Особенности подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение социо-психологического аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков.Задачи:
1. Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости
подростков.
3. Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
4. Определить, какая связь между девиантным поведением и личностью
подростка.
Методы:
1. Сбор необходимой литературы.
2. Изучение литературы.
3. Описание.
4. Анализ.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 2 - 4

2. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 5 - 18

3. ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 19 - 22

4. ОПАСНЫЕ (ПАТОГЕННЫЕ) ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 23 - 26

5. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 27 - 37

6. ВИДЫ АДДИКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 38 - 50

7. ПРЕДПОСЫЛКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ 51 – 76

8. ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНЫХ МЕХАНИЗМОВ. 77 – 92

9. ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 93 – 104

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105 – 107

11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108 -110

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 811.50 Кб (Скачать)
ign:justify">Рассматривая психологические аспекты взросления, известный немецкий психиатр Х.Ремшмидт придает значимость таким аспектам как приспособление к своему телу и его изменениям, когнитивное и личностное развитие, половое созревание и специфичные для каждого пола проблемы, а также отделение от семьи. Актуальным становится сравнение себя со сверстниками. В данном случае, широкая изменчивость процессов роста и плохое представление об этих процессах в сочетании с болезненным вниманием к представлениям о норме могут стать причиной снижения самооценки и чувства собственной значимости. Важная черта, приобретаемая в юности – способность к интроспекции - самонаблюдению.

Говоря о факторах, влияющих на развитие личности, Ремшмидт отмечает, что структуру личности не определяют влияния генетической и конституциональной основы и биологической перестройки. Процесс созревания решающим образом зависит от окружающей среды, от возможностей потенций развития претвориться в действительность. Определенную роль играют семья, социальное положение и референтная группа (то есть группа. С которой личность сравнивает себя). Однако нельзя недооценивать характер трудностей, возникающих у подростков в связи с проблемами полового созревания. И.С.Кон пишет о важности того “как сам подросток воспринимает, переживает и оценивает пубертатные изменения и события, подготовлен ли он к ним, вызывают они испуг или радость и т.д.”. Трудности психосексуального порядка, пожалуй, чаще встречаются у тех, кто стоит в стороне” от обсуждения запретных тем со сверстниками, чьи эротические переживания не находят вербализации и поэтому уходят вглубь и закрепляются.

Не в силах принять свою собственную формирующуюся сексуальность, такие подростки бессознательно стараются отгородиться, спрятаться от “фактов жизни” с помощью психологических защитных механизмов. Один из этих механизмов – аскетизм (подчеркнуто презрительное отношение и враждебное отношение к чувственности, как к чему-то грязному, низменному. Еще одна типичная для подростков установка защиты – интеллектуализация (демонстрация отсутствия интереса к чувственному). Хотя требования моральной чистоты и самодисциплины сами по себе вполне положительны, их гипертрофия влечет за собой искусственную самоизоляцию от окружающих, высокомерие и нетерпимость, за которыми кроется страх перед жизнью.

Контроль за здоровьем подростков выявляет в основном заболеваемость телесного характера, так как психологические и психиатрические обследования в школах недостаточны. Но и телесная заболеваемость для специалиста-психолога означает одновременно психическое неблагополучие. Известно, что при воздействии какой-либо вредности на организм, в первую очередь страдают наиболее тонко организованные, позднее сформировавшиеся в развитии вида и каждой особи функции – то есть психика. Любое заболевание включает в себя психические нарушения. Так, больной ребёнок подавлен и плаксив, капризен и требователен, его эмоциональные реакции контролируются много хуже, чем у здорового. Астения проявляется не только утратой самообладания, но и снижением способности к занятиям – он плохо сосредотачивается, быстро устаёт. Успеваемость снижается из-за ослабления интеллектуальных возможностей – памяти, сообразительности. Мы здесь не рассматриваем крайние случаи, например острые инфекционные болезни и отравления, когда на высоте болезненного состояния у детей легко, в отличие от взрослых, утрачивается ясность сознания – достаточно тяжёлый симптом, влекущий за собой утяжеление психических расстройств (память, внимание, сообразительность) в последующем на недели, а иногда и на месяцы.

Не всегда при обследовании больных детей видны эмоциональные расстройства, часто психические нарушения имеют пограничные формы. Поэтому данные медицинского обследования необходимо рассматривать с учётом школьной успеваемости, отзывов педагогов, наблюдений родителей. Целесообразно ведение персональных карт на каждого ребёнка, в которых отражалось бы развитие не только физического, но и психического состояния, особенности поведения. В настоящее время ребёнок имеет медицинскую карту, но не имеет карты социальной. И даже в медицинской карте набор сведений совершенно недостаточен. Данные о вынашивании, родах, о младенческом этапе жизни (важном для выявления расстройств не только физического, но и психического здоровья) остаются неиспользованными, в карте отмечаются лишь прививки и обращаемость в случаях острых заболеваний. Диспансеризация – активное обследование детей – проводится нерегулярно, лишь в некоторых регионах, причём, скорее, в социальных, нежели медицинских и психологических целях. При этом связи: »телесное здоровье – психическое здоровье», а тем более «психическое здоровье – поведение» не устанавливаются.

              Нужно оговориться: заболеваемость детей не всегда столь драматична для будущего, она чаще отражает функциональный дисбаланс. Так, например, грамотным терапевтам известны «подростковый сердечный шум», «гиперацидный гастрит» невропатологам – «подростковая вегетососудистая дистония». И здоровые подростки нередко жалуются на головные боли, боли в спине, у девочек случаются обмороки. С завершением подросткового этапа уровень здоровья в нормальных условиях должен повышаться. Нормальные условия – это отсутствие психических, физических, социальных перегрузок. В неравновесной системе, какой является быстро меняющийся организм подростка, легко нарушается закономерное развитие, движение. К сожалению, ни уровень психической грамотности взрослых, ни состояние нашего общества в настоящее время не могут обеспечить нормальные условия взросления детей, защиту их от нагрузок.

              Трудности поведения и взаимоотношений характерны и для формально здоровых подростков в силу естественных для них многофункциональных изменений организма. Психологи, психиатры и в благополучные времена находили выраженные особенности психики подростков.

              Ремшмидт раскрывает еще один важный для периода взросления аспект – роль семьи. Отношение к семье в ходе взросления меняется следующим образом:

      Созревание когнитивных и эмоциональных функций может привести к тому, что молодые люди используют свои новые способности в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это ведет к конфликту с родителями, особенно если в семье господствует нетерпимый и ограничительный стиль воспитания.

      В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей. Такое “обесценивание” последних – проблема, самостоятельно решаемая каждой из сторон.

      Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями и замене их взаимоотношениями со многими людьми (группами), меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения.

      Отход от родительского дома отражается не на всех формах поведения, взглядах и установках.

      Не смотря на уменьшение влияния семьи в период взросления она остается важной референтной группой. Хотя процесс отрыва от семьи – обязательное условие достижения самостоятельности, обособление от родителей в большинстве случаев временное и неполное, прекращающееся после достижения молодыми людьми независимости.

Подростки, как правило, считают, и порой не без оснований, что взрослые к ним безразличны. Эта убеждённость предопределяет разобщение со взрослыми, пренебрежение социальными связями во взрослом мире и, соответственно, пренебрежение социальными нормами поведения. Другим важным фактором искажённой подростковой эмансипации является потребность в самоутверждении при относительной недостаточности личностных ресурсов, особенно в условиях объективной невозможности защитить свои интересы. Это может проявляться как агрессией против третьих лиц, так и в различных формах эскапизма – от наркотизации до суицидального поведения. Э. Фромм исследовал феномен отчуждённости в современном обществе. Сознание отчуждённости, утверждает Э. Фромм, рождает беспокойство, тревогу. Быть отчуждённым значит быть беспомощным. Возможность непослушания даёт чувство свободы и независимости. Один из путей избегания одиночества, от которого страдает каждый ребёнок после угасания физической связи с матерью – состояние экстаза. (здесь мы вправе конкретизировать понятие «экстаз» как состояние опьянения). Исчезает внешний мир, а с ним – отчуждённость. Если экстаз переживается сообща, то результат усиливается слиянием с группой. И пока экстатические переживания – ритуал группы, они воспринимаются как норма. Таким образом, Э. Фромм объясняет и нарушения поведения и злоупотребление опьянением.

              А. Е. Личко обращает внимание на особые поведенческие модели – специфически подростковые поведенческие реакции на воздействия среды. Им выделены следующие реакции:

      Реакция эмансипации: проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших. Это связано с борьбой за самостоятельность, самоутверждение. Способствуют этому такие факторы как чрезмерная опека, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности, третирование подростка как ребенка.

      Реакция группирования со сверстниками: почти инстинктивное тяготение к сплочению.

      Реакция увлечения – хобби реакция. Увлечения могут лежать в основе нарушения поведения. Это происходит в силу чрезмерной интенсивности увлечения, когда ради него забрасываются все остальные важные дела и обязанности.

      Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

      Детские поведенческие реакции: отказ от контактов, игр, пищи; оппозиция, имитация (положительная и отрицательная), компенсация и гиперкомпенсация.

Патологическим детское поведение становится, когда реакции распространяются за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, если они сопровождаются невротическими расстройствами и если затрудняют или нарушают социальную адаптацию.

Личность подростка претерпевает “либо поступательное развитие с формированием адаптивного поведения, либо дезадаптацию, саморазрушение” (19, с.53). Различные формы поведения подростков представляют собой варианты преодоления стресса. Подростковый возраст – это период, в котором увеличиваются требования к психофизиологическим потенциям. Наряду с формированием “структурно-функциональных и социо-психологических позиций”, формируются “кризисные и конфликтные паттерны поведения” (19, с.53). Эти паттерны производятся стрессорами среды. От того, как отвечает подросток на предъявляемые ему требования среды, какие способы и стили преодоления стресса у него проявляются и закрепляются, зависит развитие личности в подростковый период и дальнейшие перспективы.

Английский термин “копинг” (coping), относительно четко сформулированный к 80-м годам, определяет процесс конструктивного приспособления, в результате которого данное лицо оказывается в состоянии справиться с предъявленными требованиями таким образом, что трудности преодолеваются, и возникает чувство роста собственных возможностей, а это, в свою очередь, ведет к положительной самооценке.

Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский, следуя подходу Р. Лазаруса, рассматривают копинг как “деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям”. Они рассматривают ряд особенностей преодоления эмоционального стресса подростками:

      Механизмы преодоления эмоционального стресса у подростков определяют развитие и формирование различных вариантов поведения, приводящих к адаптации, либо дезадаптации индивида. Эти поведенческие модели могут сменять друг друга, претерпевая определенное прогрессивное развитие, и могут носить ригидный, фиксированный характер с последовательным усложнением, приводящим к возникновению нарушений.

      Механизмы преодоления эмоционального стресса представляют собой сложные паттерны личностно-средового взаимодействия, включающие концепцию “Я”, контроль, системы вербальной, невербальной коммуникации и другие составляющие.

      Реализация механизмов преодоления стресса происходит на различных взаимозависимых уровнях: эмоциональном, когнитивном, соматическом, поведенческом. Наиболее четко измеряемым уровнем реализации механизмов преодоления стресса у подростков является поведенческий уровень.

      Преодоление стресса подростками может иметь гетеро- и аутоагрессивную направленность, быть связанным с экстернальной либо интернальной по отношению к среде направленностью контроля, эмпатическими, аффилятивными тенденциями (не знаю, что такое "аффилятивный"), чувствительностью к отвержению.

      Выраженным влиянием на преодоление стресса обладает система социальной поддержки индивида и способность к ее восприятию.

      В подростковом возрасте механизмы преодоления стресса носят динамический и транзиторный характер, обеспечивают развитие индивида, способствуют или препятствуют включению биологических и социальных факторов риска развития поведенческих, психосоматических и психических нарушений.

Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский на основе своих исследований копинг-поведения подростков разработали три теоретические модели:

      Модель активного адаптивного функционального копинг-поведения. Для этой модели характерно сбалансированное использование соответствующих возрасту копинг-стратегий с преобладанием активных стратегий, направленных на разрешение проблем и поиск социальной поддержки, преобладание мотивации на достижение успеха над мотивацией избегания неудач, готовность к активному противостоянию среде. Психологический фон для преодоления стресса обеспечивают следующие личностно-средовые копинг-ресурсы: позитивная Я-концепция, развитость восприятия социальной поддержки, интернальный локус контроля над средой, эмпатия и аффилиация, относительно низкая чувствительность к отвержению, наличие эффективной социальной поддержки.

      Модель псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения. Основные признаки данной модели характеризуются сочетанием в использовании как пассивных, так и активных базисных копинг-стратегий, базисной копинг-стратегии поиска социальной поддержки в качестве ведущей; повышенным удельным весом стратегий, не соответствующих возрасту; дефицитом навыков активного использования стратегии разрешения проблем и заменой ее на копинг-стратегию избегания и фармакологический механизм реализации данной стратегии. Наблюдается неустойчивость, флюктуация мотивации [то есть колебания потребностей] то на достижение успеха, то на избегание неудачи. Низкая эффективность блока личностно-средовых копинг-ресурсов: неустойчивая, негативная, искаженная Я-концепция; низкий уровень восприятия социальной поддержки; неустойчивый, низкий уровень интернальности; относительно высокое развитие эмпатии и аффилиации, отсутствие расхождения между реальными и идеальными компонентами самооценки.

Информация о работе Особенности подросткового возраста