Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:03, реферат
Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д
Специфические особенности детского возраста, которые необходимо принимать во внимание при проведении психологического консультирования детей с родителями.
Семьи с младенцами - на первом году жизни ребенка родители чрезвычайно редко обращаются за консультацией к психологу, хотя именно в этот период специалист может уберечь родителей от последующих ошибок в воспитании, заложить основы гармоничного личностного развития ребенка. Родителю необходимо знать, что главной, жизненно важной (витальной) потребностью младенца в возрасте от рождения и до года является потребность в общении с матерью. И это общение должно быть эмоционально окрашенным и личностно значимым для обоих. Параллельно с общением идет формирование ориентировочных реакций, в первую очередь зрительно-слуховых и зрительно-актильных. Ребенок начинает овладевать движениями руки и действиями с предметами, развивается вся двигательная сфера ребенка, идет интенсивная подготовка к пониманию речи. Начинает формироваться его собственная речь, сначала в форме гудения, а затем и лепета; малыш активен, деятелен и жизнерадостен. Если же у ребенка наблюдается задержка в психофизическом развитии, то он чаще плачет, нервничает, больше спит, реже улыбается. Такой ребенок гораздо дольше, чем его физиологически зрелый сверстник, видит в матери лишь кормилицу, сиделку, а не партнера для общения.
Уже на первом году жизни у ребенка формируются черты социального поведения: маленький человечек четко воспринимает «своих» и «чужих», активно выражает радость, гнев, тянется ручонками к самым близким людям, лепечет в ответ на ласковые слова взрослого, внимательно смотрит в лицо мамы и трогает ее шевелящиеся губы, пытаясь увидеть, откуда берутся слова. Именно мама вводит малыша в мир предметов. Хорошо, когда у ребенка есть яркие и крупные игрушки, но как часто он хочет поиграть в мамины игрушки - кастрюльки, крышки, коробочки и платочки. Параллельно с психофизическим развитием ребенка идет его воспитание, малыша учат «пожалеть маму», «погладить киску», «спеть песенку бабушке». Здесь взрослым важно закрепить позитивные моменты в поведении ребенка, вовремя похвалить его, сказать, какой он хороший, как они его любят, поцеловать, приласкать, но не «затискивать» его. Нужно предоставлять малышу возможность несколько минут побыть самому, поиграть в игрушки, а при необходимости и доползти до мамы, голос которой слышен из другой комнаты. Научить родителей навыкам стимулирующего общения с собственным чадом, в том числе и с использованием подручного материала, имеющегося на кухне - одна из задач консультанта-психолога.
Семьи с ребенком раннего возраста (период от одного года до трех лет), в это время у детей развиваются общие движения, действия с предметами, появляются первые игры. Особую роль играет формирование навыков самостоятельности, развитие понимания обращенной к малышу речи и формирование его собственной речи. На третьем году жизни у ребенка начинает формироваться сюжетная игра, он учится строить распространенные фразы и придаточные предложения, задает разнообразные вопросы. Если раньше малыша интересовало «Что это?», а взрослые показывали и называли предметы и явления, которые его окружают, то в этом возрасте ребенка уже интересует, что с этим предметом можно делать. Поэтому задача родителей - направить познавательную активность малыша на знакомство со свойствами объектов и с их функциональным назначением «Что с этим можно делать?», «Как этим можно пользоваться?»). Однако кроме предметного мира ребенок познает и себя и возможности своего тела. Поэтому усилия взрослых могут быть сосредоточены на воспитании у малыша навыков самообслуживания: умения одеваться, раздеваться и складывать свои вещи, аккуратно кушать и убирать за собой тарелку, мыть руки, чистить зубы, пользоваться туалетом, убирать игрушки, следить за своей одеждой. Конечно, на первых порах взрослый постоянно находится рядом с малышом, помогает ему, показывает, выполняет отдельные операции вместе с ним. Но постепенно самостоятельность ребенка усиливается, иногда она достигает невероятных размеров и сопровождается криком «Я ш-а-а-м!» Однако эти издержки роста при нормальном отношении к ним со стороны взрослых проходят безболезненно. Нужно помочь родителям найти ту грань, за которой детская самостоятельность - уже не инициатива, а каприз. Проблема в том, что каждый родитель исходит из своего жизненного опыта и представлений о том, что можно, а чего нельзя. Помощь в решении этого вопроса подсказывает народная мудpocть. Наши бабушки легко переключали внимание закапризничавшего ребенка на новый объект, не считали зазорным разыграть малыша, отвлечь его потешкой, песенкой, сказкой. При умелом регулировании поведения ребенка грань между «можно» и «нельзя» формируется в самой ситуации, а не в ходе бесконечных и безрезультатных запретов. Негативное поведение малыша устраняeтcя в ходе переключения на другой вид активности. Родителям необходимо объяснить, что жесткое подавление негативного, с точки зрения взрослого, поведения ребенка наносит по детской инициативе непоправимый удар, не дает ребенку возможности экспериментировать (а значит и совершать открытия в сфере знакомства с миром человеческих отношений), следовательно, блокирует его самостоятельность. Ранний возраст - это и старт для развития у детей конструктивной и изобразительной деятельности, именно родитель предлагает ребенку зарисовать что-либо увиденное на прогулке, например облака, или построить какую-то конструкцию, нужную для игры, - выложить из кубиков, например, кресло для куклы.
Естественно,
что сначала инициатива
Семья с детьми дошкольного возраста строит свои взаимодействия с ориентировкой на особую чувствительность ребенка к социальным влияниям, характерным для его ближайшего окружения. Основной формой взаимодействия является паритетное, равноправное, сотрудничество и общение при стимуляции детской самостоятельности и инициативы. Содержание этого общения связано с игровыми и познавательными интересами, пробуждение, формирование и развитие которых становится для родителей одной из доминирующих задач воспитания. Социальное воспитание дает детям первоначальные представления о связях людей друг с другом, о том, что люди дружат, пишут письма, разговаривают по телефону, любят и уважают окружающих, проявляют заботу друг о друге.
В этом возрасте целесообразно познакомить детей с приемами систематического ухода за собственным телом. Малышу необходимо даже еще не понять, а присвоить значимость здорового образа жизни, ценность здоровья как основной составляющей счастливой жизни. Так же, как мы чистим зубы дважды в день, необходима и ежедневная утренняя зарядка, ежедневные прогулки и водные процедуры, соблюдение режима дня и самомассаж биологически активных точек (например, по А.А.Уманской, для профилактики простудных заболеваний). Но ребенок никогда не будет этого делать, если родители сами не выполняют элементарных приемов и не умеют поддерживать свой организм в здоровом и бодром состоянии. Именно наши дети могут «приучить» нас к систематической заботе о своей физической форме. Общеизвестно, что в нашей культуре отсутствует примат ценностей здорового образа жизни. Мы более нацелены на развитие интеллекта ребенка, на раскрытие его творческого потенциала и забываем простую истину, открытую выдающимся психологом нашего времени А.Н. Леонтьевым: «Психика формируется в движении». Древние формулировали подобную мысль в виде постулата «В здоровом теле - здоровый дух», не забывая, что здоровье ребенка - это огромный дар и его необходимо сохранить и приумножить. Если имеются какие-то проблемы со здоровьем, то его можно восстановить и укрепить, главное - не опускать руки и целенаправленно двигаться по пути, избранному для достижения этой цели.
Бурно развивается речевая деятельность: с одной стороны, у детей расширяется понимание смысла обращенной к ним речи, понимании стилистических и грамматических конструкций, с другой - обогащаются собственные фонетическая, лексическая и грамматическая функции речи, развивается внутренняя и связная речь, формируется речевое общение. Ребенка пяти-шести лет нужно научить правильному согласованию числительных с существительным (один стул, два стула; один карандаш, пять карандашей), прилагательных с существительным (желтая груша, желтый лимон; красный лист, красные листья), правильному пониманию и употреблению предлогов (на столе, под стулом, около ног, за дверью, между окнами, по полу). Деятельность детей также претерпевает существенные изменения: она становится более произвольной, целенаправленной и самостоятельной. Все эти качества наиболее полно представлены в ведущей деятельности - в игре, которая превращается из сюжетной в сюжетно-ролевую. Но и продуктивная, и трудовая деятельность также изменяются, ребенок становится полнoпpaвным партнером и взрослому, и сверстнику, который умеет сотрудничать и кооперироваться в процессе выполнения изображений или различных трудовых действий.
К концу дошкольного
возраста многие дети
В плане развития познавательной деятельности взрослый должен удовлетворять потребность ребенка в признании его достижений (не искать промахи и недостатки в рисунках и поделках, привлекать внимание к красивым сочетаниям цветовых оттенков, к гармонично размещенным изображениям). Взаимодействие взрослого с детьми должно пробуждать и стимулировать возникновение у ребенка образа Я, «Я -позиции», т. е. осознания себя среди взрослых и сверстников, в природе, пространстве и времени, способствовать формированию познавательных и творческих способностей и необходимых свойств личнocти (произвольности и самостоятельности, познавательной активности, самосознания и ответственности).
В старшем дошкольном возрасте возникает очень важная составляющая личностного развития ребенка - соподчинение мотивов, т. е. способность выбирать из множества одновременно действующих побуждений то, что наиболее важно или существенно, что будет определять его поведение и деятельность. Обязанности по дому, собственные желания, просьба мамы, чувство долга по отношению к больному дедушке, мимолетный порыв - какие свои дела и в какой последовательности выполнит ребенок, вот что означает соподчинение мотивов. Родители и культура семейных отношений во многом определяют его выбор, ему приходится учиться понимать, что важнее - его собственные, часто эгоцентрические интересы или необходимость поступить по совести, пример родителей и близких людей становится основой для детского подражания. На консультацию привели девочку шести лет с жалобами на негативное поведение, непослушание, жадность. Ребенок увидел в приемной малыша, лишенного способности самостоятельно ходить. Лицо девочки осветилось разноречивой гаммой чувств, «жадная» девочка достала свои конфеты, угостила малыша. Бабушка похвалила девочку, погладила ее по головке. Девочка сказала бабушке: «А давай еще конфет купим, дома всех угостим - маму, братика, папу». На что бабушка отреагировала следующей фразой: «Вот еще чего! Твоя мама и так толстая». Минутный порыв ребенка тут же угас.
Виды детской агрессивности проявляются у дошкольников как попытка самоутвердиться и проявляется игре, общении с родственниками (чаще с родителями, чем с пожилыми родственниками). В игре ребенок как бы «отрабатывает» нарождающиеся лидерские тенденции, становясь ситуационным лидером, у которого имеются подчиненные, слушающиеся его распоряжений. В общении с родными ребенок проявляет замашки диктатора, «тестирующего» своих родных на устойчивость нервной системы и уровень дозволенного. Путеводителем по сложной проблеме для начинающего психолога может быть книга Э.Фромма «Анатомия человеческой деструктивности». Выдающийся психолог и философ, основоположник «гуманистического психоанализа» подразделял агрессию на «злокачественную» - страсть к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушать и «доброкачественную» - «поведение, связанное с самообороной и с ответной реакцией на угрозу». Общепринятым считается, что у детей дошкольного возраста отмечается в основном доброкачественная агрессия, которая представлена псевдоагрессией и оборонительной агрессией.
- К псевдоагрессии относятся такие виды, как непреднамеренная агрессия и агрессия как самоутверждение. Непреднамеренная агрессия - это случайное нанесение вреда человеку, в детском коллективе достаточно распространена. Не проходит и недели, чтобы кто-нибудь кого-нибудь не толкнул или не ударил случайно, нечаянно. И каковы бы ни были последствия этих случаев, их наличие говорит лишь о том, что ребенок расторможен, чрезмерно возбудим. Он не чувствует «тормозов» в игре или шалости и в результате сносит все на своем пути.
- Оборонительная агрессия очень типична для детей дошкольного возраста, ее специфическая особенность в том, что она сопровождается гневом. А гнев - это реакция ребенка на нарушение значимой для него системы воспитальных ценностей (которые для каждого могут иметь свои специфические черты). Для одного значимым может быть лишь факт физического оскорбления, для другого -отнятая игрушка, для третьего - оскорбительное слово. В результате ребенок начинает бурно протестовать, но и эти реакции имеют четкую связь с типом высшей нервной деятельности. Слабый, астеничный ребенок заплачет, побежит жаловаться, сильный, стеничный по своему психотипу ребенок кинется давать сдачи. Кроме того, вследствие бедного набора имеющихся средств воздействия на «обидчика» у детей нередко появляются крайне неадекватные реакции, которые закрепились в результате неправильного воспитания в семье или ближайшем окружении: ребенок начинает кусаться, драться, щипаться и его действия могут быть направлены не только на сверстников, но и на взрослых.
- «Инструментальная агрессия» - еще один вид детской агрессивности, которая преследует определенную цель: обеспечить, достать то, что необходимо или желательно. Если с необходимым все в основном понятно, то вот с желательным возникают большие проблемы: уж очень желательное похоже на желаемое. А сфера желаний столь широка и разнообразна, что порой условиями ее ограничения является лишь недостаток фантазии у ребенка (или его родителей). Поэтому огромные сложности появляются у родителей с избалованными детьми, каждое «хочу» которых должно быть выполнено любой ценой. Конечно, такие дети агрессивно настроены, если кто-то мешает им обладать предметом их желания.
В литературе отмечаются указания на специфические различия агрессии у детей трех и пяти-шести лет. Как фиксированная форма поведения, агрессивность закрепляется тогда, когда трехлетний малыш не ощущает со стороны родителей ни нежности, ни любви и мечтает хоть каким-то способом привлечь к себе их внимание. В три года ребенок еще не может свое недовольство спрятать в себе, поскольку его поведение не регулируется социальными нормами и волевыми усилиями. В раннем возрасте он может лишь подражать близким взрослым, ведь подражание это один из главных путей познания мира. Так что причиной повышенной драчливости может быть обычное подражание взрослым. А вот в пять-шесть лет агрессивный характер поведения - это специфическая форма взаимоотношения ребенка с другими людьми, особенно со сверстниками, свидетельствующая о нарушении социальных контактов с ними.
Основные усилия специалистов в области преодоления детской агрессивности направлены на выявление причин возникновения агрессии и на поиск позитивных способов работы с гневом. Часто исследователями выделяются четыре фазы такой работы:
-представить детям практически приемлемые методы для выражения подавленного гнева;
-помочь им подойти
к реальному восприятию
-дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: пусть скажут все, что нужно сказать тому, кому следует;
-обсуждать с ними
проблему гнева: что
Кроме того, родителям (да и воспитателям дошкольных учреждений) необходимо помнить, что личная агрессивность взрослых способствует возникновению и закреплению у детей агрессивного поведения. На агрессию никогда нельзя отвечать агрессией, взрослый должен показать ребенку пример конструктивного разрешения возникшего конфликта. За агрессию нельзя строго наказывать - это закрепляет негативные формы поведения, но и потакать агрессивному поведению ребенка тоже не следует. Обучение родителей способам купирования агрессивных выходок детей - это одна из задач консультанта, помогающего родителям в разрешении проблем, связанных с воспитанием детей.