Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:25, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение социо-психологического аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков.Задачи:
1. Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости
подростков.
3. Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
4. Определить, какая связь между девиантным поведением и личностью
подростка.
Методы:
1. Сбор необходимой литературы.
2. Изучение литературы.
3. Описание.
4. Анализ.
1. ВВЕДЕНИЕ 2 - 4
2. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 5 - 18
3. ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 19 - 22
4. ОПАСНЫЕ (ПАТОГЕННЫЕ) ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 23 - 26
5. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 27 - 37
6. ВИДЫ АДДИКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 38 - 50
7. ПРЕДПОСЫЛКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ 51 – 76
8. ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНЫХ МЕХАНИЗМОВ. 77 – 92
9. ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 93 – 104
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105 – 107
11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108 -110
Модель пассивного, дисфункционального копинг-поведения. Характеризуется преобладанием пассивных копинг-стратегий над активными, дефицитом социальных навыков разрешения проблем, интенсивным использованием детских копинг–стратегий, не соответствующих возрасту. В качестве ведущей используется копинг- стратегия “избегание”. Преобладает мотивация избегания неудачи. Неготовность к активному противостоянию среде, подчиненность ей; негативное отношение к проблеме, оценка ее как угрозы; псевдокомпенсаторный, защитный характер поведения, отсутствие направленности на стрессор, как причину психоэмоционального напряжения. Низкая эффективность функционирования блока личностно-средовых ресурсов: негативная, слабосформированная Я-концепция, неразвитость восприятия социальной поддержки, эмпатии, аффилиации, интернального локуса контроля. Относительно высокая чувствительность к отвержению.
В связи с проблемой ухода от реальности актуальным является вопрос, касающийся особенностей преодоления трудностей и эмоционального стресса. Трудности, с которыми сталкиваются подростки, разнообразные стрессовые воздействия, требуют от них определенных стратегий преодоления препятствий. Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что некоторые исследователи склонны рассматривать его как один сплошной, затянувшийся конфликт, как "нормальную патологию". Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания к каждому подростку, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с ним. Личностное развитие подростка характеризуется двумя основными потребностями: с одной стороны потребностью в самоутверждении, с другой — потребностью в общении со стороны сверстников, ибо ведущая деятельность в данном возрасте — интимно-личностная. Эти потребности и образуют основные черты психического развития подростка.
Одной из главных черт психического развития можно считать личностную нестабильность подростка. Недаром Стенли Холл назвал подростковый период — периодом «Бури и натиска». Ибо в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня дочь скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все».
А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.
То же касается хобби и увлечений. Месяц позанимавшись фехтованием, Ваш сын вдруг заявит, что он пацифист. Убивать кого бы то ни было — страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом филателией.
Но более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А в купе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей
Любовь в этом возрасте менее устойчива, чем юношеская.
Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по кружку, и соседские ребята по этажу. Вот когда надо родителям быть особенно внимательными. Ведь такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, чем сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться. Именно в ней будет пытаться утвердиться.
Наиболее наглядны те особенности психически нормального подростка, которые связаны с системой межперсональных отношений, поскольку, если говорить упрощённо, период взросления – это выход подростка в социум, в мир широких общественных отношений. Этот выход осуществляется через начальное «полувзрослое» объединение – группу.
ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ
Дети более общительны, чем взрослые, и при возможности проводят время вместе. Это обычно игровая деятельность: «игры рядом» у маленьких и игры вместе у тех, кто постарше. Подростки же прекращают чисто игровую активность, у них появляются некие общественные интересы, потребность узнать окружающий мир за пределами двора, класса.
Группы образуют дети с 8 - 10-летнего возраста и пребывание в группе в норме длится до 14 – 15 лет. Это объединение не учитывает индивидуальные особенности и интересы, а основано на общем неосознаваемом социальном интересе. Поэтому группа собирается достаточно механично: живущие в одном доме, учащиеся в одном классе. Число членов группы также образуется без специального расчёта, оно как бы задано, обычно это 7 – 5 человек. При разрастании группы она распадается, и самостоятельные части могут соперничать. Малые группы объединяются. Обычно ядро группы устойчиво, с лидером в центре. По периферии могут на время появляться и уходить соседние дети, пока не прибьются куда-нибудь на постоянное место.
Группа противопоставляет себя внешнему миру – миру взрослых, ищет своё место в социуме, действуя как единое целое, что облегчает решение задач.
Кстати, такое группирование подростков-сверстников характерно для всех млекопитающих. Особенно поучительны наблюдения за подростками приматами: на модели обезьян усматриваются базисные древние видовые черты поведения людей. Примечательно, что группирование возможно и межвидовое: это хорошо видно на площадках молодняка в зоопарках, при совместном взращивании животных в питомниках. И в подростковые группы объединяются различные по своим качествам дети.
Ребёнок переходит из узкого круга семьи в широкий мир, поэтому группирование – это необходимый этап обучения социальным нормам поведения. При этом усваиваются простейшие, но необходимые и полезные правила: соподчинённости, верности, согласованности своих побуждений и действий с побуждениями и действиями других, уже не кровно близких, а чужих людей.
Известно, что если у ребёнка есть разновозрастные братья и сёстры (но они не взрослые люди, живущие своим дальним миром), такой ребёнок легче, как бы пройдя тренировку общения в собственной семье, адаптируется, став взрослым. Поэтому особенно притягательна группа сверстников для единственного ребёнка в семье или если между детьми в семье большой возрастной разрыв. Ребёнок в семье занимает особое положение, даже если им пренебрегают. Это он чувствует и по конфете, которую ему, походя, сунут старшие, и, по словам «мал ещё», и по многому другому. Тем важнее научение жизни с чужими людьми для ребёнка гиперопекаемого. В группе он становится одинаковым со сверстниками – следующим за нами поколением.
Согласованность, совместность действий в группе формирует у детей такую важную особенность как однотипность вкусов, образцов для подражания, увлечений, моды, манер поведения, времяпрепровождения. Обособленность от взрослых и от других групп, как бы самостоятельность и независимость подчёркиваются характерными именно для этой группы словечками, словесными оборотами. Стремление к новому статусу проявляется «сменой имени» - члены группы имеют свои клички.
Группа – это уход из детства, пока при неспособности к индивидуальной жизни. Группа даёт защиту, уверенность. Неконтролируемая со стороны она как бы свободна и независима даёт сознание самостоятельности своих действий, хотя условия существования группы, обеспечивающие её целостность, именно несвобода, жёсткий контроль и принуждение её сочленов. Контроль поведения наиболее эффективен при стандартизации поведения и в присутствии лидера, что является правилом не только молодёжных групп.
Однотипность поведения возникает легко в связи с невысоким уровнем психического развития членов группы. Это уровень, на котором ещё не достаточно выражено и устойчиво «Я», индивидуальность. На этом уровне высока взаимоиндукция, внушаемость. Последняя, однако, избирательна: отвергая опыт старшего поколения, подростки подчинены суждениям сверстников и, в первую очередь, лидера группы.
Мнение лидера довлеет группе, а группа как целое – каждому. Это видно даже со стороны – по однотипности одежды, причёсок, наколок и проколов, повадок, стереотипности выражений, особенностям жаргона и т. п. родители, у которых до того были близкие отношения с детьми, чувствуют, как теряют влияние, свой авторитет. В семье возникают споры, и доводами ребёнка становятся уже не «хочу – не хочу», «нравится – не нравится», а «ребята говорят», «у нас так носят», «надо мной будут смеяться», «у всех это есть» и т. п.
Отдаление растущего ребёнка от семьи в какой-то степени нормально и не может считаться плохим признаком само по себе, а только в сочетании с другими признаками эмоционального расстройства, изменившегося поведения. В утешение родителям можно сказать лишь, что такое охлаждение и сопротивление мнению родителей временно. Очень важно терпение старших, чтобы не превратить трещины в пропасть. Именно в подростковом возрасте вероятен необратимый разрыв отношений между детьми и родителями. И, разумеется, полезна определённая педагогическая тактика, по поводу которой, не откладывая, нужно советоваться с психологами и психиатрами. Обращение за консультацией к педагогам своей школы дети воспринимают болезненно, расценивая это нередко как предательство.
Если конфликт в семье не выходит за пределы допустимого, взрослея, дети начинают соглашаться с нормами родителей, хотя ещё продолжают во внешнем рисунке поведения подражать сверстникам.
При прочих равных условиях мальчики создают старшим большие сложности, чем девочки. Мальчики по природе своей устремлены за границы семьи во внешний мир, для них значима независимость, они – первооткрыватели. Девочки тяготеют к семье, за некоторыми исключениями, о которых будет сказано ниже; склонны подчиняться социальным нормам, быстро их усваивают; для них привлекательны традиции. Поэтому девочки обычно объединяются в малые группы с социально приемлемыми интересами. Девиантные и делинквентные группы девочек – явление последнего десятилетия и будет обсуждаться далее.
Если лозунгом группы мальчиков может считаться «мы хотим завоёвывать», то лозунгом группы девочек – «мы хотим нравиться».
В поведении здоровых подростков можно видеть некоторые атавистические черты. Зачем группа подростков срывает яблоки в чужом саду, если в собственном созрел урожай? Зачем «улица» дерётся с чужой «улицей»? случаи набегов, драки, случаи воровства, бродяжничества по окрестностям (побеги из дома – это уже другое) – близкая копия жизни наших пращуров, кочевников, охотников и воинов. Это древний инстинкт, его нельзя считать патологией, если такие поступки не приобретают систематический характер. Здесь поведение определяется психической, социальной незрелостью (слабым представлением о социальных нормах), групповым влиянием и, быть может главное, незанятостью. Незанятостью как практической деятельностью, так и незанятостью с целью психического развития (чтение, учёба и т. п.). Но если атавистическое поведение становится постоянным, то это уже позволяет говорить о «застывании» на более низком уровне, об отсутствии развития, то есть об отклоняющемся от нормы поведении.
Одно из важнейших понятий, усваиваемых в группах, - иерархичность. Эта древняя, основанная на биологических качествах особи, структура общества, характерная для всех животных, остаётся актуальной и для человека, несмотря на идей гуманизма и демократии. Иерархичность не разумна, а инстинктивна.
Продолжительность пребывания в группе зависит от уровня психического развития. Чем выше этот уровень, тем скорее формируются индивидуальные интересы, независимое «Я», тем короче этот период. В ряде случаев групповое существование затягивается искусственно, например, в армии, где требования однотипности и иерархии могут принимать крайние формы дедовщины.
В психическом развитии индивид проходит определённые этапы.
Нравственные основы к подростковому уже известны в той или иной степени усвоены. Пока они предметно-конкретны и ограничены близким кругом людей. С расширением общения подростки узнают многообразные нормы и ценности, развивается понимание нравственных принципов межличностных отношений с чужими людьми и общие нравственные принципы человеческого сообщества, альтруизм и пр. с началом подросткового периода развивается эмоциональная жизнь, чувственная сфера расширяется, происходит углубление и нюансировка эмоций. Особенности эмоционального развития ребёнка на этом этапе, отсутствие у него опыта переживания как процесса преодоления кризисных ситуаций, неспособность сравнительной оценки неприятного и т. п. делают его высокочувствительным к психическим травмам. Современный психоанализ основой личностных переживаний полагает психотравмы раннего возраста (с момента родов), но реально практическая психология и психиатрия имеют дело с психотравматизацией подростков. Подростковый период – это время чрезмерной чувствительности, впечатлительности. Память о некоторых переживаниях этого времени оставляет стойкий эмоциональный след в сознании на всю жизнь.