Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:03, реферат

Описание работы

Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д

Работа содержит 1 файл

1zanatie.doc

— 421.50 Кб (Скачать)

Оценивая эффективность  процесса становления семейного  консультирования в России становится очевидным, что дальнейшее ее совершенствование  неразрывно связано с приоритетами развития социальных технологий. Социальные технологии являются частью теории психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей,  подчиняются общим закономерностям психолого-педагогического знания и его главным методологическим принципам. Психолого-педагогическое обеспечение деятельности специалиста, работающего с семьей, как практико-ориентированная деятельность, по сути, сама технологична. Можно отметить, что это большая технология. Во всем своем многофункциональном предназначении психолого-педагогическое обеспечение на уровне «системы имплицитных мер» представляется ничем иным как сферная технология, которая включает совокупность методов, приемов, техник, частных технологий, а также необходимых знаний (информации), предоставляемых специалисту для снижения риска ошибочных действий и оптимизации путей решения разнообразных, как правило, многофакторных проблем семьи. Именно поэтому в обиходе специалистов нередко технология и психолого-педагогическое обеспечение представляется как синоним технологических возможностей, которые подключаются для достижения определенного приращения к результирующей составляющей интегративных усилий специалистов различного профиля.

 

Технологии  «преобразующего свойства» развиваются очень интенсивно наряду с совершенствованием информативноемкости диагностических инструментариев (технологий созерцательно-познавательного свойства). Выделяются следующие технологические группы:

    1. Технологии  регулирования внутренних состояний  личности, группы (семьи), техники, приемы  снижения (устранения) эмоциональной  напряженности в группе (семье); техники профилактики агрессивных устремлений, намерений или подавленных состояний; методики, техники первичной беседы с жертвой насилия в семье; техники, приемы работы с лицами с признаками  предсуицидных состояний,  вызванных различными причинами (смерть близкого человека, супружеская измена, боязнь ответственности и другие). 

   2. Коррекционно-реабилитационные  технологии в работе с семьей.

- техники, приемы реабилитации  лиц, подвергшихся активным формам  воздействия стрессогенных факторов; техники работы с виктимогенными семьями; методики работы с семьей алкоголиков и наркоманов; техники развития индивидуальной и групповой стрессоустойчивости и другие.

   3. Технологии регулирования  внутрисемейных отношений.

- техника беседы с  подростком с признаками асоциального поведения; методика восстановления доверия между родителями (прародителями) и детьми, нарушенного по различным причинам; техника регулирования социально-ролевой структуры семьи;

техника психолого-педагогической поддержки молодой семьи и  другие.

    4. Технологии  «интервенции»  (внутрисемейного  воздействия).

- техника установления  контакта с семьей   «группы  риска»; методика профилактики воспитательной  неуверенности родителей; техника  и  методика лишения родительских  прав; техника, приемы работы с родителями трудновоспитуемых и слабоуспевающих  учащихся.

   5. Технологии сопровождения  деятельности специалиста: 

- методики, техники обучения  специальным технологиям;

- методики оформления  документов на опекунство, усыновление  и т.д.;

-методики, техники формирования информационного банка данных; 

-методики, техники овладения  приемами самонастройки, саморегуляции;

- методики, техники прогнозирования  социальных последствий;

-методики, техники установления  межинституционального взаимодействия;

- техники поиска и предоставления семье ресурсов, возможностей для разрешения ее проблем (техники посредничества);

- методики проведения  родительского всеобуча и другие.

 Обозначенная область  технологизации профессиональной  работы с семьей представляет  часть того безграничного технологического пространства, освоение возможностей которого подвластно лишь интегративным усилиям ученых, специалистов-практиков и самой семьи.

На этом фоне требует  четкого методологического осмысления вопрос соотношения теоретического и технологического в психолого-педагогическом обеспечении социальной работы с семьей. С одной стороны - значимость технологизации  для все большего числа операций (частных технологических систем) в деятельности специалиста, практически адекватных, все возрастающему числу семейных проблем (супружеские конфликты, не утихающие проблемы во взаимоотношениях подростков и их родителей, социально-педагогические противоречия перехода семьи из одной стадии в другую и т.д.). И это становится как бы спасением для специалистов, осваивающих профессию. Технологический дефицит сегодня нередко сдерживает появление и развитие многих, крайне необходимых специализаций. С другой стороны - в безудержном стремлении технологизироватъ, во что бы то ни стало, как можно больше функций деятельности специалиста, сокрыта другая крайность - потеря непосредственного живого контакта с семьей, ощущения информации о семье и формализации профессионального навыка (а может и потере чутья) специалиста. Отсутствие должных, научно обоснованных, исследований проблемы технологизации социальной работы с семьей может породить шаблоны и стереотипы решения разнотипных, совершенно неоднородных семейных проблем или субъективистские конъюктурные толкования.

Непрерывное профессиональное образование специалистов - другое актуальнейшее направление технологизации социальной работы с семьей, возникающее и развивающееся на основе органической взаимосвязи теории и учебной практики. Традиционно, значительная часть образовательного пространства отводится для изучения теоретических дисциплин: философии, социологии, политологии, культурологии,  экономики, психологии, менеджмента и т.д. К этому обязывают и присущие для вуза государственные образовательные стандарты, в которых упоминается о практике студентов и их специализации. Но при этом, как-то скромной остается роль теоретических дисциплин. При существующем подходе, такие вопросы, как теория практики, границы  практики, методы проведения прямой и косвенной практики, оценка ее эффективности и другие, не получают должного - философского, экономического, психологического и т.п. обоснования, остаются как бы само собой разрешающимися проблемами. Получается замкнутый круг: определенные теоретические знания даются без выхода на конкретную практику и студенту сложно сообразить - как ее и где ее можно применять (т.е. через какую технологию?), практика дается студенту без теоретического сопровождения, а вопрос о каком-либо отношении, скажем, философии или политологии (деятельности этих кафедр) к практике социальной работы выглядит полным абсурдом.

Объективно созрела  необходимость качественно нового решения проблемы обучения технологиям  социальной работы с семьей - интеграции возможностей и в целом потенциала каждой, причастной к подготовке специалиста  по социальной работе с семьей, учебной дисциплине, независимо от формы профессионального образования. Этим целям может служить накопившийся потенциал психолого-педагогических технологии и использование компьютерных возможностей по технологизации всего цикла работы специалиста с семьей. Для этих целей есть что сказать и любой другой учебной дисциплине, при условии ее активной направленности на конечный результат подготовки специалиста и видении «своей специфической доли» в его профессиональной готовности. Перестройка организации процесса профессиональной подготовки специалистов по социальной работе с семьей позволяет стимулировать всю систему технологизации действий по разрешению самых неожиданных проблем семьи и предоставить ей возможность восстановить свою социальную активность и жизнеспособность.

 

Вопросы  для  самоконтроля

  1. Назвать основные методы семейного консультирования
  2. Назвать основные методики, техники обучения технологиям психолого-педагогического обеспечения социальной  ра6оты с семьей.
  3. Перечислите основные  технологии сопровождения деятельности специалиста по работе с семьей.
  4. Назовите основные  методики сбора психолого-педагогической информации о семье  по  системе индикаторов жизнедеятельности семьи.
  5. Раскройте исследовательские подходы в семейной диагностике
  6. В чем сущность перспективного развития методик, техник, технологий социальной работы с семьей.
  7. Перечислить поэтапные методики изучения семьи и ее роль в возникновении и течении  нервно-психических расстройств.
  8. 2. Какая дифференциальная диагностика семейных проблем, способствует оказанию профессиональной помощи семье?

 

Список  используемой  литературы

    1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Независимая фирма «Класс»,  2004.
    2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.
    3. Бендлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. - Воронеж, 1993.
    4. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Уч. пособие. – М.: Просвещение, 1991.
    5. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. Учебное пособие.- М.: «Ось-89»,2003.
    6. Леви В.И. Семейная психотерапия: История, теория и практика. СПб., 1993.
    7. Психология семьи. Хрестоматия. Изд. Дом «Бахрах-М», Самара, 2002.
    8. Словарь по социальной педагогике /Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский Центр «Академия, 2002.
    9. Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. Ред. П.И. Пидкасистого. –М.: ТЦ Сфера, 2004.
    10. Социальная педагогика: Курс лекции / Под общей редакцией Галагузовой М.А. - Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 200.
    11. Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений: Научно-метод.пособие в помощь работникам социальных служб. – М.: ННН семьи, 1998.

12.  Трапезникова Т.М.  Этика и психология семейных  отношений. Л., 1988.

 

8.3. Методы  и  структурные  модели   семейного консультирования 

 

     Методы  социально – психологической   диагностики  проблем  семьи.

     Социально  – психологические  проблемы  семьи  можно  свести  к   трем  основным  группам: добрачные  (часто  являются  основными   детерминантами  супружеских   проблем),  супружеские, проблемы  взаимоотношений  детей  и  родителей.  Один  из  главных  направлений  работы  практического  семейного  психолога  является  диагностика, она  позволяет  получить  полную  и  надежную  информацию  о  взаимоотношениях  членов  семьи  на  разных  этапах  их  жизни.      Психологи   используют  различные  методы  социально - психологической  диагностики:  опрос, наблюдение,  эксперимент, метод  социометрии,  методы  поперечных  и  продольных  срезов, количественно – качественный  анализ  документов,  тестирование.  

    Методы диагностики  супружеских  отношений. Необходимую  информацию, позволяющую  дать  квалифицированную  оценку  взаимоотношений  супругов, психолог  получает  с  помощью  диагностирующих  опросников, выявляющих  особенности общения и взаимоотношений, качества  личности  супругов, способы проведения  семейного досуга, общность  интересов и ценностей, а также позволяющих понять  нравственно-психологические   основы  супружеских отношений.

     Методы  изучения  особенностей  общения  и  взаимоотношений  в  супружеской  паре. Общения  между  супругами  лежит  в  основе  семейного  благополучия  и  включает  очень  важную  функцию – помогает  человеку  обеспечить  личный  комфорт  себе  и  своим  близким, общение  дает  возможность проявиться  одной из  важнейших супружеских ролей – психотерапевтической.

    Общение   и  взаимоотношения  супругов  в  благополучных  семьях  характеризуют  открытость, интимность, доверие  друг  другу, высокий   уровень  взаимной  симпатии, конструктивность, рефлексивность, гибкий, демократичный  характер  распределения      ролей  в  семье, моральная  и  эмоциональная  поддержка. Особенности  распределения  семейных   ролей, ожиданий  и  притязаний  в  браке, совместимость  супружеской пары  исследуются с помощью специальных методик.

     Известно, что  характер  общения  и   взаимоотношений  в  супружеской   паре  детерминирован  эмоциональной   атмосферой  в  родительской  семье. Истоки  модели  общения   супругов  можно  представить  с помощью проективной методики   семейная  генограмма   (Э.Г. Эйдемиллер ). Методика  позволяет изобразить  в виде  графической схемы родственные связи в семье, представить характер  взаимоотношений, неосознаваемый  членами семьи.         

     Методы исследования индивидуальности супругов. Результаты  индивидуально – психологического  исследования  используют  для установления  меры  личностной  совместимости и информирования  супругов  об  особенностях  характера друг  друга .

     Методы  исследования  семейного  досуга, интересов  и  ценностей.      Духовное  взаимодействие  партнеров, их  духовная  совместимость, проявляется на  социокультурном уровне  супружеских отношений. Это общность  ценностных  ориентаций, жизненных целей, мотивации, социального поведения, интересов, потребностей, а также общность  взглядов  на  проведение  семейного досуга. Известно, что сходство  интересов, потребностей, ценностей и т.д. является  одним из  факторов  супружеской совместимости и стабильности  брака.   

   Методы  изучения  нравственно – психологических основ супружеских отношений.  Большое число разводов  свидетельствует о том,  что неблагополучие  семьи остается  одной из  актуальных  общественных  проблем. Условно среди  них  выделяют  конфликтные, кризисные, проблемные,  а  также  невротические семьи. В  каждой  из  таких  семей  имеются  постоянные  сферы, где  интересы, потребности, намерения  и  желания  супругов  приходят  в  столкновение, порождая  особо  сильные  и  продолжительные  отрицательные  эмоции. В   таких  случаях  говорят  об  отрицательном  психологическом  климате  семьи, в  основе  которого  лежат  нравственно – психологические  факторы  супружеских  отношений.        Практический  психолог, приступая  к  изучению  нравственно – психологических  основ  супружеских  отношений, может  использовать  тесты, диагностирующие  супружеские  конфликты, удовлетворенность  браком, его  стабильность. 

Информация о работе Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей