Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:25, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение социо-психологического аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков.Задачи:
1. Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости
подростков.
3. Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
4. Определить, какая связь между девиантным поведением и личностью
подростка.
Методы:
1. Сбор необходимой литературы.
2. Изучение литературы.
3. Описание.
4. Анализ.
1. ВВЕДЕНИЕ 2 - 4
2. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 5 - 18
3. ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 19 - 22
4. ОПАСНЫЕ (ПАТОГЕННЫЕ) ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 23 - 26
5. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 27 - 37
6. ВИДЫ АДДИКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 38 - 50
7. ПРЕДПОСЫЛКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ 51 – 76
8. ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНЫХ МЕХАНИЗМОВ. 77 – 92
9. ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 93 – 104
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105 – 107
11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108 -110
В сфере образования необходим пересмотр некоторых подходов в воспитании и преподавании учебных предметов. В связи с проблемой аддиктивного поведения актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни (см. информационно-просветительский этап профилактической деятельности и этап тренингов личностного роста). Данная информация необходима для обретения свободы выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важные проблемы без страха перед действительностью, и пользуясь разнообразными активными стратегиями преодоления стресса.
Полноценная профилактика аддиктивного поведения невозможна без участия в ней средств массовой информации – авторитетного и популярного пропагандистского органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и за ее содержание. В печатных изданиях и телевизионных программах информация для подрастающего поколения в настоящее время носит в основном развлекательный характер. Дети воспринимают средства массовой информации, особенно телевидение, только как развлечение, что может уводить их от проблем реального мира в целом и проблем подросткового возраста в частности.
В подростковом возрасте решающее значение приобретает стремление детей найти свое место в обществе. Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал – “делать жизнь с кого? В связи с этим, очень важно, какие образцы поведения предлагает общество. В общественной жизни большую роль может играть система психологической и социальной поддержки подростков, обеспечивающая помощь молодому поколению в становлении, в здоровом удовлетворении потребностей.
Направленность на людей – своеобразная психологическая повернутость к людям – в существенной мере зависит от того, насколько сами люди, общество в целом направлено на подрастающее поколение. Поэтому формирование таких важных качеств для межличностных отношений, как эмпатия, доброжелательность, готовность к сотрудничеству и др. попадает под зависимость от готовности общества отвечать подросткам тем же.
Неоценимый вклад в профилактику аддикций может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на уход от реальности бренного мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и нравственной силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям. А также для формирования уважительного отношения к своей личности и личностям окружающих, что явилось бы крепким фундаментом для строительства межличностных отношений.
ПРЕДПОСЫЛКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ
Врачи средневековья утверждали, что «причина болезни в давно прошедшем». Тогда медицина основывалась на повседневных житейских наблюдениях. Можно считать этот постулат универсальным, поскольку применим он и к девиантному поведению. Однако сегодня, констатируя неблагополучное поведение, мы имеем возможность дополнить наши наблюдения биологическими знаниями, актуальной оценкой каждого случая, анализом внешнесредовых факторов.
Рассмотрим некоторые виды предпосылок отклоняющегося поведения.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕПОСЫЛКИ.
Генетическая обусловленность девиантного поведения и, в частности, злоупотребления опьяняющими веществами, исследуется, но пока без особых успехов. Потомство наркоманов и преступников малочисленно, трудно собрать количественно достоверный материал. Но некоторые принципиальные положения, касающиеся наследственной патологии, целесообразно иметь в виду.
До настоящего времени генетические маркеры социальной, психической патологии не обнаружены, хотя предложены на эту роль многочисленные хромосомные геномные субстраты. В ряде исследований показаны особенности алкогольного метаболизма у потомков алкоголиков. Некоторые авторы находят в трезвом потомстве те же нейрохимические характеристики, что и у пьющих родителей. Последнее не вызывает особого доверия. Над таким упрощённым наследованием, утверждавшимся ещё Ж. -Б, Ламарком справедливо иронизировали современники: рождает ли бесхвостых мышат мышь, если ей отрубить хвост? Но близнецовый метод исследования доказывает, что некая предрасположенность существует: воспитанные в здоровых семьях дети алкоголиков в 3 – 4 раза чаще спиваются, чем дети здоровых родителей. Разумеется, роль средового фактора при этом не отрицается; наоборот, некоторые специалисты придают поведенческой патологии среды, как причине девиантного поведения потомства (научение), даже решающее значение.
Известно, однако, что алкоголизм родителей иногда напротив, приводит к демонстративной трезвости детей. Обычно это характерно не для тех детей, которые были зачаты пьянствующими родителями, а для тех, которые успели родиться до начала злоупотребления в семье. Некоторые наркоманы рассказывали, что принимают наркотики, а не спиртное, именно потому, что отец-алкоголик вызывал у них отвращение. Но здесь примечательно не то, что дети алкоголика не стали алкоголиками, а то, что они всё же стали наркоманами, что им не удалось избежать злоупотребления. Это свидетельствует о передаче некой неспецифической предрасположенности к патологическому поведению, к социальному нездоровью.
О том, что наследуется и хорошее, и дурное, издавна известно в народе – «Яблоко от яблони недалеко падает». Девушку не отдавали замуж в семью пьяниц или преступников, а крепкий хозяин не разрешал сыну жениться на девушке из семьи бедняков. Не только потому, что хотел приданого, но и потому, что бедность считалась проявлением беспомощности, безалаберности, безответственности. Такая невестка «испортит породу». И зятя выбирали по принципу: «от дурного семени не жди доброго племени». Психиатрические исследования, проведённые в некоторых экономически развитых странах, позволили оценивать бедность как показатель психопатологии. Социологические исследования показывают, что бедность, злоупотребление опьяняющими средствами (пьянство, наркотизация) и преступность проявляются в семьях одновременно.
Однако здесь нужно сделать оговорку, что сказанное выше не распространяется на ситуацию социальных катаклизмов. Как известно, самыми бедными, помимо пенсионеров и инвалидов, у нас оказались как раз люди достойные, интеллектуальных профессий, особенно гуманитарии и естественники, которым социальные отклонения несвойственны.
Теория А.-Б. Мореля (середина 19 века) о дегенерации была основана на анализе нескольких поколений потомства пьяниц. Вырождение – это «болезненное уклонение от первоначального типа», накопление и передача психических и телесных расстройств. А.-Б. Морель привёл длинный список признаков («стигматы Мореля»), указывающих на вырождение: форма черепа, ушей, пальцев, ногтей, черт лица, строения скелета и пр. будучи психиатром, он описал личностные типы дегенератов, болезни дегенерации. Это нравственная испорченность, расстройства влечений, приступы бешенства, слабоумие, эпилепсия. К расстройствам влечения, отмеченным А.-Б. Морелем, до настоящего времени относят самоубийства, злоупотребление опьяняющими веществами, бродяжничество, беспутную жизнь, склонность к безделью, азартным играм, сексуальным извращениям, проституции, воровству, поджогам, другим формам криминального поведения. Накапливаясь, патология прерывает генетическую линию на 4 – 5 поколении в связи с бесплодием, безбрачием или мёртворождением.
Литературной иллюстрацией теории Мореля, сделавшей её очень популярной и в населении, стали романы Э. Золя, особенно семейные хроники Ругон-Маккаров.
Исследование А.-Б. Мореля вызвало поток работ. Приводились ярчайшие примеры. Так, тюремный врач А. Дагдель (США, 1874г.) исследовал генеалогию находившихся в родстве шести арестантов. Их общий предок – пьяница, живший в 18 веке, оставил в потомстве 709 человек, из которых 77 были преступниками (в т. ч. 12 убийцами), 85 – «дегенератами» 174 – проститутками, 18 – содержателями публичных домов, 206 – нищими, получавшими пособия от государства и местных общин. Все эти лица в течении 75 лет обошлись обществу в 1,25 млн. долларов (в то время!). К. де Риккер (1901г.) проследил потомство пьяницы и проститутки Ады Липпинут (род. В 1741г.): из 834 человек 168 были поджигателями, 182 – женщинами дурного поведения, 95 – нищими, 70 – бродягами, 64 – убийцами, 140 – ворами, 105 – «мошенниками» и «карманниками».
В криминалистике теорию Мореля развивал Ч. Ломброзо (конец 19 века). Он определял преступников и лиц, склонных к преступлениям, по внешним признакам, которые в большинстве своём совпадали с признаками дегенерации (стигмами) Мореля.
Однако и здесь требуются оговорки. Разумеется, ребёнок наследует внешность мамы и папы, дедушки или бабушки. Но изменения внешности, соответствующие стигмам Мореля, могут возникнуть вследствие внешнесредового повреждения плода на одном из триместров беременности. Впрочем, патология эмбриона и плода также создаёт биологические предпосылки к нарушениям поведения ребёнка.
Сам Морель впоследствии расширил перечень причин дегенерации. В своей работе, изданной в 1857г., он добавил, что, помимо наследственности, вырождение вероятно не только вследствие пьянства. Пьянство действует «наряду с другими внешними факторами». Имеет значение «непосильный труд в антисанитарных условиях». К сожалению, спустя полтора столетия, патогенная весомость этих факторов стала неоспоримой.
Оценка Морелем внешних вредностей, «непосильного труда в антисанитарных условиях» как другой распространённой причины дегенерации, указания на необходимость «изменить физические, интеллектуальные и моральные условия человеческого существования» послужили постулатом и политической теории – социализма.
Постепенно теория А. Мореля была оттеснена новыми биологическими исследованиями, которые, как казалось, более полно раскрывали патологию личности и поведения человека. Особенно прочно «забылась» теория Мореля (и работы его последователей за рубежом) в странах победившего социализма, где аксиомой стало утверждение всеобщего равенства людей во всех, в том числе биологических смыслах.
Раньше вредным воздействием внешней среды считался недостаток чего-то в сравнении с нормой – йода ли при кретинизме, фтора ли при кариесе и т. п. сейчас – избыток. Производства, не только собственно химические и металлургические, делают среду злокачественной даже для простейших организмов. Опасности пищевых технологий, генетически изменённых продуктов, кормов для животных, лекарств в большинстве своём остаются неизвестными или узнаются с опозданием. По существу неизвестны и последствия комбинаций этих патогенных факторов.
Многие, выглядящие как социально обусловленные, характеристики – рождаемость, смертность, миграция, бедность – включают в себя причинный биологический фактор. То же можно сказать и о социальной патологии, казалось бы, нравственного содержания: уклонение от службы в армии, безделье, низкое качество труда, преступность и т. п. имеют и биологическую основу. Эти формы девиантного поведения могут означать неспособность. Молодой человек оказывается не способным выносить тяготы военной службы, усилия в учёбе, в удержании объёма знаний, быстро устаёт при умственном и физическом труде, не способен заработать, ему легче украсть.
Но наблюдения последнего времени в нашей стране требуют переоценки некоторых явлений. Так, например, бедность считается следствием если не физической, то психической недостаточности (особенно в сочетании с многодетностью). Сейчас мы видим, как миграция и даже бродяжничество могут предопределяться не индивидуальными качествами человека, а социальной катастрофой. Бедность зачастую свидетельствует о высоких нравственных, психических свойствах индивида. Причём бедность и многодетность оказываются не двумя равнопоказательными следствиями одной причины (психической недостаточности), а многодетность, часто как выражение высокой нравственности, оказывается причиной бедности как следствия.
Бедность, которая подразумевает трудовое перенапряжение матери, состояние беспокойства, недостаточное питание её и плода, частоту осложнений в родах, недоношенность, малый вес, недостаток грудного молока, создаёт некую биологическую предиспозицию нездоровья детей. В последующем бедные семьи не обеспечивают детям необходимого питания и уровня санитарии, возникающие болезни не лечатся, хронизируются. Впрочем, и в небедных семьях встречается невежество, когда детей перекармливают сладким, «быстрой пищей», напитками из бутылок, не обращаются за помощью к специалистам при появившихся отклонениях в развитии. А телесная заболеваемость неизбежно приводит к нарушениям психики.
Возрастает число случаев так называемой малой мозговой недостаточности, для которой не требуется патологии нескольких предшествующих поколений. Эти нарушения равно возникают а семьях, страдающих от бедности, от хронических заболеваний родителей (инфекционных, системных), от алкоголизма, и в семьях благополучных и здоровых. Что касается алкоголизма, то вредоносное влияние опьянения даже вне связи с алкоголизмом как болезнью, известно давно (запрет молодым пить хмельное на свадьбах в российских деревнях, «дети воскресенья» во Франции – слабоумные дети шахтёров, которые поднимались на поверхность к своим жёнам по воскресеньям). Это связано не с бедностью или богатством, а с гигиенической грамотностью родителей.
Картина малой мозговой недостаточности неспецифична, то есть однотипна при разных вредностях. Причины малой мозговой недостаточности различны, но всегда это внешнее патогенное влияние нездоровья родителей или начального поражения яйцеклеток, сперматозоидов, или нарушения процесса беременности и родов у матери, или болезни, интоксикации самого ребёнка в младенчестве или раннем детском возрасте.
Нарушение развития мозга обнаруживается очень быстро. Это замедленное и обеднённое становление движений, речи, контакта с окружающими, особенно с посторонними, или отклоняющаяся от нормы активность. Иными словами, может быть вялость, слабый интерес к происходящему вокруг или же избыточная двигательная или речедвигательная возбуждённость. В последнем случае дети ни минуты не сидят спокойно, бегают, скачут, топочут, машут руками, качают головой, кричат. От обычной, нормальной для ребёнка активности эта возбуждённость отличается не только избыточностью, но и однообразным, стереотипным повторением движений и звуков. Возбуждение часто сочетается с агрессивностью: дети бьют и близких, и сверстников, ломают, отнимают игрушки, кусаются, плюются. Избыточная возбуждённость обращает на себя внимание многих, но редко – родителей, которые привыкают к такому поведению, а любовь мешает критически сравнить поведение своего ребёнка с поведением других детей. Обычно нарушения активности, вялость или возбуждённость, обращают на себя внимание и заставляют искать педагогической и медицинской помощи с началом обучения ребёнка в школе. Тут обнаруживаются и сопутствующие расстройства, такие как слабость памяти, осмысления, сообразительности, плохой почерк (нарушение тонких мышечных движений), скудный запас знаний, бедность речи и ряд других.