Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:03, реферат

Описание работы

Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д

Работа содержит 1 файл

1zanatie.doc

— 421.50 Кб (Скачать)

     Функциональное значение. Каков социальный смысл этой проблемы? Как ее существование влияет на теперешнее отношение в семье (упорядочивая или расстраивая их)? Какой смысл обретает эта проблема в нынешней ситуации? Почему ее существование беспокоит семью? В чем может заключаться ее потенциальная польза?

 

Консультирование  разводящихся и постсупружеское  консультирование происходит по обращению как самих раводящихся, так и их близких родственников. Встречается несколько вариантов обращений, связанных с разводом. Первый вариант - один из супругов хочет развода, второй желает его удержать, отговорить, прибегает к помощи консультанта как к последней (одной из последних) возможности сохранить брак. Вряд ли консультанту дано такой брак сохранить. Пожалуй, единственное, что он может сделать, это помочь человеку прожить и принять неотвратимость развода. Вариант второй гораздо более благоприятен - оба супруга сомневаются в необходимости развода. Хотя семейная жизнь зашла в тупик, они стремятся из него выбраться. И в этом психолог-консультант реально может им помочь.

Следующей достаточно распространенной проблемой является переживание расставания с партнером. В консультацию обращаются за помощью люди, которые уже не надеются вернуть свою любовь и их волнует проблема – как жить дальше, как «разлюбить его/ее», как приспособиться к жизни без всякой надежды на взаимность. Часто запрос этих людей так и формулируется: «Как мне жить дальше без него/нее, мне кажется, что моя жизнь кончена». Последствия потери партнера бывают весьма серьезными клиенты жалуются на отсутствие сна, постоянное плохое настроение, обострение различных хронических недугов и т.д. Часто их преследуют и мысли о самоубийстве.

Большую помощь в консультировании в подобных случаях может, по мнению Ю.Е. Алешиной, оказать:

1) реорганизация жизни  клиента, переориентация ее на  то, что может отвлечь от переживаний  и переключить на что-то новое;

2) изменение отношений  с партнером:  развод можно отнести к категории потери (горя) и с этой позиции работа с потерявшими партнера сходна с  процессами по переживанию утраты. Просто рекомендация – отвлечься, ничем не поможет.

Необходима проработка чувств обиды, утраты, вины и т.п., испытываемых клиенткой или клиентом. Только после этого клиент становится восприимчив к интеллектуальному овладению ситуацией, к возможным инсайтам и переменам в собственном поведении. Только тогда можно переходить к планированию иных сторон жизни, поиску резервов. Тогда становится возможным подробное обсуждение и выбор того, что может быть интересным именно для этого человека. Например, немалое значение при этом играет круг общения. Может быть стоит вспомнить друзей и знакомых, где и как обычно клиент встречался с ними, что они делали или делают вместе, что особенно приятно было делать раньше. Бывает полезно в ходе приема наметить, с кем и как стоит встретиться в ближайшее время, что можно интересного и приятного сделать, кому позвонить и куда зайти, где можно искать новые знакомства и  близкие связи.

Ощущение брошенности  любимым часто приводит к тому, что человеку начинает казаться, что  он вообще никому не нужен, неинтересен, скучен и т.д. Несмотря на подобные переживания, обычно в разговоре выясняется, что у клиента есть и одинокие друзья, и подруги, которые были бы рады встрече и чья судьба напоминает нынешнюю ситуацию пострадавшего. Кроме дружеских связей, существуют и различные клубные, общественные, развлекательные организации, которые тем или иным образом могут заинтересовать человека и стать источником новых друзей и знакомств. Немалую роль играет коррекция завышенных или заниженных притязаний клиента, так как в первом случае он никак не может подобрать подходящего партнера, а во втором даже не пытается это делать. Необходимо специально обсудить с клиентом, что вообще ему нравится и интересно в жизни, а затем попытаться подобрать подходящую форму активности. Большую роль в процессе «возвращения к жизни» может сыграть наличие у клиента детей, любимой работы или хобби, увлечения 13 .

Ситуацию развода можно  рассматривать как ситуацию потери (горя) и надо помнить, что работа с горем требует времени. В дальнейшем, когда работа горя завершается, возможно консультирование по поводу поиска нового спутника жизни, построения отношений с ним, отношений между новым супругом и ребенком от первого брака и т.п.

     

    Психология  семейных  отношений  развивается в связи с задачами  профилактики  нервных и психических заболеваний, а также  проблемами  семейного  воспитания. Вопросы, рассматриваемые  семейной  психологией, разнообразны: это  проблемы  супружеских, родительско-детских  отношений, взаимоотношений  со  старшими  поколениями  в  семье, направления  развития,  диагностика, семейное  консультирование, коррекция  отношений. 

    Семья  является  объектом  исследования  многих  наук – социологии, экономики,  права, этнографии, психологии, демографии, педагогики  и  др. Каждая  из  них  в  соответствии  со  своим  предметом  изучает  специфические  стороны  функционирования  и  развития  семьи. Интеграция  этих  направлений  изучения  семьи  позволяет  получить  целостное  представление  о  семье  как  о  социальном  явлении, сочетающем  в  себе  черты  социального  института  и малой группы. 

     Психология  семейных  отношений  концентрирует   внимание  на  исследовании  закономерностей   межличностных  отношений   в  семье, внутрисемейных  отношений   с  позиций  влияния  на  развитие  личности. Знания  закономерностей   позволяют  проводить  практическую  работу  с  семьями, диагностировать  и  помогать  перестраивать  семейные  взаимоотношения. Основные  параметры  межличностных  отношений – статусно–ролевые  различия, психологическая  дистанция, валентность  отношений, динамика, устойчивость.  

      Многие  современные  женщины  не  воспринимают  материнство  как   исключительно  брачный  атрибут.  Одна  треть  семей  считает   рождение  ребенка  помехой   супружеству,  причем  женщины   в  большей  степени, чем   мужчины  (соответственно – 36 и 29 % ). Появилась  социокультурная  нормативная  система – прокреативная  этика:  в  брак  вступать  предпочтительно, но  необязательно;  иметь  детей  желательно, но  отсутствие  их  не  аномалия;  сексуальная  жизнь  вне  брака - не  смертный  грех.  

       Новым   направлением  в  развитии  психологии  семейных  отношений   является  разработка  ее  методологических  основ, опора  на  которые   позволяет  избежать  фрагментарности,  случайности, интуитивности. Согласно  основному  методологическому  принципу  системности,  семейные  отношения  представляют  собой  структурированную  целостность, элементы  которой  взаимосвязаны,  взаимообусловлены. Это  супружеские, родительско-детские, детско-родительские, детско-детские,  прародительско-родительские, прародительско–детские отношения.  Важный  методологический  принцип – синергетический – позволяет  рассматривать  динамику  семейных  отношений  с  позиций  нелинейности, неравновесности, с  учетом  кризисных  периодов. В  настоящее  время  активно  разрабатывается  семейная  психотерапия, опирающаяся  на  системный, научный  подход, интегрирующая  накопленный  опыт, выявляющая  общие  закономерности  терапии  семей  с  нарушениями   взаимоотношений.   

 

Вопросы  для  самоконтроля

  1. Каковы тенденции  развития современных  исследовании  семейно – брачных  отношений?
  2. В чем специфика  подготовки современной молодежи к семейной жизни?
  3. Какие используются основные методы консультирования одиноких людей?
  4. Дайте характеристику границам семейных субсистем: ригидной, диффузной и четкой.
  5. Чем объясняется тенденция  развития  альтернативных  форм  брачно–семейных  отношений?
  6. В чем проявляются структурные модели  системы поддержания структуры семьи?
  7. Каковы особенности субсистем супружеской пары, родителей, детей (сиблингов)? 
  8. Как выявлить ключевые проблемы семьи?
  9. Каковы основные цели психологической помощи семье ?

 

Список  используемой  литературы

  1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.
  2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Независимая фирма «Класс»,  2004.
  3. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. Учебное пособие.- М.: «Ось-89»,2003.
  4. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. – СПб.: Из-во С.-Петер. Ун-та, 2004.
  5. Психология семьи. Хрестоматия. Изд. Дом «Бахрах-М», Самара, 2002.
  6. Социальная педагогика: Курс лекции / Под общей редакцией Галагузовой М.А. - Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 200.
  7. Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений: Научно-метод.пособие в помощь работникам социальных служб. – М.: ННН семьи, 1998.
  8. Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей,  в 2- ух томах: Учебное пособие. -  М.: МГСУ,  2000.
  9. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. –  М.: 2000г.

 

8.5. Консультирование  по поводу детско-родительских  взаимоотношении

 

Семья для ребенка - первый и важнейший социально-педагогический институт. В семье определяется социальная ситуация развития и формируется «зона ближайшего развития» ребенка. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Л.С. Выготский доказал, что формирование высшей психической деятельности ребенка происходит в ходе его культурно-исторического развития, основы которого первоначально закладываются в родительской семье.

  Зачастую родителю  проще обратиться к консультанту-профессионалу,  ссылаясь на трудности с воспитанием  детей, нежели попросить помощи в решении своих непростых «взрослых» проблем. Любому практикующему психологу известно, что обращения родителей по поводу проблем, связанных с воспитанием детей, имеют свои пики и лакуны. Родители ребенка раннего возраста консультируются редко, всплеск обращений в дошкольном возрасте ребенка приходится на возраст три года и пять- шесть лет. Пик родительских потребностей в квалифицированной помощи специалиста связан с обучением в начальной школе, далее следует спад, и снова наблюдается увеличение количества консультаций по поводу проблем с воспитанием подростков. Запросы родителей, нуждающихся в консультациях специалиста, имеют несколько основных направлений:

   первое - проблемы, связанные с воспитанием детей;

   второе - проблемы, обусловленные трудностями в развитии и обучении детей;

   третье - интерес  родителей к имеющимся у детей  способностям; к особенностям подросткового возраста. Большая группа проблем обусловлена необходимостью принятия семьей решения о дальнейших перспективах развития ребенка, о его профессиональном самоопределении;

    четвертое  - личностные проблемы детей и  подростков, межличностное взаимодействие  в семье и ближайшем окружении.

Все эти направления  родительских запросов тесно связаны  с половозрастными особенностями детей и имеют свою специфику, которая определяется полом и возрастом ребенка.

 

Оценка  исполнения родительских функций. Нормально функционирующей считается такая семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность росте и изменениях как для семьи в целом, так и для каждого ее члена. В современной литературе существует несколько подходов к выделению семейных функций. К основным функциям семьи относят следующие:

- Воспитательная функция- удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях.

-Хозяйственная (экономическая,  «поддерживающая») функция - удовлетворение  материальных потребностей семьи,  обеспечение восстановления сил,  затраченных в процессе жизнедеятельности,

- Эмоционально-терапевтическая функция  - удовлетворение потребностей в  симпатии, уважении, признательности,  эмоциональной поддержке и психологической  защите.

- Социализирующая функция  - привитие социальных навыков  и приемов, наблюдение за выполнением социальных норм.

- Функция духовного  общения и передачи ценностей  - обеспечение духовного развития, передачи ценностей от поколения  к поколению.

Невыполнение тех или  иных функций свидетельствует о  дисфункциональности в семье 14.

     Выявленные  дисфункциональности можно классифицировать  следующим образом:   

1.Дефициты (недостатки): материальных  средств (физических возможностей), личностный или личностно-социальный, знаний и опыта.

2.Деформации (искажения)  межличностных взаимодействий в семье, взаимодействия с семьи с социальным окружением.

3.Расхождения: между  социальными претензиями семьи  и ее социальной ролью, между  ожиданиями семьи и других  людей или социальных групп,  неопределенность или противоречивость  социальных ролей в семье.

     Дефициты могут быть связаны с физическими недостатками (недостаток материальных средств) либо с задержкой интеллектуального или личностного развития (личностный или; личностно-социальный недостаток) членов семьи, которые определяют ее поведение. Однако гораздо чаще причиной социальных проблем семьи является недостаток знаний и опыта.

     К деформациям внутрисемейных взаимодействий дисфункциональных семей относится нарушение ее иерархической структуры и выполнение членами семьи несвойственных им ролей. Деформации взаимодействия с социальным окружением характерны для семей с порушенной или утраченной социальной активностью.

     Расхождения обеспечивают конфликтную ситуацию, скрытые и открытые конфликты в семьях (в случае неопределенности или противоречивости семейных социальных ролей) или между семьями и социальным окружением в случае неадекватности социальных претензий или несоответствия ожиданий. Поэтому при наличии конфликтов или их угрозе следует искать и квалифицировать расхождения, и наоборот, если имеются расхождения, то социальная реабилитация семей будет связана с устранением или разрешением конфликтной ситуации либо самого конфликта, когда он получил развитие.

Информация о работе Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей