Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:25, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение социо-психологического аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков.Задачи:
1. Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости
подростков.
3. Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
4. Определить, какая связь между девиантным поведением и личностью
подростка.
Методы:
1. Сбор необходимой литературы.
2. Изучение литературы.
3. Описание.
4. Анализ.
1. ВВЕДЕНИЕ 2 - 4
2. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 5 - 18
3. ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 19 - 22
4. ОПАСНЫЕ (ПАТОГЕННЫЕ) ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 23 - 26
5. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 27 - 37
6. ВИДЫ АДДИКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 38 - 50
7. ПРЕДПОСЫЛКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ 51 – 76
8. ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНЫХ МЕХАНИЗМОВ. 77 – 92
9. ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 93 – 104
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105 – 107
11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108 -110
Более полные знания о наркотиках, наркотизации, ее предпосылках, наркомании как болезни нужны специалистам не медикам, занятым работой с детьми. При этом необходимы особо конкретные знания о поведении злоупотребляющих (не только криминогенном), их психических отклонений – той патологии, которая непосредственно искажает социальную жизнь.
Санитарное просвещение родителей – острая необходимость. До настоящего времени многие родители подростков, госпитализированных по поводу злоупотребления наркотиков, или не подозревали о наркотизации своих детей, или догадывались об этом с слышим опозданием. Анализ социально-просветительных материалов показывает, что в основном они рассматривают клинически, очевидные формы наркоманий и пугающие соматоневрологические, криминальные последствия злоупотребления наркотиками. едки лекции, публикации, рассказывающие о симптомах опьянения, первых признаках приема психоактивных веществ детьми и подростками.
Определенной коррекции требует санитарно-просветительская работа с детьми, хотя допускаем, что наш взгляд может быть оспорен. Как всякое просвещение, эта пропаганда обращена к разуму, а как собственно пропаганда – к относительно высоким понятиям и чувствам. Но ожидаемый результат мы не всегда получаем из-за незрелости детского разума и из-за упрощенных их чувствований.
Современные дети уже в младших классах школы могут назвать отрицательные действия и печальные последствия приема наркотиков. Они более образованы, чем когда-то взрослые при наших случайных опросах. Тем не менее, эти знания совсем не обязательно предохраняют их от «пробования» и даже регулярного приема опьяняющих веществ. Причем это происходит на том начальном этапе, когда влечение к наркотику еще не мешает верному суждению. Объясняется это несоответствие знаний о вреде наркотика и собственного поведения, слабостью, незрелостью познавательной сферы ребенка и тем, что получаемые им знания рациональны и холодны, лишены необходимого сильного чувственного компонента.
Сейчас работники правоохранительных органов, озабоченные делинквентным поведением подростков, организуют для них ознакомительные поездки в места, где отбывают наказание их сверстники. Это заслуживающий заимствования пример чувственного воздействия, более эффективного, чем абстрактные знания о судебных приговорах.
Чувственное воздействие на обучаемых важно для любого возраста, но особенно для детей и подростков, поскольку интеллектуальная сфера у них отстает в развитии, по сравнению со сферой эмоциональной.
К каким чувствам детей и подростков мы должны обращаться?
Один из наших больных алкоголизмом, писатель, носивший фамилию своего деда-революционера, выделявшегося и в те годы радикализмом, успешно прошедший лечение и сохранивший общественный темперамент, обеспокоенный пьянством подростков, предлагал водить последних на экскурсии в морг и давать им нюхать мозг умерших пьяниц.
Даже у психически благополучного подростка высокие, тонкие чувствования еще недостаточно зрелы. Для детей и подростков актуальны в большей степени чувства архаические, достаточно упрощенные. Значимы понятия силы, подавления – подчинения, самолюбия, восхищения окружающих, желание возвыситься за счет унижения слабого. Нравственными категориями дети овладевают, если овладевают, не сразу, а с опытом межперсональных отношений и с усвоением социальных норм, с воспитанием. Поэтому только гуманистическая направленность санитарно-просветительской работы с детьми и подростками не будет эффективной.
Эффективным оказывается определение наркомана как существа слабого, презираемого, грязного, неполноценного, как преступника, изгоя, отвергаемого, второсортного, которого принимает использует только своя среда. Уподобиться ему для подростка должно означать крайнее унижение. Для девочек, кроме того, особенно значима утрата привлекательности, красоты.
Другими словами, просвещение основной темой должно иметь е болезнь, как это сейчас принято, а здоровье – здоровый дух в здоровом теле, силу и красоту. При этом, однако, следует иметь в иду, что здоровье дети воспринимают не как отсутствие болезни, скорее эстетически, как нечто, отраженное в фигурах атлетов. И у детей необходимо воспитывать чувства самоуважения, достоинства, понимание того, чем следует гордиться и к чему стремиться.
Воспитание как один из методов профилактики девиантного поведения у нас практически не различается в зависимости от пола подростков, в то время как вышеперечисленные свойства неразрывно связаны с половым самосознанием. Согласно Э. Фромму, воспитание мужчины направлено на выработку активности, дисциплины, предприимчивости, способности к руководству, к «проникновению», воспитание женщины – на продуктивное восприятие, реализм, выносливость, материнство и защиту. Современная школьная программа позволяет обсудить с детьми .эти проблемы, даже не касаясь тем медицинских, например, на уроках обществоведения, этики.
Пропаганда эффективнее, если оформлена не в виде специальных лекций, а проводится непрямолинейно, по ходу уроков обществоведения, общегигиенического просвещения, биологии и т.п. Вопрос может рассматриваться в темах этических, социальных, правовых. Особенно подростков интересуют вопросы морально-этические, вопросы межличностных отношений.
На наш взгляд, только такая пропаганда сможет преодолеть существующий сейчас полугероический образ «крутого» преступника или наркомана, который в детском воображении как-то особенно чувствует, действует, живет, всегда в силе и при деньгах («в шоколаде»), принадлежит к особому, таинственному братству.
Перенос смысловой тяжести в просветительской работе с болезни на здоровье позволяет избежать запугивания. Чем сильнее страх, тем кратковременнее его эффект. Запугивающая информация обычно не сопровождается необходимыми практическими рекомендациями; упор делается на вред здоровью без учета возрастной психологии. Использование приемов запугивания суть деструктивное влияние, оставляющее нежелательный след в психике.
Последние годы работа с подростками, имеющая целью воспрепятствовать их наркотизации, приобрела новое качество. Она направлена на повышение сопротивляемости, формирование практически значимых психологических навыков, психологическую «иммунизацию» против патологических влияний среды. Это умение принимать собственное решение, постоять за себя, сказать «нет», оценить риск, что базируется на воспитании самосознания, самоконтроля, понимания ценности своей личности и общечеловеческих ценностей, на развитии критических способностей по отношению к себе и к своим друзьям. В процессе воспитательной работы детям прививаются навыки общения, умения разрешать конфликты, противостоять стрессу.
Эта работа, по существу, ставит своими задачами ускоренное взросление, формирование поведенческих, психологических навыков, которых лишены незрелые дети и подростки, и которые приобретаются даже не всеми взрослыми. Результаты, тем не менее, много лучше, чем при традиционном воспитании, основанном на контроле, несамостоятельном поведении детей, а в отношении наркотиков – на запугивании. Возможно, здесь играет роль то, что детей вовлекают в круг новых, интересных для них понятий из взрослой жизни, что их, наконец, отвлекли от улицы и начали воспитывать, начали ими заниматься.
Но в отношении других форм отклоняющегося поведения (криминальность, экстремизм) такая работа не проводится, хотя методологически, содержательно, она, по существу, одинакова.
Гуманное отношение к наркоманам, правонарушителям, нуждающимся в помощи больным, заболевшим детям и подросткам, должно охраняться только в профессиональных кругах, а не включаться в профилактическую воспитательную работу с детьми.
Гуманное отношение естественно, поскольку мы знаем, какие дети нуждаются в помощи общества. Особого внимая они требуют потому, что это дети в большинстве своем нездоровые. Мы говорили о биологических предпосылках девиантного поведения. Дети – третье поколение пьющих семей, отверженные экологическим токсическим воздействиям, выношенные, рожденные и плохо вскормленные нездоровой усталой матерью, обделенные необходимыми условиями взросления – все то определяет недостаточность их психофизических функций. Мы видим в лучшем случае несоответствие требованиям жизни, дисциплинарным, учебным), высокую соматическую заболеваемость с хронизацией.
С высокой частотой встречается и здесь психическая патология. Отставание в психическом развитии, неравномерность созревания психических функций выявляются при квалифицированной оценке достаточно рано, даже в первые месяцы жизни. Такие дети нуждаются в безотлагательной помощи, так как упущенное время утяжеляет дефект, а в последующем помощь нередко оказывается безрезультатной. Наоборот, оказываемая на постоянной основе не только медицинская, но и педагогическая помощь, позволяет вырастить социально упорядоченного индивида, стабильно выполняют его трудовые, пусть даже невысокой квалификации, обязанности. Объем необходимой, но не всегда оказываемой психоневрологической и педагогической помощи, предположительно можно определить. Например, доля олигофрении, достаточно серьезной умственной отсталости, составляет в среднем 9 - 11% популяции; в ряде регионов она выше. Более легкие формы недостаточности психического развития, затрудняющие социальную адаптацию, естественно, встречаются чаще.
При существующих у нас традициях оказания медицинской помощи, активная диспансеризация детей, разумеется, будет восстановлена. Но в связи с изменившейся ситуацией в обществе эта диспансеризация должна будет изменить свою направленность и длительность. Внимание нужно будет уделять, может быть, в первую очередь обеспечению не столько соматоневрологического, сколько психического здоровья детей. Потому, что судьбу ребенка и тех, кто будет его окружать, в большей мере определит, если он не получит своевременной медицинской помощи, допустим, не хронический тонзилит, а малая мозговая недостаточность.
Мы недостаточно смелы, чтобы ставить задачи другим медицинским специалистам, но психиатры не могут согласиться, к примеру, с неконтролируемой рождаемостью. Это не только случаи, когда необходимо участие генетиков, но также выхаживание, согласно установке Министерством здравоохранения, 500-граммо-вых новорожденных без последующего многолетнего слежения за ними и лечения. Успех здесь будет сомнительным. Хотя известно, что из «заморышей> вырастали великие люди (Н. Ньютон).
Гинекология и акушерство, микропедиатрия, педиатрия в настоящее время не ставят перед собой задачи обеспечения психического здоровья детей.
В будущем встанет вопрос о генетическом контроле за воспроизводством населения. Сейчас разговор об этом преждевременен и вызовет негодование со ссылкой на принципы гуманизма, на неудавшиеся евгенические опыты в разных странах (от попыток Петра 1 вырастить гренадеров до попыток очистить арийскую кровь в фашистской Германии). В настоящее время профилактика девиаций у населения использует только психосоциальные, медико-педагогические методы, и то – явно в недостаточном объеме. Но по мере нарастания экологических вредностей, генетического неблагополучия популяции социальные меры оздоровления окажутся недостаточными, и человечество придет к необходимости мер биологического контроля (например, стерилизации безответственных женщин). По существу, биологическая профилактика уже начата (аборты по социальным показаниям).
Медицинская диспансеризация, ориентированная на улучшение и поддержание психического здоровья нового поколения, должна быть не бездумной, монотематической, а всего лишь одной из составляющих общественной системной работы по исправлению демографической ситуации в стране.
Трудно сейчас назвать ту - государственную службу, которая могла бы остаться в стороне от решения указанной проблемы, но, безусловно, начало этой работы медицинское и затем педагогическое. Если быть более точными, то за последние годы, к сожалению, возросла необходимость участия во всех формах социальной работы с детьми и подростками не только наркологов, но также психологов и психиатров, и это необходимо планировать организаторам здравоохранения.
Переориентация педагогического образования также необходима. В частности, преподавание дефектологии, физиологии развития ребенка, психологии его поведения, основ внутрисемейного воспитания с типологией семьи не может ограничиваться дефектологическими факультетами высшей школы. Эти знания столь же необходимы для специалистов со средним педагогическим образованием, работающих в дошкольных учреждениях и младших классах школы.
Нужно признать, что воспитатели яслей и детских садов интуитивно умеют определять детей, нуждающихся в психоневрологической помощи. Родители, как правило, не способны к адекватным оценкам, каждый раз объясняя неправильное поведение какой-либо частной причиной. У воспитателя более широкие возможности сравнивать и выделять особенности того или иного ребенка. Однако, не все родители способны разумно отнестись к совету обратиться за помощью к психоневрологу, обижаются на это, чувствуют себя оскорбленными. Причины тому разные: собственное нездоровье, которое унаследовал и ребенок, механизм вытеснения нежелательного, пугающего, и просто невежество, страх перед психиатрией, что отражает низкий уровень психогигиенической грамотности населения.
Взрослея, психически неблагополучные дети чаще, чем соматически неблагополучные, не отвечают требованиям обучения и, главное, упорядоченного поведения, дисциплины. Отмечено, что они не удерживаются в здоровой возрастной среде и оказываются на улицах, объединяясь не в обычные группы сверстников, а в группы девиантные, несущие патогенный поведенческий заряд.
Работа с группами девиантных подростков очень сложна и требует большого терпения. Эти сообщества малодоступны для социального вмешательства, закрыты и не только обособляют, противопоставляют себя остальному миру, но и враждебны ему. Как мы писали, такие подростки скрытны и лживы в беседе, а при случае – агрессивны и, казалось, бессмысленны в стремлении к разрушениям, порче. Каждый такой подросток имеет свой опыт обид и насилия со стороны взрослых. Успешная работа с группами девиантных подростков редка, удача становится возможной при специальных условиях, особенно в отношении лидера, при его изоляции, дискредитации, развенчании. Эта проблема успешно решалась психиатром Н.В. Узловым (Урал).