Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:20, дипломная работа
Цель исследования. Выявить психолого-педагогические условия готовности ребенка к школьному обучению и определить роль и место важнейших институтов воспитания: семьи и школы, их влияния на эту готовность, отношение между ними в подготовке детей к поступлению в начальную школу.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …..3
ГЛАВА 1.ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С КОЛЛЕКТИВОМ ДОУ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС……………………………………………..9
1.1. Характеристика процессов преемственности в подготовке детей к обучению в школе вместе с родителями………………………………………9
1.2. Готовность ребенка к школьному обучению…………………………….15
1.3. Особенности адаптации…………………………………………………..18
1.4.Характерные черты семейного воспитания……………………………..22
1.5. Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению……………………………………………………………………….25
Выводы первой главы…………………………………………………………43
ГЛАВА2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛУ В ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОУ, ШКОЛЫ И СЕМЬИ……………………………………………………………44
2.1.Организация опытно-экспериментальной работы………………………44
2.2.Описание результатов констатирующего эксперимента ………………..57
2.3 Описание формирующего эксперимента………………………………..61
2.4 Описание результатов контрольного эксперимента…………………..71
Выводы второй главы ……………………………………………………….76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…
Например, на занятиях по
Консервативным является ныне лозунг “Дайте ребенку детство” при полном невмешательстве в интеллектуальную сферу его деятельности. Дети будут полноценными, если взрослые позаботятся найти ключ к познавательной деятельности детей, активизировать ее. [48, с. ]
Анализ практики обучения детей на занятиях в детском саду показывает, что к сожалению, далеко не всегда воспитатели поддерживают необходимую познавательную активность детей. Многие занятия проводятся при сниженном эмоционально-познавательном фоне, нередко по одной и той же схеме.
Активность детей носит в основном репродуктивный, воспроизводящий характер.
Воспитатель
показал, объяснил — ребенок
повторил. Дети почти не задают
воспитателю встречных
Показателем активной мыслительной деятельности дошкольника на занятиях является: наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения; умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, проводить при этом разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать и т. д.; умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы; умение замечать ошибки у себя и сверстников и исправлять их; умение выдвигать новую познавательную задачу; способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы ее решения в практической деятельности. [38, с.42]
Активизация мышления детей на
занятии достигается путем
Опыт показывает, что интерес к занятию связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить. Поэтому воспитатель должен заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью. [3, с. 53]
Организуя интеллектуально-практическую деятельность, воспитатель должен помнить, что знания и умения усвоенные без желания и интереса, обычно не становятся активным достоянием ребенка, а развивают мыслительную активность детей ситуации поиска и исправления ошибок, выбор правильного решения из нескольких вариантов, доказательства, дискуссии, чаще всего это происходит во время сюжетно-ролевой игры, дидактической игры.
Значение этих игр в
Ведущий вид деятельности школьника — учебная деятельность.
Систематическое усвоение детьми знаний на занятиях в детском саду составляет основу овладения некоторыми элементами учебной деятельности. В подготовительной группе детей учат центральную линию при изображении симметричных форм. Идет подготовка к тому, чтобы в 1-м классе дети легко овладели на уроке изобразительного искусства при построении рисунка применять вспомогательные линии: вертикаль, горизонталь, наклонную касательную, оси симметрии, прорисовывать невидимую часть предметов.
Занятия по рисованию, лепке, аппликации способствуют подготовке к урокам ИЗО, математики, труда. При письме и рисовании вырабатывается навык правильного положения корпуса, рук, умения держать ручку, карандаш. Задачи эстетического воспитания в детском саду разнообразны. Они включают формирование у ребенка представлений о мире искусства, воспитание эстетических чувств и отношений, а также разнообразных навыков художественной деятельности. На занятиях ИЗО осуществляется задача всестороннего развития личности, формируются и закрепляются умения, навыки, необходимые в учебной деятельности: дошкольники овладевают умениями слушать, запоминать и последовательно выполнять задания; подчинять свои действия правилам, определяющим способ их выполнения; укладываться во времени; оценивать свою работу; находить и исправлять ошибки, доводить работу до конца; держать в порядке рабочее место, инструменты, материалы.
Огромная роль, которую играют
в психологическом развитии
“дошкольные” виды деятельности, определяют собой основной характер системы их воспитания и обучения. Это та система, которая сложилась в подготовительной группе детского сада. Вместе с тем значительные возможности усвоения знаний и навыков, имеющихся у детей шестого года жизни, все более учитываются путем усиления элементов специализированного обучения в рамках общего режима и уклада детского сада. Это относится прежде всего к обучению математике и грамоте. Следует, однако, подчеркнуть, что обучение дошкольников существенно отличается от школьного обучения как по основной цели, так и по методам его проведения. Основной целью является не само усвоение соответствующих знаний и навыков, а развитие у детей психологических предпосылок перехода в школу, методы обучения опираются на специфику характерных для дошкольников видов деятельности и форм мышления.
С момента
поступления в школу интересы
ребенка существенно
Психологические предпосылки включения ребенка в коллектив класса и школы складываются у старших дошкольников в результате их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе детского сада.
К моменту поступления в школу ребенок должен уметь самостоятельно организовывать не только свои действия, но и выбрать совместную с товарищами игру или работу, спланировать ее ход, уметь разрешить конфликт, распределить роли, довести начатое дело до конца.
Формирование организационных умений во многом зависит от указаний, которые дает детям воспитатель. Они должны быть четкими, правильными, понятными, постоянными. В освоенных действиях используют направляющие указания. Они побуждают ребенка к самостоятельному решению вопросов в разнообразных ситуациях, возникающих в процессе деятельности.
Эффективность обучения в
Современная школа (технология обучения по системе Л. В. Занкова в том числе) требует от детей поступающих в первый класс не только каких-либо специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, более высокого уровня развития нравственно-волевых качеств, способности к управлению своим поведением, большей работоспособности, т. е. психологической готовности к обучению.
Важнейшими задачами психологической подготовки являются:
1. динамическое развитие психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение), совершенствование основных видов деятельности
(труд, игра, учение);
2. обучение детей приемам “обработки” материала познания: отнесение предметов, явлений по признакам сходства, различия;
3. развитие умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстракции, конкретизации, обобщения, классификации, самостоятельных суждений и др.;
4. обучение детей способам обследования с целью рационального познания окружающей действительности;
5. формирование познавательных способностей: точности и расчлененности восприятия, умения легко схватывать отличительные способности предметов, умения разбираться в сложных ситуациях, выделять в них главное, планировать свои действия, решать задачи, требующие сообразительности, смекалки;
6. формирование предпосылок учебной деятельности и ее характерных черт: умения слушать и слышать взрослых, работать по их указанию; способность отделять свои действия от действий других детей; развивать самоконтроль за своими действиями и словами и др.;
7. формирование отношения детей с окружающими с целью удовлетворения любознательности ребенка, его потребности в личностном общении и совместной деятельности со взрослыми, широты социальных контактов и др.
Помимо психологической
Следовательно, детям, идущим
в школу, необходимо иметь
Овладение
детьми грамоте и математике
происходит в процессе
Письмо является базовым
Овладение грамотой — это
Основной задачей подготовки
к письму является: развитие фонематичекого
слуха и умение
Интегрированные занятия в
1) быстротой
реакции, осмыслением
2) звуковым анализом слова, их написанием с помощью моделей; конструированием отдельных букв (из пластилина, палочек, бумаги и др.;
3) пространственной ориентацией на листе бумаги (упражнения “Графический диктант”, “Нарисуй предмет по точкам” и др.);
4) синхронным говорением и движением кистей рук (пальчиковая имитация, игры с мячом и т. д.);
5) зрительным
контролем за движением руки (упражнения
типа “Продолжи узор по
6) умением
держать правильно пишущий
Подготовка ребенка к письму
осуществляется как на
Подготовка
к обучению грамоте детей в
подготовительной к школе
Информация о работе Организация взаимодействия ДОУ и школы в подготовке детей к школьному обучению