Особенности подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение социо-психологического аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков.Задачи:
1. Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости
подростков.
3. Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
4. Определить, какая связь между девиантным поведением и личностью
подростка.
Методы:
1. Сбор необходимой литературы.
2. Изучение литературы.
3. Описание.
4. Анализ.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 2 - 4

2. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 5 - 18

3. ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 19 - 22

4. ОПАСНЫЕ (ПАТОГЕННЫЕ) ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 23 - 26

5. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 27 - 37

6. ВИДЫ АДДИКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 38 - 50

7. ПРЕДПОСЫЛКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ 51 – 76

8. ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНЫХ МЕХАНИЗМОВ. 77 – 92

9. ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 93 – 104

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105 – 107

11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108 -110

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 811.50 Кб (Скачать)

              Астеноневротический  тип.  Характеризуется  повышенной  утомляемостью, раздражительностью, склонностью к ипохондрии –  преувеличенному  вниманию  к состоянию  здоровья.  Тревожно  мнителен.  Боится  ситуаций  соревнования  и экзаменационных испытаний. Имеются частые аффективные  вспышки  в  состоянии утомления.

              Сензитивный  тип.   Характеризуется   повышенной   впечатлительностью, обостренным чувством собственной  неполноценности,  особенно  в  самооценках качеств  морального   и   волевого   характера.   Замкнутость,   робость   и застенчивость – типичные черты, проявляемые в незнакомой обстановке и  среди незнакомых  людей.  Открытость,  общительность  и  откровенность  появляются только в кругу достаточно близких людей.

              Психастенический тип. Нерешителен, склонен к пространным рассуждениям,

испытывает повышенную боязнь за будущее и судьбу и судьбу  своих  близких  и себя самого. Склонен  к  углубленному  самоанализу  и  появлению  навязчивых состояний (мыслей, переживаний и т.п.).  Неспособен  отвечать  за  себя,  за свои поступки.   Шизоидный  тип.  Характеризуется  замкнутостью  и  неумением  понимать состояния других  людей.  Испытывает  трудности  в  установлении  нормальных отношений с людьми. Часто уходит  в  себя,  в  свой  замкнутый,  недоступный окружающим людям внутренний мир, в сферу фантазий  и  грез.  Имеет  сильные, устойчивые увлечений чем-либо.

              Эпилептоидный тип. Склонен  впадать  в  злобно-тоскливое  состояние  с постепенным возрастанием раздражения и поиском  объекта,  на  котором  можно было бы разредиться. Имеет аффективно-взрывной характер.  Повышенно  ревнив, агрессивен, проявляет стремление  ук  лидерству  со  строгой  дисциплиной  и наказанием подчиненных. Инертен в мышлении, педантично аккуратен,  чрезмерно исполнителен, беспрекословно подчиняется приказам.

              Истероидный тип. Проявляет повышенную  любовь  к  самому  себе,  жажду

внимания со стороны, потребность  в  почитании,  восхищении,  сочувствии  со стороны окружающих людей. Склонен к приукрашиванию  своей  особы,  стремится показать  себя  в  лучшем  свете.  Отсутствуют  глубокие  чувства,   имеется театральность в поведении, тенденция  к  позерству.  Неспособен  к  упорному труду и высоким достижениям, но обладает  неумеренно  высокими  притязаниями на успех.  Склонен  к  выдумкам  и  пустому  фантазированию.  Претендует  на исключительное  положение  среди  сверстников.  Непостоянен  и  ненадежен  в человеческих отношениях.

              Неустойчивый  тип.  Обнаруживает  повышенное  нежелание  добросовестно

трудиться. Склонен к развлечениям, получению удовольствий, к праздности.  Не желает подчиняться другим и находиться под их контролем.  Безволен,  склонен к подчинению  сильным  лидерам.  Равнодушен  к  будущему,  живет  интересами сегодняшнего дня. Избегает трудности. Имеет неадекватную самооценку.     Комфортный   тип.    Чрезмерно    податлив    внешним    воздействиям. Характеризуется повышенным стремлением быть как все и  тем  самым,  с  одной стороны, избегать ненужных проблем, а с другой – извлекать для  себя  выгоду из сложившейся  обстановки.  Некритичен  к  своему  поведению  и  некритично принимает то, что говорят окружающие люди. Консервативен, не  любит  нового, испытывает неприязнь к «чужакам».

              Кроме описанных типов,  в  реальной  жизни  нередко  встречаются  смешанные, соединяющие в себе различные акцентуации характеров.

              По  результатам   исследования   частота   встречаемости   акцентуаций характера  методом  ПДО  выявлено  следующее  распределение  типов:  большое количество  учеников,  у  которых  выявлен  эпилептоидный  тип  «акцентуации характера» – 38,46%, далее следуют лабильный и гипертимный типы  акцентуаций с  одинаковым  процентным  соотношением   –  12,82%.  Психастенический   тип находится на третьем месте по частоте встречаемости – 7,69%. Таким  образом, в исследуемых классах, преобладают эпилептоидный, лабильный,  гипертимный  и психастенический типы.

В ходе  анкетного  опроса  было  установлено,  что  80,95%  опрошенных школьников имеют конфликты с  учителями,  родителями,  сверстниками.  23,80% опрошенных признались, что хоть раз пробовали наркотические  средства.   38% - регулярно курящих подростков.

71,42%  опрошенных  -  время  от  времени  посещают   вечеринки,   где употребляют спиртные напитки. 57,14% - время от времени прогуливают школу.

Наличие  дополнительных  шкал  в  методике  ПДО  А.Е.Личко  дали   нам следующие  показатели:  частота   встречаемости   эмансипированных   лиц   в исследуемой группе – 87,17%, по параметру «алкоголизация» -  56,41%.  Меньше число лиц с «риском начала употребления наркотических веществ»  –  46,15%  и лиц с «риском социальной дезадаптации» - 46,15%.

Так как по данной методике выявлено  большое  количество  эпилептодов, рассмотрим их первыми. При сопоставлении данных,   полученных  в  результате проведения анкетного опроса и ПДО А.Е.Личко, получены следующие  показатели: у 100% испытуемых по данным ПДО,  определена  психологическая  склонность  к алкоголизации. Из них больше половины опрошенных (66,7%) посещают  вечеринки и  употребляют  алкоголь.  Согласно  анкетным  данным  83,3%  опрошенных   - конфликтуют с  друзьями,  родителями,  учителями.  По  данным  ПДО  у  66,7% наблюдается  выраженная  реакция  эмансипации,  33,4%  опрошенных  регулярно курят.  Но  на  вопрос,  относительно  сексуальных   отношений,   возрастной критерий не опускался ниже 16 лет. У 50% испытуемых, по данным ПДО,  выявлен риск употребления наркотических веществ.  По анкетным данным он  составил  – 16,7%.  По  данным  ПДО,  истинный  характер  суицида  встречается  у  66,7% испытуемых.

              При анализе данных, полученных с помощью используемых  методик,  среди

подростков,   которым   присущ   лабильный   тип    акцентуации    характера вырисовывается следующая картина: 66,7% испытуемых автоматически попадают  в

группу риска по девиантному поведению, т.к.  проживают  в  неполных  семьях. Кроме  того,  все  они  имеют  психологическую  склонность  к   употреблению алкоголя  по   данным   ПДО.   Результаты   анкетных   данных   подтверждают употребление спиртных напитков - 66,7%  опрошенных.  Реакция  эмансипации  у 50% - умеренная, у второй половины – слабая. У 100% испытуемых  с  указанным типом акцентуации имеются конфликты как с родителями, так и со  сверстниками и учителями. Возрастная планка относительно сексуальных  отношений  ниже   - от 14 до 16 лет.

Гипертимный  тип.  50%  испытуемых,  имеющих  данный  тип  акцентуации составляют  группу риска в отношении девиантного поведения,  т.к.  проживают в  неполной  семье.  По  данным  ПДО  у  всех   определена   психологическая склонность к алкоголю. Анализ анкетных данных показал - 50%  часто  посещают вечеринки, где употребляют спиртные напитки. 75% опрошенных регулярно  курят и имеют высокий риск употребления наркотических веществ.  Согласно  анкетным данным,  лишь  25%  респондентов  признались,  что  пробовали  наркотические вещества. По данным ПДО у всех  испытуемых  в  данной  группе  выявлен  риск социальной дезадаптации, при этом у 50% - высокий. У половины  испытуемых  с указанным типом акцентуации наблюдается очень сильная  реакция  эмансипации, в то время как у остальных – слабая. Демонстративный  характер  суицида,  по данным ПДО,  наблюдается у 75% испытуемых.

              По  результатам  дополнительных   шкал,   проведенной   методики   ПДО определена наибольшая  склонность  к  девиантному  поведению  у  подростков, акцентуации характера которых относятся  к  эпилептоидному  и  к  лабильному типами. Эти  данные  подтверждаются  и  результатами  анкетных  данных.  При сопоставлении выявлено, что у эпилептоидного типа и  лабильного  типа  очень высокие процентные показатели, определяющие девиантность.

              У гипертимов прослеживается тенденция к девиантному поведению  лишь  у

50 % испытуемых.

              Таким образом, на основании  проведенного  исследования,  при  анализе данных,  полученных  по   применяемым   методикам:   патохарактерологический диагностический опросник А.Е.Личко (ПДО) и  анкетирование,  можно  говорить, что  эпелептоидный  и  лабильный  типы   определяют   девиантное   поведение подростков.

 

 

 


ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ

ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

Не следует думать, что девиантное поведение детей и подростков есть исключительно следствие социального катаклизма в нашей стране за последние 10-15 лет. Много раньше специалисты, способные к предвидению, предупреждали общество о грозящей опасности. А это были годы, когда допустимо было говорить только о телесных недостатках, физической инвалидности. На психическую, личностную сферу, понятия дефективности, неполноценности не, распространялись. Признавались лишь четкие психиатрические формы болезней. Во всем остальном люди считались равными – социалистическая система здравоохранения и образования равно для ; всех создавала условия успешного развития. 

Однако психиатр, проф. А.А. Портнов еще в 1980г. писал в «Литературной газете» о необходимости создания подростковой психо, неврологической службы, специальных школ для детей с отклоняющимся поведением (а не только с умственной отсталостью) и медикаментозной  коррекции  социально  отклоняющегося  поведения.  Юрист, доктор наук В.П. Емельянов в том же году в своей монографии отмечал высокую частоту психических аномалий, рост подростковой алкоголизации и преступности. Причем последняя у психически здоровых подростков была ниже, чем у нездоровых в 2 – 26 раз (в зависимости от вида психической аномалии). Юрист Г. Полозов («Правда», 1984) приводил данные обследования в детских садах,  где половина мальчиков и треть девочек уже пробовали спиртное, и описал неблагополучные семьи, где родители не умели или не желали воспитывать детей. Характерно, что более века назад Ф.М. Достоевский в своих «Дневниках» писал о «случайных детях случайных семейств». 

Сейчас мы имеем достаточное представление о поведении девиантных  подростков  и  на  Западе. В  американской  литературе встречается оценка наследственности в «семьях-ассорти». Крайние формы девиантности и крайние формы борьбы с нею («эскадроны смерти», убивавшие не только взрослых, но и детей) имели место в Южной Америке. 

Таким образом, отклоняющееся поведение определенной части популяции, проявляющееся не только в детском и подростковом возрасте (современные знания позволяют выявить девиации вскоре после рождения) – явление не новое и присущее не только нашей стране. Время лишь накладывает характерный для него отпечаток, придает те или иные формы, выраженность и распространенность патологии. 

Проблема в том, чтобы уменьшить масштабы происходящего сейчас с молодежью, «укоротить» тот конец гауссовой кривой распределения, где сосредоточена дефектная часть населения. 

Как писал С.Е. Лец, «выход бывает там, где был вход». Поэтому необходимым условием является санация общества от наркобизнеса и социальный, педагогический контроль и помощь в развитии и досуге детей. Но усилий в одном этом направлении недостаточно, как недостаточно мыть руки перед едой, если иммунная система ущербна. Поэтому выработка системы профилактики психического нездоровья – основополагающая задача формирования личности. 

Прежде всего, необходимо обратить внимание на здоровую часть детей и подростков, вовлеченных в девиантные, преступные группы, в наркотизацию не по причине патологических личностных особенностей, а в силу сложившейся ситуации. Выполнение этой наиболее легкой задачи заметно оздоровит среду и позволит тщательнее заниматься более сложной медико-педагогической помощью детям, имеющим определенные психические предпосылки к девиантному поведению. 

Нельзя в принципе разделить по очередности или значимости задачи профилактики, области ее приложения, медицинские, педагогические и в широком смысле социальные методы. Тем более в современных условиях. Известно, в чрезвычайных ситуациях все службы начинают работу одновременно, каждый, выполняя свое дело (флотская команда «все вдруг»). 

Традиционно считается, что профилактика – это, прежде все, образование, просвещение. Люди должны знать, чего спасать. Долгие годы санитарное просвещение на тему наркоманий у ас запрещалось, дабы не разрушать миф об отсутствии этого «пока» в нашем обществе и дабы не пробуждать у населения «нездорового любопытства». Некие знания у населения, тем не менее,  были. На вопрос: «А что такое наркотик, который мы задавали случайным людям в разных городах (попутчикам, обслуживающему персоналу, в очередях, таким знающим людям, как таксисты)  и получали ответы типа «это когда примешь, хорошо бывает».  то ли не подтверждение тому, что полузнание опаснее полного невежества? 

Сейчас положение исправлено, и антинаркотическое просвещение проводится достаточно интенсивно и, в целом, грамотно. Требуется лишь четкое определение его адреса. 

Например:

Так как Татарстан начиная со второй половины 1990-х годов, стал одним из крупных потребителей наркотиков в России, республиканские власти стали искать пути эффективного противодействия распространению наркотиков и наркоэпидемии.

При Кабинете министров Татарстана был создан Республиканский центр профилактики наркотизации населения. В регионе, начиная с 1999 года, и особенно на протяжении трёх последних лет (с 2002 по 2004 годы), был реализован социальный заказ  на проведение мониторинговых социалогических исследований, разработан и внедрён ряд профилактических антинаркотических программ («Линия жизни», «Уверенное нет наркотикам», «Ровесник – ровеснику»). Созданы телевизионные программы «Лабиринт», «Позитив». Открыты соотвествтвующие рубрики в молодёжных и массовых печатных СМИ. В научно-методической организации антинаркотической работы при поддержке правительства республики, Академии наук Татарстана, РГНФ приняли участие и татарстанские девиантологи (В, Меделевич, Р, Садыкова, А. Салагаев, Л. Шатрова, Ю. Комлев и многие другие исследователи.

Информация о работе Особенности подросткового возраста