Особенности подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение социо-психологического аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков.Задачи:
1. Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости
подростков.
3. Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
4. Определить, какая связь между девиантным поведением и личностью
подростка.
Методы:
1. Сбор необходимой литературы.
2. Изучение литературы.
3. Описание.
4. Анализ.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 2 - 4

2. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 5 - 18

3. ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 19 - 22

4. ОПАСНЫЕ (ПАТОГЕННЫЕ) ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 23 - 26

5. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 27 - 37

6. ВИДЫ АДДИКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 38 - 50

7. ПРЕДПОСЫЛКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ 51 – 76

8. ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНЫХ МЕХАНИЗМОВ. 77 – 92

9. ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 93 – 104

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105 – 107

11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108 -110

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 811.50 Кб (Скачать)

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и  приобщения  к асоциальной  группе  сверстников.  За  этим  следует   мелкое   хулиганство, издевательство над младшими и слабыми , отнимание мелких карманных  денег  у малышей,  угон  (с  целью  покататься)  велосипедов   и   мотоциклов.   Реже встречаются  мошенничество  и  мелкие   спекулятивные   сделки,   вызывающее поведение в общественных местах.  К  этому  могут  присоединиться  «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем  возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК.

Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит  наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.  Юношеский возраст вообще и ранняя  юность  в  особенности  представляют собой группу риска.

Во-первых,  сказываются  внутренние  трудности  переходного   возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции.

Во-вторых, пограничность и неопределённость социального  положения  подростков.

В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой  механизмов  социального контроля: детские формы контроля  уже  не  действуют,  а  взрослые  способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль ещё не сложились или  не окрепли.

Подростковая делинквентность  в  подавляющем  большинстве  имеет  чисто социальные  причины-недостатки  воспитания  прежде  всего.  От  30  до   85% делинквентнтных подростков вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или  в семье деформированной – с недавно  появившимся  отчимом,  реже,  с  мачехой.

Росту делинквентности среди подростков  сопутствуют  социальные  потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки. Делинквентность далеко не всегда  связана  с  аномалиями  характера,  с психопатологиями. Однако при некоторых из  этих  аномалий,  включая  крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость  в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения,  большая податливость пагубным влияниям.

Кроме того, довольно часто используются методы «осуждения осуждающих» (а судьи кто!), отрицания наличия жертвы (сама виновата!), обращение к более важным обязательствам (не мог бросить товарищей, не имел права трусить и т. д.). всё это свидетельствует о высокой степени инфантилизма, неспособности сопереживать, сочувствовать. К сожалению, подобное отношение к своему поведению в значительной степени обусловливается особенностями юридической практики и правового воспитания, приводящими нередко к формированию у несовершеннолетних представления о своей безнаказанности. Это не может не беспокоить, так как сегодня на общем плане роста различных форм девиантного поведения имеет место тенденция «омолаживания» преступности. Так, среди несовершеннолетних правонарушителей заметно увеличилась доля школьников, возрастает вероятность рецидивов: двое из трёх подростков после возвращения из мест заключения вскоре вновь преступают закон.

Достаточно часто мы видим у молодых людей определённый тип поведения, облик и личностные характеристики. Поведение в целом отклоняющееся: пренебрежение работой и учёбой, прогулы и побеги из дома, эпизодическое воровство, вандализм, мелкое хулиганство. Употребление одурманивающих средств – лишь составляющая этого ряда. Обязательное утрированное следование молодёжной моде, увлечение молодёжной музыкой (рок, реп и т. п.), нередко групповая езда на мотоцикле. Групповое времяпрепровождение обязательно. Существование в группе, с группой – наиболее яркая черта. Показателем задержки психического развития, низкого уровня развития служит то, что группы, состоящие из юношей 16 – 20 лет, обнаруживают черты детских групп: направленность на игровую, развлекательную деятельность, нецелевая активность, лёгкость аффективной индукции. Отношения по существу обезличены, состав группы случаен. На низкий уровень психического развития указывают также примитивный характер аффектов и склонность к разрушительным действиям. «Они разбивают всё, что не могут сожрать и выпить» - так выразился один английский полицейский. В группе выражены негативизм и отчуждённое, нередко враждебное отношение к взрослым. Сохранение этого отношения в индивидуальных контактах, быть может, объясняется не только групповой установкой, но и собственным опытом каждого.

Агрессия  как  проявление  неприспособленности   к   социальной   среде отчётливо проявляется в возрасте от 10 до 13  лет.  Она  выражается  либо  в семейных потасовках при разрешении конфликтов,  либо  в  избиении  физически слабых, неуверенных в себе, лишённых родительской защиты учащихся.

В старшем школьном  возрасте  агрессивность  отмечается  в  основном  у юношей, у девушек – значительно реже. Агрессия к юношей обычно отличается  в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым,  старикам; в конфликтах между отдельными молодёжными группами; при регуляции  отношений внутри молодёжной группы с помощью физической силы.

Агрессивность по отношению к младшим обычно выражается в насмешках  над ними, толчках, подзатыльниках, иногда в  отбирании  мелких  личных  вещей  и денег. Особенно она может проявляться  против  детей,  не  имеющих  сильного защитника. Агрессивность в подобных случаях является  средством  насмешливой и снисходительной   демонстрации   своего   возрастного   превосходства   и физической силы. Агрессия старших подростков по отношению к  взрослым  часто имеет  целью  определение  границ   дозволенного   в   поведении   и   носит демонстративный  характер.  Она  может  проявляться  в  нарочитом  нарушении тишины, возражениям старшим (нередко в вызывающей,  обидной  форме),  стычки на  местах  наибольшего  скопления  взрослой  публики,  порче  общественного имущества.  При  этом  молодые  люди  внимательно  наблюдают  за  поведением взрослых и немедленно на него реагируют. Значительное обострение  обстановки наступает, когда старшие раздражённо и гневливо требуют «призвать  хулиганов к порядку»  или  боязливо  отстраняются  от  конфликта.  Старшему  подростку нравится  дразнить  таких  взрослых.  Причём  даже  возможное   впоследствии наказание он расценивает как несправедливое, т.к сам  подросток  заранее  не знал куда заведёт его этот «эксперимент». Поэтому подростки в таких  случаях во всём винят взрослых.

Агрессия нередко бывает направлена на отдельного  взрослого.  Чаще  это отмечается  при  криминальном  поведении,  осуществляемом  целой  молодёжной группой. Непосредственный  толчок  к  нему  обычно  делают  сильные  эмоции, захватившие всю компанию молодых людей. Нередко, как отмечалось выше,  такие эмоции возникают  на  фоне  алкогольного  опьянения.  В  таком  состоянии  у школьников усиливается  стремление  совершить  какое-то  необычное  «лихое», «храброе» действие. Выход оно может найти в нападении на физически  слабого, пьяного или престарелого человека.

Агрессивность может проявляться у школьников средних классов в  стычках между  отдельными   группами.   Спор   между   проживающими   по   соседству подростковыми группами обычно идёт  из-за  территориальных  «сфер  влияния», клубок, кинотеатров, дискотек. Соперников туда стараются не пускать.

Наконец, агрессивность  при  регулировании  отношений  в   группе.  Она связана  с  установлением  или   сохранением   определённого   «порядка»   в конкретном  молодёжном  объединении  и  направлена  против   «предателей   и смутьянов», в назидание колеблющимся и неуверенным. Обычно  это  бывает  при возникновении или распаде определённой неформальной группы.

Подростковая агрессия – чаще  всего  следствие  общей  озлобленности  и пониженного самоуважения в результате пережитых неудач и  несправедливостей. Изощрённую   жёсткость   нередко   проявляют   также   жертвы    гиперопеки, избалованные  маменькины   сынки,   не   имевшие   в   детстве   возможности экспериментировать и  отвечать  за  свои  поступки;  жестокость  для  них  – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки.    Подростковые  акты  вандализма,  как  правило,  совершаются  сообща,  в группе. Роль каждого  в  отдельности  при  этом  как  бы  стирается,  личная моральная ответственность устраняется. Совместно совершаемые  антисоциальные действия  укрепляют  чувство  групповой  солидарности,  доходящее  в  момент действия до состояния эйфории, которую потом,  когда  возбуждение  проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.

Негативное явление - присвоение подростками  чужих  вещей,  вызвано  их недостаточной этической воспитанностью  или  большой  избалованностью.  Надо отметить, что присвоение вещей другого человека у  подавляющего  большинства правонарушителей  подростков  не  связано  с   направленностью   на   личное обогащение. Обычно «отчуждения» бывают мелкие. Их часто совершают  в  драке, хулиганском  нападении  на  другого  человека.  «Трофеи  победителя»   могут раздариваться товарищам и знакомым. Такие подростки не считают  себя  ворами и при задержании не испытывают ни стыда, ни угрызения совести.

Свои особенности имеет поведение девушек-подростков, совершающих кражи. В тех семьях, где нет возможности иметь дорогие игрушки,  косметику,  модные предметы женского туалета,  обнаруживаются  потребности  в  кражах. Таковые совершаются также и при совместном проживании в общежитии.

В  последние  годы  заметно  возросли  более   серьёзные,   сознательно организованные нападения разбойного типа  (с  целью  овладения  имуществом). Спиртные  напитки,  наркотики,  бродяжничество  требуют  денег,  которых   у подростков либо нет, либо мало, что толкает группу или отдельных  подростков на воровство.

Большое распространение  среди  подростков  получило  бродяжничество  и побеги из дома, которые также по большей части совершаются  коллективно  или под  влиянием  товарищей.  Так  как  для  бегства  подростка  нужна   помощь товарищей  по  дворовой  компании,   в   частности   для   изучения   района передвижения, установление связи с другими бродягами.

Так  называемые  половые  преступления  также  имеют  место   в   жизни делинквентных подростков. Механизмы преступного полового насилия  подростков зависят от личностных характерологических характеристик и подразделяются  на две группы: делинквенты, совершающие преступление в одиночку  и  совершающие преступления в группе (таковых больше).

У   части   таких   подростков    наблюдается    выраженные    признаки преждевременного полового созревания, другие  являются  лидерами  преступных групп.  Из  индивидуально  –  типологических  характеристик  можно  отметить выраженную  несбалансированность  нервных  процессов,   высокий   показатель агрессивных тенденций, высокую эмоциональность,  сексуальную  напряжённость. В структуре личности диагностируются акцентуации  характера  и  неадекватная самооценка.

Нравственно – ценностная ориентация  личности  подростка  –  насильника представляет  собой  неустойчивую  систему.  Их  представления  о  морали  и моральных ценностях носят ярко выраженный неадекватный характер.

К действительному поведению можно отнести и так называемое уицидальное поведение и аутоагрессию. Последнее выражается в  покушении  на  целостность своего  организма  и  происходит  обычно   однажды   в   жизни   подростков. Аутоагрессия  совершается  в  состоянии  аффекта.  Чаще  всего   но   вызван чрезвычайно  отрицательными  жизненными  обстоятельствами  или  значительной моральной неустойчивостью. Поводы могут  быть  самые  разнообразные:  ссора, обиды, «самозащита» личности  от  грубых  воздействий  окружающих,  бравада, отсутствие  близких  людей.  Аутоагрессия  связана  с   незрелостью   оценок школьника сложившейся вокруг него обстановки.

Проблема юношеских самоубийств, многие годы бывшая под запретом,  стала актуальной в современном мире.

Среди подростков, обследованных  А.Е.  Личко  (1983)  32%  суицидальных попыток приходится на долю 17- летних, 31% - 16 – летних,  21%  -  15  – летних, 12% - 14 – летних, 4% - 12-13 – летних.

Многие попытки, особенно у  девушек,  носят  демонстративный  характер. Какие психологические проблемы стоят за юношескими самоубийствами?

В психологических экспериментах не раз, было показано, что у  некоторых людей любая неудача вызывает  непроизвольные  мысли  о  смерти.  Влечение  к смерти – не что иное как попытка разрешить жизненные трудности  путём  ухода из самой жизни.

Существует  даже психологический тип личности, для которого  характерна устойчивая  установка,  склонность  к  уходу  из  конфликтно  –   стрессовых ситуаций, вплоть до самой последней. Судьба людей этого типа  отмечена  тем, что самоубийство для них –  наиболее  вероятный  тип  смерти.  Повод,  из-за которого человек кончает с собой, может быть совершенно незначительным.

В  популярной  литературе  иногда  утверждается,  что  девять   десятых подростков – правонарушителей вырастают в криминогенных и слабых семьях.  На самом деле такие семьи дают 30-40  %  преступности.  Преувеличивается  связь правонарушений со структурой семьи: две трети  подростков  растут  в  полных семьях. Однозначной связи между преступным поведением и определённым  стилем семейного  воспитания  –  дефицитом  родительского  тепла  и  внимания  или, наоборот, гиперопекой – не обнаруживается.

Влияние самой юношеской делинквентности на  судьбу  взрослого  человека также неоднозначно.  Чем  тяжелее  делинквентное  поведение  подростка,  тем вероятнее,  что  он  будет  совершать  его  взрослым.  Однако  статистически средняя делинквентность у большинства подростков с возрастом прекращается.

              Одним из видов девиантного поведения является – аддиктивное.

Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.

Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье и на производстве, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Реальность такова, что стремление к психологическому и физическому комфорту не всегда возможно реализовать. Для нашего времени характерно и то, что происходит очень стремительное нарастание изменений во всех сферах общественной жизни. Современному человеку приходится принимать все возрастающее количество решений в единицу времени. Нагрузка на системы адаптации очень велика. Основоположник теории стресса Г.Селье, говоря об адаптации, пишет: “Большая способность к приспособлению, или адаптации, - вот что делает возможным жизнь на всех уровнях сложности. Это основа поддержания постоянства внутренней среды и сопротивления стрессу”. “Приспособляемость – это, вероятно, главная отличительная черта жизни”. “Есть два способа выживания: борьба и адаптация”.

Информация о работе Особенности подросткового возраста