Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:03, реферат

Описание работы

Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д

Работа содержит 1 файл

1zanatie.doc

— 421.50 Кб (Скачать)

 

     Этап 3- оказание воздействия продолжительностью - 5-10 мин при средней продолжительности консультативной беседы 45 мин -1ч. 10 мин. Данный этап можно условно разделить на два подэтапа: коррекция установок клиента и коррекция поведения клиента.

    А) Деятельность психолога-консультанта на подэтапе «Коррекция установок клиента» эффективна, если в сознании клиента обозначится следующая цепочка событий:

   а) чувство или  переживание клиента, длительно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей (в любви, власти, понимании, ощущении ценности прожитой жизни и т. д.);

   б) неадекватные  средства, избираемые для реализации этих целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях;

   в) негативная  реакция партнера, часто усугубляющая  проблемы клиента.

     Производится  коррекция для того, чтобы изменились  установки клиента на неэффективное  поведение, чтобы он осознал их неэффективность, чтобы начал искать более эффективное поведение применительно к своей ситуации. Цель - создать условия для того, чтобы клиент сам задумался над своей ситуацией, погрузился в нее глубже и смог сам сделать необходимые выводы

     Результатом  работы психолога-консультанта на  первом подэтапе третьего этапа  психологического консультирования будет в той или иной степени выраженное непринятие прежних способов поведения в проблемных ситуациях, установка на поиск новых, более конструктивных, отвечающих реалиям возникшей ситуации способов поведения. Переход собственно к коррекции поведения - начало второго подэтапа третьего этапа консультативной беседы.

Б)  Деятельность психолога-консультанта на подэтапе «Коррекция поведения клиента» направлена на  то, чтобы результатом работы на этом подэтапе был детально разработанный план позитивного реагирования клиента.

     Клиент  может сам найти конструктивные  альтернативы своему поведению,  наблюдая за действиями друзей, близких, анализируя произведения культуры, искусства, на что его можно направить. Психолог-консультант должен стремиться к тому, чтобы клиент нашел альтернативу своему поведению именно сам, чтобы она органично вырастала из его жизненного опыта. Но в некоторых случаях психологу-консультанту допустимо и предлагать возможные поведенческие альтернативы клиенту.

     Разработка  плана конкретного позитивного  реагирования клиента предполагает, что в психологической консультации психолог и клиент детально спланируют, где и когда, в каком месте и в какое время, в какой форме новое конструктивное поведение будет иметь место. Будут обсуждены все подводные камни, возможные препятствия на пути этого поведения. Иначе позитивное поведение может быть отложено на очень далекое время, а то и вообще не состояться.

 

     Этап 4  - завершение консультативной беседы продолжительностью - 5-10 мин при средней продолжительности консультативной беседы 45 мин - 1 ч 10 мин. На этом этапе обычно психологом-консультантом выполняются следующие действия:

1. Подведение итогов  беседы (краткое обобщение всего  происшедшего за время приема).

2. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами. Дается адрес других специалистов (например, нарколога) и время их приема. Формулируется задачи последующих встреч и их количество. Обсуждается вопрос домашних заданий

3.  Прощание консультанта  с клиентом. Клиента следует проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько теплых слов на прощание. Желательно несколько раз упомянуть клиента по имени. Нежелательно, чтобы вслед за одним клиентом сразу же входил следующий. Это может оттолкнуть тех, кому нужны доверительные отношения. Консультант должен быть готов признать возможные ограничения своей компетенции, не вступать в излишние споры.

 

   Простейшие приемы консультирования - нерефлексивное и рефлексивное слушание.

     Нерефлексивное слушание – простейший прием и состоит в умении молчать, не вмешиваясь в речь собеседника, это активный процесс, требующий внимания. В зависимости от ситуации консультант может выразить понимание, одобрение и поддержку короткими фразами или междометиями. Нерефлексивное слушание больше всего подходит к напряженным ситуациям, когда клиент бывает возбужден, его мало интересует мнение консультанта, он хочет выговориться.

   Рефлексивное слушание включающее некоторые приемы, которыми  должен владеть консультант:

- выяснение – это обращение к говорящему за уточнениями: «Пожалуйста, объясните это..», «Я не понял, что Вы имели в виду…»;

- уточнение: слушающий просит дополнений, разъяснений, чтобы более точно понять намерения и интересы партнера;

-  перефразирование, пересказ того, что сказал собеседник, своими словами; в начале беседы более полно, далее - выделяя и сохраняя то, что показалось слушающему главным. При неправильном или неточном понимании со стороны говорящего возможны коррекция и дополнения, после особенно длинной реплики собеседника уместно подвести итоги;

- дальнейшее развитие мыслей собеседника, но только в рамках высказанного собеседником смысла, в противном случае это переходит в игнорирование;

-  резюмирование – значит подытожить основные идеи чувства говорящего: «Как я понимаю, вашей основной идеей является…»,  «Мне было очень приятно услышать это», «Меня беспокоит, что мы с вами...»;

- замечания о ходе беседы, например: «Пора приступать к предмету разговора», «Я думаю, мы с вами нашли решение проблемы» и т.д.

 

    Процесс консультирования  имеет ряд стадий:

1 этап – установление  контакта и ориентирование клиента на работу.

2 этап – сбор информации  о клиенте, решение вопроса  «В чем проблема».

3 этап – осознание  желаемого результата, ответ на  вопрос «чего вы хотите  добиться?».

4 этап – выработка  альтернативных решений, которую  можно обозначить как «Что  ещё можно сделать по этому поводу?»

5 этап  интервью –  это обобщение психологом в   форме резюме результатов взаимодействия  с клиентом.

   Основным методом  психологического консультирования  является интервью (англ. – беседа, встреча). Именно интервью может  служить моделью, на которой четко прослеживается стадийность консультативного процесса. Термин «интервью» в психологии трактуется как способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободное (не регламентированное темой и формой беседы) и стандартизированное (по форме близкое к анкете с закрытыми вопросами).

   

 Стадии консультативного процесса в трактовке ученых-психологов представлены в таблице

Таблица 10            

 

Г. Хэмбли

Р. Мэй

Г.С. Абрамова

В.Ю. Меновщиков

Установление

отношений  доверия   (раппорт  и близость)

Установление контакта (раппорта)

Установление

контакта

Установление кон- такта     (первичая диагностика)

Исследование

Чтение характера

Сбор

информации

Исследование осознание задачи (вторичная диаг-ностика)

Решение  (вывод)

Исповедь

Осознание же-лаемого результата

Перебор гипотез

 

Толкование

Выработка  аль- тернативных решений

Решение и выход из контакта

 

Трансформация личности

Обобщение-

резюме, переход от обучения к действию

 


 

   Попытаемся теперь  рассмотреть каждую из стадий  консультирования более подробно.

    Стадия  установления контактов начинается еще до встречи консультанта и клиента. Все начинается тогда, когда клиент получает какую-либо информацию о консультативном центре или конкретном консультанте. Более того, можно говорить о том, что процесс консультирования предопределен интраконцепцией клиента («мифом о помощи»). Уже от того, как называется центр – «Белая магия» или «Эскулап» либо как-то иначе, во многом будут зависеть состав клиентов центра, их ориентации и другие составляющие консультативного процесса. Вопросы имиджа центра и имиджа отдельных психологов настолько сложны и объемны, что им стоит посвятить отдельную работу. Мы ограничимся лишь примерным перечислением внешних факторов, которые на консультативный процесс (скрещенные на груди руки; голова, лежащая на ладони, вызывает полное отсутствие интереса и т. п.).

     Способствует  контакту и в конечном итоге  установление «рабочего альянса»  и эмпатия. Рабочий альянс на  ранней фазе консультирования  должен включать три компонента: общая цель; единые задачи; развитие  личной связи  между клиентом и консультантом. Для оценки этих компонентов предлагается специальный опросник. Другая сторона, на которую следует обратить самое пристальное внимание на первой стадии консультирования - это первичная психодиагностика, то, что Р. Мэй называет «чтение характера». Он пишет: «Отличительной чертой консультанта является его особая чувствительность по отношению к людям, их надеждам, страхам и личностным напряжениям. Эта способность позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие, как интонация, поза, выражение лица, даже одежда и на первый взгляд случайные движения тела». Уже на первой стадии консультирования, только завязывая контакт с клиентом, консультант может получить массу ценной информации о личности клиента, его мотивации и т. п.

    Стадия сбора информации и осознания желаемого результата, условно называемая нами «исследование и осознание проблемы», делится на два относительно самостоятельных процесса, сходных с тем, что Р. Мэй называет «исповедь и толкование», а Г. Хэмбли - «выслушивание и рефлексия». Действительно, сердцевину первой фазы второй стадии составляет «исповедь» клиента - спонтанный рассказ о том, что привело его в психологическую консультацию», какие люди вызвали у него определенные чувства, которые привели к ситуации психологического тупика, требующей посторонней оценки, сочувствия, поддержки или совета...

    

   По мнению В.В.  Столина, спонтанно высказанные жалобы клиента могут быть структурированы следующим образом:

    Локус жалобы, который делится на субъектный (на кого жалуется)  и объектный (на что жалуется).

     По субъектному локусу встречаются пять основных видов жалоб (или их комбинаций):

- на ребенка (его  поведение, развитие, здоровье...);

- на семейную ситуацию  в целом (в семье «все плохо», не так»);

-на супруга (его поведение, особенности) и супружеские (нет взаимопонимания, любви и т. д.);

- на самого себя (свой  характер, способности, особенно);

- на третьих лиц,  в том числе на совместно  проживающих в семье или вне  семьи бабушек и дедушек.

    По объектному локусу можно выделить следующие виды жалоб:

-  на нарушение психического  или соматического здоровья или  поведения (энурез, страхи, навязчивости);

- на ролевое поведение  (несоответствие полу, возрасту,  статусу) мужа, жены, детей, тещи, свекрови и т. п.;

-  на поведение с  точки зрения соответствия психическим  нормам (например, нормам умственного  развития ребенка);

- на индивидуальные  психические особенности (сверх-активность, медлительность, «безволие» и т.п., для ребенка; отсутствие эмоциональности,  решительности и т. п. для супруга);

-  на психологическую  ситуацию (потеря контакта, близости, понимания);

- на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой,  временем, разлука и т. д.)

    

  Самодиагноз - это собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях. Часто самодиагноз выражает отношение клиента к расстройству или его предполагаемому носителю. Самые распространенные самодиагнозы:

    «3лая воля»  - негативные намерения лица, о  котором идет речь, выступающего  как причина нарушений или  как вариант — указание на  непонимание этим лицом каких-либо  истин, правил и нежелание понять  их.

    «Психическая  аномалия» - отнесение лица, о котором идет речь, к психическим больным.

    «Органический  дефект» - квалификация лица, о  котором идет речь, как врожденно  неполноценного.

    «Генетическая  запрограммированность» - объяснение  тех или иных поведенческих  проявлений влиянием негативной наследственности (применительно к ребенку, как то, наследственности со стороны разведенного супруга, с которым клиент в конфликтных отношениях; к супругу — со стороны родных, с которыми конфликтные взаимоотношения).

Информация о работе Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей