Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:20, дипломная работа
Цель исследования. Выявить психолого-педагогические условия готовности ребенка к школьному обучению и определить роль и место важнейших институтов воспитания: семьи и школы, их влияния на эту готовность, отношение между ними в подготовке детей к поступлению в начальную школу.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …..3
ГЛАВА 1.ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С КОЛЛЕКТИВОМ ДОУ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС……………………………………………..9
1.1. Характеристика процессов преемственности в подготовке детей к обучению в школе вместе с родителями………………………………………9
1.2. Готовность ребенка к школьному обучению…………………………….15
1.3. Особенности адаптации…………………………………………………..18
1.4.Характерные черты семейного воспитания……………………………..22
1.5. Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению……………………………………………………………………….25
Выводы первой главы…………………………………………………………43
ГЛАВА2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛУ В ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОУ, ШКОЛЫ И СЕМЬИ……………………………………………………………44
2.1.Организация опытно-экспериментальной работы………………………44
2.2.Описание результатов констатирующего эксперимента ………………..57
2.3 Описание формирующего эксперимента………………………………..61
2.4 Описание результатов контрольного эксперимента…………………..71
Выводы второй главы ……………………………………………………….76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…
В дальнейшей своей работе мы планируем
углубить и расширить нашу работу, стимулирующие
развития компонентов готовности к школе
у старших дошкольников в условиях детского
образовательного учреждения.
Список использованной литературы.
1.Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей //Управление ДОУ. 2002. №4. с.10-18.
2.Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.,2001.
3.Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М., 1991.
4.Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание. 1990, №12. с. 27
5.Данилина Т.А. и др. Интеграция работы ДОУ с семьей // Управление ДОУ. 2002. №4. с.110-114.
6.Дошкольные учреждения и семья / Под ред. Т.Н.Дороновой и др. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
7.Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М., 1995.
8.Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями // Управление ДОУ. 2002. №4. с.100-110.
9.Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М., 2004.
10.Моисеев А.М. Содержание, формы и организация методической работы. М., 1987.
11. Абраменкова В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам // Вопросы психологии. – 1980 – № 5.
12. Семья в психологической консультации (Опыт и проблемы психологического консультирования) / Под ред. Бодалева А. А., СтолинаВ. В. – М.: Педагогика, 1999.
13. БодалевА. А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
14. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1978.– № 4; 1979, № 2,4.
15. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование (проблемы психического развития детей). – М.: Изд-во МГУ, 1980.
16. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 4. – М.: Педагогика, 1984.
17. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966.– № 6.
18. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпов С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1978.
19. Глозман Ж. М. Личность и нарушения общения. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
10. Дубровина И. Я. и др. Активные методы в работе школьного психолога. – М.: АН СССР, 1989.
11. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М., 1982.
12.Кадырова
З. Р. Формирование
13. Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие. – М., 1986.
14. Кравцова
Е. Е. Психологические
15. Леонтъев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политическая лит-ра, 1979.
16. Лисина
М. И. Проблемы онтогенеза
= 152 =
17. Лысюк
Л. Г. Различные планы
18. Мухина В. С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985.
19. Репина
Т. А. Отношения между
20. Родари Дж. Грамматика фантазии (Введение в искусство придумывания историй). – М.: Прогресс, 1990.
21. Рузская
А. Г. Развитие общения
22. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. – М., 1988.
23. Фелъдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989.
24. Хоментаускас Т. Г, Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1999.
25. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.
26. Элъконин
Д. Б. Избранные
27. Элъконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
28. Карабанова
О. А. Игра в коррекции
29. Зенкевич-Евстигнеева Т. Г. Путь к волшебству. – СПб: Златоуст, 1998.
30. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Форум, 1997.
31. Фурманов И. А. Детская агрессивность. – Минск, 1996.
32. Захаров А, И. Ребенок до рождения. – СПб., 1998.
33. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М., 1991.
34. Лешан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М., 1990.
35. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.
36. Кащенко
В. П. Педагогические
37. Забрамная
С. Д. Психолого-
38. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.
39. Романова
Е. С., Потомкина О. Ф. Графические
методы в психологической
40. Акишина А. А., Кано X., Акишина Т. Е. Жесты и мимика в русской речи. – М.: Русский язык, 1991.
41. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999.
42. Зимбардо Ф. Застенчивость, – М., 1991.
43. Клюева
Н. В., Касаткина Ю. В. Учим
детей общению. – Ярославль, 1996.
Приложение
Приложение № 1
Тема. Тридевятое царство.
Программное содержание: формировать навыки вычислительной деятельности; продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание по предложенным схемам; конкретизировать знания детей о двузначных числах; развивать внимание и наблюдательность; продолжать учить детей декодировать информацию, зашифрованную на карточках-кодах / цвет, величина, форма /; прививать интерес к решению занимательных задач с математическим смыслом; продолжать учить ориентироваться на плоскости; активизировать словарь детей; учить находить девятое недостающее изображение путем зрительно-мыслительного анализа, соотнося расположение предметов по горизонтали и вертикали.
План.
1.Эмоционально-психологический настрой на игру-занятие.
2. Упражнение " Карта Тридевятого царства ".
3. Дидактическая игра " Транспорт ".
4. Упражнение " Открой замок ".
5. Упражнение " Ученый кот ".
6. Упражнение "Двузначные числа". 7. Динамическая пауза.
8. Решение задач.
9. Задачи на смекалку.
10. Логический квадрат " Дома ".
11. Дидактическая игра " Рыбки ".
Оборудование: ковролин; магнитная доска.
Раздаточный материал: числовая таблица, фишки, головоломка "Монгольская игра " на каждого ребенка.
Ход занятия.
Педагог: Ребята, далеко - далеко отсюда за тридевять земель находится Тридевятое царство, в котором живут сказочные герои. В Тридевятом царстве случилась беда. Кощей Бессмертный заточил в темницу добрых сказочных героев и нам придется отправиться в путь для того, чтобы восстановить справедливость. Но прежде вы должны составить карту Тридевятого царства.
Упражнение "Карта Тридевятого царства".
Дети располагают на доске изображения - дворец Снежной Королевы, избушка Бабы-Яги, замок Кощея Бессмертного и т. д. Задание выполняется коллективно по словесной инструкции педагога: Избушка Бабы-Яги находится в правом нижнем углу, дворец Снежной Королевы - вверху посередине ...
Педагог: Добраться до Тридевятого царства нелегко. Какой транспорт вы выберете?
Дети: Самолет, поезд, машина и т. д.
Педагог предлагает вниманию детей дидактическую игру " Транспорт".
Задача детей расположить картинки с изображениями велосипеда, машины, самолета, корабля, поезда по принципу - ответ примера на картинке, является началом следующего примера: 2+3 5+3 8-4 4-3 1+9.
Педагог: Ребята, Тридевятое царство обнесено высоким забором, а на дубовых воротах висит замок. Открыть замок нам помогут ваши знания.
Дети работают за столами с числовыми таблицами /числа первого и второго десятков/. Задача детей накрыть фишкой число, которое является ответом на вопрос педагога.
Педагог: Оглянуться не успели
яблоки в саду созрели
3 румяных, наливных
и 3 кислых - сколько их? - 6.
10 мальчишек в футбол играли
1 домой позвали.
Он глядит в окно, считает
сколько их теперь играет? - 9.
Сколько месяцев в году? - 12.
Две недели - это сколько дней? - 14.
С утра кот Матроскин надоил 10 литров молока,
а в обед еще 8 литров . Сколько всего? - 18. / т. д. /
Педагог: Молодцы, замок открыли. Перед нами могучий дуб, а на нем золотая цепь. По цепи ходит ученый кот.
Педагог предлагает детям составить изображение ученого кота из частей головоломки " Монгольская игра " по черному силуэту.
Дети выполняют задание за столами, по окончанию работы рассказывают из каких частей головоломки составлено туловище, голова кота.
Педагог: На горизонте показались гуси - лебеди, они служат Бабе - Яге. Пойдем за ними и придем к избушке на курьих ножках.
Дети выполняют упражнение " Двузначные числа ". Задача детей дать характеристику двузначным числам, которые несут гуси - лебеди.
25 - в этом числе 2 десятка и 5 единиц . 25 нечетное число. Соседи числа 25- предыдущее число 24, последующее число 26 и т. д.
Педагог: Как быстро мы шли, теперь можно немножко отдохнуть.
Динамическая пауза " Тридевятое царство".
Через высокие горы,
через широкие долы,
через дремучие леса,
через синие моря
в царство сказок мы идем
дружно песенку поем.
На золотом крыльце сидели -
царь, царевич, король, королевич,
Белоснежка, Чипполино,
Буратино и Мальвина,
Золушка, кот в сапогах,
Колобок - румяный бок.
Информация о работе Организация взаимодействия ДОУ и школы в подготовке детей к школьному обучению