Организация взаимодействия ДОУ и школы в подготовке детей к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить психолого-педагогические условия готовности ребенка к школьному обучению и определить роль и место важнейших институтов воспитания: семьи и школы, их влияния на эту готовность, отношение между ними в подготовке детей к поступлению в начальную школу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …..3
ГЛАВА 1.ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С КОЛЛЕКТИВОМ ДОУ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС……………………………………………..9
1.1. Характеристика процессов преемственности в подготовке детей к обучению в школе вместе с родителями………………………………………9
1.2. Готовность ребенка к школьному обучению…………………………….15
1.3. Особенности адаптации…………………………………………………..18
1.4.Характерные черты семейного воспитания……………………………..22
1.5. Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению……………………………………………………………………….25
Выводы первой главы…………………………………………………………43
ГЛАВА2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛУ В ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОУ, ШКОЛЫ И СЕМЬИ……………………………………………………………44
2.1.Организация опытно-экспериментальной работы………………………44
2.2.Описание результатов констатирующего эксперимента ………………..57
2.3 Описание формирующего эксперимента………………………………..61
2.4 Описание результатов контрольного эксперимента…………………..71
Выводы второй главы ……………………………………………………….76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Работа содержит 1 файл

диплом 2.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

   Например, на занятиях по конструированию  дети должны осознать, что для  того чтобы игрушка была красивой, аккуратной, нужно постараться очень  точно складывать бумагу, ровно  смазывать сгибы клеем. На занятиях по родному языку, также опираясь на его программное содержание, воспитатель находит другие убедительные доводы побуждающие детей к напряжению мысли, активной деятельности, преодолению трудностей.

Консервативным  является ныне лозунг “Дайте ребенку детство” при полном невмешательстве в интеллектуальную сферу его деятельности. Дети будут полноценными, если взрослые позаботятся найти ключ к познавательной деятельности детей, активизировать ее. [48, с. ]

  Анализ  практики обучения детей на  занятиях в детском саду показывает, что к сожалению, далеко не всегда воспитатели поддерживают необходимую познавательную активность детей. Многие занятия проводятся при сниженном эмоционально-познавательном фоне, нередко по одной и той же схеме.

   Активность детей носит в основном репродуктивный, воспроизводящий характер.

  Воспитатель  показал, объяснил — ребенок  повторил. Дети почти не задают  воспитателю встречных вопросов. А если и задают, то некоторые  воспитатели не поддерживают  их, считая что они нарушают данную логику занятия. В результате такого неконструктивного подхода познавательные интересы и активность детей постепенно снижаются. После занятий дошкольники не пытаются продолжить разговор на данную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности.

Показателем активной мыслительной деятельности дошкольника  на занятиях является: наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения; умение проявлять самостоятельность  в процессе поиска решения, проводить  при этом разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать и т. д.; умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы; умение замечать ошибки у себя и сверстников и исправлять их; умение выдвигать новую познавательную задачу; способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы ее решения в практической деятельности. [38, с.42]

    Активизация мышления детей на  занятии достигается путем отбора  соответствующего содержания, методов  и приемов, форм организации  учебной деятельности. Задача воспитателя — вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков.

Опыт  показывает, что интерес к занятию  связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить. Поэтому воспитатель должен заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью. [3, с. 53]

Организуя интеллектуально-практическую деятельность, воспитатель должен помнить, что знания и умения усвоенные без желания и интереса, обычно не становятся активным достоянием ребенка, а развивают мыслительную активность детей ситуации поиска и исправления ошибок, выбор правильного решения из нескольких вариантов, доказательства, дискуссии, чаще всего это происходит во время сюжетно-ролевой игры, дидактической игры.

   Значение этих игр в подготовке  к школе трудно переоценить.  Сюжетно- ролевые игры оказывают  широкое общеразвивающее влияние  на личность будущего школьника, а игры с правилами, дидактические, непосредственно связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. Т. е. в игре происходит непосредственная подготовка ребенка к переходу на новую ступень обучения — поступлению в школу. [3,с. 56].

  Ведущий  вид деятельности школьника —  учебная деятельность.

Систематическое усвоение детьми знаний на занятиях в детском саду составляет основу овладения некоторыми элементами учебной деятельности. В подготовительной группе детей учат центральную линию при изображении симметричных форм. Идет подготовка к тому, чтобы в 1-м классе дети легко овладели на уроке изобразительного искусства при построении рисунка применять вспомогательные линии: вертикаль, горизонталь, наклонную касательную, оси симметрии, прорисовывать невидимую часть предметов.

   Занятия по рисованию, лепке,  аппликации способствуют подготовке к урокам ИЗО, математики, труда. При письме и рисовании вырабатывается навык правильного положения корпуса, рук, умения держать ручку, карандаш. Задачи эстетического воспитания в детском саду разнообразны. Они включают формирование у ребенка представлений о мире искусства, воспитание эстетических чувств и отношений, а также разнообразных навыков художественной деятельности. На занятиях ИЗО осуществляется задача всестороннего развития личности, формируются и закрепляются умения, навыки, необходимые в учебной деятельности: дошкольники овладевают умениями слушать, запоминать и последовательно выполнять задания; подчинять свои действия правилам, определяющим способ их выполнения; укладываться во времени; оценивать свою работу; находить и исправлять ошибки, доводить работу до конца; держать в порядке рабочее место, инструменты, материалы.

   Огромная роль, которую играют  в психологическом развитии шестилеток

“дошкольные”  виды деятельности, определяют собой  основной характер системы их воспитания и обучения. Это та система, которая сложилась в подготовительной группе детского сада. Вместе с тем значительные возможности усвоения знаний и навыков, имеющихся у детей шестого года жизни, все более учитываются путем усиления элементов специализированного обучения в рамках общего режима и уклада детского сада. Это относится прежде всего к обучению математике и грамоте. Следует, однако, подчеркнуть, что обучение дошкольников существенно отличается от школьного обучения как по основной цели, так и по методам его проведения. Основной целью является не само усвоение соответствующих знаний и навыков, а развитие у детей психологических предпосылок перехода в школу, методы обучения опираются на специфику характерных для дошкольников видов деятельности и форм мышления.

С момента  поступления в школу интересы ребенка существенно изменяются,—  они становятся более устойчивыми  и разносторонними. Познавательные интересы смыкаются с учебными. Возникает  довольно сложный и опосредованный интерес к учению.

    Психологические предпосылки включения ребенка в коллектив класса и школы складываются у старших дошкольников в результате их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе детского сада.

К моменту  поступления в школу ребенок  должен уметь самостоятельно организовывать не только свои действия, но и выбрать совместную с товарищами игру или работу, спланировать ее ход, уметь разрешить конфликт, распределить роли, довести начатое дело до конца.

Формирование  организационных умений во многом зависит  от указаний, которые дает детям воспитатель. Они должны быть четкими, правильными, понятными, постоянными. В освоенных действиях используют направляющие указания. Они побуждают ребенка к самостоятельному решению вопросов в разнообразных ситуациях, возникающих в процессе деятельности.

   Эффективность обучения в школе  во многом определяется уровнем  подготовки. Готовность же определяется  системой требований, которые предъявляет  школа к ребенку.

Современная школа (технология обучения по системе  Л. В. Занкова в том числе) требует от детей поступающих в первый класс не только каких-либо специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, более высокого уровня развития нравственно-волевых качеств, способности к управлению своим поведением, большей работоспособности, т. е. психологической готовности к обучению.

Важнейшими  задачами психологической подготовки являются:

1. динамическое развитие психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение), совершенствование основных видов деятельности

(труд, игра, учение);

2. обучение детей приемам “обработки” материала познания: отнесение предметов, явлений по признакам сходства, различия;

3. развитие умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстракции, конкретизации, обобщения, классификации, самостоятельных суждений и др.;

4. обучение детей способам обследования с целью рационального познания окружающей действительности;

  5. формирование познавательных способностей: точности и расчлененности восприятия, умения легко схватывать отличительные способности предметов, умения разбираться в сложных ситуациях, выделять в них главное, планировать свои действия, решать задачи, требующие сообразительности, смекалки;

6. формирование предпосылок учебной деятельности и ее характерных черт: умения слушать и слышать взрослых, работать по их указанию; способность отделять свои действия от действий других детей; развивать самоконтроль за своими действиями и словами и др.;

7. формирование отношения детей с окружающими с целью удовлетворения любознательности ребенка, его потребности в личностном общении и совместной деятельности со взрослыми, широты социальных контактов и др.

    Помимо психологической готовности  ребенку, поступающему в первый  класс, необходим известный запас  сведений об окружающем мире — о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, о том, что такое “хорошо” и “плохо”, т. е. о моральных нормах поведения.

    Следовательно, детям, идущим  в школу, необходимо иметь достаточно  высокий уровень интеллектуального развития. Особое место при работе с детьми в детском саду занимает сообщение им знаний и формирование навыков, традиционно относящимся собственно к школьным — грамоте и математике.

  Овладение  детьми грамоте и математике  происходит в процессе специальных занятий, основной целью которых и является формирование у детей предпосылок к обучению письму и счету.

   Письмо является базовым навыком,  на котором строится практически  все дальнейшее обучение. Письменная  речь в отличие от устной  формируется только в условиях целенаправленного обучения.

   Овладение грамотой — это сложная  умственная деятельность, которая  требует определенной зрелости  многих психических функций ребенка.  Сам процесс письма психологически  и физиологически очень сложен; поэтому процесс овладения навыками письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру. Чтобы записать слово, ребенку нужно выполнить множество действий, таким образом, к письму ребенка следует готовить задолго до того, как он начинает осуществлять все функции письма.

   Основной задачей подготовки  к письму является: развитие фонематичекого  слуха и умение проанализировать  звуковой состав слова; развитие  мускульной памяти, что предполагает  развитие мелких мышц пальцев  и кисти руки; развитие внутренней  и внешней речи, начальных этапов словесно-логического мышления; развития памяти; развития умения свободно держать пишущий инструмент (ручку, карандаш, кисть и т. д.); формирование пространственной ориентации на листе бумаги.

   Интегрированные занятия в детском  саду призваны помочь ребенку, готовясь к письму, овладеть:

1) быстротой  реакции, осмыслением услышанного  (игры с мячом — “Поймай  вопрос, пришли ответ”, “Съедобное  — несъедобное”, “Вспомни сказки”  и др.);

2) звуковым  анализом слова, их написанием  с помощью моделей; конструированием отдельных букв (из пластилина, палочек, бумаги и др.;

3) пространственной  ориентацией на листе бумаги (упражнения  “Графический диктант”, “Нарисуй  предмет по точкам” и др.);

4) синхронным  говорением и движением кистей  рук (пальчиковая имитация, игры с мячом и т. д.);

5) зрительным  контролем за движением руки (упражнения  типа “Продолжи узор по правилам”,  “Заштрихуй рисунок” и т. д.);

6) умением  держать правильно пишущий предмет.

   Подготовка ребенка к письму  осуществляется как на интегрированных уроках, так и на специальных, путем систематических упражнений, тренировок, игр. Наряду с тренировкой руки ребенка к письму ставится задача по формированию навыков учебной деятельности: умения внимательно слушать взрослого, действовать по его указанию, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, контролировать свои действия и др.

  Подготовка  к обучению грамоте детей в  подготовительной к школе группе  детского сада имеет следующие  задачи:

Информация о работе Организация взаимодействия ДОУ и школы в подготовке детей к школьному обучению