Особенности подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение социо-психологического аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков.Задачи:
1. Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости
подростков.
3. Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
4. Определить, какая связь между девиантным поведением и личностью
подростка.
Методы:
1. Сбор необходимой литературы.
2. Изучение литературы.
3. Описание.
4. Анализ.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 2 - 4

2. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 5 - 18

3. ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 19 - 22

4. ОПАСНЫЕ (ПАТОГЕННЫЕ) ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 23 - 26

5. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 27 - 37

6. ВИДЫ АДДИКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 38 - 50

7. ПРЕДПОСЫЛКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ 51 – 76

8. ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНЫХ МЕХАНИЗМОВ. 77 – 92

9. ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 93 – 104

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105 – 107

11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108 -110

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 811.50 Кб (Скачать)

В последние десятилетия на  Западе  получил  широкое  распространение эмпирический,  феноменологический     подход   к   определению   отклонений, использующий для их описания понятие синдрома -  устойчивого  образования  в структуре личности - как одного из четырех типов аномалий.

Г. М. Бреслав отклоняющееся поведение  считает  следствием  отклонений  в формировании  личности  (ОФЛ)  или  патологии  формирования  личности   как искажение нормы, представленное в психических  заболеваниях.  ОФЛ,  являясь проявлением  индивидуальности  ребенка,  при  определенных  условиях  могут привести к девиациям поведения. В то же время они могут служить необходимым для ребенка этапом индивидуального развития и  способствовать  формированию здоровой личности.

Анализ работ западных  психологов  показывает,  что  на  первый  взгляд оказывается состоятельной «теория множественных  факторов»  М.  и  Э.Глюка, которая рассматривает в  качестве  причин  преступности  до  двухсот  различных факторов:  социальное  и  расовое   неравенство,   урбанизация,   миграция, последствия НТР и пр. Однако их  перечисление   не  способствует  выявлению истинной причины отклоняющегося поведения.

Отечественная психология, не отрицая  влияния  врожденных  особенностей организма на  свойства  личности,  стоит  на  позициях  того,  что  человек становится личностью по мере включения  в  окружающую  жизнь.  Личность формируется  при  участии  и  под  воздействием  других  людей,  передающих накопленные ими знания и опыт;  не  путем  простого  усвоения  общественных отношений, а в результате сложного взаимодействия  внешних  (социальных)  и внутренних (психофизических) задатков развития, представляет собой единство индивидуально-значимых   и   социально-типических   черт   и   качеств.

Следовательно,  личность  и  ее  аномалии   рассматриваются   в   социально обусловленной, развивающейся  жизнедеятельности, в смене отношений  ребенка к окружающей действительности.

Современные отечественные экспериментальные исследования подтверждают наличие психологической реальности, соответствующей  понятию  «делинквентная личность». Не случайно А. А. Реан отмечает деформацию центральных  образований криминальной  личности.  Так,  А.А.Тайбакова  определила,   что   «корыстный преступник  –  это  лицо  с   уже   устоявшимися   негативными   социальными стереотипами и установками, чье поведение сложно поддается корректировке».

       Устоявшимся  в  психологической  и  медицинской  литературе  являются понятия  «акцентуации  характера»,  «психопатии  –   социопатии»,   которые обозначают поступки и реакции личности неболезненной природы.  Как  правило, эти аномалии  характера  происходят  по  причине  негативных  воспитательных воздействий,  когда  родителями  или  лицами,  их   заменяющими,   создаются ситуации,  в  которых  выкристаллизовываются  и   закрепляются   негативные, отрицательные  черты  характера.  Специфические  сочетания  черт   характера указывают на преобладающий характерологический радикал или тип  характера  - истерический,  шизоидный,  эпилептоидный,  психастенический,   астенический, параноидальный,  -  который  может  определять  те  или  иные  отклонения   в поведении.

В периоде становления характера  его  типологические  особенности,  не будучи еще сглажены и  затушеваны  жизненным  опытом,  выявляются  настолько ярко, что  иногда  напоминают  психопатии,  т.  е.  патологические  аномалии характера.  С  повзрослeнием  черты  акцентуаций  обычно  сглаживаются.  Это позволило   нам   говорить   о   «преходящих    подростковых    акцентуациях характера».

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.

Наибольшую известность получил  термин  К.Leongard  «акцентуированная, личность».  Однако,  правильнее  говорить   об   «акцентуациях   характера».

Личность -  понятие  гораздо  болeе  сложное,  чем  характер.  Она  включает интеллект, cпособности, наклонности, миpoвoззрение и  т.д.  В  описаниях  К. Leonhard речь идет именно о типах характера. К тому же в странах с  немецким языком   термин   «акцентуированная   личность»   стали   использовать   как клинический  диагноз  вместо  термина  «психопатия»,  что  правомерно,  если рассматривать  акцентуации как крайние варианты нормы.

Акцентуации характера  —  это  крайние  варианты  нормы,  при  которых отдельные черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего  обнаруживается избирательная  уязвимость  в  отношении   определенного   рода   психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера — явная и скрытая.

Явная  акцентуация.  Эта  степень  акцентуации  относится  к   крайним вариантам  нормы.  Она  отличается   наличием   довольно   постоянных   черт определенного типа  характера.  Тщательно  собранный  анамнез,  сведения  от близких, непродолжительное  наблюдение,  особенно  в  среде  сверстников,  а также результаты экспериментально-патохарактерологической оценки  с  помощью диагностического   опросника   позволяют   распознать   этот   тип.   Однако выраженность   чepт   определенного   типа   не   препятствует   возможности удовлетворительной  социальной  адаптации.   Занимаемое   положение   обычно соответствует  способностям  и   возможностям.   В   подростковом   возрасте особенности  характера  часто  заостряются,  а  при   действии   психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут  наступать временные нарушения адаптации, отклонения  в  поведении.  При  повзрослении. особенности характера остаются достаточно выраженными, но  компенсируются  и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень видимо  должна  быть  отнесена  не  к крайним, а к обычным  вариантам  нормы.  В  обыденных,  привычных  условиях, черты  определенного  типа  характера  выражены  слабо  или  не  проявляются совсем. Даже при  продолжительном  наблюдении,  разносторонних  контактах  и детальном  ознакомлении  с  биографией  трудно   бывает   составить   четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа  могут ярко, порою неожиданно, выявляться под влиянием тех ситуаций  и  психических травм,  которые  предъявляют  повышенные  требования  к  «месту  наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не  только  не вызывают психических расстройств, но могут даже  не  выявить  па  характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит  к  заметной социальной дезадаптации.

Существует две классификации типов —  первая  предложена  К.Leonhard,а вторая А.Е.Личко.

Классификация  Личко  предназначена   специально   для   подросткового возраста.       Подростки, относящиеся  к  гипертимному  типу,  с  детства  отличаются большой шумливостью,  общительностью,  чрезмерной  самостоятельностью,  даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни  застенчивости,  ни  робости перед незнакомцами, но  зато  недостает  чувства  дистанции  в  отношении  к взрослым. В играх любят командовать сверстниками.  Воспитатели  жалуются  на их неугомонность. В  школе,  несмотря  на  хорошие  способности,  живой  ум, умение  схватывать  все  на  лету,  учатся  неровно   из-за   неусидчивости, отвлекаемости,  недисциплинированности.  В  подростковом  возрасте   главная черта - почти всегда хорошее, даже  несколько  приподнятое  настроение.  Оно сочетается с хорошим  же  самочувствием,  нередко  цветущим  внешним  видом, высоким  жизненным  тонусом,  активностью  и  брызжущей   энергией,   всегда прекрасным аппетитом и  крепким  освежающим  сном.  Лишь  изредка  солнечное настроение   омрачается   вспышками   раздражения   и   гнева,    вызванными противодействием  окружающих,  их  стремлением   подавить   слишком   бурную энергию, подчинить своей воле. Реакция  эмансипации  сильно  сказывается  на поведении:   такие   подростки   рано    проявляют    самостоятельность    и независимость. На гиперпротекцию со стороны родителей и  воспитателей  с  ее мелочным контролем,  повседневной  опекой,  наставлениями  и  нравоучениями, «проработкой» за мелкие проступки  дома  и  на  собраниях  реагируют  крайне бурно;  плохо  переносят  жесткую  дисциплину  и  строго  регламентированный режим; в необычных ситуациях  не  теряются,  проявляют  находчивость,  умеют ловчить и изворачиваться. К правилам  и  законам  представители  этого  типа относятся легкомысленно, могут незаметно для  себя  проглядеть  грань  между допускаемым и запрещенным.

Они  всегда  тянутся  в  компанию,  тяготятся   и    плохо   переносят одиночество,  среди  сверстников  стремятся  к  лидерству,  при  этом  не  к формальному, а к фактическому - роли вожака и заводилы; при общительности  в выборе  знакомств  неразборчивы  и  легко  могут  оказаться  в  сомнительной компании. Любят риск и авантюры.

Характерно хорошее чувство нового. Новые люди,  места,  предметы  живо привлекают. Легко воодушевляясь, такие подростки часто  не  доводят  начатое до  конца,  непрестанно  меняют  «хобби»;  плохо  справляются   с   работой, требующей   большой   усидчивости,   тщательности,    кропотливого    труда; аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в  денежных  делах, легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть;  склонны  видеть  свое будущее в  радужных  красках.  Неудачи  могут  вызвать  бурную  реакцию,  но неспособны надолго выбить из колеи. Отходчивы, быстро мирятся и даже  дружат с теми, с кем раньше ссорились.

      Половое чувство нередко пробуждается рано и  бывает  сильным.  Поэтому возможна  ранняя  сексуальная   жизнь.   Однако   подростковая   сексуальная девиантность   бывает   мимолетной,   склонности   к   фиксации   здесь   не обнаруживается.

Свои  способности   и   возможности   обычно   переоцениваются.   Хотя большинство  особенностей  своего  характера  гипертимные  подростки  хорошо знают  и  не  скрывают,  однако  обычно  стараются  выставить   себя   более конформными, чем есть на самом деле.

Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее  фоне  могут  возникать  острые    аффективные   реакции   и   ситуативно обусловленные  патологические  нарушения  поведения  (ранняя  алкоголизация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.).

Циклоиды в  детстве  не  отличаются  от  сверстников  или  производят впечатление  гипертимов.   С   наступлением   пубертатного   периода   может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы  чередуются  с фазами подъема и с периодами ровного настроения. Длительность  фаз  меняется -  сперва дни, 1-2 нед, с возрастом  они  могут  удлиняться  или,  наоборот, сглаживаться.

В  период  подъема  циклоидные  подростки  выглядят   как   гипертимы. Бросаются в глаза не свойственные им обычно рискованные шутки  над  старшими и желание везде и всюду острить.

Эмансипационные устремления и группирование со сверстниками отмечаются во время подъемов, а в субдепрессивной фазе блекнут. Хобби также  отличаются неустойчивостью: в субдепрессивной фазе их забрасывают, а в  период  подъема возвращаются к ним или находят новые. Сексуальная  активность  возрастает  в периоды подъема, но  в  субдепрессивной  фазе.  может  усиливаться  онанизм. Делинквентность, побеги из дома, токсикоманическое поведение  несвойственны. Алкоголизируются в компаниях и только в периоды подъема.

Самооценка формируется постепенно, по мере накопления опыта  «хороших» и «плохих» периодов. При  недостатке  такого  опыта  она  может  быть  очень неточной.

Лабильный тип в детстве не отличается от сверстников или  обнаруживают склонность к невротическим реакциям. Главная черта в  подростковом  возрасте —  крайняя  лабильность  настроения,  которое  меняется  слишком   часто   и чрезмерно резко от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов.  Кем- то нелестно сказанное слово,  неприветливый  взгляд  случайного  собеседника способны  вдруг  погрузить  в  мрачное  расположение  духа  без   каких-либо серьезных неприятностей и неудач. И наоборот, интересная беседа,  мимолетный комплимент, от кого-то услышанные заманчивые,  но  малореальные  перспективы способны  вселить  веселость  и   жизнерадостность   и   даже   отвлечь   от действительных неприятностей, пока те чем-либо не напомнят о себе.

Эмансипационные устремления выражены умеренно. Они  усиливаются,  если их подогревает неблагоприятная семейная обстановка. Тяга к группированию  со сверстниками целиком зависит от настроения. В хорошие минуты ищут  компании, в плохие избегают  общения.  Сексуальная  активность  обычно  ограничивается флиртом и ухаживаниями. Влечение  долго  остается  малодифференцированным  и легко   возможно   отклонение   на    путь    транзиторного    подросткового гомосексуализма. Но сексуальные эксцессы всегда избегаются.

При астено-невротический типе с детства  нередко  выявляются  признаки невропатии: плохой сон и  аппетит,  капризность,  пугливость,  плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез,  заикание  и  т.п.  В  других  случаях детство  проходит  благополучно,  и  первые  признаки  астено-невротической акцентуации возникают только в подростковом возрасте.

Главными чертами являются утомляемость, раздражительность и склонность к  ипохондричности.  Утомляемость  особенно   проявляется   при   умственных занятиях  или  при  физических  и  эмоциональных  напряжениях,  например,  в обстановке соревнований. Раздражительность  ведет  к  внезапным  аффективным вспышкам, возникающим нередко по ничтожному  поводу.  Раздражение,  зачастую изливаемое на случайно попавших  под  руку,  легко  сменяется  раскаянием  и слезами. Такие подростки  внимательно  прислушиваются  к  малейшим  телесным ощущениям, охотно лечатся, укладываются в  постель,  подвергаются  врачебным обследованиям. Наиболее  частым  источником  ипохондрических  переживаний  у мальчиков становится сердце.

Подростковые нарушения поведения типа  делинквентности,  алкоголизации этому  типу  не  свойственны.  Реакция  эмансипации  обычно   ограничивается маломотивированными   вспышками   раздражения   в    отношении    родителей, воспитателей, старших вообще.  К  сверстникам  тянутся,  ищут  компании,  но быстро от нее устают  и  предпочитают  одиночество  или  общение  с  близким другом. Самооценка обычно прежде всего отражает заботу о здоровье.

Этот тип акцентуации является почвой для развития неврастении,  острых аффективных реакций, реактивных депрессий, ипохондрических  развитий.  Срывы часто возникают тогда,  когда  подросток  осознает  невыполнимость  лелеемых планов, нереальность  надежд  и  желаний.  Велика  также  восприимчивость  к ятрогениям.   Тяжелые   болезни   у    близких    и    знакомых    усиливают ипохондричность.

Сенситивный  тип.  С  детства  пугливы  и  боязливы.  Часто  страшатся темноты, сторонятся животных, боятся остаться  одни,  быть  запертыми  дома. Чуждаются бойких и шумных сверстников. Не любят подвижных  игр  и  озорства. Робки и застенчивы среди посторонних и в необычной обстановке.  Несклонны  к легкому общению с незнакомыми. Все это может оставлять ложное впечатление  о замкнутости и отгороженности  от  окружающего.  На  самом  деле  такие  дети достаточно общительны  с  теми,  к  кому  привыкли.  Играть  часто  любят  с малышами, чувствуя себя с ними увереннее и спокойнее.  К  родным  и  близким бывают привязаны, даже при холодном и суровом обращении с  ними.  Отличаются послушанием. Слывут «домашними детьми». Школа  их  пугает  шумом,  возней  и драками на  переменах.  Учатся  обычно  старательно.  Страшатся  всякого  рода контрольных, проверок,  экзаменов.  Нередко  стесняются  отвечать  у  доски. Боятся прослыть выскочкой. Привыкнув к  новому  классу  и  даже  страдая  от преследований  со  стороны   некоторых   одноклассников;   крайне   неохотно переходят в другой.

Информация о работе Особенности подросткового возраста