Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:03, реферат

Описание работы

Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д

Работа содержит 1 файл

1zanatie.doc

— 421.50 Кб (Скачать)

   «Индивидуальное  своеобразие» — понимание тех или иных поведенческих особенностей.

   «Собственные  неверные действия» — оценка  собственного настоящего или  прошлого поведения (в том числе  как воспитателя, супруга).

   «Собственная  личностная недостаточность»-тревожность,  неуверенность, пассивность и т.п. и, как следствие - неправильное поведение.

   «Влияние третьих  лиц» — родителей, супруга,  бабушек, дедушек, учителей.

    «Неблагополучная  ситуация» - развод, школьный конфликт, испуг - для ребенка; перегрузка, болезнь и пр. - для себя или  супруга.

   «Направление»  («Меня к вам направили...» и  далее называется официальный  орган, директор школы или иной  руководитель).

   

   Проблема - это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить. Называются следующие наиболее распространенные проблемы:

- Неуверен, хочу быть  уверенным (в решении, оценке  и т. д.).

- Не умею, хочу научиться  (влиять, внушать, гасить конфликты,  заставлять, терпеть и т. п.).

- Не понимаю, хочу  понять (ребенка, его поведение;  супруга, его родителей и т.  д,).

- Не знаю, что делать, хочу знать (прощать, наказывать, лечить, уйти и т. п.).

- Не имею, хочу иметь  (волю, мужество, терпение, способности  и т. п.).

- Знаю, как надо, но  не могу сделать, нужны дополнительные  стимулы.

     Необходимо  различать проблему клиента и  объектный локус жалобы, формулируемый в виде проблемы лица, о котором идет речь. (Если речь идет о том, что муж, жена или ребенок не понимает, не умеет и т. п., это не означает, что клиент хочет что-то понять, узнать и т. п.)

  

  Запрос - это конкретизация формы ожидаемой клиентом помощи от консультации, обычно проблема и запрос по смыслу связаны. Например, если клиент формулирует проблему: «Не умею, хочу научиться», то запрос скорее всего будет — «научите». Однако запрос может быть и уже проблемы,

можно выделить следующие виды запросов:

- Просьба об эмоциональной  и моральной поддержке («Я прав, не правда ли?», «Я - хороший  человек, не правда ли?», «Мое  решение правильно, не правда  ли?»).

- Просьба о содействии  в анализе («Я не уверен, что  правильно понимаю эту ситуацию, не поможете ли мне разобраться?*).

- Просьба об информации («Что известно об этом?»).

- Просьба об обучении  навыкам («У меня это не получается, научите»).

- Просьба о помощи  в выработке позиции («Что делать, если он мне изменяет?», «Можно  ли наказывать за это моего ребенка?).

- Просьба в оказании  влияния на члена семьи или  в его изменении в интересах  лица, о котором идет речь («Помогите  ему избавиться от этих страхов», «Помогите ему научиться общаться  с ребятами»).

-Просьба об оказании  влияния на члена семьи в интересах клиента («Сделайте его более послушным», «Помогите мне переломить его злую волю», «3аставьте его больше любить и уважать меня»).

      Расхождение  наблюдается при анализе запроса.  Например, явное содержание запроса  - просьба о помощи: «Что делать, если он мне изменяет?», а скрытое - просьба об оказании влияния в собственных интересах: «Помогите мне его удержать». Следует отметить, что скрытое содержание - это не бессознательное вытеснение содержания, это лишь недоговоренное содержание. Тактически правильно уже при первой встрече делать попытки перевести скрытое содержание в явное (соответственно формулируя вопросы). Как правило, реакция клиентов в таком случае положительная.

 

      Вопросы  для  самоконтроля

  1. Назвать основные методы  социально – психологической  диагностики  проблем молодой  семьи.
  2. Назовите основные методы  социально – психологической  диагностики  проблем  семьи.
  3. Проведите сравнительный анализ простейших  приемов консультирования.
  4. В чем специфика организации  консультативной беседы?
  5. Дать характеристику организации и этапам индивидуального психологического консультирования   
  6. Назвать стадии консультативного процесса 

Список  используемой  литература

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Независимая фирма «Класс»,  2004.
  2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.
  3. Бендлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. - Воронеж, 1993.
  4. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. Учебное пособие.- М.: «Ось-89»,2003.
  5. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учеб. Пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  6. Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений: Научно-метод.пособие в помощь работникам социальных служб. – М.: ННН семьи, 1998.
  7. Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей,  в 2- ух томах: Учебное пособие. -  М.: МГСУ,  2000.

 

8.4.   Семейно-брачное   консультирование

 

    Семья как  социальный институт имеет свои  тенденции развития: брачность, сексуальность,  прокреация  (рождение, появление   на  свет) – уже не считается   нарушением  социокультурных   норм (рождение  ребенка  вне  брака, сексуальные  отношения  до  брака, самоценность интимных  отношений  мужа  и  жены  и т. д.).   В  настоящее  время  проблемам  супружества – родительства – родства  уделяют  больше  внимания  не  только  в  теории, но  и  на  практике.  В работах Ю.Е. Алешиной, Т.В. Андреевой, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской,  В.А. Сысенко, В.С. Торохтий, Э.Г. Эйдемиллера и других  ученых  подчеркивается, что семья прямо или косвенно  отражает  все изменения, происходящие  в обществе, хотя  и  обладает  относительной  самостоятельностью, устойчивостью.  Несмотря  на  все  изменения и потрясения, семья  как  социальный  институт  устояла. В  последние  годы  ее  связи  с  обществом  ослабли, что  отрицательно  повлияло  как  на  семью, так  и  на  общество  в  целом, которое  уже  испытывает  потребность  в  восстановлении  прежних  ценностей, изучении  новых  тенденций  и  процессов, а  также  в  организации  практической  подготовки  молодежи  к  семейной  жизни.   

 

    Сравнительная диагностика по отношению к понятию «здоровой семьи» - это семья, не подверженная деструктивному, психологическому и социальному влиянию и способная воспроизводить здоровое поколение 9.

     Признаки  здоровой семьи;

- наличие обоих родителей,  состоящих в зарегистрированном браке, детей, воспитывающихся на основе преемственности поколений;

- духовно-нравственное  благополучие; 

- медицинское благополучие

- отсутствие хронических  (неразрешимых) семейных конфликтов;

- удовлетворенность браком, отношениями в нем, в том числе и сексуальными;

- единый подход со  стороны родителей, бабушек и  дедушек;

- здоровый семейный  образ жизни.

     Признаки  стабильной семьи:

- положительная эмоциональная  направленность межличностных отношений    всех членов семьи;

- сплоченность семейного социума, единство целей и задач;

-  четкая  иерархия  по полу, возрасту, социальному статусу;

-  постоянные внутрисемейные  взаимодействия  «лицом к лицу».

Отсутствие взаимопонимания  в семье, нестабильность приводит к  уходу детей их семей, формированию зависимого поведения (уходу в алкоголизм, наркозависимость, нарушение пищевого поведения, гэмблинг, деструктивные секты, появление сексуальной зависимости и т. д.).

 

Диагностика  взаимоотношений  молодых  людей  в  добрачный  период.     Характер  предбрачного  ухаживания  позволяет  выявить  истоки  зарождения  тех  трудностей, которые  прямо  или  косвенно  могут  проявиться  на  каком – либо  из  этапов  жизненного  цикла. Тесты, используемые  психологом  в  практической  деятельности, можно  разделить  на  две  группы: 

    первая –  позволяет  исследовать  оценку  юношами  и  девушками   себя  как  будущих  супругов  и  родителей; 

   вторая –   направлена  на  оптимальный   подбор  пар  для  знакомства  и  потенцианального  супружества,  помогает  прогнозировать  супружеские  отношения  в  перспективе.

      Первая  группа  тестов  включает:

     - методику  оценки  старшеклассником  себя  как  будущего  семьянина, что   позволяет  определить представление  подростком семейной роли  и   в  какой  последовательности  выделенные  им  качества  выражены  у  него  самого  в  настоящее  время; 

    - тест  на  превентивную  удовлетворенность   браком  показывает, насколько   юноши  и  девушки  в   перспективе  будут  удовлетворены   своим  браком;

    - методику «Функционально – ролевая  согласованность», которая помогает  определить   структуру  распределения  ролей  в  семье. Для  анализа  функционально – ролевой  согласованности используются  три  структуры  ролей:  нормативная  ( как  должно быть);  желаемая (как  хотелось  бы);  квазиреальная  как  скорее  всего  сложится).

     Вторую  группу  составляют:

     - анкета  – интервью  «Вы  вступаете   в  брак»   (В.А. Сысенко)  – позволяет  выявить  мнение  вступающих  в  брак  о   различных   проблемах, с которыми сталкиваются невесты. Анкета-интервью – хороший  инструментарий  для  работы  психолога   ЗАГСа,  центров  молодежи  и  т. д.;       

     -  тест–карта  оценки  готовности  к  семейной  жизни помогает  определить  готовность  будущих супругов выполнять семейные функции: создание  положительного семейного фона, поддержание  уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, воспитание детей, интимная жизнь супругов, налаживание здорового семейно–бытового  режима и. т.д. Кроме  этого  с  помощью  данной  методики  можно  наметить  перспективы  благополучия  семейных  отношений.   

    Особенности  проведения консультирования по вопросам супружеских взаимоотношений отличаются конкретностью семейной ситуации и остаются сугубо конфиденциальной. В зависимости от ситуации и обстоятельств консультант может начать беседу с любого вопроса, который кажется ему наиболее уместным в данное время и в данной ситуации. Обязательные для соблюдения правила проведения беседы с клиентом:

- личная точка зрения  консультанта, как и его личные чувства, должна проявляться как можно меньше и ни в коем случае не доминировать;

-  личные убеждения  не могут навязываться, они   открыто не проявляются;

-  властный, навязчивый, авторитарный тон крайне нежелателен;

-  тот или иной вариант ответа на вопрос воспринимается бесстрастно;

  - ответы клиента  не вызываются и не санкционируются  ни жестом, ни интонацией, ни мимикой;

-  консультанта интересует  именно личное мнение  клиента.

    Консультант  должен хорошо владеть методикой использования блоков вопросов-индикаторов, умело руководит беседой, не допускать неловких пауз, контролировать собственное поведение, во время беседы проявлять максимум самодисциплины и самоконтроля. Конечно, желательно, чтобы предлагаемая методики пользовалась в полном объеме вплоть до построения  диагностического профиля степени удовлетворения эмоцинально-психологических потребностей супругов. Основная цель - добиться искренности, открытости, доверительности клиента, а это зависит прежде всего от опытности, мастерства психолога (педагога-психолога, психотерапевта), его эмпатийных способностей, умения общаться с клиентами.

      Блоки  психодиагностических вопросов  методики обеспечивают получение  самой разнообразной информации  о семейных отношениях и дают консультанту возможность составить достаточно полную картину состояния супружеских взаимоотношений. Так, на основании подобной информации можно: дать оценку супружеским отношениям;  определить ориентацию каждого из супругов; найти «болевые точки» брака; наметить тактику и стратегию психологической помощи супругам.

    Возможны несколько  вариантов получения ответов  на психодиагностические вопросы.  Клиент может заполнять опросные  листы самостоятельно, обращаясь  за помощью к психологу по  мере необходимости. При этом следует заранее в самых общих чертах объяснить ему основные цели психодиагностики, чтобы у него не возникло нежелательной тревожности и боязни.

    Другой вариант  заключается в том, что психолог  заполняет предложенные опросные  листы вместе с клиентом. В таком случае появляется возможность наблюдать за эмоциональными реакциями диагностируемого, слышать его комментарии и суждения, вопросы-индикаторы могут задать тему для беседы и помочь получить уникальную информацию, не предусмотренную в опроснике. Вполне понятно, что психолог (педагог-психолог, психотерапевт) не может обойтись без достаточно обширной информации о семье. Достоверная информация - основа основ консультативной помощи по психологическим проблемам, так как на ней основаны стратегия и тактика работы консультанта. Предложенные блоки вопросов-индикаторов Сысенко В.А.10 дают возможность получить обильную информацию для работы с семьей (или членами семьи). Главное, чтобы эта информация была систематизирована, достаточно компактна и всесторонне охватывала ту или иную тему.   

Информация о работе Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей