Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:03, реферат
Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д
Функциональное значение. Каков социальный смысл этой проблемы? Как ее существование влияет на теперешнее отношение в семье (упорядочивая или расстраивая их)? Какой смысл обретает эта проблема в нынешней ситуации? Почему ее существование беспокоит семью? В чем может заключаться ее потенциальная польза?
Консультирование разводящихся и постсупружеское консультирование происходит по обращению как самих раводящихся, так и их близких родственников. Встречается несколько вариантов обращений, связанных с разводом. Первый вариант - один из супругов хочет развода, второй желает его удержать, отговорить, прибегает к помощи консультанта как к последней (одной из последних) возможности сохранить брак. Вряд ли консультанту дано такой брак сохранить. Пожалуй, единственное, что он может сделать, это помочь человеку прожить и принять неотвратимость развода. Вариант второй гораздо более благоприятен - оба супруга сомневаются в необходимости развода. Хотя семейная жизнь зашла в тупик, они стремятся из него выбраться. И в этом психолог-консультант реально может им помочь.
Следующей достаточно распространенной проблемой является переживание расставания с партнером. В консультацию обращаются за помощью люди, которые уже не надеются вернуть свою любовь и их волнует проблема – как жить дальше, как «разлюбить его/ее», как приспособиться к жизни без всякой надежды на взаимность. Часто запрос этих людей так и формулируется: «Как мне жить дальше без него/нее, мне кажется, что моя жизнь кончена». Последствия потери партнера бывают весьма серьезными клиенты жалуются на отсутствие сна, постоянное плохое настроение, обострение различных хронических недугов и т.д. Часто их преследуют и мысли о самоубийстве.
Большую помощь в консультировании в подобных случаях может, по мнению Ю.Е. Алешиной, оказать:
1) реорганизация жизни
клиента, переориентация ее на
то, что может отвлечь от
2) изменение отношений с партнером: развод можно отнести к категории потери (горя) и с этой позиции работа с потерявшими партнера сходна с процессами по переживанию утраты. Просто рекомендация – отвлечься, ничем не поможет.
Необходима проработка чувств обиды, утраты, вины и т.п., испытываемых клиенткой или клиентом. Только после этого клиент становится восприимчив к интеллектуальному овладению ситуацией, к возможным инсайтам и переменам в собственном поведении. Только тогда можно переходить к планированию иных сторон жизни, поиску резервов. Тогда становится возможным подробное обсуждение и выбор того, что может быть интересным именно для этого человека. Например, немалое значение при этом играет круг общения. Может быть стоит вспомнить друзей и знакомых, где и как обычно клиент встречался с ними, что они делали или делают вместе, что особенно приятно было делать раньше. Бывает полезно в ходе приема наметить, с кем и как стоит встретиться в ближайшее время, что можно интересного и приятного сделать, кому позвонить и куда зайти, где можно искать новые знакомства и близкие связи.
Ощущение брошенности любимым часто приводит к тому, что человеку начинает казаться, что он вообще никому не нужен, неинтересен, скучен и т.д. Несмотря на подобные переживания, обычно в разговоре выясняется, что у клиента есть и одинокие друзья, и подруги, которые были бы рады встрече и чья судьба напоминает нынешнюю ситуацию пострадавшего. Кроме дружеских связей, существуют и различные клубные, общественные, развлекательные организации, которые тем или иным образом могут заинтересовать человека и стать источником новых друзей и знакомств. Немалую роль играет коррекция завышенных или заниженных притязаний клиента, так как в первом случае он никак не может подобрать подходящего партнера, а во втором даже не пытается это делать. Необходимо специально обсудить с клиентом, что вообще ему нравится и интересно в жизни, а затем попытаться подобрать подходящую форму активности. Большую роль в процессе «возвращения к жизни» может сыграть наличие у клиента детей, любимой работы или хобби, увлечения 13 .
Ситуацию развода можно рассматривать как ситуацию потери (горя) и надо помнить, что работа с горем требует времени. В дальнейшем, когда работа горя завершается, возможно консультирование по поводу поиска нового спутника жизни, построения отношений с ним, отношений между новым супругом и ребенком от первого брака и т.п.
Психология семейных отношений развивается в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, а также проблемами семейного воспитания. Вопросы, рассматриваемые семейной психологией, разнообразны: это проблемы супружеских, родительско-детских отношений, взаимоотношений со старшими поколениями в семье, направления развития, диагностика, семейное консультирование, коррекция отношений.
Семья является объектом исследования многих наук – социологии, экономики, права, этнографии, психологии, демографии, педагогики и др. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. Интеграция этих направлений изучения семьи позволяет получить целостное представление о семье как о социальном явлении, сочетающем в себе черты социального института и малой группы.
Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений – статусно–ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.
Многие
современные женщины не
воспринимают материнство как
исключительно брачный
Новым
направлением в развитии
психологии семейных отношений
является разработка ее методологических
основ, опора на которые
позволяет избежать фрагментарности,
случайности, интуитивности.
Вопросы для самоконтроля
Список используемой литературы
8.5. Консультирование по поводу детско-родительских взаимоотношении
Семья для ребенка - первый
и важнейший социально-
Зачастую родителю
проще обратиться к
первое - проблемы, связанные с воспитанием детей;
второе - проблемы, обусловленные трудностями в развитии и обучении детей;
третье - интерес родителей к имеющимся у детей способностям; к особенностям подросткового возраста. Большая группа проблем обусловлена необходимостью принятия семьей решения о дальнейших перспективах развития ребенка, о его профессиональном самоопределении;
четвертое - личностные проблемы детей и подростков, межличностное взаимодействие в семье и ближайшем окружении.
Все эти направления
родительских запросов тесно связаны
с половозрастными особенностям
Оценка исполнения родительских функций. Нормально функционирующей считается такая семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность росте и изменениях как для семьи в целом, так и для каждого ее члена. В современной литературе существует несколько подходов к выделению семейных функций. К основным функциям семьи относят следующие:
- Воспитательная функция- удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях.
-Хозяйственная (экономическая,
- Эмоционально-терапевтическая
- Социализирующая функция - привитие социальных навыков и приемов, наблюдение за выполнением социальных норм.
- Функция духовного
общения и передачи ценностей
- обеспечение духовного
Невыполнение тех или иных функций свидетельствует о дисфункциональности в семье 14.
Выявленные
дисфункциональности можно
1.Дефициты (недостатки): материальных
средств (физических
2.Деформации (искажения) межличностных взаимодействий в семье, взаимодействия с семьи с социальным окружением.
3.Расхождения: между
социальными претензиями семьи
и ее социальной ролью, между
ожиданиями семьи и других
людей или социальных групп,
неопределенность или
Дефициты могут быть связаны с физическими недостатками (недостаток материальных средств) либо с задержкой интеллектуального или личностного развития (личностный или; личностно-социальный недостаток) членов семьи, которые определяют ее поведение. Однако гораздо чаще причиной социальных проблем семьи является недостаток знаний и опыта.
К деформациям внутрисемейных взаимодействий дисфункциональных семей относится нарушение ее иерархической структуры и выполнение членами семьи несвойственных им ролей. Деформации взаимодействия с социальным окружением характерны для семей с порушенной или утраченной социальной активностью.
Расхождения обеспечивают конфликтную ситуацию, скрытые и открытые конфликты в семьях (в случае неопределенности или противоречивости семейных социальных ролей) или между семьями и социальным окружением в случае неадекватности социальных претензий или несоответствия ожиданий. Поэтому при наличии конфликтов или их угрозе следует искать и квалифицировать расхождения, и наоборот, если имеются расхождения, то социальная реабилитация семей будет связана с устранением или разрешением конфликтной ситуации либо самого конфликта, когда он получил развитие.