Организация взаимодействия ДОУ и школы в подготовке детей к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить психолого-педагогические условия готовности ребенка к школьному обучению и определить роль и место важнейших институтов воспитания: семьи и школы, их влияния на эту готовность, отношение между ними в подготовке детей к поступлению в начальную школу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …..3
ГЛАВА 1.ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С КОЛЛЕКТИВОМ ДОУ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС……………………………………………..9
1.1. Характеристика процессов преемственности в подготовке детей к обучению в школе вместе с родителями………………………………………9
1.2. Готовность ребенка к школьному обучению…………………………….15
1.3. Особенности адаптации…………………………………………………..18
1.4.Характерные черты семейного воспитания……………………………..22
1.5. Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению……………………………………………………………………….25
Выводы первой главы…………………………………………………………43
ГЛАВА2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛУ В ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОУ, ШКОЛЫ И СЕМЬИ……………………………………………………………44
2.1.Организация опытно-экспериментальной работы………………………44
2.2.Описание результатов констатирующего эксперимента ………………..57
2.3 Описание формирующего эксперимента………………………………..61
2.4 Описание результатов контрольного эксперимента…………………..71
Выводы второй главы ……………………………………………………….76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Работа содержит 1 файл

диплом 2.doc

— 439.50 Кб (Скачать)
stify"> - одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз."

  Оценка: за все задание - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

Второй  графический диктант

 Инструкция. "Теперь нарисуй еще один рисунок. Слушай меня внимательно:

  - одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо."

 Оценка: за все задания - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

Третий  графический диктант

 Инструкция. "Теперь нарисуем еще один узор. Слушай меня внимательно:

- одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо."

 Оценка: за все задание - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 0,5 баллов.

12. Методика для изучения и оценки моторной персеверации (т.е. шаблонного повторения движения)

 Цель: Определение мелкой моторики на повторении шаблонного движения.

Инструкция. "Посмотри внимательно на этот узор и попробуй нарисовать такой же. Вот здесь (указать где)."

  Ребенок должен продолжить узор, изображенный на бланке. Поочередно предлагается 10 бланков.

 За каждое правильно выполненное задание - 1 балл. Максимально - 10.

13. Методика Керна - Йерасека

 Цель: Определение моторики рук, координации движений и зрения, определение интеллектуального развития ребенка, сосредаточенности, концентрации внимания.

  Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.

Методика  состоит из трех заданий:

1. Срисовывание  письменных букв.

2. Срисовывание  группы точек.

3. Рисование  мужской фигуры.

 Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.

А. Копирование фразы "Ей дан чай"

  Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу "Ей дан чай", написанную письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.

  Инструкция. "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши так же."

 10 баллов - срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.

 8-9 баллов - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна.

 7-6 баллов - буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

 5-4 балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.

 3-2 балла - каракули.

Б. Срисовывание группы точек

  Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм.

  Инструкция. "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь" (показать где).

 10-9 баллов - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.

  8-7 баллов - число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.

 6-5 баллов - рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.

 4-3 балла - контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем.

 1-2 балла - каракули.

В. Рисунок человека

  Инструкция: "Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)." Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: "Можно ли рисовать тетю?" - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.

При оценке рисунка человека учитывается:

- наличие  основных частей: головы, глаз, рта,  носа, рук, ног;

- наличие  второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;

- способ  изображения рук и ног: одной  чертой или двумя, так что  видна форма конечностей.

  10-9 баллов - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией ("синтетический", когда руки и ноги как бы "вытекают" из туловища.

  8-7 баллов - по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не "синтетическим способом". Нарисована отдельно голова и туловище. К ним "прилеплены" руки и ноги.

 6-5 баллов - есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

 4-3 балла - примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек".

 1-2 балла - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.

14. Методика определения уровня развития коммуникативной сферы

 Цель: Определение уровня развития общительности ребенка.

 Уровень развития общительности ребенка определяется в детском саду воспитателем во время общих детских игр. Чем активнее ребенок в общении со сверстниками, тем выше уровень развития коммуникативной системы.

 10 баллов - сверхактивный, т.е. постоянно тормошит сверстников, вовлекая в игры, общение.

 9 баллов - очень активный: вовлекает и сам активно участвует в играх и общении.

 8 баллов - активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение.

 7 баллов - скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других.

 6 баллов - трудно определить, активный или пассивный: позовут играть - пойдет, не позовут - не пойдет, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается.

 5 баллов - скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении.

 4 балла - пассивный: только иногда участвует в играх, когда его настойчиво приглашают.

 3 балла - очень пассивный: не участвует в играх, только наблюдает.

 2 балла - замкнутый, не реагирует на игры сверстников.

15. Методика по определению состояния долговременной памяти

Цель: Определение  состояния долговременной памяти.

 Попросите ребенка назвать ранее заученные слова через час. Инструкция. "Вспомни те слова, которые я тебе читал".

 Оценка 10 баллов - если ребенок воспроизвел все те слова. Каждое невоспроизведенное слово уменьшает оценку на 1 балл.

  Оценка результатов

 Коэффициент психологической готовности (КПГ) ребенка к школе определяется отношением суммы оценок к числу методик. При этом КПГ до 3 баллов оценивает неудовлетворительную готовность, до 5 баллов - слабую, до 7 баллов - среднюю, до 9 баллов - хорошую и до 10 баллов - очень хорошую готовность.

2.2 Описание результатов  констатирующего  эксперимента

          Рассмотрим результаты констатирующего эксперимента.

   Показатели готовности ребенка к школе в экспериментальной группе.

Таблица 1

  Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1. Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти 15% 25% 60%
  1. Методика Джекобсона по определению объема памяти
27% 35% 38%
3. Методика  по определению концентрации  и распределения внимания 17% 29% 54%
4. Методика, выявляющая уровень развития  операции систематизации 25% 23% 53%
5. Методика  по определению способностей  обобщать, абстрагировать и классифицировать. 23% 27% 50%
6. Методика  по определению мыслительных  способностей детей 6 лет 13% 29% 58%
7. Методика  для выявления уровня развития  образных представлений 16% 27% 57%
8. Название  цвета по показу 35% 25% 40%
9. Исследование  качества звукопроизношения 27% 28% 45%
10. Методика определения уровня мобилизации воли (по Ш.Н. Чхарташвили) 18% 26% 56%
11. Методика, определяющая уровень развития  мелкой моторики рук, аналитических  и синтетических функций мозга  (изучается посредством графического  диктанта и метода Керна - Йерасека 22% 27% 51%
12. Методика  для изучения и оценки моторной  персеверации (т.е. шаблонного повторения  движения) 21% 27% 52%
13. Методика  Керна - Йерасека 24% 21% 55%
14. Методика  определения уровня развития  коммуникативной сферы 19% 27% 54%
15. Методика по определению состояния долговременной памяти 25% 27% 48%

Диаграмма 1. Показатели готовности ребенка к школе в экспериментальной группе.

 

 1 -3-  определение кратковременной памяти,  объема памяти и внимания.

3 -5- определение систематизации, абстрагирования и классификации.

5-7- определение  мыслительных способностей и  образных представлений.

7 -9- определение  знание цвета и звукопроизношений.

9 -11- определения  уровня мобилизации воли, развития  мелкой моторики рук, аналитических и синтетических функций мозга.

11 -13- определение   моторной персеверации 

13-17 - определения  уровня развития коммуникативной  сферы  и долговременной памяти.  
 

2.3 Описание формирующего  эксперимента

  Программа развития элементарных математических представлений у детей подготовительной группы основывается на представлениях детей, сформированных в средней и старшей группах.

   В подготовительной группе для развития познавательных способностей и математических представлений детям предлагаются задания на выделение и установление различных видов математических отношений. Это количественные отношения, отношения между величинами и элементами множества, приводящие к определенному пониманию числа, отношения между числами числового ряда (от 0 до 20), отношения, возникающие между числами при составлении числа из двух меньших, временные отношения, математические и логико-грамматические отношения, выступающие при решении арифметических задач.

  Развитие представлений о количественных отношениях, о числе, о числовом ряде, временных представлений, а также обучение детей решению арифметических задач происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей.

   Обучение начинается с повторения ряда заданий, предлагавшихся детям старшей группы и являвшихся наиболее трудными. Это задания на установление количественных отношений при помощи графических моделей в виде линии с нулевой отметкой и стрелкой, показывающей направление увеличения, в результате чего у детей возникает представление о числе как отношении измеряемого к мере.

  Для совершенствования представлений детей о числовом ряде в пределах десяти используются модели в виде кругов или разветвляющихся отрезков в более усложненном по сравнению со старшей группой варианте: круги задаются в форме пересечений, отрезки предлагаются с двумя и более разветвлениями.

Информация о работе Организация взаимодействия ДОУ и школы в подготовке детей к школьному обучению