Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:20, дипломная работа
Цель исследования. Выявить психолого-педагогические условия готовности ребенка к школьному обучению и определить роль и место важнейших институтов воспитания: семьи и школы, их влияния на эту готовность, отношение между ними в подготовке детей к поступлению в начальную школу.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …..3
ГЛАВА 1.ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С КОЛЛЕКТИВОМ ДОУ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС……………………………………………..9
1.1. Характеристика процессов преемственности в подготовке детей к обучению в школе вместе с родителями………………………………………9
1.2. Готовность ребенка к школьному обучению…………………………….15
1.3. Особенности адаптации…………………………………………………..18
1.4.Характерные черты семейного воспитания……………………………..22
1.5. Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению……………………………………………………………………….25
Выводы первой главы…………………………………………………………43
ГЛАВА2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛУ В ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОУ, ШКОЛЫ И СЕМЬИ……………………………………………………………44
2.1.Организация опытно-экспериментальной работы………………………44
2.2.Описание результатов констатирующего эксперимента ………………..57
2.3 Описание формирующего эксперимента………………………………..61
2.4 Описание результатов контрольного эксперимента…………………..71
Выводы второй главы ……………………………………………………….76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…
- Развитие способности к реализации образов воображения при создании целостных произведений на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей-планов. По сравнению с подобными занятиями в старшей группе в подготовительной происходит их усложнение: вводится большее количество заместителей и они меняются по своим параметрам (цвету, форме, величине).
- Развитие способности к реализации образов воображения при создании целостных произведений с опорой на высказывания других детей. В данный раздел занятий входят задания на коллективное сочинение историй, когда каждый ребенок должен сказать 1-2 предложения, а воспитатель направляет коллективное творчество детей. Эти задания направлены на развитие умения предвидеть и планировать ход придумываемой истории.
В основном, все задания на воображение в подготовительной группе направлены на развитие у детей способности свободно комбинировать образы отдельных объектов и целостных сюжетов без опоры на какие бы то ни было вспомогательные средства (картинки, игрушки, заместители предметов, модели). Предполагается, что по окончании занятий дети будут сочинять достаточно оригинальные истории и сказки на любую тему с описанием деталей, опираясь только на собственные образы воображения.
- Развитие понимания обобщенного смысла сказок на основе сопоставления близких по смыслу, но разных по сюжету сказок. Дети слушают две близкие по смыслу сказки, обсуждают их, и в процессе обсуждения подходят к пониманию этого обобщенного смысла. [Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996. – С. 31.]
- Развитие умения обозначать свое отношение к персонажам сказок и историй. В подготовительной группе освоение символических средств происходит в процессе выполнения детьми двух типов заданий. В заданиях первого типа дети опираются на символические средства, заданные взрослым, при сочинении сказок и историй, второго – сами придумывают символы для обозначения своего отношения к персонажам в заданной взрослым игровой ситуации. В подготовительной группе дети от общей оценки персонажей как положительных либо отрицательных переходят к более дифференцированному обозначению их внутренних, качественных характеристик при помощи символических средств.
Работу по третьему направлению можно представить следующим образом.
Большинство занятий в подготовительной группе, как и в старшей, проводится по подгруппам. Используются самые разные формы организации детей: слушание сидя, работа за столиками, перемещения по комнате в ходе игр-драматизаций и выполнения игровых упражнений, участие в настольных и подвижных развивающих играх.
В подготовительной группе, как и в старшей,
желательно проведение сюжетно связанных
занятий, когда несколько занятий объединяются
одной сказочной ситуацией. Эта ситуация
может задаваться введением в занятия
постоянных сказочных персонажей и сказочных
предметов.
2.4 Описание результатов контрольного эксперимента
Рассмотрим результаты контрольного эксперимента. Для удобства представим высокие и низкие уровни готовности ребенка к школе.
Показатели
готовности ребенка к школе в экспериментальной
группе после эксперимента.
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
1.Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти |
65% | 25% | 10% |
2. Методика Джекобсона по определению объема памяти | 49% | 22% | 29% |
3. Методика по определению концентрации и распределения внимания | 55% | 30% | 15% |
4. Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации | 68% | 17% | 15% |
5. Методика
по определению способностей
обобщать, абстрагировать и |
58% | 22% | 20% |
6. Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет | 69% | 21% | 10% |
7. Методика для выявления уровня развития образных представлений | 57% | 33% | 10% |
8. Название цвета по показу | 75% | 15% | 10% |
9. Исследование качества звукопроизношения | 75% | 12% | 13% |
10. Методика
определения уровня |
73% | 16% | 11% |
11. Методика,
определяющая уровень развития
мелкой моторики рук, |
68% | 22% | 10% |
12. Методика
для изучения и оценки |
67% | 18% | 15% |
13. Методика Керна - Йерасека | 78% | 11% | 11% |
14. Методика определения уровня развития коммуникативной сферы | 77% | 14% | 9% |
15. Методика
по определению состояния |
75% | 15% | 10% |
Диаграмма 2. Показатели готовности ребенка в экспериментальной группе после эксперимента
1 -3- определение кратковременной памяти, объема памяти и внимания.
3 -5- определение систематизации, абстрагирования и классификации.
5-7- определение мыслительных способностей и образных представлений.
7 -9- определение
знание цвета и
9 -11- определения уровня мобилизации воли, развития мелкой моторики рук, аналитических и синтетических функций мозга.
11 -13- определение моторной персеверации
13-17 - определения
уровня развития
Как показывают результаты контрольного эксперимента, в экспериментальной группе произошел значительный сдвиг по уровню готовности ребенка к школе.
Как видно из полученных данных, прирост
детей с высокими показателями составил
2 раза, в тоже время произошло значительное
снижение количества детей экспериментальной
группе с низкими показателями произошло
снижение.
Выводы второй главы.
Для достижения цели исследования была организована и проведена опытно-экспериментальная работа.
Эксперимент будет проходить только с одной экспериментальной группой. Контрольной группы не будет так как для определения готовности к школе мы выбрали одну группу из детей подготовительной группы ДОУ «Лейсан» с.Кичучатово. В группе 15 детей : 7 девочек и 8 мальчиков. Из них 6 детей из семей родители, которых имеют высшее образование и имеют достаточно хорошее положение в обществе, 7 детей из семей родители, которых имеют средне - специальное, техническое образование и имеют достаточно хорошо оплачиваемые места работы и 2 детей из семей малоимущих.
Первым этапом данной работы
стал констатирующий
- Методика А.Р. Лурия по
- Методика Джекобсона по
- Методика по определению
- Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации.
- Методика по определению
- Методика по определению
мыслительных способностей
- Методика для выявления уровня развития образных представлений
- Название цвета по показу
- Исследование качества
- Методика определения уровня мобилизации воли (по Ш.Н. Чхарташвили
- Методика, определяющая уровень развития мелкой моторики рук, аналитических и синтетических функций мозга (изучается посредством графического диктанта и метода Керна - Йерасека)
- Методика для изучения и
- Методика Керна - Йерасека
- Методика определения уровня
развития коммуникативной
- Методика по определению
На этом этапе был проведен
сравнительный анализ
Формирующий эксперимент был
направлен на апробацию серий
занятий, основанных на
Контрольный эксперимент
Заключение.
Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.
Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Эту шкалу тоже надо уметь читать: понимать принципы ее составления, знать точки отсчета, размерность.
Целью нашей работы был поиск эффективных путей формирования всех компонентов готовности к обучению в школе в условиях детского образовательного учреждения взаимодействии со школой.
В теоретической части нашего исследования мы рассмотрели взгляды отечественных психологов на проблему психологической готовности детей к обучению в школе, с психологическую характеристику старшего дошкольного возраста, совместную работу со школой, родителями, особенности диагностической и коррекционной работы по формированию у детей компонентов готовности к школьному обучению.
Анализ результатов экспериментального исследования дают возможность говорить о том, что наша гипотеза находит подтверждение. Так сравнительный анализ уровня развития компонентов психологической готовности к обучению детей экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента показал, что наша работа оказала положительное влияние на уровень готовности дошкольников к обучению в школе.
С точки зрения перспектив и актуальных направлений дальнейшей работы внимание, на наш взгляд, может быть сосредоточенно на исследовании возможности игрового общения при воспитании познавательной активности, интереса к познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста; на более глубоком и всестороннем изучении преемственности и закономерных связей в этом виде педагогической деятельности.
В ходе дипломного исследования выяснено, что под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. [Семья в психологической консультации (Опыт и проблемы психологического консультирования) / Под ред. Бодалева А. А., Столина В. В. – М.: Педагогика, 1999. – С. 28.]
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцепт в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему то новому а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Информация о работе Организация взаимодействия ДОУ и школы в подготовке детей к школьному обучению