Особенности подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение социо-психологического аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков.Задачи:
1. Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости
подростков.
3. Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
4. Определить, какая связь между девиантным поведением и личностью
подростка.
Методы:
1. Сбор необходимой литературы.
2. Изучение литературы.
3. Описание.
4. Анализ.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 2 - 4

2. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 5 - 18

3. ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 19 - 22

4. ОПАСНЫЕ (ПАТОГЕННЫЕ) ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 23 - 26

5. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 27 - 37

6. ВИДЫ АДДИКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 38 - 50

7. ПРЕДПОСЫЛКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ 51 – 76

8. ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНЫХ МЕХАНИЗМОВ. 77 – 92

9. ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 93 – 104

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105 – 107

11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108 -110

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 811.50 Кб (Скачать)

Стремлением к взрослости определяется то обстоятельство, что лидером группы становится или взрослый, или подросток, отличающийся некими качествами, ценными для подростков. Это тот, на кого хочется быть похожим. 

Внимание к лидеру – радикальное средство переориентировки группы. Во-первых, потому, что через свойства его личности и его интересы нам становится понятной жизнь группы как целого. Во-вторых, потому, что внимание к лидеру импонирует всей группе одновременно и тем самым через одного действует на всех. Чаще,  однако, лидер подростковой группы вызывает у родителей и педагогов неприязнь, своего рода ревность. Такая оппозиция не на пользу делу. Если у лидера антисоциальные установки нестойки,  случайны, то воспитательная работа с ним, переориентация его вполне достижимы. Успешная переориентация лидера, учитывая подчиняемость группы, практически без дополнительных персональных воздействий, меняет образ времяпрепровождения и интересы всей группы. 

Детским наркологом О.В. Зыковым (Москва) предлагается форма такой работы – система так называемых «низкопороговых» клубов для лидеров неформальных групп. В отличие от клубов по интересам, такие клубы позволяют через лидеров групп оказывать влияние на очень большое число детей. 

Если же контакт с лидером установить не удается, возможны два пути развития, оба – менее эффективные и более трудоемкие. 

Один из них  –  введение нового лидера. Подросток для этой роли не годится. При бесспорных его достоинствах и добрых намерениях появление претендента вызовет «борьбу за власть», конфликт, драки и пр. Выполнить задачу нового лидера может только более взрослый и интересный человек. Вот почему во многих случаях система шефства студентов, рабочих была так успешна. Она более успешна, когда шефство берется не над одним подростком (если только он не лидер), а над группой. Шеф, становясь лидером, формирует группу нового качества.

Другой путь – индивидуальная работа с членами группы. Это сложно потому, что подчиняемость нежелательному лидеру сохраняется, и группа, как правило, ускользает от воздействия. Здесь облегчающим условием работы является компрометация лидера.  Однако не все дурные качества нежелательного лидера считаются таковыми членами его группы. Чаще подростки видят в них, напротив, достоинства. Критическая оценка группой своего лидера,  как правило, неадекватна. Ближайшей целью индивидуальной работы с подростками неблагополучной группы является привлечение их в другую, социально-приемлемую группу. 

По существу, социальная приемлемость или антисоциальность группы определяется лидером. Поэтому лидер – основной объект воспитательных мероприятий и контроля. Самая первая задача воздействия на неблагополучную группу через ее лидера – ценностная переориентация. Задача эта облегчается тем, что подростку более доступно понимание формы явления, а не его сути. Поэтому и значима для подростка форма, а не суть. Доказательством можно привести известное увлечение подростков авантюрным поведением, внешней храбростью, отвагой. При этом привлекательным оказывается и отважный защитник, и Фантомас, и следователь, и преступник. Выбор тут зависит от ценностной ориентации.  Переориентация  – формирование социально-полезных ценностей,  устремлений при сохранении прежней формы деятельности, поведения. Стремление к героическому хорошо удовлетворяется военизированными играми, походами, жизнью в спортивном лагере – деятельностью подвижной, требующей силы, выносливости,  с иллюзией риска. 

Организованные формы такой деятельности – движение бойскаутов (теперь скаутов, так как участвуют и девочки) в Европе и,  особенно, в США, «соколов» в дореволюционной России, пионеров и комсомола в СССР (игра «Зарница»). Наряду с пионерскими и комсомольскими организациями у нас в стране в разных местах редко, но возникали группы, создаваемые энтузиастами учителями, спортсменами, военными. Обычной формой работы были походы, строительство, реставрация со скаутским характером и скаутским замыслом  – стремление к полезным делам, к природе, к самостоятельности.  Такие  группы  не  пользовались  социальной поддержкой, так как были аполитичными. Сейчас возрождается общероссийская скаутская организация, а там, где сохраняются

пионерские, им придается скаутский характер. В Москве, Московской и некоторых других областях организуются игры-походы по типу скаутских по инициативе работников МВД  – очень полезный опыт, нуждающийся в распространении. Традиционное для России название «соколы» перехвачено политиками. 

Ценностная ориентировка влечет поощрение одних форм поведения и отрицание других. Так, социально-полезная ориентировка вытесняет бесцельное и опасное времяпрепровождение, злоупотребление опьяняющими веществами. 

Это – варианты тактики переориентации группы с лидером социально-нейтральным или антисоциальность которого случайна,  где необходимость вмешательства диктуется только дурными привычками поведения группы или возможными опасностями для ее членов. Там же, где лидер характеризуется устойчивой антисоциальностью (злостное пьянство, наркомания, криминальность), требуется скорейшее изъятие лидера, его принудительная изоляция. 

В  некоторых странах, демократичность которых приводится другим в пример, существует система профилактического заключения (по решению суда). Подросток, даже не лидер, изолируется,  хотя правонарушение им не совершено (или не выявлено), но поведение подростка, круг его общения убеждает, что совершение им правонарушения и даже преступления имеет высокую степень вероятности. 

Эффективное воспитательное воздействие на группы невозможно без активного участия психологов и психиатров. Их задачи в этой области многочисленны. 

Мы уже говорили о необходимости психопатологической оценки членов неблагополучных групп. Душевнобольной в группе – это источник патологического влияния, препятствующий воспитательному воздействию. Особенно часто душевнобольные собираются в группы мистических культов, образуя такие группы «отпочковыванием» от религиозных сект. Нередко в оценке таких подростков путают причину со следствием, полагая, что душевная болезнь не причина, а результат пребывания в секте. Тут требуется более частое и более длительное стационирование в психиатрические больницы, нежели там, где душевнобольной не состоит в постоянной подростковой группе. Эта тактика подразумевает не только цели лечения, но и цели разрушения неблагополучной группы.

Однако не всегда госпитализация в психиатрическую больницу члена группы несет воспитательное воздействие на остальных. Во многих группах (особенно среди подростков больших городов) «состоять на учете» представляет некую моду и даже желательно,  так как позволяет уклоняться от общественных обязанностей. Некоторые подростки активно к этому стремятся, преследуя и эгоистические, асоциальные цели. Поэтому значима не госпитализация сама по себе, а длительность и частота ее, разделяющая подростка и группу скорее механически. 

Особого психиатрического внимания заслуживают лидеры, оказывающиеся психопатами, ибо они более деятельны и контактны со сверстниками, чем душевнобольные. 

Важная задача  – личностная оценка лидера, особенно степени его антисоциальности. Одного педагогического суждения для этого недостаточно. Необходимы психологические исследования личности в эксперименте, сведения о семье, семейном воспитании, микросоциальном окружении и другие сведения, необходимые для психологического и психопатологического анализа. Поэтому не только педагог, но и психолог, и психиатр являются теми специалистами, суждение которых должно приниматься во внимание при выборе социальных мер воздействия на нежелательного лидера. Поведение неблагополучной группы дает основания применить широкий спектр общественных мер, включая судебное преследование, но при привлечении к ответственности правонарушителей обычно остается в стороне спровоцировавший такое поведение лидер. Рекомендации психолога и психиатра в отношении лидера неблагополучной группы значимы и вне связи с уголовными правонарушениями, для работы подростковых комиссий, при выборе профилактических социальных мер, направлении в специальные учреждения. Эти меры целесообразно применять тем скорее, чем более выражены антисоциальные установки лидера, не ожидая совершения группой уголовного преступления. 

Если группа злоупотребляет наркотическими веществами, то ее сплоченность постепенно разрушается. Формально группа еще остается, но это уже скорее знакомство, нежели существование единого в своих побуждениях и действиях целого. Объясняется это не только переходом на одиночное злоупотребление наркотиками.  С интенсивностью злоупотребления нарастают результаты интоксикации: дисхроноз, энергетическая дистония, эмоциональные нарушения. Конфликтность проявляется не только в семье, но и в группе: подростки начинают ссориться, считать деньги, делить наркотик, драться. При распаде группы подростков подстерегает другая опасность. В поисках денег они оказываются в поле зрения криминальных взрослых и уже без каких-либо колебаний становятся мелкими исполнителями правопреступных действий (торговля наркотиками, проституция, воровство и пр.). На несовершеннолетнего также удобно перенести ответственность (самооговор) за преступление. 

Как удержать подростка от естественного для него стремления в группу? Как сделать более мягким период взросления, предупредить вероятные опасности, сопряженные с пребыванием в группе? 

Удерживают подростка в независимом существовании уровень индивидуального развития и близость к взрослым в семье. Немецкими психологами показано, что такое качество как целеустремлённость выше у тех детей, которые поддерживают заинтересованные доверительные отношения, помимо родителей, хотя бы с одним взрослым человеком. 

Когда поведение подростка должно настораживать, если не родителей, безразличных к ребенку, то общество? Общество в лице школы, а не детской комнаты милиции, где оказываются, по большей части, уже запущенные в воспитании дети. Одним из таких показателей, достаточно наглядным, но обычно пренебрегаемым,  является направленность интересов подростка на развлечения. Разумеется, развлечения притягательны для всех, и для детей, и для взрослых. Но беспорядочные развлечения, без выбора, одни только развлечения, не сопровождаемые интересами познавательными (чтение, образование), продуктивными (рукоделие, коллекционирование), деятельностными (спорт, туризм) являются поводом для беспокойства. Помощь ребенку здесь не обязательно должна быть индивидуальной, сил и средств на это не найдется. Социальной ориентации, формированию интересов послужит давно обсуждаемый, но так и не осуществленный проект дифференцированного школьного обучения. Разделение уже в средних, а не в последних,  классах по гуманитарному, естественнонаучному, техническому профилю – более серьезный фактор самоопределения личности,  чем только кружки по интересам. 

Такой план вызовет, и вполне обоснованно, возражения. Не все дети в раннем подростковом возрасте успевают определить свои интересы. Но здесь, вероятно, придется применить сомнительный принцип «изучать то, что пригодится в жизни». Гуманитарное образование облагораживает, смягчает нравы, математическое, техническое – дисциплинирует ум, определяет целеустремленность, естественно-научное отвечает потребности в познании, в осмыслении мира. Ни то, ни другое, ни третье не окажется лишним к тому времени, когда ребенок, наконец, определится в своих склонностях. 

Стремление к обособлению от взрослых, к существованию в узком, «уютном» кругу сверстников тем выше, чем грубее нарушения личности подростка, чем больше отклонение от условной нормы.  Психологами в сравнительных исследованиях установлено, что чем тяжелее девиантное поведение, тем прочнее связь с группой.  Чем выше психическая организация личности, тем меньше инстинктивных побуждений (разумеется, они вовсе не исключены) в поведении. 

Но наблюдения за подростками показывают, что отчуждение от взрослых не абсолютно даже у трудных детей, взрослый мир их интересует, манят занятия взрослых. Считается, что и курение, и употребление спиртного  –  также попытка почувствовать себя взрослыми. 

Во многих случаях вина за отчуждение детей лежит на родителях: у женщин быстро истощается материнский инстинкт, а у некоторых мужчин отцовский инстинкт и не просыпается. Забота о детях у многих родителей ограничивается удовлетворением простейших потребностей; духовный мир ребенка, его взросление их не интересуют, они сами как бы выталкивают ребенка из семьи. Ранее мы уже говорили о матерях, которые не могут сказать о своем ребенке ничего большего, чем «как все», «хороший». 

Профилактику наркоманий и девиантного поведения мы видим в тех семьях, где родители не просто удерживают детей при себе различными приманками, а где они находят общие занятия. Совместная деятельность сближает. Уже с 3-5 лет, как мальчики,  так и девочки с удовольствием, например, рукодельничают, а с 8-10 лет дети обнаруживают не просто подражательные, но и творческие способности. Поддержание интереса к созиданию, который может быстро угаснуть, должно быть обязательной составляющей воспитания. 

Если ребенку не повезет, и ни родители, ни расположенный к детям мастеровитый сосед не начнут с ним чем-либо заниматься, ему нужно предоставить возможность заниматься полезным делом в детских студиях, прежде всего в школе и по месту жительства. К сожалению, уроки труда в школе вводятся поздно, дети к тому времени уже привыкают проводить время в дискотеке. Ориентация интересов на развлечения, на секс опережает формирование интереса к созиданию, развитие способности получать удовольствие от сделанного своими руками, испытывать гордость за результат своего труда.  Практически заглох опыт наставничества, который был успешен даже в случаях с десоциализированными подростками. 

Профилактическая помощь в воспитании детей, отчужденных от собственных семей, не только рутинная обязанность общества. Теперь это стало для общества острой необходимостью. 

И, наконец, профилактика девиантного поведения – это организация здорового досуга. Задача считается традиционной для общественных и административных организаций, но к решению ее привлекаются в лучшем случае педагоги. Обычно такой досуг –  заполнение свободного времени подростка какими-либо занятиями и развлечениями. Выбор этих занятий диктуется возможностями организаций, склонностью воспитателей, местностью и т.п. Психологический подход к организации досуга, наоборот, подразумевает не просто занятия, а развитие индивидуальности, личности подростка. Формированию личности, ее созреванию способствует образование какого-либо постоянного интереса. Этот интерес организует психическую жизнь, создавая определенную ее направленность, систему  действий, приобретения  тематических  знаний,  развивает волю к преодолению неудач, дает радость удовлетворения, придавая определенность психическому содержанию индивида. Выявление зачатков интересов или хотя бы области, в которой конкретный подросток мог бы найти постоянный для себя интерес, возможно е помощью психологов и их методов. 

Информация о работе Особенности подросткового возраста