Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:03, реферат

Описание работы

Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д

Работа содержит 1 файл

1zanatie.doc

— 421.50 Кб (Скачать)

   Метод   беседы  или интервью  может быть  использован  в случае  необходимости изучения  микроокружения  семьи. Этот  фактор  также имеет значение  для стабилизации  брака и семьи в целом. Кроме того, необходимо  знать, на  какой стадии  супружества находится пара, т.к.  для каждой  стадии  характерны  типичные  проблемы, структура  отношений, уклад  и  образ  жизни  семьи. Эти  знания  психолог  может  получить  только  в  результате  свободной  беседы. 

    Целесообразно   после  каждого  комплексного  исследования  добрачного  и   брачного  периода  супружеской  пары  составлять  психограмму  супружества  по  следующим  направлениям:

    -законы  конфликтов  супружества, потенциальный  инициатор   конфликта  в  каждой  из  зон; 

   - степень  личной  совместимости;   

   - общая  мера  взаимопонимания  и  согласия  по  различным  сторонам  семейной  жизни; 

  -  общий  прогноз   отношений  в  паре;

  - рекомендации  по  формам  и  содержанию  коррекционной   работы  с  парой  в   целом  и  с  каждым  супругом  в  отдельности.

      В   основе  психограммы  супружества  лежит  сравнительный  анализ  результатов, полученных  в  процессе  всестороннего  исследования  супружеских  взаимоотношений.

 

    Организация консультативной беседы. Для эффективного психологического воздействия существенное значение имеет пространственная и временная организация беседы: 

    -  пространство беседы: прием клиента в специально оборудованном для этого кабинете, где максимально обеспечены уединенность, удобство и комфорт, где ничто не привлекает излишнего внимания клиента, не отвлекает его от беседы. Идеальный вариант посадки психолога и клиента - напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый из них мог с легкостью видеть лицо собеседника, но, при желании, мог бы также отвести глаза в сторону без особого труда. Лучше всего, если они сидят не слишком близко друг к другу и у них есть пространство для ног, достаточное для того, чтобы свободно встать или сесть на свое место. Бывает полезно, когда между ними находится что-то вроде журнального столика, куда можно что-либо положить или, при необходимости, вести запись.

- время беседы: правильный выбор времени беседы, когда и у клиента, и у консультанта есть возможность поговорить спокойно, не спеша, на свежую голову, во многом определяет то, насколько эффективным и успешным будет консультативное воздействие.

 

Организация и этапы индивидуального психологического консультирования.

      Технология ведения консультативной беседы по принципу диалога с клиентом в рамках психологического консультирования, изложены Ю.Е. Алешиной  8:

    1. Ограничение  речи консультанта в диалоге, речь психолога-консультанта должна быть краткой, немногословной и точной. Если клиент сам говорит по делу, нужно стараться по возможности ничем его не перебивать. Паузы, не превышающие 1-2 мин, вполне естественны и означают, что человек работает, активно осмысливает свою жизнь.

    2. Приближение  разговорной речи консультанта  к языку клиента, для этого рекомендуется: освобождать речь от слов и выражений, которые могут быть неправильно поняты и истолкованы клиентом;  максимально использовать те слова и обороты, которые использует клиент;  следить за тем, какую репрезентативную систему использует клиент для организации своего перцептивного опыта (аудиальную, визуальную или кинестетическую), использовать слова и выражения, соответствующие его репрезентативной системе.

   3. Анализ  эмоциональных переживаний клиента в связи с излагаемыми им событиями и поступками необходим, чтобы клиент лучше понял, что действительно с ним происходит. Для этого используются техники работы на уровне чувств:

   - предложение  клиенту нескольких возможных  альтернатив ответа относительно вариантов чувств, которые он испытывает. Обычно предлагаются 2-3 альтернативы. Цель формулирования альтернатив - не поиск правильного ответа, а стимулирование клиента, демонстрация образцов, отталкиваясь от которых, легче описать, свои чувства;

    - использование  парадоксальных вопросов с целью  постановки под сомнение того, что клиент считает абсолютно  очевидным или само собой разумеющимся. Когда ставятся под сомнение очевидное (грубить нехорошо), то клиент задумывается о том, что скрывается для него лично за подобного рода выражениями;

   - уточняющие и  углубляющие формулировки с целью  - постепенно переводить рассказ  клиента с поверхностного на более глубокие уровни переживаний. («То есть вы хотели бы, чтобы ваша свекровь поняла, какая вы хорошая, чтобы она оценила вас, наконец, по достоинству»). При работе с уточняющими и углубляющими формулировками главное - не выходить за пределы очевидного, каждый шаг должен логично следовать из предыдущего;

   - использование  интерпретаций поведения клиента  в связи с теми или иными  базовыми человеческой природе  эмоциями. Ю.Е. Алешина предлагает пользоваться двумерной моделью пространства человеческих проявлений, где одна из координат - ось любви, а другая -ось власти. Согласно распространенным на Западе взглядам большая часть человеческого поведения определяется этими базовыми эмоциями и потребностями, с ними связанными. Поэтому данная модель может служить удобным пособием для построения интерпретаций. Например, психолог спрашивает клиентку, почему она молчит, когда свекровь кричит на нее. Клиентка отвечает: «Не могу же я унижаться!» Интерпретация психолога: «Т.е. ваше молчание в отношениях со свекровью - попытка не унижаться, а так или иначе возвыситься над ней».

  - перефразирование, то, что было негативным, основанием для беспокойства и переживаний, должно стать причиной положительных эмоций, способных если не полностью снять негативные переживания, то существенно уменьшить их значимость и интенсивность.

   4. Обеспечение контакта с клиентом во время беседы осуществляется через:

- вербальный (словесный) контакт - через подбадривание, похвалу, выражение поддержки, частое упоминание имени клиента, выражение словами согласия и одобрения, ага-реакцию.

-  невербальный (несловесный) контакт - через контакт глаз, выражение лица, позу тела, тон и громкость голоса, использование паузы:

 контакт глаз - не  следует навязывать взгляд в  глаза клиенту, но тем не менее необходимо смотреть на клиента, а не в сторону;

  - выражение лица  должно являть собой доброжелательное  внимание, не выдавать растерянности  и смятения, а выражение спокойствия  и уверенности оказывает психологическое  воздействие, уже само по себе приносит терапевтический эффект;

- поза тела не должна  быть напряженной (сидит на  краешке стула, руки с напряжением сжимают ручки кресла, непривычность и неестественность позы) или закрытой (традиционно закрытость позы связывают со скрещенными руками или ногами) - поза консультанта влияет на позу клиента;

 - тон голоса - доброжелательный, громкость голоса регулировать, приглушенный голос в большей мере способствует возникновению у собеседника ощущения доверительности, интимности;

- наличие пауз подчеркивает значительность сказанного, необходимость осмыслить и понять, создает ощущение неторопливости, продуманности происходящего. С точки зрения Ю.Е. Алешиной (1993), консультанту следует выдерживать паузу практически после любого высказывания клиента, кроме тех, которые непосредственно содержат вопрос. Пауза дает возможность добавить к тому, что сказано, поправить, уточнить. С помощью паузы можно избежать ситуации, когда клиент и консультант начинают бороться друг с другом за право вставить слово, что-то сказать. Начинающим психологам-консультантам рекомендуется поэкспериментировать с тем, что значит пауза для них, наблюдая за секундной стрелкой часов, состоянием своим и клиента во время пауз.

 

     Этапы ведения консультативной беседы («этап» - отдельный момент, стадия в развитии чего-либо) описывали и разбирали Ю.Е. Алешина (1999, 1993), Г. С. Абрамова (2001), П.П. Горностай и С. В. Васьковская (1995), Р.-А.Б. Кочюнас (1999) и многие другие. В нашем описании этапов психологического консультирования мы взяли за основу модель Ю.Е. Алешиной, модифицировав и расширив ее, сделав более логичной и понятной, однако, в реальности редко возникает возможность до конца и последовательно выполнять требования какой-либо одной модели. Жизнь слишком многообразна, но ориентироваться на какую-либо модель последовательности шагов необходимо, так как это повышает степень рефлексивности отношения консультанта к консультативному процессу.

 

     Систему  приемов и методов беседы можно условно разделить на четыре этапа:

   Этап 1.  Знакомство с клиентом и начало беседы, длительность данного этапа 5-10 мин при средней продолжительности одной консультативной беседы 45 мин - 1ч 10 мин. На протяжении этого этапа психолог-консультант выполняет следующие действия:

- Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета, что будет восприниматься клиентом как демонстрация доброжелательности и заинтересованности.

- Желательно подбадривать  клиента словами типа «Проходите, пожалуйста», «Усаживайтесь поудобнее».

- После первых минут  контакта с клиентом рекомендуется  предоставить ему паузу 45-60 сек,  чтобы он мог собраться с  мыслями и оглядеться.

-  После паузы желательно  начать собственно знакомство. Можно  сказать клиенту: «Давайте познакомимся. Как мне вас называть? » После этого необходимо представиться клиенту. Представляться лучше всего так, как представился клиент. Можно обсудить, удобно ли будет клиенту, если его будут называть таким образом. Важно иметь заранее заготовленную фразу, которая позволяла бы осуществлять этот переход, чтобы не растеряться неожиданно под впечатлениями первого знакомства с клиентом, не попасть в ситуацию, когда не знаешь с чего начать. Пример такой стандартной фразы: «Что вас привело ко мне?» С произнесения этой фразы начинается следующий этап психологического консультирования.

 

    Этап 2 -  расспрос клиента  длительностью 25-35 мин. при средней продолжительности консультативной беседы 45 мин - 1ч. 10 мин. Данный этап можно условно разбить на два подэтапа: формирование консультативных гипотез, проверка консультативных гипотез.

       А)  Деятельность психолога-консультанта  на подэтапе «Формирование консультативных  гипотез»

  1. Эмпатическое слушание -  чуткое восприятие внутреннего мира другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами. Способность к эмпатии формируется по мере развития опытности консультанта.
  2. Принятие концепции клиента на этапе расспроса,  не вступать в споры с клиентом, не перебивать
  3. Структуирование беседы, объяснение клиенту – зачем задаются вопросы, краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного.
  4. Осмысление того, что говорит клиент, гипотеза – основание, предположение. Однако психологу-консультанту необходимо выявить суть этих затруднений, сформулировав их как психологическую проблему (перевод запроса клиента на психологический язык на основе изучения всей информации о клиенте и его ситуации).

   На первом подэтапе  второго этапа психолог-консультант  старается занимать по преимуществу  пассивную позицию, побуждая клиента к активному и довольно спонтанному (самопроизвольному, без участия воли психолога и клиента) рассказу. Одновременно он старается осмысливать ситуацию и формулировать консультативные гипотезы. Когда у него формируется несколько подобных гипотез, возникает естественное желание занять более активную позицию - задавать конкретные вопросы, направленные на проверку консультативных гипотез, или предпринять какие-либо другие действия для их проверки. Этому, как правило, соответствует и желание клиента услышать что-либо от консультанта; он уже высказал все, что мог и хотел. Переход психолога-консультанта из пассивного состояния в активное, связанное с проверкой возникших у него консультативных гипотез второго подэтапа второго этапа консультативной беседы.

     Б) Деятельность  психолога-консультанта на подэтапе  «Проверка консультативных гипотез»  можно избрать два алгоритма:

- начать задавать клиенту  вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей;

- изложить клиенту  свою гипотезу (интерпретацию) и спросить его, что он по этому поводу думает. Редко бывает так, чтобы клиент сразу же принял гипотезу и согласился с ней. Обычно завязывается диалог, в результате которого гипотеза корректируется, обрастает множеством значимых и характерных для данной ситуации фактов и переживаний, т.е. она максимально индивидуализируется.   Но и в том и в другом случае для того, чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, необходимо обсудить две-три конкретные ситуации, которые должны быть:

а)  тесно связаны  с содержанием основных жалоб  клиента;

б)  типичны для жизни  клиента;

в) желательно развернуты, описывать негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений.

      Работа  с конкретными ситуациями важна  потому, что чем более подробно говорит человек, тем меньше в его рассказе отпечатков субъективности, односторонности, тем больше возможностей для консультанта понять те аспекты реальности, которые не замечаются рассказчиком.

     На всем  протяжении второго этапа консультативной беседы необходимо стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других людей. Чувства глубже отражают действительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежащих в основе проблем. После того как психолог-консультант проверит свои гипотезы и, возможно, найдет причину, лежащую в основе проблемы клиента, логично перейти к оказанию воздействия. Переход к оказанию воздействия - начало следующего, третьего этапа консультативной беседы.

Информация о работе Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей