Организация взаимодействия ДОУ и школы в подготовке детей к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить психолого-педагогические условия готовности ребенка к школьному обучению и определить роль и место важнейших институтов воспитания: семьи и школы, их влияния на эту готовность, отношение между ними в подготовке детей к поступлению в начальную школу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …..3
ГЛАВА 1.ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С КОЛЛЕКТИВОМ ДОУ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС……………………………………………..9
1.1. Характеристика процессов преемственности в подготовке детей к обучению в школе вместе с родителями………………………………………9
1.2. Готовность ребенка к школьному обучению…………………………….15
1.3. Особенности адаптации…………………………………………………..18
1.4.Характерные черты семейного воспитания……………………………..22
1.5. Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению……………………………………………………………………….25
Выводы первой главы…………………………………………………………43
ГЛАВА2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛУ В ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОУ, ШКОЛЫ И СЕМЬИ……………………………………………………………44
2.1.Организация опытно-экспериментальной работы………………………44
2.2.Описание результатов констатирующего эксперимента ………………..57
2.3 Описание формирующего эксперимента………………………………..61
2.4 Описание результатов контрольного эксперимента…………………..71
Выводы второй главы ……………………………………………………….76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Работа содержит 1 файл

диплом 2.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

1) формирование  умения, связанного с пониманием и передачей содержания увиденного, услышанного, прочувствованного.

2) формирование  умения логически строить высказывания: строить план, определять, с чего  начать высказывание, чем его  закончить, осуществлять последовательный  переход от одной мысли к  другой;

3) осуществлять  работу над словарем детей  (усвоение новых слов и значений, усвоение синонимов, антонимов,  знакомство с изобразительными  средствами и языком художественных  произведений);

4) развивать  звуковую сторону речи: чистоту  звукопроизношения, регуляцию темпа и силы голоса, выразительность, фонематический слух;

5) научить  детей из устной и схематической  письменной ребенкечи выделять  предложения, составлять предложения  из заданного количества слов, членить слова на слоги; знакомить  детей со звуковым строением слов.

  Ведущей  задачей при формировании математических  понятий является:

1. Наблюдение (изменение, моделирование, построение) объектов с целью выявления  их свойств;

2. Сравнение  объектов и их свойств: анализ  свойств, в ходе которого надо  определить, какие из них являются общими, отличительными, существенными, а какие несущественными; установление и использование аналогий; обобщение, формулировка суждений об общих существенных признаках объектов; классификаций — разбивка множества изучаемых понятий на классы и виды и т. п. — т. е. на задания, которые формируют умственную деятельность ребенка и развивают мыслительные операции.

3. Развитие  умения ориентироваться в некоторых  скрытых существенных математических  связях, отношениях, зависимостях (поровну,  больше, меньше, целое, часть, зависимость между величинами и др.);

4. Обучение  овладением способами установления  разного рода математических  связей, отношений; понятия, что  самыми очными способами установления  количественных отношений является  счет предметов и измерение величин.

5. Формирование  ориентировочных понятий в пространстве  и времени.

   Воспитатель, работая с детьми  но занятиях должен опираться  на лучший опыт семейного воспитания, учитывать своеобразие каждой  семьи, тактичными советами, педагогическим  просвещением родителей, привлечение их к участию в мероприятиях, проводимых в детском саду, добиться взаимопонимания, единства, взаимосочетаемости педагогических воздействий, направленных на подготовку ребенка к школе. Важна также связь со школой, ориентировка на ее программу и требования, которые она предъявляет к ученикам. Не менее интересно и полезно знать учителю своих будущих учеников, что они имеют, как ведут себя в коллективе, кто из них может быть опорой при организации внеклассной работы.

   В последний год пребывания ребенка в детском саду, когда интенсивно ведется его подготовка к школе, работа с семьей приобретает особое значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех сторон развития и воспитания детей.

    Таким образом, детский сад  выполняет задачу всесторонней подготовки детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. В задачи воспитателя детского сада входит помимо планомерной подготовки к школе, изучение неблагоприятных вариантов психического развития ребенка, с целью их коррекции, организует детскую деятельность общение и познание с тем, чтобы способствовать развитию наиболее важных, с позиции предстоящего школьного обучения, черт личности и поведения.

   В разнообразных формах общения  с родителями своих воспитанников педагог- воспитатель выявляет, какую помощь нужно оказать семьям, в рекомендациях и советах каких специалистов они нуждаются. При этом следует учитывать, что с частью родителей, чьи дети пришли в подготовительную группу сразу из семьи, следует наметить дополнительную работу, рассказать о том, какое большое влияние оказывают условия жизни на развитие ребенка, о единстве требований к детям детского сада и семьи.

Таким образом, изучив требования предъявляемые  детям, идущим в школу и условия подготовки детей к школе, мы пришли к выводу, что наиболее оптимальным вариантом формирования у ребенка школьной зрелости является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению.

   Предпринятый анализ теории и  практики педагогического образования  в аспекте нашей проблемы позволил  сделать вывод, что существует  противоречие между требованиями  современного личностно-ориентированного  подхода и состоянием исследуемой  проблемы подготовки детей к школьному обучению в системе педагогических воздействий детского сада и семьи.

    Поэтому эта проблема является  в углубленном исследовании. Существует  большое количество литературы  по подготовке детей к школе,  однако, роль детского сада и семьи освещается слабо, поэтому обобщая сказанное о готовности детей к школе в научно-теоретическом плане, мы считаем, что оптимальная готовность ребенка к школе может быть при условии наличия в этом составе следующих основных компонентов готовности:

1) правильно сформированное отношение к учению;

2) сформированность  навыков учебной работы;

3) стремление  трудиться, преодолевать трудности;

4) развитость  познавательных и учебных интересов;

5) сформированность  произвольности, умение подчиняться  правилам, управлять своими эмоциями, поведением.

   Выявленные особенности готовности  позволяют нам предположить, что  большое влияние в формировании  готовности оказывает семья и  эта роль определяется тем, как родители относятся к вопросу подготовки своего ребенка к школе, насколько серьезно и ответственно они подходят к решению этой проблемы. В семье дополняются знания детей, полученные в детском саду; в процессе повседневного общения расширяется кругозор детей, формируются нравственные, физические, психологические качества будущего школьника.

   Детский сад, являясь первой  ступенью народного образования,  выполняет множество функций.  Среди задач, стоящих перед  детским садом, главной является  задача подготовки ребенка к переходу на следующую ступень образования — к поступлению в школу. На занятиях, предусмотренных программой обучения и воспитания в детском саду, ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего развития ребенка. В детском саду дети помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в детском саду в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерная, целенаправленная, педагогически обоснованная всесторонняя подготовка ребенка к поступлению в школу.

  Однако, именно в системе взаимодействия  дошкольного учреждения и семьи  возможна полноценная подготовка  ребенка к школе. Поэтому воспитатель  в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата — правильной и полной подготовки ребенка к школе,

которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

    Для выяснения состояния уровня готовности детей к школе используются диагностические методики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  первой главы.

  Таким образом, только тех детей, которые соответствуют составленным критериям, мы можем считать готовыми к школьному обучению. Однако, по наблюдениям учителей начальных классов дети, идущие в школу, не обладают всеми качествами необходимыми будущему школьнику, т. е. не готовы к школе, чаще всего это связано с тем, что в дошкольном детстве не реализуются все задатки ребенка и он остается недостаточно развит в результате неправильного понимания взрослыми вопроса воспитания и развития дошкольников с целью подготовки их к обучению в школе. Поэтому проблема состоит в том, чтобы правильно и своевременно подготовить ребенка к обучению. А обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей.

    Семья первая и наиболее важная среда развития ребенка, однако и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребенка, поэтому выделить что важнее детский сад или семья мы не можем, так же как и предпочесть одно воспитание другому. Лучше всего сказывается на развитии ребенка единство воздействий семьи, школы и детского сада. Поэтому, на наш взгляд, необходимо изучить возможности семьи и дошкольного учреждения в формировании у ребенка готовности к школьному обучению. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛУ В ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОУ, ШКОЛЫ И СЕМЬИ.

2.1.Организация опытно-экспериментальной работы

      Для достижения цели исследования была организована и проведена опытно-экспериментальная работа.

    Эксперимент будет проходить  только с одной экспериментальной  группой. Контрольной группы не  будет так как для определения готовности к школе мы выбрали одну группу из детей подготовительной группы ДОУ «Лейсан» с.Кичучатово. В группе 15 детей : 7 девочек и 8 мальчиков. Из них 6 детей из семей родители, которых имеют высшее образование и имеют достаточно хорошее положение в обществе, 7 детей из семей родители, которых имеют средне - специальное, техническое образование и имеют достаточно хорошо оплачиваемые места работы и 2 детей из семей малоимущих.

         Первым этапом данной работы  стал констатирующий эксперимент – на данном этапе была проведена первичная диагностика определение уровня готовности к школе среди детей подготовительной группы, которые составили экспериментальную группы. Диагностика развития была проведена с использованием следующих методик:

       - Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти.

       - Методика Джекобсона по определению объема памяти.    

       - Методика по определению концентрации и распределения внимания.

      - Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации.

      - Методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать.

     - Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет

      - Методика для выявления уровня развития образных представлений

      - Название цвета по показу

      - Исследование качества звукопроизношения

      - Методика определения уровня мобилизации воли (по Ш.Н. Чхарташвили

      - Методика, определяющая уровень развития мелкой моторики рук, аналитических и синтетических функций мозга (изучается посредством графического диктанта и метода Керна - Йерасека)

   - Методика для изучения и оценки моторной персеверации (т.е. шаблонного повторения движения)

     - Методика Керна - Йерасека

     - Методика определения уровня развития коммуникативной сферы      

      - Методика по определению состояния долговременной памяти

     На этом этапе был проведен сравнительный анализ показателей экспериментальной группы.

         Формирующий эксперимент был  направлен на апробацию серий занятий, основанных на применение игровых технологий с целью развития интеллекта детей подготовительной группы.

        Контрольный эксперимент позволил  определить эффективность формирующего  эксперимента.

          Приведем описание методик.

  1. Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти

Цель: Определение  состояния  кратковременной памяти.

   Приготовьте 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов. Например: игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.

Информация о работе Организация взаимодействия ДОУ и школы в подготовке детей к школьному обучению