Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:03, реферат
Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д
«Индивидуальное своеобразие» — понимание тех или иных поведенческих особенностей.
«Собственные
неверные действия» — оценка
собственного настоящего или
прошлого поведения (в том
«Собственная
личностная недостаточность»-
«Влияние третьих лиц» — родителей, супруга, бабушек, дедушек, учителей.
«Неблагополучная ситуация» - развод, школьный конфликт, испуг - для ребенка; перегрузка, болезнь и пр. - для себя или супруга.
«Направление»
(«Меня к вам направили...» и
далее называется официальный
орган, директор школы или
Проблема - это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить. Называются следующие наиболее распространенные проблемы:
- Неуверен, хочу быть уверенным (в решении, оценке и т. д.).
- Не умею, хочу научиться (влиять, внушать, гасить конфликты, заставлять, терпеть и т. п.).
- Не понимаю, хочу понять (ребенка, его поведение; супруга, его родителей и т. д,).
- Не знаю, что делать, хочу знать (прощать, наказывать, лечить, уйти и т. п.).
- Не имею, хочу иметь (волю, мужество, терпение, способности и т. п.).
- Знаю, как надо, но
не могу сделать, нужны
Необходимо различать проблему клиента и объектный локус жалобы, формулируемый в виде проблемы лица, о котором идет речь. (Если речь идет о том, что муж, жена или ребенок не понимает, не умеет и т. п., это не означает, что клиент хочет что-то понять, узнать и т. п.)
Запрос - это конкретизация формы ожидаемой клиентом помощи от консультации, обычно проблема и запрос по смыслу связаны. Например, если клиент формулирует проблему: «Не умею, хочу научиться», то запрос скорее всего будет — «научите». Однако запрос может быть и уже проблемы,
можно выделить следующие виды запросов:
- Просьба об эмоциональной
и моральной поддержке («Я
- Просьба о содействии в анализе («Я не уверен, что правильно понимаю эту ситуацию, не поможете ли мне разобраться?*).
- Просьба об информации («Что известно об этом?»).
- Просьба об обучении
навыкам («У меня это не
- Просьба о помощи
в выработке позиции («Что
- Просьба в оказании
влияния на члена семьи или
в его изменении в интересах
лица, о котором идет речь («Помогите
ему избавиться от этих
-Просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента («Сделайте его более послушным», «Помогите мне переломить его злую волю», «3аставьте его больше любить и уважать меня»).
Расхождение
наблюдается при анализе
Вопросы для самоконтроля
Список используемой литература
8.4. Семейно-брачное консультирование
Семья как
социальный институт имеет
Сравнительная диагностика по отношению к понятию «здоровой семьи» - это семья, не подверженная деструктивному, психологическому и социальному влиянию и способная воспроизводить здоровое поколение 9.
Признаки здоровой семьи;
- наличие обоих родителей, состоящих в зарегистрированном браке, детей, воспитывающихся на основе преемственности поколений;
- духовно-нравственное благополучие;
- медицинское благополучие
- отсутствие хронических (неразрешимых) семейных конфликтов;
- удовлетворенность браком, отношениями в нем, в том числе и сексуальными;
- единый подход со стороны родителей, бабушек и дедушек;
- здоровый семейный образ жизни.
Признаки стабильной семьи:
- положительная эмоциональная
направленность межличностных
- сплоченность семейного социума, единство целей и задач;
- четкая иерархия по полу, возрасту, социальному статусу;
- постоянные внутрисемейные взаимодействия «лицом к лицу».
Отсутствие взаимопонимания в семье, нестабильность приводит к уходу детей их семей, формированию зависимого поведения (уходу в алкоголизм, наркозависимость, нарушение пищевого поведения, гэмблинг, деструктивные секты, появление сексуальной зависимости и т. д.).
Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период. Характер предбрачного ухаживания позволяет выявить истоки зарождения тех трудностей, которые прямо или косвенно могут проявиться на каком – либо из этапов жизненного цикла. Тесты, используемые психологом в практической деятельности, можно разделить на две группы:
первая –
позволяет исследовать
вторая – направлена на оптимальный подбор пар для знакомства и потенцианального супружества, помогает прогнозировать супружеские отношения в перспективе.
Первая группа тестов включает:
- методику
оценки старшеклассником себя
как будущего семьянина, что
позволяет определить
- тест на
превентивную удовлетворенность
браком показывает, насколько
юноши и девушки в
перспективе будут
- методику «Функционально – ролевая согласованность», которая помогает определить структуру распределения ролей в семье. Для анализа функционально – ролевой согласованности используются три структуры ролей: нормативная ( как должно быть); желаемая (как хотелось бы); квазиреальная как скорее всего сложится).
Вторую группу составляют:
- анкета – интервью «Вы вступаете в брак» (В.А. Сысенко) – позволяет выявить мнение вступающих в брак о различных проблемах, с которыми сталкиваются невесты. Анкета-интервью – хороший инструментарий для работы психолога ЗАГСа, центров молодежи и т. д.;
- тест–карта оценки готовности к семейной жизни помогает определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции: создание положительного семейного фона, поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, воспитание детей, интимная жизнь супругов, налаживание здорового семейно–бытового режима и. т.д. Кроме этого с помощью данной методики можно наметить перспективы благополучия семейных отношений.
Особенности проведения консультирования по вопросам супружеских взаимоотношений отличаются конкретностью семейной ситуации и остаются сугубо конфиденциальной. В зависимости от ситуации и обстоятельств консультант может начать беседу с любого вопроса, который кажется ему наиболее уместным в данное время и в данной ситуации. Обязательные для соблюдения правила проведения беседы с клиентом:
- личная точка зрения консультанта, как и его личные чувства, должна проявляться как можно меньше и ни в коем случае не доминировать;
- личные убеждения не могут навязываться, они открыто не проявляются;
- властный, навязчивый,
авторитарный тон крайне
- тот или иной вариант ответа на вопрос воспринимается бесстрастно;
- ответы клиента
не вызываются и не
- консультанта интересует именно личное мнение клиента.
Консультант
должен хорошо владеть методико
Блоки
психодиагностических вопросов
методики обеспечивают
Возможны несколько
вариантов получения ответов
на психодиагностические
Другой вариант
заключается в том, что