗ – трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.
5.
Темп – скорость выполнения
отдельных операций, быстрота предметно-
ВЗ – высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.
НЗ – замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.
6. Социальный темп – скоростные характеристики двигательных актов в процессе общения (скорость речи при общении и т.д.).
ВЗ – речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.
НЗ – слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.
7.
Эмоциональность –
ВЗ – высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам, к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального действия.
НЗ – незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.
8.
Социальная эмоциональность –
эмоциональная
ВЗ –
высокая эмоциональность в
НЗ –
низкая эмоциональность в
9.
«К» – контрольная шкала (
ВЗ – неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
НЗ –
адекватное восприятие своего поведения.
Приложение 5
Опросник темперамента Б.Н. Смирнова
По опроснику Б.Н. Смирнова, состоящему из 48 вопросов, можно определить уровни экстравертированности и эмоциональной устойчивости.
В
опроснике Б.Н. Смирнова, так же как
и в опроснике Г. Айзенка, на каждый
вопрос следует дать ответ «Да» или
«Нет». Некоторые вопросы повторяют
опросник Г. Айзенка. Но большинство из
них – новые или даны в новой интерпретации.
Стимульный материал
1. Вы любите часто бывать в компании?
2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и кра-сивы?
3. Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения?
4. Во время беседы вы очень быстро говорите?
5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способно-стей?