Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:25, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение социо-психологического аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков.Задачи:
1. Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости
подростков.
3. Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
4. Определить, какая связь между девиантным поведением и личностью
подростка.
Методы:
1. Сбор необходимой литературы.
2. Изучение литературы.
3. Описание.
4. Анализ.
1. ВВЕДЕНИЕ 2 - 4
2. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 5 - 18
3. ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 19 - 22
4. ОПАСНЫЕ (ПАТОГЕННЫЕ) ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 23 - 26
5. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 27 - 37
6. ВИДЫ АДДИКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 38 - 50
7. ПРЕДПОСЫЛКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ 51 – 76
8. ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНЫХ МЕХАНИЗМОВ. 77 – 92
9. ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 93 – 104
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105 – 107
11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108 -110
Астеноневротический тип. Характеризуется повышенной утомляемостью, раздражительностью, склонностью к ипохондрии – преувеличенному вниманию к состоянию здоровья. Тревожно мнителен. Боится ситуаций соревнования и экзаменационных испытаний. Имеются частые аффективные вспышки в состоянии утомления.
Сензитивный тип. Характеризуется повышенной впечатлительностью, обостренным чувством собственной неполноценности, особенно в самооценках качеств морального и волевого характера. Замкнутость, робость и застенчивость – типичные черты, проявляемые в незнакомой обстановке и среди незнакомых людей. Открытость, общительность и откровенность появляются только в кругу достаточно близких людей.
Психастенический тип. Нерешителен, склонен к пространным рассуждениям,
испытывает повышенную боязнь за будущее и судьбу и судьбу своих близких и себя самого. Склонен к углубленному самоанализу и появлению навязчивых состояний (мыслей, переживаний и т.п.). Неспособен отвечать за себя, за свои поступки. Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояния других людей. Испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми. Часто уходит в себя, в свой замкнутый, недоступный окружающим людям внутренний мир, в сферу фантазий и грез. Имеет сильные, устойчивые увлечений чем-либо.
Эпилептоидный тип. Склонен впадать в злобно-тоскливое состояние с постепенным возрастанием раздражения и поиском объекта, на котором можно было бы разредиться. Имеет аффективно-взрывной характер. Повышенно ревнив, агрессивен, проявляет стремление ук лидерству со строгой дисциплиной и наказанием подчиненных. Инертен в мышлении, педантично аккуратен, чрезмерно исполнителен, беспрекословно подчиняется приказам.
Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду
внимания со стороны, потребность в почитании, восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей. Склонен к приукрашиванию своей особы, стремится показать себя в лучшем свете. Отсутствуют глубокие чувства, имеется театральность в поведении, тенденция к позерству. Неспособен к упорному труду и высоким достижениям, но обладает неумеренно высокими притязаниями на успех. Склонен к выдумкам и пустому фантазированию. Претендует на исключительное положение среди сверстников. Непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.
Неустойчивый тип. Обнаруживает повышенное нежелание добросовестно
трудиться. Склонен к развлечениям, получению удовольствий, к праздности. Не желает подчиняться другим и находиться под их контролем. Безволен, склонен к подчинению сильным лидерам. Равнодушен к будущему, живет интересами сегодняшнего дня. Избегает трудности. Имеет неадекватную самооценку. Комфортный тип. Чрезмерно податлив внешним воздействиям. Характеризуется повышенным стремлением быть как все и тем самым, с одной стороны, избегать ненужных проблем, а с другой – извлекать для себя выгоду из сложившейся обстановки. Некритичен к своему поведению и некритично принимает то, что говорят окружающие люди. Консервативен, не любит нового, испытывает неприязнь к «чужакам».
Кроме описанных типов, в реальной жизни нередко встречаются смешанные, соединяющие в себе различные акцентуации характеров.
По результатам исследования частота встречаемости акцентуаций характера методом ПДО выявлено следующее распределение типов: большое количество учеников, у которых выявлен эпилептоидный тип «акцентуации характера» – 38,46%, далее следуют лабильный и гипертимный типы акцентуаций с одинаковым процентным соотношением – 12,82%. Психастенический тип находится на третьем месте по частоте встречаемости – 7,69%. Таким образом, в исследуемых классах, преобладают эпилептоидный, лабильный, гипертимный и психастенический типы.
В ходе анкетного опроса было установлено, что 80,95% опрошенных школьников имеют конфликты с учителями, родителями, сверстниками. 23,80% опрошенных признались, что хоть раз пробовали наркотические средства. 38% - регулярно курящих подростков.
71,42% опрошенных - время от времени посещают вечеринки, где употребляют спиртные напитки. 57,14% - время от времени прогуливают школу.
Наличие дополнительных шкал в методике ПДО А.Е.Личко дали нам следующие показатели: частота встречаемости эмансипированных лиц в исследуемой группе – 87,17%, по параметру «алкоголизация» - 56,41%. Меньше число лиц с «риском начала употребления наркотических веществ» – 46,15% и лиц с «риском социальной дезадаптации» - 46,15%.
Так как по данной методике выявлено большое количество эпилептодов, рассмотрим их первыми. При сопоставлении данных, полученных в результате проведения анкетного опроса и ПДО А.Е.Личко, получены следующие показатели: у 100% испытуемых по данным ПДО, определена психологическая склонность к алкоголизации. Из них больше половины опрошенных (66,7%) посещают вечеринки и употребляют алкоголь. Согласно анкетным данным 83,3% опрошенных - конфликтуют с друзьями, родителями, учителями. По данным ПДО у 66,7% наблюдается выраженная реакция эмансипации, 33,4% опрошенных регулярно курят. Но на вопрос, относительно сексуальных отношений, возрастной критерий не опускался ниже 16 лет. У 50% испытуемых, по данным ПДО, выявлен риск употребления наркотических веществ. По анкетным данным он составил – 16,7%. По данным ПДО, истинный характер суицида встречается у 66,7% испытуемых.
При анализе данных, полученных с помощью используемых методик, среди
подростков, которым присущ лабильный тип акцентуации характера вырисовывается следующая картина: 66,7% испытуемых автоматически попадают в
группу риска по девиантному поведению, т.к. проживают в неполных семьях. Кроме того, все они имеют психологическую склонность к употреблению алкоголя по данным ПДО. Результаты анкетных данных подтверждают употребление спиртных напитков - 66,7% опрошенных. Реакция эмансипации у 50% - умеренная, у второй половины – слабая. У 100% испытуемых с указанным типом акцентуации имеются конфликты как с родителями, так и со сверстниками и учителями. Возрастная планка относительно сексуальных отношений ниже - от 14 до 16 лет.
Гипертимный тип. 50% испытуемых, имеющих данный тип акцентуации составляют группу риска в отношении девиантного поведения, т.к. проживают в неполной семье. По данным ПДО у всех определена психологическая склонность к алкоголю. Анализ анкетных данных показал - 50% часто посещают вечеринки, где употребляют спиртные напитки. 75% опрошенных регулярно курят и имеют высокий риск употребления наркотических веществ. Согласно анкетным данным, лишь 25% респондентов признались, что пробовали наркотические вещества. По данным ПДО у всех испытуемых в данной группе выявлен риск социальной дезадаптации, при этом у 50% - высокий. У половины испытуемых с указанным типом акцентуации наблюдается очень сильная реакция эмансипации, в то время как у остальных – слабая. Демонстративный характер суицида, по данным ПДО, наблюдается у 75% испытуемых.
По результатам дополнительных шкал, проведенной методики ПДО определена наибольшая склонность к девиантному поведению у подростков, акцентуации характера которых относятся к эпилептоидному и к лабильному типами. Эти данные подтверждаются и результатами анкетных данных. При сопоставлении выявлено, что у эпилептоидного типа и лабильного типа очень высокие процентные показатели, определяющие девиантность.
У гипертимов прослеживается тенденция к девиантному поведению лишь у
50 % испытуемых.
Таким образом, на основании проведенного исследования, при анализе данных, полученных по применяемым методикам: патохарактерологический диагностический опросник А.Е.Личко (ПДО) и анкетирование, можно говорить, что эпелептоидный и лабильный типы определяют девиантное поведение подростков.
ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ
ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Не следует думать, что девиантное поведение детей и подростков есть исключительно следствие социального катаклизма в нашей стране за последние 10-15 лет. Много раньше специалисты, способные к предвидению, предупреждали общество о грозящей опасности. А это были годы, когда допустимо было говорить только о телесных недостатках, физической инвалидности. На психическую, личностную сферу, понятия дефективности, неполноценности не, распространялись. Признавались лишь четкие психиатрические формы болезней. Во всем остальном люди считались равными – социалистическая система здравоохранения и образования равно для ; всех создавала условия успешного развития.
Однако психиатр, проф. А.А. Портнов еще в 1980г. писал в «Литературной газете» о необходимости создания подростковой психо, неврологической службы, специальных школ для детей с отклоняющимся поведением (а не только с умственной отсталостью) и медикаментозной коррекции социально отклоняющегося поведения. Юрист, доктор наук В.П. Емельянов в том же году в своей монографии отмечал высокую частоту психических аномалий, рост подростковой алкоголизации и преступности. Причем последняя у психически здоровых подростков была ниже, чем у нездоровых в 2 – 26 раз (в зависимости от вида психической аномалии). Юрист Г. Полозов («Правда», 1984) приводил данные обследования в детских садах, где половина мальчиков и треть девочек уже пробовали спиртное, и описал неблагополучные семьи, где родители не умели или не желали воспитывать детей. Характерно, что более века назад Ф.М. Достоевский в своих «Дневниках» писал о «случайных детях случайных семейств».
Сейчас мы имеем достаточное представление о поведении девиантных подростков и на Западе. В американской литературе встречается оценка наследственности в «семьях-ассорти». Крайние формы девиантности и крайние формы борьбы с нею («эскадроны смерти», убивавшие не только взрослых, но и детей) имели место в Южной Америке.
Таким образом, отклоняющееся поведение определенной части популяции, проявляющееся не только в детском и подростковом возрасте (современные знания позволяют выявить девиации вскоре после рождения) – явление не новое и присущее не только нашей стране. Время лишь накладывает характерный для него отпечаток, придает те или иные формы, выраженность и распространенность патологии.
Проблема в том, чтобы уменьшить масштабы происходящего сейчас с молодежью, «укоротить» тот конец гауссовой кривой распределения, где сосредоточена дефектная часть населения.
Как писал С.Е. Лец, «выход бывает там, где был вход». Поэтому необходимым условием является санация общества от наркобизнеса и социальный, педагогический контроль и помощь в развитии и досуге детей. Но усилий в одном этом направлении недостаточно, как недостаточно мыть руки перед едой, если иммунная система ущербна. Поэтому выработка системы профилактики психического нездоровья – основополагающая задача формирования личности.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на здоровую часть детей и подростков, вовлеченных в девиантные, преступные группы, в наркотизацию не по причине патологических личностных особенностей, а в силу сложившейся ситуации. Выполнение этой наиболее легкой задачи заметно оздоровит среду и позволит тщательнее заниматься более сложной медико-педагогической помощью детям, имеющим определенные психические предпосылки к девиантному поведению.
Нельзя в принципе разделить по очередности или значимости задачи профилактики, области ее приложения, медицинские, педагогические и в широком смысле социальные методы. Тем более в современных условиях. Известно, в чрезвычайных ситуациях все службы начинают работу одновременно, каждый, выполняя свое дело (флотская команда «все вдруг»).
Традиционно считается, что профилактика – это, прежде все, образование, просвещение. Люди должны знать, чего спасать. Долгие годы санитарное просвещение на тему наркоманий у ас запрещалось, дабы не разрушать миф об отсутствии этого «пока» в нашем обществе и дабы не пробуждать у населения «нездорового любопытства». Некие знания у населения, тем не менее, были. На вопрос: «А что такое наркотик, который мы задавали случайным людям в разных городах (попутчикам, обслуживающему персоналу, в очередях, таким знающим людям, как таксисты) и получали ответы типа «это когда примешь, хорошо бывает». то ли не подтверждение тому, что полузнание опаснее полного невежества?
Сейчас положение исправлено, и антинаркотическое просвещение проводится достаточно интенсивно и, в целом, грамотно. Требуется лишь четкое определение его адреса.
Например:
Так как Татарстан начиная со второй половины 1990-х годов, стал одним из крупных потребителей наркотиков в России, республиканские власти стали искать пути эффективного противодействия распространению наркотиков и наркоэпидемии.
При Кабинете министров Татарстана был создан Республиканский центр профилактики наркотизации населения. В регионе, начиная с 1999 года, и особенно на протяжении трёх последних лет (с 2002 по 2004 годы), был реализован социальный заказ на проведение мониторинговых социалогических исследований, разработан и внедрён ряд профилактических антинаркотических программ («Линия жизни», «Уверенное нет наркотикам», «Ровесник – ровеснику»). Созданы телевизионные программы «Лабиринт», «Позитив». Открыты соотвествтвующие рубрики в молодёжных и массовых печатных СМИ. В научно-методической организации антинаркотической работы при поддержке правительства республики, Академии наук Татарстана, РГНФ приняли участие и татарстанские девиантологи (В, Меделевич, Р, Садыкова, А. Салагаев, Л. Шатрова, Ю. Комлев и многие другие исследователи.