Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:25, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение социо-психологического аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков.Задачи:
1. Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости
подростков.
3. Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
4. Определить, какая связь между девиантным поведением и личностью
подростка.
Методы:
1. Сбор необходимой литературы.
2. Изучение литературы.
3. Описание.
4. Анализ.
1. ВВЕДЕНИЕ 2 - 4
2. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 5 - 18
3. ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 19 - 22
4. ОПАСНЫЕ (ПАТОГЕННЫЕ) ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 23 - 26
5. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 27 - 37
6. ВИДЫ АДДИКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 38 - 50
7. ПРЕДПОСЫЛКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ 51 – 76
8. ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНЫХ МЕХАНИЗМОВ. 77 – 92
9. ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 93 – 104
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105 – 107
11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108 -110
Полная убежденность в правильности выбора своего духовного учения и в сути самого учения.
Появление амимии [амимия – отсутствие мимики – С.Б.], отрешенного взгляда, ровного холодного тона голоса, безразличия к внешности.
Наличие сверхценных идей.
Часто у таких людей возникают серьезные психические нарушения. Этому способствуют физическое и психическое истощение, многократное введение в гипнотические состояния под видом религиозных проповедей, обрядов, ритуалов, прямых или косвенных внушений. Длительные медитации приводят к состоянию самогипноза с полным отключением от окружающей действительности. У членов сект развивается психологическая и духовная зависимость от проповедников, от “духовного наркотика”. После испытывания во время религиозных процедур “кайфа”, возникает влечение, потребность вновь пережить это ощущение. Эта потребность может вытеснить многие другие естественные потребности. Таким образом, под видом религии человека склоняют к отказу от земной жизни, естественных потребностей, прежних убеждений. Это может привести к психическому и физическому самоуничтожению.
Общество. Отдавая должное неповторимой индивидуальности каждой конкретной личности, следует заметить, что любое общество в реальный исторический отрезок времени приобретает некие общие ментальные параметры, позволяющие говорить о психическом здоровье нации. Современный период исторического развития России характеризуется с одной стороны такими позитивными явлениями, как восстановление свободы и демократии, разрушение тоталитарного режима, возвращение русского национального менталитета, деидеологизация общества, обретение личностью своих прав, свобод, религиозных убеждений. С другой стороны, столь радикальные и стремительные перемены во всех сферах жизни общества, при их безусловной положительной стратегической оценке, не могут не оказывать мощного стрессирующего воздействия на психику большинства людей. Стремительно меняется привычная среда и формируется новая обстановка, не имеющая четких ориентиров, способствующая развитию и усилению экзистенциальных страхов перед реальностью. Социально – экономические затруднения обостряют межличностные конфликты, что способствует разобщению членов общества. Потеря в кризисное время чувства внутреннего комфорта, равновесия, безопасности становится для многих решающим фактором в выборе аддиктивной стратегии поведения в ответ на требования среды. Растет уровень алкоголизации и наркотизации общества. Все больше в эти аддикции втягивается молодежь. Наряду с социально-экономическими факторами развитию и укреплению линии аддиктивного поведения способствуют некоторые неверные убеждения, стойкие стереотипы и установки. Прежде всего, многие люди не склонны принимать на себя ответственность за то, что с ними происходит. Это в значительной мере порождает бездействие или поиск ответственных. Так многие возлагают ответственность на правительство, начальство, своих близких и т.д. Некоторые убеждены, что на все воля божья, и от человека ничего не зависит. Свое распространение находит так называемое магическое мышление, которое взращивает веру в кармическую безысходность, в “свой крест”, в то, что от судьбы не уйдешь.
Неумение и нежелание жить в настоящем проявляется в сверхценном отношении к прошлому, когда люди живут постоянными воспоминаниями о прошлом. Они погружаются в ностальгию, если прошлое было светлым пятном в их жизни, или в глубокую вселенскую скорбь, если прошлое принесло много боли и разочарования. В противоположность этому явлению наблюдается другое, когда человек погружен в фантазии о будущем, иллюзорно рисует себе картины будущего в том свете, в каком ему хотелось бы его видеть, при этом, не задумываясь о том, что он сам мог бы сделать что-то реальное в настоящем, чтобы обеспечить себе будущее.
Чрезмерное увлечение романтикой тоже вносит свою лепту в отрыв человека от реальности. В своих романтических порывах люди становятся заядлыми любителями природы. Это не относится к тем, кто иногда оставляет суету городов и отправляется в первозданный мир природной красоты и гармонии, чтобы отдохнуть и набраться сил. Опасность в том, что некоторые делают это своим стилем жизни. Презирая неустроенность и непредсказуемость действительности, не решая проблем, они постоянно уходят в лес, в горы, в море, на рыбалку, на охоту, зная, что там они получат те ощущения, благодаря которым воцарится гармония. Но эти люди впадают в зависимость от такой гармонии. В семьях они часто наталкиваются на непонимание и упреки, потому что, оказывается, надо решать реальные проблемы – воспитывать детей, обустраивать жилье, зарабатывать деньги, уделять внимание супругам и т. д.
Порой, в качестве рекламы разных видов аддиктивного поведения, может выступить такое близкое и необходимое всем нам чувство, как чувство юмора. Несомненно, это чувство помогает легче идти по жизни, но слишком уж смешными в шутках и анекдотах выглядят алкоголики, наркоманы или токсикоманы. У некоторых людей, в силу их личностных особенностей, это может закрепить их линию поведения, т. к. возможность выглядеть смешным для некоторых является одним из способов самовыражения, самопрезентаци или защиты.
Хотелось бы упомянуть и такое явление как социальная поддержка. Многие нуждающиеся в поддержке не обращаются за помощью или отказываются от нее из-за боязни расстаться со своим привычным способом ухода от реальности или в силу низкого уровня восприятия социальной поддержки. Другая сторона этого явления в том, что чаще всего, люди, окружающие аддикта, не знают, что он нуждается в поддержке или не знают, какую поддержку ему нужно оказать, потому что алкоголиков или наркоманов в обществе принято высмеивать или презирать. Конечно, сами аддикты часто делают жизнь своих близких невыносимой, но, возможно, если бы для людей была понятна и доступна информация об общих девиантных механизмах, о природе их происхождения, многих осложнений, связанных с девиантным поведением можно было бы избежать.
Результаты диагностики иерархии ценностных ориентаций у подростков с девиантным стереотипом поведения.
Социально - психологический феномен девиантности подростков занимает в современной психологии заметное место. При поисках причин формирования девиантного поведения достаточно часто внимание исследователей фокусируется на особенностях системы ценностных ориентаций подростков (Корчак, 1990, Белобородов,1999, Конышева, 1990). В нашем исследовании мы предположили, что у девиантных подростков наблюдается более выраженная дезинтеграция в мотивационно - личностной сфере, ядром которой являются ценностные ориентации, чем у законопослушных подростков. Для проверки гипотезы были использованы 2 основные методики - Тест Юмористических Фраз (В.С.Бабина, А.Г.Шмелев) и Уровень Субъективной Ценности и Доступности (Е.Б. Фанталова).
В процессе эксперимента было обследовано 36 подростков 12 - 16 лет (19 с просоциальным стереотипом поведения и 17 с девиантным стереотипом поведения). Исследование проводилось на базе 8 -10 классов.
В результате качественного анализа результатов исследования выяснилось, что у подростков с девиантным стереотипом поведения доминирующей сферой в системе ценностных ориентаций, являются ценностные ориентации, связанные с:
агрессией - самозащитой (1,5 позиция);
с взаимоотношением полов (1,5 позиция);
с деньгами (3 позиция).
Это говорит, о значимости для девиантных подростков такой определяющей поведение смысловой структуры как самосохранение. При этом может иметь место фрустрация, которая будет связана с реальным или предполагаемым самим индивидом существованием различных факторов, угрожающих физической или психической целостности индивида, и следовательно, их готовность к агрессивному поведению. Во-вторых, это выявляет важность интимно - сексуальных отношений, важность идей, связанных с разрядкой напряжения от сексуальной неудовлетворенности. Источником фрустрации в интимно - сексуальных отношениях в данном случае могут быть интериоризированные социальные запреты на проявление сексуальности. В-третьих, у делинквентных подростков высокой ценностью является материальное благосостояние, а с другой стороны, преобладание этой темы свидетельствует о фрустрациях, связанных с не достатком материальных средств.
Как и следовало ожидать, как для девиантных, так и для законопослушных подростков общим в системе ценностных ориентаций является взаимоотношение полов, любовь и друзья (А.Е. Личко), что связано с бурно проходящим в этом возрасте половым созреванием, становлением сексуальности. Подростки в этот период определяются со своей половой идентичностью (Э.Эриксон).
Интересно, что ценность красоты и гармонии оказалось на полярных полюсах у девиантов и законопослушных. Если у законопослушных подростков - это "положительная ценность", то для подростков с девиантным стереотипом поведения - "отрицательная ценность". Если у законопослушных подростков происходит гармонизация и повышение уровня развития, то у девиантных подростков возможны искажения в развитии и регресс некоторых элементов психических функций. Аналогично ценность красоты для законопослушных подростков может идти из созидательных устремлений, а отрицательная ценность красоты для девиантов из постоянных деструктивных побуждений.
Для доказательства гипотезы о дезинтеграции в мотивационно - личностной сфере в работе был использован статистический аппарат - определение нормальности распределения исследуемого признака в выборке с помощью среднего квадратического отклонения, использование коэффициентов Фишера (критерий Фишера F по уровню дезинтеграции в мотивационно - личностной сфере равен 4.5), критерий Стьюдента (критическое значение t - критерия Стьюдента по дезинтеграции в системе ценностных ориентаций (индекс расхождения " ценность - доступность") при заданном числе степеней свободы (у нас 50) и уровне значимости 0,05 равно 3,3) для выяснения значимости различий дезинтеграции в мотивационно - личностной сфере.
Таким образом, в ходе нашего исследования было обнаружено, что общий уровень дезинтеграции в системе "ценность - доступность" выражен сильнее у девиантов.
Интегральный показатель методики УСЦД - индекс расхождения "ценности - доступности"- в целом может выступать как маркер блокады функционирующих в мотивационно - личностной сфере ценностно-смысловых образований. Высокий уровень дезинтеграции говорит о блокаде в реализации основных ценностей и в достижении жизненно - важных целей, их фрустрации, что само по себе может стать криминогенным фактором. Возможно, так происходит потому, что у данных подростков происходит потребностное оформление ценностей (как отмечал Леонтьев Д.А.), и любая фрустрация или пресыщение в их удовлетворении быстрее и сильнее сказывается на соотношении ценности и доступности основных смысловых образований.
Материалы нашего исследования позволяют сделать вывод о том, что большей криминогенностью обладает дезинтеграция в мотивационно - личностной сфере подростков, ядром которой являются ценностные ориентации, вне зависимости от содержательных отличий ценностных ориентаций.
Патохарактерологический диагностический опросник А.Е.Личко (ПДО).
При помощи указанный методики мы выявляем тип акцентуации характера, присущий подростку. Данная методика имеет ряд дополнительных шкал, которые помогают выявить психологические особенности личности подростка – риск социальной дезадаптации, склонность к депрессии, риск начала употребления наркотических средств, возможность и характер суицида, алкоголизацию и т.д. Сопоставив эти результаты, с результатами полученными в ходе анкетирования, мы можем определить, относится ли данный подросток к девиантному. Исследование проводилось на уроках в школе, где непосредственно учатся подростки исследуемых групп. Продолжительность урока составляет 1 академический час.
Методика состоит из множества суждений, соединенных в 25 подшкал. В ходе проведения исследования испытуемые получают соответствующие 25 списков суждений. Из каждого из них они должны выбрать такие три, которые относятся к ним в наибольшей степени, и три такие, которые относятся в наименьшей степени. По характеру выборов судят о том типе акцентуированного характера, к которому относится испытуемый.
Выборы, которые производятся испытуемыми, заносятся ими в специальный
регистрационный лист.
С помощью данной методики определяются следующие типы акцентуации
характера.
Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, слегка повышенным
настроением. Имеет высокий тонус энергичен, активен. Проявляет стремление быть лидером. Общителен и неустойчив по интересам, недостаточно разборчив в знакомствах. Плохо переносит одиночество. Легко адаптируется в незнакомой обстановке. Не любит однообразие, дисциплину, вынужденное бездействие, монотонную работу. Оптимистичен и несколько переоценивает свои возможности. Нередко бурно реагирует на события, раздражителен.
Циклоидный тип. Часто меняет настроение. У него падает работоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям, причем это происходит периодически. Тяжело переживает неудачи, часто думает о собственных недостатках, ненужности, испытывает чувство одиночества. Периоды депрессии время от времени перемежаются активностью, свойственной гипертимному типу.
Лабильный тип. Характеризуется крайней, непредсказуемой изменчивостью
настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависит от настроения. Испытывает глубокое чувство личной привязанности к тем людям, которые к нему относятся с симпатией и любовью. Избегает лидерства. Имеет адекватную самооценку.