Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:25, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение социо-психологического аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков.Задачи:
1. Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости
подростков.
3. Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
4. Определить, какая связь между девиантным поведением и личностью
подростка.
Методы:
1. Сбор необходимой литературы.
2. Изучение литературы.
3. Описание.
4. Анализ.
1. ВВЕДЕНИЕ 2 - 4
2. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 5 - 18
3. ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 19 - 22
4. ОПАСНЫЕ (ПАТОГЕННЫЕ) ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 23 - 26
5. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 27 - 37
6. ВИДЫ АДДИКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 38 - 50
7. ПРЕДПОСЫЛКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ 51 – 76
8. ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНЫХ МЕХАНИЗМОВ. 77 – 92
9. ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 93 – 104
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105 – 107
11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108 -110
Психическое созревание, формирование самостоятельной личности означает выход из подростковой группы, «перерастание» ее, приход в мир взрослых, где круг общения определяется не возрастными границами, а личными симпатиями и сходными интересами. Поэтому роль различных специалистов в разделении неблагополучных подростков по выявленным у них склонностям, в создании клубов по интересам и организации других развивающих форм
досуга со временем будет возрастать. По мере того, как эта роль будет уясняться обществом.
Социальная профилактика девиантного поведения требует категорического вмешательства общества, прекращения того, что сейчас происходит и с организацией досуга, и е социальным воспитанием молодежи. «Раскрутка» персонажей, моральные качества которых весьма сомнительны, а сами они часто беспредельно пошлые до гнусности, внушение на расположенную к внушениям почву негодных образцов для подражания, организация действий, сходных с радениями, опускание детей до уровня бандерлогов, неуправляемой толпы – наглядное использование психосоциальных особенностей подростков в корыстных и идеологических целях.
Аморальность активно формируется психолингвистическими моделями, которыми виртуозно владеет наше ТЧ. Воспитание ориентированно только на удовольствие. Ограничения – условие любой системы воспитания, – направлены лишь на то, чтобы последствия этих удовольствий несколько снизить. Антитезы – долг, обязанность, ответственность, труд – в общественной тематике не звучат. Напротив, публикуются советы, как избежать обязанностей (пока по отношению к воинской службе и деторождению). Апофеоз эгоистического индивидуализма – фраза «это ваши проблемы» была немыслима в нашей стране, как и в любом другом здоровом обществе.
Такая жизненная позиция, которая была традиционно неприемлема для российского миропонимания, практически уже утвердилась, как видно из беседы е подростками, которые убеждены в том, что «надо все попробовать». Это в высшей степени затрудняет профилактическую работу, а с учетом «понимания» тех, кто принимает наркотики, е учетом наркотизации, составляющей образ жизни, делает необходимой мировоззренческую полемику.
Для людей «деловых» подростки в результате порочного социального воспитания оказываются безопасным источником дохода, рынком сбыта всего, что можно продать. Пугающий рост наркотизации подростков, при всей уязвимости этой возрастной группы, следует считать и результатом порочного социального воспитания, и, в большей мере, искусственным результатом именно «делового>, корыстного внедрения наркобизнеса. Вложение денег (с неизмеримым последующим доходом) в подростковую субкультуру – концерты с собиранием неуправляемых толп подростков, массовые дискотеки и т.п. – сопровождается лицемерными словами о заботе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нарушения поведения у подростков стали чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия. Их относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретающие патологический характер, обусловлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. У подростков нередко долго еще сохраняются почти детские интересы, причудливо переплетающиеся с интересами взрослых, слишком велика податливость случайным влияниям, эмоциональная неустойчивость. И нередко при этом особенно медленно созревает та часть психической сферы, к которой относятся чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки, умение обуздать свои желания, считаться с интересами других. Статистические данные, относительно табакокурения, наркомании, злоупотребления и просто употребления алкоголя в подростковом возрасте пугают своими цифрами. Каждый второй подросток регулярно курит. На октябрь 2006г. более 3 млн. россиян регулярно употребляют наркотики. За последние два года было совершенно более 80 тыс. преступлений связанных с наркотиками. С первого укола формируется психическая зависимость от героина в 55% случаев у юношей и 82% у девушек. За последние годы детская смертность из-за употребления наркотиков увеличилось в 42 раза. За последний год количество употребляющих увеличилось на 32%. При таком росте через 50 лет в России населения будет меньше на 1/3. Некому будет рожать детей, а по улицам будут ходить зомби.
Наркопотребляющие помолодели:7 - 9 лет – токсикоманы, 9 - 13 лет - химка, 13 - 16 лет - героин, около 80% подростков уже пробовали наркотик. Уже доказано, что если поражается более 8% страны, то начинается необратимый процесс этнической деградации. В некоторых странах он уже идет полным ходом. У нас процент употребляющих гораздо больше. Если не принять срочных мер, то вымирание будет вопросом ближайших ста лет.
Очевидно, что раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности. Процесс коррекции отклоняющегося поведения осложнен тем, что требует индивидуального подхода и к каждому родителю, педагогу (учителю) работающему с ребенком. Необходимо знать природу отклоняющегося поведения, владеть диагностикой, методами коррекции. Также для эффективности деятельности необходимо привлекать дополнительный материал по педагогике, медицине, возрастной психологии, физиологии, превентивной педагогике, социальной педагогике и психологии, юриспруденции.
И здесь возрастает роль медико-психолого-
Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями нервной и психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром и пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении реабилитационных и лечебно-коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов.
Педагогическая коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении«идеального и реального»; помощь в выборе профессии.
Эта деятельность будет более эффективной, если учитель работает в тесном контакте с родителями. Педагогическое просвещение родителей по наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка способствует повышению их заинтересованности в ребенке; осознанию стиля отношений в семье; предъявлению целесообразных требований к ребенку.
Акцентирование внимания позволит им осуществить превентивные меры, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения детей, особенно в подростковом возрасте.
Подростковый возраст – как переходный период затягивается в основном из-за большого времени требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и деликвентное поведение. Анализируя личность несовершеннолетнего правонарушителя, отмечаем зависимость от:
Наследственно-биологических факторов: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, роды.
Ближайшего социального окружения подростка: семья, социально- экономический статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, положение подростка в классе, ценностные ориентации, друзья, статус подростка в группе друзей.
Личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, мотивация достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки.
Правосознание подростка.
Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего взаимообусловлено влиянием биологических и социальных факторов, учитывая которые, необходимо строить систему воспитания подростков.
В детской и подростковой психологии заключение о девиантном требует осторожности, ибо: суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития.
Критериями для суждения о девиантном поведении являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются. Хотя в формировании девиантного поведения могут участвовать и психические нарушения или расстройства, целесообразно избегать односторонней психиатризации понятия девиантного поведения и связанного с ним психиатрического этикетирования (В. Коган).
Целью данной дипломной работы являлось исследование формированиея девиантного поведения подростков.
В процессе работы, в рамках решения поставленных задач были проанализированы структуры и типы девиантного поведения, рассмотрены подходы к пониманию нормы и девиантного поведения. Дано определение акцентуированной личности. Рассмотрены психосоциальные особенности развития в подростковом возрасте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург, 1999.
2. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1985
3. Байярд Р.Т., Байярд Д. – Ваш беспокойный подросток. - М.:Семья и школа, 1995. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.,1993.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.: Специальная литература, 1995.
6. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М., 1995.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
8. Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания. М.: Просвещение, 1991.
9. Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб., 1997
10. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1980.
11. Волохова О. У последней черты. // Семья и школа , 1990 , 6 , С.
12. Габиани А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990.
13. Габиани А. Л. Наркотики в среде учащейся молодёжи / Социс № 9, 1990
14. Горьковая И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1994/3, с.47-54.
15. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под науч. Ред. Л.М. Шипициной. СПб.: Издательство «Речь», 2003.
16. Девиантное поведение в современной России в фокусе социалогии: наркотизация, алкоголизация, преступность, коррупция. / Под ред. Канд.филос. наук М. Е. Поздняковой и докт. соц. наук А. Л. Салагаева. М.: Институт социалогии РАН, 2005.
17. Драгунова Т.В. Кризис объясняли по разному // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии,
1996
18. Ершова Т.И., Микиртумов Б.Е. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1995/1, с.55-63.
19. Жбанов Е. Мы и Они // Семья и школа , 1990 , 9, С.4-6, 10.
20. Иванов В.Н. «Девиантное поведение: причины и масштабы» Социально- политический журнал №2, 1995г.Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М., 1995.
21. Кле М. Психология подростка. М., 1991.
22. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
23. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1980
24. Кон И.С. Ребёнок и общество. – М., 1988.
Кон И. С. Психология ранней юности.- М., 1989
25. Кон И.С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1989.
26. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.
27. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. – Новосибирск, 1990.
28. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1, с.8-15.
29. Короленко Ц.П. Работоголизм – респектабельная форма аддиктивного поведения. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1993/4, с.17-29.
30. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2001
Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология ( развитие ребенка от рождения до 17 лет ). М.: Изд-во УРАО., 1997
31. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.