Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:03, реферат

Описание работы

Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д

Работа содержит 1 файл

1zanatie.doc

— 421.50 Кб (Скачать)

Индивидуальное  консультирование широко используется в настоящее время и включает в себя несколько этапов, на каждом этапе реализуются собственные задачи и используются соответствующие приемы.

Задача первого этапа - создать доверительные, откровенные отношения с родителями, особенно с теми, кто отрицает возможность и необходимость сотрудничества. С этой целью применяется такая форма индивидуального консультирования, как беседа. В ходе краткой первичной беседы исключаются прямая или косвенная критика действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности. Это уместно лишь в тактичной форме после анализа совокупности сведений о ребенке, в том числе результатов его обследования. При первых же встречах любой намек на неодобрение действий родителей может спровоцировать у них сильные защитные реакции и закроет путь для откровенного обсуждения всех проблем, имеющихся у ребенка.

Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка, он включает в себя несколько целей:

- подробный анализ  общего состояния психического  развития и личностных особенностей  ребенка, а также характера,  степени и причин выявленных  трудностей, осторожно обсуждаются  перспективы развития и обучения ребенка, а внимание родителей сосредоточивается на их возможностях оказания помощи ребенку;

-  разъяснение конкретных  мер этой помощи с учетом  специфики развития ребенка, объяснение необходимости участия родителей в общей системе психолого-педагогической поддержки;

- обсуждение проблем  родителей, их отношения к трудностям, имеющимся в поведении, общении или обучении ребенка;

- планирование последующих  встреч с целью выявления динамики продвижения ребенка в условиях воздействия разноплановых факторов.

Если у ребенка в  ходе диагностического обследования обнаружено какое-либо отклонение в личностном или психическом развитии, необходимо очень осторожно и обоснованно сообщить о нем родителям. Методически оправданно каждое утверждение о несостоятельности ребенка в том или ином виде психической деятельности подкреплять конкретными фактами, ярко отражающими особенности нарушений развития. Кроме того, родителей необходимо подготовить к консультациям профильных специалистов и/или к последующей коррекционной работе с ребенком.

На третьем этапе проводится коррекцuонная работа, меняются задачи консультирования, которые предполагают формирование у родителей педагогической компетентности через расширение круга их психолого- педагогических знаний и представлений; привлечение к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком в качестве активных участников этого процесса.

Наиболее эффективными формами индивидуального воздейcтвия на этом этапе являются:

-  совместное обсуждение  с родителями хода и результатов коррекционной работы;

-  анализ причин  незначительного продвижения в  развитии отдельных сторон психической деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка;

-   индивидуальные  практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, психогимнастика, развивающие игры и задания);

-  помощь родителям  в решении их собственных проблем и в опpeдeлeнии перспектив личностного саморазвития.

Важным условием работы с родителями, дети которых посещают дошкольное учреждение и имеют задержку психического или речевого развития, является формирование у них адекватной оценки психического состояния ребенка в плане его готовности к школьному обучению. Индивидуальная работа на этом этапе носит консультативно-рекомендательный характер с ориентацией на соответствующую уровню развития ребенка форму обучения и воспитания.

 

Среди групповых форм работы хорошо зарекомендовали себя семинары-практикумы, тематические консультации, психологические тренинги, «Школа молодого родителя» и др.

Семинары-практикумы, как правило, посвящаются какой-то конкретной проблеме, актуальной для родителей. Свободная форма их про ведения предполагает, однако, ненавязчивое приглашение родителей «трудных» детей, например, на семинарское занятие «Коррекция агрессивного поведения у детей».

Тематические  консультации обычно затрагивают вопросы коррекционных технологий, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке. В ходе таких консультаций обсуждаются, например, конкретные приемы развития внимания детей, способы сравнения предметов, приемы развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Родителей знакомят с правилами активного слушания, с возможностями развития пространственных представлений детей во время прогулок, с направленностью всей семейной жизни на активизацию их познавательной деятельности.

Родительские  тренинги предназначены для наиболее «продвинутых» родителей, для тех, кто понимает, что помочь ребенку можно лишь в том случае, если меняешься сам. Эти тренинги может проводить только высококвалифицированный психолог, формы занятий различны - контакт-группы, тренинги личностного роста, группы психодрамы, арт-терапия и т.д. В психологической литературе имеется множество разработок, предназначенных для практических психологов и описывающих методику проведения разнообразных психологических тренингов.

«Школа молодого родителя» сочетает в себе все вышеназванные аспекты и в целом направлена на повышение родительской компетентности и социально-педагогической грамотности тех, чьи дети посещают дошкольное или специализированное дошкольное учреждение, школу или реабилитационный центр. При всем разнообразии форм этой работы главными остаются следующие принципы: систематичность проведения; целевое планирование мероприятий; тематическая связь с родительскими запросами; ориентация на конечную цель; учет социально- психологических установок родителей, коррекция в ходе взаимодействия; наличие конкретного исполнителя и специалиста, ответственного за эту работу.

 

Вопросы  для  самоконтроля

  1. Какие используются  диагностические методики, ориентированные на комплексное изучение семьи и внутрисемейных отношений?
  2. Основные  технологии сопровождения деятельности специалиста по работе с семьей, имеющей детей.
  3. Охарактеризуйте специфические особенности  консультирования родителей агрессивных детей.
  4. В чем особенности консультирования семей  с младенцами,  детьми раннего и дошкольного возраста?
  5. Каковы особенности проблем детей младшего  школьного возраста ?

 

Список  используемой  литературы

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Независимая фирма «Класс»,  2004.
  2. Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера. - М., 1995.
  3. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Уч. пособие. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Зверева О.А., Ганичева А.Н.. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  5. Леви В.И. Семейная психотерапия: История, теория и практика. СПб., 1993.
  6. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. – СПб.: Из-во С.-Петерб ун-та, 2004.
  7. Социальная педагогика: Курс лекции / Под общей редакцией Галагузовой М.А. - Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 200.
  8. Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений: Научно-метод.пособие в помощь работникам социальных служб. – М.: ННН семьи, 1998.
  9. Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей,  в 2- ух томах: Учебное пособие. -  М.: МГСУ,  2000.
  10. Эйдемuллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб., 2000.

 

1 Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. – СПб.: Из-во С.-Петер. Ун-та, 2004.

2 Столин В.А. Психологические основы семейной терапии. Вопросы психологии, 1987, № 6

3  Хорни К. Женская психология. М., 1993.

4 Обозов Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет. Ассоциация лекторов. Центр прикладной психологии, 1993

5 Обозов Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет. Ассоциация лекторов. Центр прикладной психологии, 1993

6 Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. М.: Интор, 1997

7 Трапезникова Т.М. Этика и психология семейных отношений. Л., 1988.

 

8 Алешина Ю.Е.. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Независимая фирма «Класс»,  2004.

9 Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. – СПб.: Из-во С.-Петер. Ун-та, 2004.

 

10 Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений: Научно-метод. пособие в помощь работникам социальных служб. – М.: ННН семьи, 1998.

11 Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Независимая фирма «Класс»,  2004.

12 Елизаров В.А. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. Учебное пособие.- М.: «Ось-89»,2003

13 Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Независимая фирма «Класс»,  2004.

14 Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. – СПб.: Из-во С.-Петерб ун-та, 2004.

 


Информация о работе Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей