Организация взаимодействия ДОУ и школы в подготовке детей к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить психолого-педагогические условия готовности ребенка к школьному обучению и определить роль и место важнейших институтов воспитания: семьи и школы, их влияния на эту готовность, отношение между ними в подготовке детей к поступлению в начальную школу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …..3
ГЛАВА 1.ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С КОЛЛЕКТИВОМ ДОУ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС……………………………………………..9
1.1. Характеристика процессов преемственности в подготовке детей к обучению в школе вместе с родителями………………………………………9
1.2. Готовность ребенка к школьному обучению…………………………….15
1.3. Особенности адаптации…………………………………………………..18
1.4.Характерные черты семейного воспитания……………………………..22
1.5. Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению……………………………………………………………………….25
Выводы первой главы…………………………………………………………43
ГЛАВА2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛУ В ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОУ, ШКОЛЫ И СЕМЬИ……………………………………………………………44
2.1.Организация опытно-экспериментальной работы………………………44
2.2.Описание результатов констатирующего эксперимента ………………..57
2.3 Описание формирующего эксперимента………………………………..61
2.4 Описание результатов контрольного эксперимента…………………..71
Выводы второй главы ……………………………………………………….76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Работа содержит 1 файл

диплом 2.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

   В дальнейшей своей работе мы планируем углубить и расширить нашу работу, стимулирующие развития компонентов готовности к школе у старших дошкольников в условиях детского образовательного учреждения.  
 
 

Список  использованной литературы.

1.Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей //Управление ДОУ. 2002. №4. с.10-18.

2.Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.,2001.

3.Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М., 1991.

4.Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание. 1990, №12. с. 27

5.Данилина Т.А. и др. Интеграция работы ДОУ с семьей // Управление ДОУ. 2002. №4. с.110-114.

6.Дошкольные учреждения и семья / Под ред. Т.Н.Дороновой и др. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

7.Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном  учреждении.  М.,  1995.

8.Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями // Управление ДОУ. 2002. №4. с.100-110.

9.Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М., 2004.

10.Моисеев А.М. Содержание, формы  и организация методической работы. М., 1987.

11. Абраменкова В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам // Вопросы психологии. – 1980 – № 5.

12. Семья в психологической консультации (Опыт и проблемы психологического консультирования) / Под ред. Бодалева А. А., СтолинаВ. В. – М.: Педагогика, 1999.

13. БодалевА. А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

14. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1978.– № 4; 1979, № 2,4.

15. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование (проблемы психического развития детей). – М.: Изд-во МГУ, 1980.

16. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 4. – М.: Педагогика, 1984.

17. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966.– № 6.

18. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпов С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1978.

19. Глозман Ж. М. Личность и нарушения общения. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

10. Дубровина  И. Я. и др. Активные методы  в работе школьного психолога. – М.: АН СССР, 1989.

11. Захаров  А. И. Психотерапия неврозов  у детей и подростков. – М., 1982.

12.Кадырова  З. Р. Формирование нравственных  норм у старших дошкольников  в различных условиях семейного  воспитания (на материале нравственной  нормы (“отзывчивость”): Дис…. канд. псих. наук. – М., 1987.

13. Карпова  С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и  нравственное развитие. – М., 1986.

14. Кравцова  Е. Е. Психологические проблемы  готовности детей к обучению  в школе. – М.: Педагогика, 1991.

15. Леонтъев  А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политическая лит-ра, 1979.

16. Лисина  М. И. Проблемы онтогенеза общения.  – М.: Педагогика, 1986.

= 152 =

17. Лысюк  Л. Г. Различные планы взаимоотношений  детей в игровой деятельности (на материале усвоения ребенком  нравственных норм): Дис… канд. псих. наук.

18. Мухина  В. С. Детская психология. –  М.: Просвещение, 1985.

19. Репина  Т. А. Отношения между сверстниками  с группе детского сада. – М.: Педагогика, 1978.

20. Родари  Дж. Грамматика фантазии (Введение  в искусство придумывания историй). – М.: Прогресс, 1990.

21. Рузская  А. Г. Развитие общения дошкольников  со сверстниками. – М.: Педагогика, 1989.

22. Спиваковская  А. С. Профилактика детских  неврозов: комплексная психологическая  коррекция. – М., 1988.

23. Фелъдштейн  Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989.

24. Хоментаускас  Т. Г, Семья глазами ребенка.  – М.: Педагогика, 1999.

25. Чистякова  М. И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.

26. Элъконин  Д. Б. Избранные психологические  труды. – М.: Педагогика, 1989.

27. Элъконин  Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.

28. Карабанова  О. А. Игра в коррекции психического  развития ребенка. – М., 1997.

29. Зенкевич-Евстигнеева  Т. Г. Путь к волшебству. –  СПб: Златоуст, 1998.

30. Паренс  Г. Агрессия наших детей. – М.: Форум, 1997.

31. Фурманов  И. А. Детская агрессивность.  – Минск, 1996.

32. Захаров  А, И. Ребенок до рождения. –  СПб., 1998.

33. Бютнер  К. Жить с агрессивными детьми. – М., 1991.

34. Лешан  Э. Когда ваш ребенок сводит  вас с ума. – М., 1990.

35. Субботский  Е. В. Ребенок открывает мир.  – М., 1991.

36. Кащенко  В. П. Педагогические коррекции.  – М., 1994.

37. Забрамная  С. Д. Психолого-педагогическая  диагностика умственного развития  детей. – М., 1995.

38. Богданова  Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.

39. Романова  Е. С., Потомкина О. Ф. Графические  методы в психологической диагностике.  – М.: Дидакт, 1991.

40. Акишина  А. А., Кано X., Акишина Т. Е. Жесты  и мимика в русской речи. –  М.: Русский язык, 1991.

41. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999.

42. Зимбардо  Ф. Застенчивость, – М., 1991.

43. Клюева  Н. В., Касаткина Ю. В. Учим  детей общению. – Ярославль, 1996. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Приложение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  № 1

Тема. Тридевятое царство.

    Программное содержание: формировать навыки вычислительной деятельности; продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание по предложенным схемам; конкретизировать знания детей о двузначных числах; развивать внимание и наблюдательность; продолжать учить детей декодировать информацию, зашифрованную на карточках-кодах / цвет, величина, форма /; прививать интерес к решению занимательных задач с математическим смыслом; продолжать учить ориентироваться на плоскости; активизировать словарь детей; учить находить девятое недостающее изображение путем зрительно-мыслительного анализа, соотнося расположение предметов по горизонтали и вертикали.

План.

1.Эмоционально-психологический настрой на игру-занятие.

2. Упражнение " Карта Тридевятого царства  ".

3. Дидактическая  игра " Транспорт ".

4. Упражнение " Открой замок ".

5. Упражнение " Ученый кот ".

6. Упражнение "Двузначные числа". 7. Динамическая  пауза.

8. Решение  задач. 

9. Задачи  на смекалку.

10. Логический  квадрат " Дома ".

11. Дидактическая  игра " Рыбки ".

Оборудование: ковролин; магнитная доска.

Раздаточный материал: числовая таблица, фишки, головоломка "Монгольская игра " на каждого  ребенка.

    Ход занятия.

Педагог: Ребята, далеко - далеко отсюда за тридевять  земель находится Тридевятое царство, в котором живут сказочные  герои. В Тридевятом царстве случилась  беда. Кощей Бессмертный заточил  в темницу добрых сказочных героев и нам придется отправиться в путь для того, чтобы восстановить справедливость. Но прежде вы должны составить карту    Тридевятого царства.

Упражнение "Карта Тридевятого царства".

Дети  располагают на доске изображения - дворец Снежной Королевы, избушка  Бабы-Яги, замок Кощея Бессмертного и т. д. Задание выполняется коллективно по словесной инструкции педагога: Избушка Бабы-Яги находится в правом нижнем углу, дворец Снежной Королевы - вверху посередине ...

Педагог: Добраться до Тридевятого царства  нелегко. Какой транспорт вы выберете?

Дети: Самолет, поезд, машина и т. д.

Педагог предлагает вниманию детей дидактическую  игру " Транспорт".

Задача  детей расположить картинки с  изображениями велосипеда, машины, самолета, корабля, поезда по принципу - ответ примера на картинке, является началом следующего примера: 2+3 5+3 8-4 4-3 1+9.

Педагог: Ребята, Тридевятое царство обнесено высоким забором, а на дубовых  воротах висит замок. Открыть  замок нам помогут ваши знания.

Дети  работают за столами с числовыми  таблицами /числа первого и второго десятков/. Задача детей накрыть фишкой число, которое является ответом на вопрос педагога.

Педагог: Оглянуться не успели

 яблоки в саду созрели

3 румяных,  наливных 

и 3 кислых - сколько их? - 6.

10 мальчишек  в футбол играли 

1 домой  позвали.

Он глядит в окно, считает 

сколько их теперь играет? - 9.

Сколько месяцев в году? - 12.

Две недели - это сколько дней? - 14.

С утра кот Матроскин надоил 10 литров молока,

а в  обед еще 8 литров . Сколько всего? - 18. / т. д. /

  Педагог: Молодцы, замок открыли. Перед нами могучий дуб, а на нем золотая цепь. По цепи ходит ученый кот.

    Педагог предлагает детям составить изображение ученого кота из частей головоломки " Монгольская игра " по черному силуэту.

  Дети выполняют задание за столами, по окончанию работы рассказывают из каких частей головоломки составлено туловище, голова кота.

   Педагог: На горизонте показались гуси - лебеди, они служат Бабе - Яге. Пойдем за ними и придем к избушке на курьих ножках.

  Дети выполняют упражнение " Двузначные числа ". Задача детей дать характеристику двузначным числам, которые несут гуси - лебеди.

  25 - в этом числе 2 десятка и 5 единиц . 25 нечетное число. Соседи числа 25- предыдущее число 24, последующее число 26 и т. д.

  Педагог: Как быстро мы шли, теперь можно немножко отдохнуть.

 Динамическая пауза " Тридевятое царство".

Через высокие горы,

через широкие долы,

через дремучие леса,

через синие моря

в царство  сказок мы идем

дружно  песенку поем.

На золотом  крыльце сидели -

царь, царевич, король, королевич,

Белоснежка, Чипполино,

Буратино  и Мальвина,

Золушка, кот в сапогах,

Колобок - румяный бок.

Информация о работе Организация взаимодействия ДОУ и школы в подготовке детей к школьному обучению