Организация взаимодействия ДОУ и школы в подготовке детей к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить психолого-педагогические условия готовности ребенка к школьному обучению и определить роль и место важнейших институтов воспитания: семьи и школы, их влияния на эту готовность, отношение между ними в подготовке детей к поступлению в начальную школу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …..3
ГЛАВА 1.ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С КОЛЛЕКТИВОМ ДОУ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС……………………………………………..9
1.1. Характеристика процессов преемственности в подготовке детей к обучению в школе вместе с родителями………………………………………9
1.2. Готовность ребенка к школьному обучению…………………………….15
1.3. Особенности адаптации…………………………………………………..18
1.4.Характерные черты семейного воспитания……………………………..22
1.5. Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению……………………………………………………………………….25
Выводы первой главы…………………………………………………………43
ГЛАВА2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛУ В ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОУ, ШКОЛЫ И СЕМЬИ……………………………………………………………44
2.1.Организация опытно-экспериментальной работы………………………44
2.2.Описание результатов констатирующего эксперимента ………………..57
2.3 Описание формирующего эксперимента………………………………..61
2.4 Описание результатов контрольного эксперимента…………………..71
Выводы второй главы ……………………………………………………….76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Работа содержит 1 файл

диплом 2.doc

— 439.50 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …..3

ГЛАВА 1.ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С КОЛЛЕКТИВОМ ДОУ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС……………………………………………..9

1.1. Характеристика  процессов преемственности в  подготовке детей к обучению  в школе вместе с родителями………………………………………9

1.2. Готовность  ребенка к школьному обучению…………………………….15

1.3. Особенности  адаптации…………………………………………………..18

1.4.Характерные  черты семейного воспитания……………………………..22

1.5.  Роль детского сада в формировании  готовности ребенка к школьному обучению……………………………………………………………………….25

Выводы  первой главы…………………………………………………………43

 ГЛАВА2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛУ В ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОУ, ШКОЛЫ И СЕМЬИ……………………………………………………………44

2.1.Организация  опытно-экспериментальной работы………………………44

2.2.Описание результатов констатирующего эксперимента ………………..57

2.3 Описание формирующего эксперимента………………………………..61 

2.4 Описание  результатов контрольного эксперимента…………………..71

Выводы  второй главы ……………………………………………………….76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………77 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………79 

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………83 
 
 
 

                                                 ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования обусловлена тем, что современная ситуация, сложившаяся в системе образования, дошкольного и школьного, характеризуется рядом позитивных сдвигов, связанных в первую очередь с реализацией гуманистического подхода к процессу обучения детей и осуществлению преемственности на всех его этапах. Значительно выросло понимание того, что решение образовательных задач возможно лишь при условии преодоления некоторых сложившихся и неоправдавших себя на практике традиций, в частности, в отказе от ряда таких подходов к обучению и воспитанию детей, в которых не реализуется в должной мере личностный подход к ребенку, и тем самым не создаются условия для его развития и саморазвития.

   Утверждающаяся в образовании тенденция развития школы гуманистической ориентации обусловила появление новых образовательно-воспитательных учреждений, что, в свою очередь, вызвало необходимость в переконструировании содержания образования, введении новых его аспектов, а также в поиске и внедрении инновационных форм, технологий и методов воспитания и обучения детей.

    Среди многих проблем, возникающих в контексте организации' образования и его реформирования, особую актуальность приобрели те, которые связаны с реализацией преемственности между дошкольными и школьными образовательно-воспитательными учреждениями в подготовке детей к обучению в школе.

    До сих пор не решены многие проблемы, возникшие в практике работы дошкольных и школьных образовательных учреждений по осуществлению преемственности, с которыми сталкиваются воспитатели, педагоги, родители и от нерешенности которых страдают дети. Многие авторы, исследующее проблемы дошкольного детства (Н.Гришаева, В.В.Давыдов, Е.Сербина, Р.Б.Стеркина, Л.Стрелкова и другие), отмечают, что при поступлении в начальную школу у детей по сравнению с детским садом в значительной степени снижаются темпы интеллектуального развития, познавательная мотивация, активное воображение, т.е. все то, что характеризует общий интеллектуальный потенциал ребенка и его творческую активность.

     Можно полагать, что одной из причин является то, что воспитатели ДОУ* не владеют достаточно глубоко концепцией содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта, включающего помимо "готовых" знаний и опыт осуществления способов деятельности самим ребенком, а также его опыт творческой деятельности эмоционально-ценностных отношений (В.В.Краевский).

     Инновационные процессы, осуществляющиеся в настоящее время в образовании, встречают немалые трудности, воплощаясь в конкретные формы деятельности отдельных учреждений. Анализ деятельности многих образовательно-воспитательных учреждений  дает основание констатировать нарушение преемственных связей между ДОУ и школой в подготовке детей           к обучению в школе. Нерешенной проблемой является обеспечение процесса непрерывного образования в системе "ДОУ - школа", что порождает трудности в реализации преемственных связей при организации коррекционной работы с детьми, имеющими различные аномалии в ДОУ* - Дошкольное образовательное учреждение психическом развитии, при целенаправленном включении детей в систему отношений с педагогами, сверстниками, со взрослыми людьми на основе освоения моральных ценностей и правовых норм. Анализ практической деятельности воспитателей по подготовке детей к обучению в школе и их ориентации на развитие ребенка показывает, что около 80 % воспитателей испытывают серьезные затруднения в осознании путей реализации преемственности между ДОУ и школой в этом направлении. С другой стороны было выявлено, что одной из причин, ведущей к нарушению преемственных связей в нравственно-правовом, экологическом и экономическом воспитании и образовании, является отсутствие у воспитателей и учителей начальной школы четкого научного представления о сущности целенаправленной педагогически-обоснованной деятельности в рамках взаимосвязанного комплекса "ДОУ - школа" как единой системы в ее целостном компонентном взаимодействии и взаимовлиянии.

   Использование научно-педагогических знаний и обобщение и осмысление на их основе собственного практического опыта стимулируют становление и развитие профессиональной компетентности и мастерства педагогов. Поэтому недостаточная ориентация руководителей органов образования на создание специальных условий, стимулирующих повышение педагогической квалификации как воспитателей детских садов, так и учителей начальной школы, в аспекте научного анализа и практического осмысления проблем преемственности в подготовке детей к обучению в школе, тормозит и реальный процесс осуществления преемственности на научной основе.

   В современной педагогической литературе накоплен значительный материал по проблемам преемственности между различными образовательными учреждениями. Он касается различных аспектов преемственного характера образовательно-воспитательного процесса между различными институтами воспитания. Так, проблемам обеспечения преемственности между образовательными учреждениями в воспитании, обучении и образовании учащихся посвящены исследования М.Годника, Ю.В.Кустова, Н.Д.Никандрова, В.Э.Тамарина. В них раскрыта сущность и содержание преемственного характера учебно-воспитательного процесса ВУЗа* и среднего образовательного учреждения, целью которого - в зависимости от объекта и предмета исследования - было совершенствование школьной подготовки молодежи к обучению в ВУЗе и самообразованию; педагогического процесса в средней и высшей школе; влияние этих процессов на формирование личности учителя и учащихся; а также обоснован системный подход к изучению и совершенствованию традиционных контактов высшей и средней школы.

  Проблемы особенностей детей седьмого года жизни, соотношения обучения и развития, правомерность введения учебной деятельности в дошкольное детство и принципы создания разных обучающих систем, в рамках которых может быть организовано развивающее обучение, обоснованы и раскрываются в работах Ш.А.Амонашвили, Т.И.Бабаевой, М.А.Васильевой, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Н.С.Лейтеса, Н.П.Сакулиной, А.П.Усовой, Д.Б.Эльконина, И.СЯкиманской.

   Однако, в настоящее время исследования, непосредственно посвященные проблеме преемственности между ДОУ и школой в подготовке ВУЗ* - Высшее учебное заведение детей к обучению в школе, представлены достаточно фрагментарно и, практически, не касаются современного этапа решения этой проблемы.

   Таким образом, в условиях реформирования образования, обновления его содержания обнаруживается противоречие между социально-практической значимостью подготовки детей к обучению в школе и отсутствием реального опыта осуществления преемственности между ДОУ и школой. Это противоречие и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане - это проблема выявления основ в реализации процесса преемственности между ДОУ и школой в подготовке детей к обучению в начальной школе. В практическом плане - это проблема раскрытия и обоснования деятельности органов образования по реализации преемственности между ДОУ и школой в подготовке детей к обучению.

   Объект исследования — целенаправленный процесс подготовки детей к обучению в начальной школе.

   Предмет исследования — организационно-педагогические условия, реализующие преемственность между ДОУ и школой в подготовке детей к обучению.

  Цель исследования. Выявить психолого-педагогические условия готовности ребенка к школьному обучению и определить роль и место важнейших институтов воспитания: семьи и школы, их влияния на эту готовность, отношение между ними в подготовке детей к поступлению в начальную школу.

   Гипотеза исследования. При условии взаимодействия дошкольного учреждения и семьи и правильной организации специальных мероприятий (занятий, целенаправленных игр, экскурсий и т. д.) по формированию школьной зрелости позволит улучшить процесс подготовки к школе и поможет найти, по возможности, пути реализации задатков каждого будущего школьника.

   Задачи исследования:

1.Раскрыть сущность преемственности между образовательно-воспитательными учреждениями в подготовке детей к обучению в школе.

2. Обосновать  приоритетные направления деятельности  органов образования по реализации  преемственности в формировании  готовности детей к обучению в школе.

3. Осуществить оценку деятельности ДОУ по подготовке детей к обучению в школе.

4.Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанных педагогических условий и средств подготовки детей к обучению в начальной школе.

     Новизна исследования: - конкретизировано представление о сущности преемственности между образовательными учреждениями в подготовке детей к обучению в школе: связь между образовательными учреждениями обеспечивает их взаимодействие и выражает общее устойчивое отношение между институтами воспитания в формировании готовности детей к обучению; - обоснована система деятельности органов образования по реализации преемственности в подготовке детей к обучению: ведущим системообразующим фактором, приводящим систему в действие (повышение образовательного уровня педагогических кадров, обновление содержания образования в ДОУ, коррекционно-диагностическая деятельность), является цель ее создания - формирование готовности ребенка к обучению в школе; - предложены инновационные формы повышения педагогической квалификации воспитателей в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения, реализуемые в практической педагогической деятельности по подготовке детей к обучению в школе; - обоснована и разработана региональная концепция коррекционной работы с аномальными детьми.

     Практическая значимость исследования. Выражается в создании условий, способствующих формированию высокого уровня готовности к школьному обучению.       

    Методы исследования. Анализ научно-педагогической и методической литературы; педагогический эксперимент (наблюдение, беседы с детьми подготовительной группы, воспитателями и родителями); анализ документации; формирующий эксперимент.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С КОЛЛЕКТИВОМ ДОУ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

1.1. Характеристика процессов  преемственности  в подготовке детей  к обучению в  школе вместе с родителями.

   Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы оказали влияние на характер взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

   Анализ сложившейся ситуации  показывает, что в настоящий момент  существует ряд противоречий:

   - между низким уровнем педагогической  культуры и недостаточными знаниями  основ психологии родителями  и отсутствием системы обучения их в дошкольном учреждении;

  - между  стремлением родителей к активной  деятельности в ДОУ и строго  регламентирующим характером деятельности  учреждения;

  - между  правами и обязанностями родителей  и неумением ими пользоваться;

  - между необходимостью построения работы с семьей на основе взаимодействия и сотрудничества и неумением педагогов вести эту работу.

    В то же время в нормативно-правовых  документах отражается стратегия  развития дошкольного образования.  Так в Типовом  положении о дошкольном образовательном учреждении указано, что родители являются участниками образовательного процесса наряду с педагогическими работниками. В законе РФ «Об образовании» ст.18 записано, что « родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». В Концепции дошкольного образования обозначены ориентиры на  установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, сотрудничество педагога и родителей.

Информация о работе Организация взаимодействия ДОУ и школы в подготовке детей к школьному обучению