Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:03, реферат
Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д
- Оценка отдельных
феноменов супружеских
- Изучение семейного
досуга, интересов и ценностей
через методику «Ценностные
Психограмма супружества составляется в результате анализа всех данных, которые сводятся в психограмму – заключение. Устанавливается диагноз семьи, основу которого составляют: зоны конфликта в супружестве и степень его развития в каждой из зон, степень личной несовместимости, дефицит взаимопонимания и согласия по различным сторонам семейной жизни, тенденции развития отношений в паре и общий их прогноз. На основании диагноза разрабатываются рекомендации психолого-педагогической помощи (коррекции) и предоставляется супругам.
Методики, техники, технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей стали универсальным инновационным и интеллектуальным ресурсом, во многом определяющим состояние управляемости сложными социальным процессами и сбалансированность не менее сложных активных систем к которым относится семья. Совокупность теории и активных создающих методик составляет систему разработки технологий, включающую, в свою очередь ряд процедур, каждая из которых представляет собой набор конкретных операций. Вместе с тем на пути технологизации существует и ряд непредвиденных обстоятельств. Опыт подсказывает, что любая социальная инновация может быть доведена до абсурда. Это возможно, если процесс особенно внедрения осуществляется в условиях низкой профессиональной культуры.
Главная функция методик, техник, технологий психолого-педагогического обеспечения деятельности с семьей - порождение наукоемких социальных инноваций, управленческо-посреднических в первую очередь, соединение науки и практики, объединение данных гуманитарных, естественных и математических знаний, формулирование у специалиста и семьи нового типа мышления - гуманитарно-технологического.
Основными принципами технологизации социальной работы с семьёй являются: разграничение, разделение, расчленение деятельности специалиста (как процесса восстановления социальной активности семьи) на этапы, фазы, операции; координация и поэтапность действий, направленных на получение прогнозируемого результата (психологическое здоровье семьи); однозначность выполнения процедур и операций.
Разработка и конструирование методик, техник, технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей имеет несколько этапов:
-теоретический - включает определение цели, объекта технологизации (его обстоятельным структурным познанием как теоретической величины), расчленением этого объекта на составляющие и выявление социальных связей;
-методический - отличается выбором методов, приемов и средств получения психолого-педагогической внутри- и около-семейной информации, ее обработки и анализа, а также принципов её трансформации в выводы и рекомендации;
процедурный - предполагает организационно-практическую деятельность по разработке методик, техник, технологий социальной работы с семьёй.
Технологизация деятельности специалиста по социальной работе с семьей (разработка, внедрение методик и техник, частных технологий) возможна при наличии следующих условий:
- объект (социальное явление)
обладает определенной
- известны элементы
его структуры, особенности их
строения и закономерности
- специалист
способен формализовать
вить их в виде показателей,
операций, процедур;
- создана инновационная среда для
воспроизводства и обеспечен необ-
ходимый уровень подготовленности
для их использования специалис-
тами и самой семьей.
Суть методик, техник, технологий психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей, а в целом характер его технологического компонента обусловлены внутренней природой самого объекта технологизации (социального явления) и социальной установкой специалиста на ее разработку и внедрение.
Исходя из этого, классификация методик, техник, технологий психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей осуществляется по следующим основаниям:
- методики, техники сбора,
обработки и хранения
- методики, техники
формирования психолого-
- методики, техники социальной интервенции (вмешательства);
- методики, техники,
технологии прогнозирования
перспектив развития
Методики, техники адаптации и использования известных техник, частных технологий, а также разработки новых инструментариев проводится постоянно в практической деятельности семейного консультирования. Многообразие направлений классификации технологического компонента обусловлено технологической природой психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй как области не только интегративных знаний, но и сферы реальных и потенциальных возможностей, ресурсов для разработки и реализации рациональных способов, приемов, техник, методов и методик социальной поддержки семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Технологизация деятельности специалистов, работающих с семьей - главная функция психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей, а его основной метод - разрешение социальных проблем семьи, восстановление ее социальной значимости.
Методике сбора психолого-педагогической информации о семье принадлежит важное место. Многофункциональная практика специалистов, работающих с семьей постоянно выдвигает все новые и новые требования к содержанию и структуре информации о семье. Не столько все возрастающий ее объем (это становится сегодня проблемой), сколько качественная сторона (целенаправленность и адресность) актуализируют потребность широкого применения различных социально-информационных инструментариев: методик, техники, информации о категориях семей и их проблемных ситуациях.
Накоплен определенный
потенциал различных
Второе - адаптация известных и разработка на их основе или при частичном их применении, собственных целевых методик сбора информации о семье. К числу таких можно отнести инструментарии, ставшие в отечественной практике диагностическими и получившие широкое распространение в социальной работе с семьей. Например, опросник АСВ «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого (1990); методика диагностики супружеских отношений В.П. Левкович и О.Э. Зуськовой (1987); методические приемы диагностики супружеских отношений А.Н. Волковой и Т.М. Трапезниковой (1985); методика анализа конфликтной ситуации В.А, Смехова (1984); методика изучения межличностного семейного конфликта (МСК) В.П. Левкович и О.Э. Зуськовой (1985); методика оценки психологического здоровья семьи В.С. Торохтий (1996); методика изучения степени удовлетворения эмоционально-психологических потребностей супругов В.А. Сысенко (1998) и другие.
Наряду с вышеназванными наблюдается тенденция развития и третьего направления - массовое освоение технологического потенциала психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей специалистами Центров психолого-педагогической помощи семье и детям, Центров социально-педагогической поддержки семьи, семейных Агенств, отделений 3АГС и других.
Существует три наиболее характерных подхода к сбору информации:
а) сбор
психолого-педагогических
б) сбор психолого-
в) сбор
и обобщение психолого-
Получение
такой информации под силу
специалистам, владеющим комплексом
методов и способов, включая свои
собственные разработки
Чтобы иметь достаточную
картину состояния информации о
семье, наряду с наличием методик
сбора информации необходима соответствующая
система индикаторов
На втором этапе - описание концептуальной модели переводится на язык математических символов: создается математическая модель системы.
На третьем этапе - переложение математической модели на язык программирования, доступный ЭВМ, дает в руки пользователя компьютерную модель, позволяющую специалисту работать с цифровой эмпирической информацией.
На четвертом этапе, вводя в математическую или компьютерную модель эмпирическую информацию о психолого-педагогической поддержке семьи, заменяя математические символы на количественные показатели, специалист получает информационную модель искомого явления. Она и дает возможность с той или иной степенью достоверности оценивать реальную ситуацию и прогнозировать ее последствия. Компьютерные технологии сегодня - это неотъемлемый атрибут общего технологического процесса психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Возможности их доступны и бесконечны, резервы их - неиссякаемы.
Методика сбора психолого-
Формальные индикаторы (документальные)
а) стадия жизнедеятельности семьи: семья с момента заключения брака до рождения первого ребенка, семья с детьми дошкольного возраста, семья с детьми младшего школьного возраста, семья с детьми подросткового возраста, семья с детьми, начавшими трудовую деятельность до момента завершения попечительства, супруги живут одни или с детьми, имеющими свои семьи;
б) категория
семьи по основанию:
Субъективные индикаторы (вербальные):
- основные функции
жизнедеятельности семьи и их
состояние, воспитательная
- психолого-педагогические цели семьи: общесемейные и личностные (материально-бытовые, культурные и т.д.);
- состояние и ход их реализации.
Объективные индикаторы (инструментальные):
- собственный потенциал семьи (социально-экономический, жизненный, физический, нравственный, психолого-педагогический, интеллектуальный) – состояние и уровень стабильности его статистического компонента;
- психологическое здоровье семьи (норма, отклонение от нормы, отклонение от нормы хроническое, отсутствие).
Перспективы развития методик, техник, технологий социальной работы с семьей представляются в разработке и внедрении методик, техник, частных технологий непосредственного разрешения проблем семьи (регулирования, воздействия и других инструментариев). Не секрет, что нормальная система развития технологического знания в сфере социальной работы с семьей в определенной мере деформирована. Теория во многом «застыла» на уровне информирования (чаще - на уровне принимаемых нормативно-правовых актах в отношении семьи), а работа специалиста с семьей - осуществляется больше на уровне «диагностики», нередко без необходимых, логически вытекающих методов, техник технологий лечения «психолого-педагогических болезней». Все это ослабило теорию и методологию науки, сказалось на общей технологии, реализации ее возможностей в области работы с семьей.