Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:03, реферат

Описание работы

Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д

Работа содержит 1 файл

1zanatie.doc

— 421.50 Кб (Скачать)

- Оценка отдельных  феноменов супружеских отношений  – через взаимопонимание и  его адеквактность, взаимоуважение и эмоциональное принятие (А.Н. Волковой),  уровень конфликтности (Г. Лера), семейно-ролевая согласованность

- Изучение семейного  досуга, интересов и ценностей  через методику «Ценностные ориентации»,  опросников  «Интересы» и «Условия  семейного благополучия» (Т.М. Трапезниковой)

Психограмма супружества  составляется в результате анализа  всех данных, которые сводятся в  психограмму – заключение. Устанавливается  диагноз семьи, основу которого составляют: зоны конфликта в супружестве  и степень его развития в каждой из зон, степень личной несовместимости, дефицит взаимопонимания и согласия по различным сторонам семейной жизни, тенденции развития отношений в паре и общий их прогноз. На основании диагноза разрабатываются рекомендации психолого-педагогической помощи (коррекции) и предоставляется супругам.

 

Методики, техники, технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей стали универсальным инновационным и интеллектуальным ресурсом, во многом определяющим состояние управляемости сложными социальным процессами и сбалансированность не менее сложных активных систем к которым относится семья. Совокупность теории и активных создающих методик составляет систему разработки технологий, включающую, в свою очередь ряд процедур, каждая из которых представляет собой набор конкретных операций. Вместе с тем на пути технологизации существует и ряд непредвиденных обстоятельств. Опыт подсказывает, что любая социальная инновация может быть доведена до абсурда. Это возможно, если процесс особенно внедрения осуществляется в условиях низкой профессиональной культуры.

Главная функция методик, техник, технологий психолого-педагогического обеспечения деятельности с семьей - порождение наукоемких социальных инноваций, управленческо-посреднических в первую очередь, соединение науки и практики, объединение данных гуманитарных, естественных и математических знаний, формулирование у специалиста и семьи нового типа мышления - гуманитарно-технологического.

Основными принципами технологизации социальной работы с семьёй являются: разграничение, разделение, расчленение деятельности специалиста (как процесса восстановления социальной активности семьи) на этапы, фазы, операции; координация и поэтапность  действий, направленных на получение прогнозируемого результата (психологическое здоровье семьи); однозначность выполнения процедур и операций.

 

Разработка  и конструирование методик, техник, технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей имеет несколько этапов:

-теоретический - включает определение цели, объекта технологизации (его обстоятельным структурным познанием как теоретической величины), расчленением этого объекта на составляющие и выявление социальных связей;

-методический - отличается выбором методов, приемов и средств получения психолого-педагогической внутри- и около-семейной информации, ее обработки и анализа, а также принципов её трансформации в выводы и рекомендации;

процедурный - предполагает организационно-практическую деятельность по разработке методик, техник, технологий социальной работы с семьёй.

Технологизация деятельности специалиста по социальной работе с  семьей (разработка, внедрение методик  и техник, частных технологий) возможна при наличии следующих условий:

- объект (социальное явление)  обладает определенной степенью  сложности;

- известны элементы  его структуры, особенности их  строения и закономерности функционирования;

     -  специалист  способен формализовать реальные  процессы и предста- 
     вить их в виде показателей, операций, процедур; 
-  создана инновационная среда для воспроизводства и обеспечен необ- 
     ходимый уровень подготовленности для их использования специалис- 
     тами и самой семьей.

Суть методик, техник, технологий психолого-педагогического  обеспечения социальной работы с  семьей, а в целом характер его  технологического компонента обусловлены внутренней природой самого объекта технологизации (социального явления) и социальной  установкой специалиста на ее разработку  и внедрение.

Исходя из этого, классификация методик, техник, технологий психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей осуществляется по следующим основаниям:

- методики, техники сбора,  обработки и хранения психолого-педагогической  информации о семье;

-  методики, техники  формирования психолого-педагогического  диагноза  семьи;

- методики, техники социальной интервенции (вмешательства);

-  методики, техники,  технологии прогнозирования   перспектив развития благополучия  семьи.

Методики, техники адаптации и использования известных техник, частных технологий, а также разработки новых инструментариев проводится постоянно в практической деятельности семейного консультирования. Многообразие направлений классификации технологического компонента обусловлено технологической природой психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй как области не только интегративных знаний, но и сферы реальных и потенциальных возможностей, ресурсов для разработки и реализации рациональных способов, приемов, техник, методов и методик социальной поддержки семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Технологизация  деятельности специалистов, работающих с семьей - главная функция психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей, а его основной метод - разрешение социальных  проблем семьи, восстановление ее социальной значимости.

 

Методике  сбора психолого-педагогической информации о семье принадлежит важное место. Многофункциональная практика специалистов,  работающих с семьей постоянно выдвигает все новые и новые требования к содержанию и структуре информации о семье. Не столько все возрастающий ее объем (это становится сегодня проблемой), сколько качественная сторона (целенаправленность и адресность) актуализируют потребность широкого применения различных социально-информационных инструментариев: методик, техники, информации о категориях семей и их проблемных ситуациях.

Накоплен определенный потенциал различных инструментариев  для решения разнообразных информационных задач, связанных с семейной проблематикой.  Усилия ученых, психологов, педагогов, социологов сосредоточены на двух направлениях. Первое - использование существующих классических инструментариев сбора и обработки информации (или отдельных исследовательских шкал), как скажем, Минесотского многомерного личностного опросника  (шкала мужественности-женственности –МС); Т.Лири (шкала отклонений от образца идеального партнера);  теста А. Добровича (супружеская совместимость); шкалы  «симпатической дистанции» Д. Фелдса; теста Т. Геринга и И. Вилера  (характер взаимоотношений в семье); шкалы Р. Берджеса  (уровень приспособленности личности в группе) и другие.

Второе - адаптация известных и разработка на их основе или при частичном их применении, собственных целевых методик сбора информации о семье. К числу таких можно отнести инструментарии, ставшие в отечественной практике диагностическими и получившие широкое распространение в социальной работе с семьей. Например, опросник АСВ «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого (1990); методика диагностики супружеских отношений В.П. Левкович и О.Э. Зуськовой (1987); методические приемы диагностики супружеских отношений А.Н. Волковой и Т.М. Трапезниковой (1985); методика анализа конфликтной ситуации В.А, Смехова (1984); методика изучения межличностного семейного конфликта (МСК) В.П. Левкович и О.Э. Зуськовой (1985); методика оценки психологического здоровья семьи В.С. Торохтий (1996);  методика изучения степени удовлетворения эмоционально-психологических потребностей супругов В.А. Сысенко (1998) и другие.

Наряду с вышеназванными наблюдается тенденция развития и третьего направления -  массовое освоение технологического потенциала психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей специалистами Центров психолого-педагогической помощи семье и детям, Центров социально-педагогической поддержки семьи, семейных  Агенств, отделений 3АГС и других.

Существует три наиболее характерных  подхода к сбору информации:

     а) сбор  психолого-педагогических данных  осуществляется об определенной  личности, отдельном члене семьи,  как формальном носителе проблемной  семейной информации. В таком случае специалист использует простейшие опросники для изучения индивидуально-психологических свойств личности, отдельные шкалы наиболее доступных ему тестов или собственные инструментарии, в зависимости от профессионального и жизненного опыта. Это технологический уровень социальной работы с семьей, при котором формируется информации о семье;

    б) сбор психолого-педагогических  сведений выполняется в отношении  супружеской пары, отношения в  которой в целом определяют (напрямую  или опосредовано) комфортность жизнедеятельности всей семьи. Порой, особенно при потере взаимопонимания или эмоциональной контактности объектом изучения становится семейная диада любой вариации: родители и дети; однополые и разнополые дети; разновозрастные дети, внуки и бабушки; родители и их родители и т.д. Для решения информационной проблемы такого свойства специалист обычно прибегает к методикам изучения межличностных отношений, межличностной совместимости, конфликтности в супружеской паре и т.д. Здесь налицо традиционный технологический уровень деятельности специалиста и определенная свернутость информации;

      в) сбор  и обобщение психолого-педагогической  информации о семье как малой  социальной группе, рассмотрение  проблемности  даже одного члена  семьи как общей семейной проблемы.

    Получение  такой информации под силу  специалистам, владеющим комплексом  методов и способов, включая свои  собственные разработки изучения  социальных явлений, а также  применяющим комплексные методики  обследования семьи. Это профессиональный технологический уровень социальной работы с семьей (уровень психолого-педагогического обеспечения), позволяющий располагать оптимальной структурой, содержанием и объемом информации или информации, значимой именно для решения текущей проблемы семьи.

Чтобы иметь достаточную  картину состояния информации о  семье, наряду с наличием методик  сбора информации необходима соответствующая  система индикаторов жизнедеятельности  семьи. Эти индикаторы должны «высвечивать»  минимум три вида информации (как  вариант). Анализ психолого-педагогической информации о семье предполагает решение ряда информационно-аналитических задач, основными в которых являются:

На втором этапе - описание концептуальной модели переводится  на язык математических символов: создается  математическая модель системы.

На третьем этапе - переложение математической модели на язык программирования, доступный  ЭВМ, дает в руки пользователя компьютерную модель, позволяющую специалисту  работать с цифровой эмпирической информацией.

На четвертом этапе, вводя в математическую или компьютерную модель эмпирическую информацию о психолого-педагогической поддержке семьи, заменяя математические символы на количественные показатели, специалист получает информационную модель искомого явления. Она и дает возможность с той или иной степенью достоверности оценивать реальную ситуацию и прогнозировать ее последствия. Компьютерные технологии сегодня - это неотъемлемый атрибут общего технологического процесса психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Возможности их доступны и бесконечны, резервы их - неиссякаемы.

 

Методика сбора психолого-педагогической информации о семье по системе индикаторов жизнедеятельности семьи:

   Формальные индикаторы (документальные)

    а) стадия  жизнедеятельности семьи: семья с момента заключения брака до рождения первого ребенка, семья с детьми дошкольного возраста, семья с детьми младшего школьного возраста,  семья с детьми подросткового возраста, семья с детьми, начавшими трудовую деятельность до момента завершения попечительства, супруги живут  одни или с детьми,  имеющими свои семьи;

    б) категория  семьи по основанию: количество  детей, состав семьи (неполная, нуклеарная и т.д.), структура,  однородность по образованию,  профессии, нации, стаж, качество  отношений (благополучная, неблагополучная и т.д.).

   Субъективные  индикаторы (вербальные):

- основные функции  жизнедеятельности семьи и их  состояние, воспитательная функция,  функции хозяйственно-бытовых отношений  и т.д.;

- психолого-педагогические  цели семьи: общесемейные и личностные (материально-бытовые, культурные и т.д.);

- состояние и ход  их реализации.

   Объективные индикаторы (инструментальные):

  - собственный потенциал  семьи  (социально-экономический,  жизненный, физический, нравственный, психолого-педагогический, интеллектуальный) – состояние и уровень стабильности его статистического компонента;

- психологическое здоровье  семьи (норма, отклонение от  нормы, отклонение от нормы  хроническое, отсутствие).

 

Перспективы развития методик, техник, технологий социальной работы с семьей представляются в разработке и внедрении методик, техник, частных технологий непосредственного разрешения проблем семьи (регулирования, воздействия и других инструментариев). Не секрет, что нормальная система развития технологического знания в сфере социальной работы с семьей в определенной мере деформирована. Теория во многом «застыла» на уровне информирования (чаще - на уровне принимаемых нормативно-правовых актах в отношении семьи), а работа специалиста с семьей - осуществляется больше на уровне  «диагностики», нередко без необходимых, логически вытекающих методов, техник технологий лечения «психолого-педагогических болезней». Все это ослабило теорию  и методологию науки,  сказалось на общей технологии, реализации ее возможностей в области работы с семьей.

Информация о работе Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей