Организация взаимодействия ДОУ и школы в подготовке детей к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить психолого-педагогические условия готовности ребенка к школьному обучению и определить роль и место важнейших институтов воспитания: семьи и школы, их влияния на эту готовность, отношение между ними в подготовке детей к поступлению в начальную школу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …..3
ГЛАВА 1.ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С КОЛЛЕКТИВОМ ДОУ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС……………………………………………..9
1.1. Характеристика процессов преемственности в подготовке детей к обучению в школе вместе с родителями………………………………………9
1.2. Готовность ребенка к школьному обучению…………………………….15
1.3. Особенности адаптации…………………………………………………..18
1.4.Характерные черты семейного воспитания……………………………..22
1.5. Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению……………………………………………………………………….25
Выводы первой главы…………………………………………………………43
ГЛАВА2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛУ В ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОУ, ШКОЛЫ И СЕМЬИ……………………………………………………………44
2.1.Организация опытно-экспериментальной работы………………………44
2.2.Описание результатов констатирующего эксперимента ………………..57
2.3 Описание формирующего эксперимента………………………………..61
2.4 Описание результатов контрольного эксперимента…………………..71
Выводы второй главы ……………………………………………………….76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Работа содержит 1 файл

диплом 2.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

  - Развитие способности к реализации образов воображения при создании целостных произведений на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей-планов. По сравнению с подобными занятиями в старшей группе в подготовительной происходит их усложнение: вводится большее количество заместителей и они меняются по своим параметрам (цвету, форме, величине).

 - Развитие способности к реализации образов воображения при создании целостных произведений с опорой на высказывания других детей. В данный раздел занятий входят задания на коллективное сочинение историй, когда каждый ребенок должен сказать 1-2 предложения, а воспитатель направляет коллективное творчество детей. Эти задания направлены на развитие умения предвидеть и планировать ход придумываемой истории.

   В основном, все задания на воображение в подготовительной группе направлены на развитие у детей способности свободно комбинировать образы отдельных объектов и целостных сюжетов без опоры на какие бы то ни было вспомогательные средства (картинки, игрушки, заместители предметов, модели). Предполагается, что по окончании занятий дети будут сочинять достаточно оригинальные истории и сказки на любую тему с описанием деталей, опираясь только на собственные образы воображения.

  - Развитие понимания обобщенного смысла сказок на основе сопоставления близких по смыслу, но разных по сюжету сказок. Дети слушают две близкие по смыслу сказки, обсуждают их, и в процессе обсуждения подходят к пониманию этого обобщенного смысла. [Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996. – С. 31.]

 - Развитие умения обозначать свое отношение к персонажам сказок и историй. В подготовительной группе освоение символических средств происходит в процессе выполнения детьми двух типов заданий. В заданиях первого типа дети опираются на символические средства, заданные взрослым, при сочинении сказок и историй, второго – сами придумывают символы для обозначения своего отношения к персонажам в заданной взрослым игровой ситуации. В подготовительной группе дети от общей оценки персонажей как положительных либо отрицательных переходят к более дифференцированному обозначению их внутренних, качественных характеристик при помощи символических средств.

   Работу по третьему направлению можно представить следующим образом.

  Большинство занятий в подготовительной группе, как и в старшей, проводится по подгруппам. Используются самые разные формы организации детей: слушание сидя, работа за столиками, перемещения по комнате в ходе игр-драматизаций и выполнения игровых упражнений, участие в настольных и подвижных развивающих играх.

   В подготовительной группе, как и в старшей, желательно проведение сюжетно связанных занятий, когда несколько занятий объединяются одной сказочной ситуацией. Эта ситуация может задаваться введением в занятия постоянных сказочных персонажей и сказочных предметов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4 Описание результатов  контрольного эксперимента

    Рассмотрим результаты контрольного эксперимента. Для удобства представим высокие и низкие уровни готовности ребенка к школе.

  Показатели готовности ребенка к школе в экспериментальной группе после эксперимента.                                                                                   Таблица № 2.

  Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
 
1.Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти
65% 25% 10%
2. Методика Джекобсона по определению объема памяти 49% 22% 29%
3. Методика  по определению концентрации  и распределения внимания  55% 30% 15%
4. Методика, выявляющая уровень развития  операции систематизации 68% 17% 15%
5. Методика  по определению способностей  обобщать, абстрагировать и классифицировать 58% 22% 20%
6. Методика  по определению мыслительных  способностей детей 6 лет  69% 21% 10%
7. Методика  для выявления уровня развития  образных представлений 57% 33% 10%
8. Название  цвета по показу  75% 15% 10%
9. Исследование  качества звукопроизношения 75% 12% 13%
10. Методика  определения уровня мобилизации  воли (по Ш.Н. Чхарташвили) 73% 16% 11%
11. Методика, определяющая уровень развития  мелкой моторики рук, аналитических  и синтетических функций мозга  (изучается посредством графического  диктанта и метода Керна - Йерасека 68% 22% 10%
12. Методика  для изучения и оценки моторной  персеверации (т.е. шаблонного повторения  движения) 21 67% 18% 15%
13. Методика  Керна - Йерасека  78% 11% 11%
14. Методика  определения уровня развития  коммуникативной сферы  77% 14% 9%
15. Методика  по определению состояния долговременной  памяти  75% 15% 10%

Диаграмма 2. Показатели готовности ребенка в экспериментальной  группе   после  эксперимента

1 -3-  определение кратковременной памяти,  объема памяти и внимания.

3 -5- определение систематизации, абстрагирования и классификации.

5-7- определение мыслительных способностей и образных представлений.

7 -9- определение  знание цвета и звукопроизношений.

9 -11- определения  уровня мобилизации воли, развития мелкой моторики рук, аналитических и синтетических функций мозга.

11 -13- определение   моторной персеверации 

13-17 - определения  уровня развития коммуникативной  сферы  и долговременной памяти. 

   Как показывают результаты контрольного эксперимента, в экспериментальной группе произошел значительный сдвиг по уровню готовности ребенка к школе.

   Как видно из полученных данных, прирост детей с высокими показателями составил 2 раза, в тоже время произошло значительное снижение количества детей экспериментальной группе с низкими показателями произошло снижение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  второй главы.

        Для достижения цели исследования была организована и проведена опытно-экспериментальная работа.

    Эксперимент будет проходить  только с одной экспериментальной группой. Контрольной группы не будет так как для определения готовности к школе мы выбрали одну группу из детей  подготовительной группы ДОУ «Лейсан»  с.Кичучатово.  В группе 15 детей : 7 девочек и 8 мальчиков. Из них 6 детей из семей родители, которых  имеют высшее образование и имеют достаточно хорошее положение в обществе, 7 детей из семей родители, которых имеют средне - специальное, техническое образование и имеют достаточно хорошо оплачиваемые места работы и 2 детей из семей малоимущих.

         Первым этапом данной работы  стал констатирующий эксперимент  – на данном этапе была проведена  первичная диагностика определение  уровня готовности к школе  среди детей подготовительной  группы, которые составили экспериментальную  группы. Диагностика развития была проведена с использованием следующих методик:

       - Методика А.Р. Лурия по определению  состояния кратковременной памяти.

       - Методика Джекобсона по определению  объема памяти.    

       - Методика по определению концентрации  и распределения внимания.

      - Методика, выявляющая уровень развития  операции систематизации.

      - Методика по определению способностей  обобщать, абстрагировать и классифицировать.

     -  Методика по определению  мыслительных способностей детей  6 лет

      -  Методика для выявления уровня развития образных представлений

      -  Название цвета по показу

      - Исследование качества звукопроизношения

      - Методика определения уровня  мобилизации воли (по Ш.Н. Чхарташвили

      - Методика, определяющая уровень развития мелкой моторики рук, аналитических и синтетических функций мозга (изучается посредством графического диктанта и метода Керна - Йерасека)

    - Методика для изучения и оценки  моторной персеверации (т.е. шаблонного  повторения движения)

     -  Методика Керна - Йерасека

     - Методика определения уровня  развития коммуникативной сферы       

      - Методика по определению состояния  долговременной памяти

     На этом этапе был проведен  сравнительный анализ показателей  экспериментальной группы.

         Формирующий эксперимент был  направлен на апробацию серий  занятий, основанных на применение  игровых технологий с целью  развития интеллекта детей подготовительной  группы.

        Контрольный эксперимент позволил  определить эффективность формирующего эксперимента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

  Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.

Критерии  готовности или неготовности к школьному  обучению связаны с психологическим  возрастом ребенка, который отсчитывается  не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Эту шкалу тоже надо уметь читать: понимать принципы ее составления, знать точки отсчета, размерность.

   Целью нашей работы был поиск эффективных путей формирования всех компонентов готовности к обучению в школе в условиях детского образовательного учреждения взаимодействии со школой.

  В теоретической части нашего исследования мы рассмотрели взгляды отечественных психологов на проблему психологической готовности детей к обучению в школе,  с психологическую характеристику старшего дошкольного возраста, совместную работу со школой, родителями, особенности диагностической и коррекционной работы по формированию у детей компонентов готовности к школьному обучению.

   Анализ результатов экспериментального исследования дают возможность говорить о том, что наша гипотеза находит подтверждение. Так сравнительный анализ уровня развития компонентов психологической готовности к обучению детей экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента показал, что наша работа оказала положительное влияние на уровень готовности дошкольников к обучению в школе.

   С точки зрения перспектив и актуальных направлений дальнейшей работы внимание, на наш взгляд, может быть сосредоточенно на исследовании возможности игрового общения при воспитании познавательной активности, интереса к познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста; на более глубоком и всестороннем изучении преемственности и закономерных связей в этом виде педагогической деятельности.

   В ходе дипломного исследования выяснено, что под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. [Семья в психологической консультации (Опыт и проблемы психологического консультирования) / Под ред. Бодалева А. А., Столина В. В. – М.: Педагогика, 1999. – С. 28.]

   Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

   Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцепт в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему то новому а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

Информация о работе Организация взаимодействия ДОУ и школы в подготовке детей к школьному обучению