Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:25, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение социо-психологического аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков.Задачи:
1. Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости
подростков.
3. Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
4. Определить, какая связь между девиантным поведением и личностью
подростка.
Методы:
1. Сбор необходимой литературы.
2. Изучение литературы.
3. Описание.
4. Анализ.
1. ВВЕДЕНИЕ 2 - 4
2. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 5 - 18
3. ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 19 - 22
4. ОПАСНЫЕ (ПАТОГЕННЫЕ) ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 23 - 26
5. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 27 - 37
6. ВИДЫ АДДИКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 38 - 50
7. ПРЕДПОСЫЛКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ 51 – 76
8. ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНЫХ МЕХАНИЗМОВ. 77 – 92
9. ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 93 – 104
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105 – 107
11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108 -110
Таким образом, если здесь и оказывается медико-педагогическая помощь, то оказывается она с опозданием.
Известно, что в дошкольные годы происходит овладение большим количеством знаний и навыков. Считается даже, что до пяти лет усваивается основная (за исключением, конечно, профессиональной) часть нужной человеку информации, в том числе речь. Но для ребёнка, пребывающего в вялом безразличии или в самодостаточном возбуждении, окружающий мир отдалён, не воспринимается в необходимом объёме.
В дальнейшем из-за слабости умственного развития усвоение и обучение также затруднены и несовершенны. Мешают обучению не только недостаточные способности к пониманию и слабая память, а у вялых детей ещё и медлительность. В беседе с такими подростками они обнаруживают крайне скудный объём знаний общего плана. У них нет представлений не только о мире в целом (планеты, Земля, география, страны, народы, города и реки собственной страны), они не знают своего города, за исключением части района, в котором живут, и мест тусовок, не знают истории даже в объёме школьного курса, им неизвестны яркие личности прошлого и настоящего, которые могут быть примером для подражания (за редким исключением деятелей шоу-бизнеса). Впечатление, что они не посещали школу. Пример неспособности усвоения знаний нагляден там, где, казалось бы, есть эмоциональное подкрепление: даже увлекаясь молодёжной музыкой, играя на гитарах, они не знают нот, ограничиваются 3 – 5 однообразными аккордами, песни поют обычно немелодичные. Увлекаясь мотоциклом, не знают принципов его конструкции; чинит мотоцикл кто-то другой, а они уход ограничивают раскраской, развешиванием побрякушек.
Такая картина является не только следствием пренебрежения учёбой, она отражает малые способности мозга удерживать объёмы информации. Меж тем, способность владеть информацией у человеческого мозга чрезвычайно велика. Помимо памяти, используемой в повседневности, у мозга есть «запасники». Человек вспоминает при необходимости то, что он когда-то ранее узнал (долговременная память).
Мозговая недостаточность проявляется также в неграмотности: такие дети не просто делают грамматические ошибки, они пишут даже не так, как слышится, что отражает функциональную слабость определённых анатомических полей мозга.
При этом самокритика у таких детей отсутствует. Они не считают себя ущербными, так как при их уровне психического развития другие ценности и стремления. Важно быть сытым, иметь деньги, чтобы хорошо одеваться, тратить на развлечения. Таких детей нельзя считать слабоумными в привычном смысле этого слова. Они очень практичны, сообразительны в повседневной жизни касательно того, что входит в круг их интересов. При задержке интеллектуального и общепсихического развития таких детей, тем не менее, отмечается во многих случаях их высокая адаптация в соответствующей среде, неплохая ориентация в возникающих ситуациях и способность быстро находить из них выход (Б. И. Ширгалин).
Такие дети оказываются отверженными сверстниками ещё и в силу своих эмоционально-волевых особенностей. Отвергнутые, они отвечают любыми, чаще недостойными, коварными или агрессивными способами, что усугубляет конфликт.
Даже в случаях, когда ребёнок не вял, а возбудим и подвижен, его эмоциональная неустойчивость не отражает качество эмоциональной сферы. Специальные исследования обнаруживают поверхностность, холодность чувств. На первый взгляд можно отметить, казалось бы, сильную привязанность к членам своей семьи, обычно к матери. Но это особая связь, симбиотическая, которая определяется не столько любовью, сколько неспособностью к самостоятельности. Такие симбиотические отношения эмоционально холодных людей могут длиться всю жизнь.
Эмоциональная недостаточность, как и трудности понимания ситуаций и их последствий, определяет неспособность эмпатии, восприятия чувств других людей, сопереживания им. Отсюда – нравственные нормы и нравственные чувства (симпатии, благодарности, долга, совести и др.) усваиваются не в полном объёме, различение добра и зла неудовлетворительно, и жестокость таких детей поражает.
Волевая недостаточность проявляется в слабости целеполагания, неспособности к последовательным плановым действиям, что должно быть сформировано уже к 10 – 12 годам жизни, в недисциплинированности, неспособности подавлять желания.
При малой мозговой недостаточности, как правило, страдает и сфера влечений. Производят особое впечатление такие патологические побуждения, как упорное, неостановимое воровство, страсть к поджогам, раннее курение, потребление опьяняющих средств, бродяжничество, попрошайничество, ранняя половая жизнь, в том числе извращённая, с целью заработка.
Попытки педагогического воздействия в подростковом возрасте без необходимой здесь, пусть и запоздалой, медицинской помощи результатов не дают. Постепенно эти дети психопатизируются, уходят от контроля, оказываясь в среде, где требования друг к другу низкие и необязательные, и поведение их приобретает антисоциальный характер.
Отсутствие адекватного внимания и помощи детям и подросткам расширяет круг несовершеннолетних, выпадающих с пути нормального психического развития и социализации, не только за счёт страдающих малой мозговой недостаточностью. Те вредности, о которых говорилось выше, вызывают другие, более лёгкие формы расстройств, тоже делающие детей уязвимыми.
Биологический фактор предрасположения к девиантному поведению более чётко выражен у девочек, образующих девиантные группы. Девочка, женщина, преступающая нормы своего полового поведения (консерватизм, следование традициям, более строгим нравственным ограничениям) должна иметь большую психическую недостаточность, нежели мальчик, мужчина. Действительно, у таких девочек даже искажение антропометрических признаков встречается с большей частотой, чем у мальчиков и свидетельствует о морфологических (а не только функциональных) дефектах. Во многих случаях мы видим ассиметрию лица, плечевого, тазового пояса, непропорциональность конечностей по отношению к телу (очень длинные ноги, узкий, уменьшенный в размерах таз, что как и многое другое противоестественное, считается модным). Неправильное развитие грудной клетки и позвоночника нарушают рельефы женского тела. Не во всех случаях представлен полный набор этих симптомов, но отягощённость морелевскими стигмами у девочек с девиантным поведением выше, чем у мальчиков.
Биологические предпосылки условно отделены мною от предпосылок психологических. Но психика имеет свою физиологическую, биологическую основу. Более того, сугубо биологические факторы, которые были патогенными на ранних этапах развития, постепенно. По мере развития психики, становятся факторами психологической травматизации.
ПСИХО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.
Предуготованность к психической нестабильности возникает в раннем детстве. Сторонники крайних взглядов полагают даже, что это происходит в момент рождения – смены комфорта (тепла, сытости, укачивающего ритма сердечных сокращений матери) на холодный чужой мир (З. Фрейд и его последователи). Можно подумать – всё человечество из поколения в поколение психотравмировано. Бесспорно, однако, что резкий отрыв от материнского тепла травматичен для младенца. И многие гигиенические рекомендации – укладывание новорождённого на клеёнку в постель, прикладывание к груди спустя некоторое время, кормление по часам, ранний прикорм и т. д. – отвлечённо разумные, по существу, холодно-формальные. В некоторых случаях они продиктованы не заботой о ребёнке, а необходимостью для матери быстрее вернуться к работе; то есть эти рекомендации не медицинские, а социальные.
Социальными же условиями диктуется и раннее расставание с матерью – ясли, детские сады. Не прошедший эту травматическую выучку ребёнок и в 1 – 2 классах школы с трудом адаптируется к чужим, даже сверстникам (в большом количестве). Такой, как определяют его, «домашний ребёнок» - это ребёнок с ненарушенным ранним эмоциональным развитием.
Наиболее естественным является развитие в полной семье, с братьями-сёстрами, дедушками-бабушками, где ребёнок уже на первых порах жизни овладевает такими чувствованиями как разнообразие объектов любви, нюансировка любви, самоотверженность, сострадание, забота – переживания, где эмоциональность и нравственные представления неразделимы.
Всё это справедливо для семей психически благополучных и, кроме того, имеющих условия для воспитания малых детей в комфортных материальных условиях.
Но, кроме постоянной близости с матерью и родными, в раннем детстве имеет не меньшее, а может и большее значение, качество этой близости.
Иногда сами родители проявляют определённую психическую недостаточность, особенно в сфере эмоциональных отношений. Родители (мать) ничего не могут рассказать о своём ребёнке (о его склонностях, привязанностях, вкусах, времяпрепровождении), обычные ответы – «как все», «хороший». Считается, что даже не от отца, любовь которого к детям часто бывает категоричной и требовательной, а от матери, любовь которой безусловна и всепрощающа, можно услышать о ребёнке-наркомане равнодушное: «пусть делает, что хочет», «он сам выбрал свой путь». Эмоциональная глухота взаимна: дети зачастую не знают характера работы родителей и даже их возраста. Нередко при такой эмоциональной отчуждённости особенно выражена упрощённая, архаическая по своей сути, защита младших – родительская агрессивная защита, без попытки понять вину, без рассуждения, с яростным обвинением окружающих, будь то приятели, школа или милиция. Такая защита, в свою очередь, формирует у детей агрессивное отношение к внешнему миру.
Обращает внимание быстрое угасание привязанностей во многих семьях. Как известно, у разных видов млекопитающих длительность связи мать – дитя имеет большой разброс; наиболее длительна она у человека. В эмоционально ущербных семьях детей рано лишают любви и легко отдают на государственное содержание, оставляют на продлённый день в школе, даже если в доме есть старшие. Взрослые испытывают облегчение, когда ребёнок вне дома, не мешает. Нередко ещё в дошкольном возрасте дети из таких семей оказываются по-существу «безнадзорными», «без родительского попечения». В лучшем случае они обречены на интернаты, общежития. Охлаждение родителей обычно опережает привязанность ребёнка. Этот временной разрыв является психотравмирующим фактором для ребёнка. В позднем подростковом периоде отчуждение взаимно, и отношения родителей с детьми часто неприязненные, даже враждебные, что быстро приводит детей к уходу из дома.
Ещё один вид эмоционально-патогенной семьи – семья, где присутствует неприязнь и даже ненависть между взрослыми (жена – муж, свекровь – невестка, тёща – зять, родители – их братья и сёстры). Даже скрываемые, эти чувства без соответствующих слов и взглядов создают особую атмосферу. Дети понимают меньше, чем взрослые, но более точно улавливают тон, их способность к индукции очень высока. У маленьких детей следствием оказываются плаксивость, капризность, плохой сон, энурез, негативизм, злобность, двойственность, полярность чувствований (любовь – ненависть), копирование эмоциональных отношений, обычно материнских; в дальнейшем возможны психосоматические заболевания (часто – астма). В любом случае нормальное эмоциональное развитие ребёнка нарушается, и результаты прогнозировать трудно.
Сходные взаимоотношения, обстановку мы видим в семьях алкоголиков: напряжённость, тревогу, насилие и скандалы, горе, отсутствие необходимых ребёнку любви, заботы и разумного воспитания. Приступы чадолюбия, как и приступы раскаяния в трезвых промежутках, чаще не только не успокаивают, но пугают ребёнка своей несообразностью, неожиданностью и грубостью, характерными для эмоциональности больных алкоголизмом. Не исключён и собственно токсический фактор. В семьях деградированных пьяниц угощение спиртным малых детей, а иногда и принуждение, приняты. Сегодня к тому же распространяется манера поить детей пивом.
В вышеописанных семьях ребёнок – всегда жертва.
Другое проявление патологической эмоциональности семьи – это особый вид изоляции от внешнего мира – гиперопека. Гиперопека проистекает из крайности эмоций взрослых – их чрезмерности, утраты соотношения между чувством и разумом. Причиной гиперопеки может быть и высокий уровень тревожности родителей. Гиперопеку следует рассматривать и как проявление определённой наследственности, отягощённой эмоциональными особенностями, и как показатель эмоциональной неустойчивости самого пациента, его невыносливости к житейским эмоциональным нагрузкам.
Высказывается мнение, что причина детских расстройств не только в присутствии отрицательно действующих факторов, но и в отсутствии эмоционально положительных. К этим утверждениям следует подходить с осторожностью. Складывается впечатление, что это – субъективная оценка наблюдателя, с точки зрения которого в трудной жизни детей нет ни удовольствия, ни удовлетворения.
Но способность человека в ужасных условиях радоваться малости общеизвестна и многократно описана в художественной литературе. Как оценить частоту и силу положительных эмоций подростка, например, на концерте поп-исполнителей? При жевании жвачки, чупа-чупса? Большинство взрослых, даже не интеллектуалов, эту радость не разделит. Взрослых привлекают удовольствия другие, но даёт ли это основание сомневаться в том, что дети способны переживать удовольствия, соответствующие детским вкусам и уровню духовного развития? То, что несчастные, на наш взгляд, дети не всегда несчастны субъективно, что вернуть таких детей в здоровую жизнь иногда невозможно даже насильно, отмечает Б. И. Ширгалин (1999г.). однако, всё это, разумеется, не снимает проблемы эмоциональной искажённости этих детей в результате постоянного отрицательного действия семейной обстановки.
Эмоциональный базис семьи переоценить трудно – это основа развития эмоциональных и нравственных качеств ребёнка. Но наряду с этим, у ребёнка в семье формируются и такие качества, как воля, целеустремлённость и уровень, направленность интересов.
Здесь следует сказать о семьях, которые можно назвать беспорядочными. Беспорядочная семья, это не только семья, где царят хаос и грязь, где пьянствуют, где конфликт постоянен и взрослые бесконечно выясняют отношения. Многие вполне психически благополучные семьи, но занятые своими интересами, загруженные работой, не в состоянии обеспечить последовательность воспитания, контроль и помощь ребёнку в становлении необходимых качеств. Общим для беспорядочных (и для благополучных, и для неблагополучных) семей является разрыв традиций. Эти семьи или не передают жизненного, нравственного, понятийного опыта потомству, или способны передать только отрицательный опыт. Кроме того, стиль жизни, характерный для беспорядочных и конфликтных семей оказывается постоянным психотравмирующим фоном для растущих детей.
Особенности детского возраста – повышенная отвлекаемость, неспособность к длительному сосредоточению на занятиях, последовательности действий, активному освоению интересного (а в этом возрасте так много интересного!) – требуют участия старших. В этом заключается один из немногих плюсов пребывания ребёнка в яслях и садах, где воспитатели прививают начала упорядоченности в занятиях и интересах, если примеров этому ребёнок не видит в собственной семье.