Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:20, дипломная работа
Цель исследования. Выявить психолого-педагогические условия готовности ребенка к школьному обучению и определить роль и место важнейших институтов воспитания: семьи и школы, их влияния на эту готовность, отношение между ними в подготовке детей к поступлению в начальную школу.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …..3
ГЛАВА 1.ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С КОЛЛЕКТИВОМ ДОУ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС……………………………………………..9
1.1. Характеристика процессов преемственности в подготовке детей к обучению в школе вместе с родителями………………………………………9
1.2. Готовность ребенка к школьному обучению…………………………….15
1.3. Особенности адаптации…………………………………………………..18
1.4.Характерные черты семейного воспитания……………………………..22
1.5. Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению……………………………………………………………………….25
Выводы первой главы…………………………………………………………43
ГЛАВА2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛУ В ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОУ, ШКОЛЫ И СЕМЬИ……………………………………………………………44
2.1.Организация опытно-экспериментальной работы………………………44
2.2.Описание результатов констатирующего эксперимента ………………..57
2.3 Описание формирующего эксперимента………………………………..61
2.4 Описание результатов контрольного эксперимента…………………..71
Выводы второй главы ……………………………………………………….76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…
Для развития представлений о составе чисел (от 3 до 10) из двух меньших используются как предметные, так и графические модели в виде различных предметных (геометрические фигуры, фишки) или графических (знаки “минус”, “плюс”, галочки, волнистые линии, любые геометрические фигуры и пр.) значков двух видов.
Обучение решению арифметических задач проводится с использованием моделей “часть-целое” в виде прямоугольников двух размеров. В качестве частей в зависимости от условий выступают слагаемые или вычитаемое и разность, в качестве целого – сумма или уменьшаемое .
Использование в обучении различных наглядных моделей, с одной стороны, дает возможность сделать представления детей обобщенными, т. е. позволяет применять их не только в тех ситуациях, которые создавались в обучении, но и для решения более широкого круга математических задач. С другой стороны, учит выделять существенные для каждой познавательной задачи признаки, устанавливать между ними различные отношения, т. е. развивает умственные способности детей.( см.Приложение)
Первоначальные основы грамоты
В подготовительной группе завершается работа по овладению детьми основами грамоты. Программа этого года (как и предыдущих лет) построена с учетом избирательной восприимчивости детей дошкольного возраста к разным сторонам процесса обучения их грамоте. Дети 6-ти лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне нашей речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности, испытывая интерес к узнаванию все новых букв и тягу к чтению; владеют пишущим инструментом и могут перейти к написанию основных элементов букв. Вследствие чего работа с детьми проходит в трех направлениях: в развитии фонетической, знаковой сторон языка и в плане подготовки руки ребенка к письму.
Первое – развитие способности ориентироваться в звуковой действительности нашего языка. Дети 6-ти лет, владея умственным действием звукового анализа и качественной характеристикой звуков, свободно оперируют условно-символическими моделями: составляют их из цветных фишек-заместителей, соответствующих обозначений (гласный ударный – красная фишка дополнительно с черной и безударный – просто красная фишка, согласный твердый – синяя и мягкий – зеленая), подбирают по заданным моделям различной звуковой конструкции трех-, четырех- и пятизвуковые подходящие слова. Они также знакомятся с анализом предложения, состоящих из 3-5 слов и его графическим моделированием.
Второе – введение детей в знаковую систему языка: дети узнают буквы русского алфавита, овладевают механизмом позиционного чтения, впоследствии послоговым и слитным чтением, составляют слова и предложения из букв разрезной азбуки, знакомятся с некоторыми грамматическими правилами.
Третье – подготовка руки к письму: дети осваивают пишущий инструмент и овладевают некоторыми графическими умениями (обведение предмета по контуру, штриховка предмета внутри контура, копирование рисунка, дорисовывание фигуры, освоение основных элементов письменных букв, работа в рабочей строке, конструирование букв из общих элементов по аналогии, инструкции, памяти).
Обучение начинается с повторения программных задач старшей группы (умение проводить звуковой анализ слов; называние слов с заданным звуком; различение гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных; вычленение словесного ударения; различение ударных и безударных гласных).
Дети знакомятся со всеми гласными буквами попарно: А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы, И и их употреблением после твердых и мягких согласных звуков (после твердых согласных пишутся буквы: а, о, у, э, ы, после мягких – я, ю, е, ё, и). Модель гласного звука (красная фишка) заменяется гласной буквой красного цвета. Дети также узнают йотированную функцию гласные буквы: Я, Е, Ё, Ю, которые несут в себе два звука (когда в слове слышатся рядом два звука “и” и-”а”, то пишется буква “я” и т. п.). Кроме того, дети узнают, что правила есть заглавные и строчные буквы (на примере своих имен: Аня, Оля, Яша, Юра и т. д.).
С этого момента дети учатся работать со смешанными моделями слов (твердые и мягкие согласные обозначаются соответственно синими и зелеными фишками, а гласные звуки – гласными буквами красного цвета). Это в свою очередь создает у детей ориентировку на гласную букву, так необходимую для формирования механизма позиционного чтения в русском языке (чтение прямого слога, связанное с наличием твердых и мягких согласных).
Далее у детей непосредственно осваивают действие изменение слов, заменяя только гласную букву (лак-лук-люк). На этом этапе дети временно возвращаются к фишкам серого цвета для обозначения согласных звуков. Смысл этого действия заключается в том, чтобы сформировать механизм чтения до знакомства с согласными буквами, тем самым избежать пресловутые “муки слияния”, т. е. побуквенность чтения.
Расширение диапазона работы в звуковой стороне речи происходит за счет введения новой задачи: дети учатся подбирать слова к заданной звуковой модели (сначала 3-х, затем 4-х и 5-ти звуковой). Эта задача решается на протяжении всего года и является ярким показателем ориентировки в звуковой действительности языка. Усложненным вариантом работы с моделью является игра-загадка по модели, когда дети с помощью логически построенных вопросов и соотнесения со звуковой конструкцией слова, представленного моделью из разноцветных фишек, отгадывают загаданное воспитателем или ребенком слово.
Далее дети знакомятся со знаковой системой языка: со всеми согласными буквами (М, Н, Р, Л, Г, К, 3 и др.), обозначающими, как правило, пару звуков – эм-м, мь; пэ – п, пь и т. д.). Кроме того, дети узнают Ъ и Ь знаки и возможность их употребления.
В это время у дети овладевают первоначальным навыком слогового чтения с помощью пособия “окошечки”.
Детям можно предложить для чтения тексты, включающие материал разной степени сложности (слоги, слова, предложения, рассказы, пословицы и т. д.). Для понимания прочитанного проводится специальная работа над текстом и его пересказ. К концу учебного года у дети подходят уже к плавному слоговому и слитному чтению.
В контексте работы в области знаковой системы языка дети знакомятся с предложением, учатся делить его на слова, графически изображать его на доске; составлять предложение из букв разрезной азбуки. Дети работают с предложениями, состоящими из 3-5 слов, включающих предлоги и союзы, знакомятся с правилами написания предложений.
Наиболее характерные трудности в овладении материалом по грамоте проявляются у детей 6-ти лет в следующих случаях.
В работе со смешанными моделями у детей появляется необходимость практически применять грамматические правила написания гласных букв после согласных звуков. Так, в слове “мяч” после мягкого согласного звука слышится звук “а”, а пишется буква “я” и т. п. Некоторые дети подчас, зная правило, не употребляют его, забывают. При напоминании: “Не забыл ли ты наш секрет?” или “После мягкого согласного слышится…, а пишется… ?” – ребенок сразу исправляет ошибку. Таким образом, у детей этого возраста постепенно развивается осознанность и произвольность в своих действиях в этой области.
Во время обучения чтению воспитатели, как правило, уделяют внимание плохо читающим детям и хорошо читающим. А “среднее звено” детей как бы выпадает из поля зрения педагога. Поэтому в практике основное правило заключается о том, чтобы почитал каждый ребенок, несмотря на те незначительные минуты, которые отводятся на чтение, и то, каким способом чтения владеет ребенок (слоговым, целым словом, беглым, побуквенным). Воспитатель обязательно внимателен ко всем читающим. Здесь уместно просить родителей, чтобы дети каждый день читали дома от 5-ти до 20-ти минут.
Курс обучения, включающий первые два раздела (звуковой и знаковый) состоит из 60 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю длительностью 30-35 минут.
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.
В процессе занятий по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе продолжается работа по тем же основным направлениям, что и в старшей группе.
Первое направление: ознакомление детей с художественной литературой. Так же, как и в старшей группе, произведения подобраны таким образом, что они знакомят детей с разными сторонами действительности: произведениями культуры, явлениями живой и неживой природы, миром человеческих отношений, миром собственных переживаний. Предлагаемая литература расположена по усложнению содержания, с одной стороны, и по некоторому соответствию содержания временам года, с другой. Эта работа, в основном, проводится в свободное от занятий время во вторую половину дня. Одна из основных линий этой работы – развитие эмоциональной отзывчивости на произведения детской литературы.
Литература подбирается по хрестоматиям и книгам, адресованным детям дошкольного возраста. Естественно, что для детей подготовительной группы рекомендуются более сложные произведения, чем для детей старшей группы. Однако вполне допустимо повторение произведений, прочитанных в старшей группе, их обыгрывание и обсуждение. Часть произведений может быть рекомендована для чтения дома. Список литературы, рекомендованной для чтения и обсуждения, приведен в конце данного раздела.
Второе направление: освоение средств литературно-речевой деятельности. Сюда, как и в старшей группе, включается ознакомление детей со средствами художественной выразительности; овладение лексической и грамматической культурой; развитие связной и выразительной речи. По этому направлению в подготовительной группе осуществляется следующая работа.
- Ознакомление детей со средствами художественной выразительности. В старшей группе с детьми уже проводилась специальная работа по развитию умения использовать в своей речи эпитеты, обозначающие как наглядные (цвет, форма, величина, материал), так и ненаглядные (грустный, веселый, добрый) свойства объектов. Кроме того, с детьми проводилась работа по ознакомлению их со сравнениями, синонимами и антонимами.
В подготовительной группе продолжается и углубляется работа по ознакомлению детей со всеми указанными средствами художественной выразительности. Работа проводится в форме специальных игр и упражнений или ответов на вопросы (как часть занятия).
- Развитие у детей связной речи. Детям подготовительной группы, как и детям старшей группы, предлагаются вопросы по содержанию прочитанных произведений, по описанию картинок, игрушек, представляемых событий и предметов, по пересказу прочитанного, по придумыванию новых эпизодов знакомых сказок и сочинению собственных. Все эти типы заданий усложняются и основной упор делается на работу по представлению, без опоры на предметы (картинки, игрушки). Кроме того, в подготовительной группе детям предлагаются задания по пересказу и рассказыванию без вспомогательных вопросов. [Семья в психологической консультации (Опыт и проблемы психологического консультирования) / Под ред. Бодалева А. А., Столина В. В. – М.: Педагогика, 1999. – С. 97.]
В этот же раздел работы включается проведение с детьми бесед на интересующие их темы, свободное обсуждение событий, происходящих дома и в детском саду.
- Развитие у детей выразительного чтения и рассказывания. С одной стороны, это заучивание и выразительное чтение отдельных эмоционально насыщенных стихотворений. С другой стороны, это продолжение занятий по драматизации произведений детской художественной литературы, требующих от детей интонационной и мимической выразительности. В подготовительной группе детям даются для драматизации более сложные произведения, и от них требуется большая самостоятельность при организации игр-драматизаций и исполнении более сложных индивидуальных ролей.
Третье направление: развитие умственных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Сюда входят задания, направленные на развитие мышления и воображения детей. Эти задания могут быть сгруппированы следующим образом.
- Развитие у детей возможностей самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе. При этом, если в старшей группе дети выполняли задания такого типа в процессе совместной деятельности (составляли одну общую модель сказки), то в подготовительной группе эта работа осуществляется как в совместной деятельности, так и индивидуально (каждый ребенок составляет собственную модель). К концу подготовительной группы осуществляется переход к планированию пересказа сказки без помощи наглядной модели и осуществлению последовательного пересказа без опоры на внешние вспомогательные средства.
- Развитие умения строить и использовать пространственные модели при планировании и проведении игр-драматизаций. В подготовительной группе от планирования игры с опорой на заместители дети переходят к планированию в умственном плане и самостоятельному распределению ролей и расстановке действующих лиц и “декораций” на игровой площадке.
Информация о работе Организация взаимодействия ДОУ и школы в подготовке детей к школьному обучению