Организация взаимодействия ДОУ и школы в подготовке детей к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить психолого-педагогические условия готовности ребенка к школьному обучению и определить роль и место важнейших институтов воспитания: семьи и школы, их влияния на эту готовность, отношение между ними в подготовке детей к поступлению в начальную школу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …..3
ГЛАВА 1.ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С КОЛЛЕКТИВОМ ДОУ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС……………………………………………..9
1.1. Характеристика процессов преемственности в подготовке детей к обучению в школе вместе с родителями………………………………………9
1.2. Готовность ребенка к школьному обучению…………………………….15
1.3. Особенности адаптации…………………………………………………..18
1.4.Характерные черты семейного воспитания……………………………..22
1.5. Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению……………………………………………………………………….25
Выводы первой главы…………………………………………………………43
ГЛАВА2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛУ В ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОУ, ШКОЛЫ И СЕМЬИ……………………………………………………………44
2.1.Организация опытно-экспериментальной работы………………………44
2.2.Описание результатов констатирующего эксперимента ………………..57
2.3 Описание формирующего эксперимента………………………………..61
2.4 Описание результатов контрольного эксперимента…………………..71
Выводы второй главы ……………………………………………………….76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Работа содержит 1 файл

диплом 2.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

    Несмотря на то, что работа  с родителями  проводилась в  системе, использовались разные  формы работы с семьёй, такие  как беседы, анкетирование, родительские  собрания, конкурсы, праздники и  др., желаемого эффекта это не  принесло. В среднем только 42% родителей проявляют заинтересованность к развитию и воспитанию своего ребёнка и являются активными участниками жизни детского сада.

    Новая философия взаимодействия  семьи и ДОУ требует иных  линий отношений, направленных  на признание приоритета семейного воспитания. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

    Сотрудничество – это общение  « на равных», где никому  не принадлежит привилегия указывать,  контролировать, оценивать.

     Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. ( В.Н. Мясищев)

   Решение данной проблемы может  основываться на изучении теоретических  источников, освещающих с одной  стороны, организацию методической  работы с педагогическим коллективом, с другой стороны, взаимодействие педагогов ДОУ с семьёй.

Подходы к организации методической работы в ДОУ раскрыты в работах К.Ю.Белой, Н.В.Немовой, М.М.Поташника, О.Л.Зверевой, А.М. Моисеева.

    Так представление о сущности  методической работы в образовательном учреждении раскрыты в трудах М.М.Поташника, Н.В.Немовой, А.М.Моисеева

   Разнообразные формы организации  методической работы с педагогами  представлены в работах О.Л.  Зверевой, К.Ю. Белой

   О необходимости использования  активных форм работы с педагогами в процессе методической работы говорят В.П. Дуброва, Е.П.Милашевич.

   Анализ понятий, представленных  в научных источниках позволяет  под методической работой понимать  целостную систему взаимосвязанных  мер, направленную на повышение  профессионального мастерства педагогов, поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду.

  Проблемой  организации взаимодействия педагогов  ДОУ и семьи занимались Е.П.Арнаутова,  Т.Н.Доронова, Т.А.Маркова, Л.В.Виноградова,  А.В. Козлова, О.В.Солодянкина

    В своих работах учёные предлагают  формы и методы плодотворного  сотрудничества дошкольного учреждения  и семьи (Т.Н.Доронова, Т.А.Маркова,  Е.П.Арнаутова), раскрывают необходимость  саморазвития воспитателей и  родителей (А.В.Козлова, Е.П.Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е.П.Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина).

    Между тем, целостный подход  к организации методической работы  с кадрами по включению родителей  в педагогический процесс раскрыт  недостаточно. Это и определило тему нашего исследования.

    Под «включением родителей» в  деятельность дошкольного учреждения  мы понимаем активное участие  родителей в работе ДОУ, которое  оказывает влияние на его функционирование  и дальнейшее развитие.

Критериями эффективности работы по включению родителей в деятельность дошкольного учреждения  являются:

повышение уровня педагогической культуры родителей;

посещение родителями мероприятий, проводимых в  ДОУ;

владение  необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

участие родителей в планировании образовательного процесса.

Новизна нашего опыта заключается:

1. В  разработке блоков методической  работы с педагогическим коллективом  по включению родителей в педагогический  процесс;

2. В  оригинальности применения ранее  известных и использование новых  методов и приёмов работы с  педагогами.

     Методическая работа с коллективом  по включению родителей в педагогический  процесс состоит из 4 блоков:

1 блок  – мотивационный, направлен на осознание воспитателями собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников.

Задачи:

- формирование  у педагогов осознанного отношения  к организации общения с семьёй;

- осознание  ими собственных ошибок и трудностей  в организации общения с родителями;

- формирование  установки на доверительное, безоценочное  взаимодействие с родителями;

- развитие  готовности каждого педагога  к непрерывному профессиональному  совершенствованию в области  общения с родителями воспитанников;

- развитие таких качеств личности как выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение.

   В работе с педагогами используются  такие формы работы как анкетирование  («Мои «плюсы» и «минусы» в  общении с родителями»), тестовые  опросы воспитателей по методике  Е.П. Арнаутовой, практикум общения педагогов с родителями, дискуссии по организации общения педагогов с родителями ( «Общение с родителями: и сложно и легко», «Кодекс общения педагогов с родителями»)

2 блок  – когнитивный, включает в  себя формирование у педагогов  дошкольного учреждения системы знаний о семье, её воспитательном потенциале, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.

    В работе с педагогами используются  следующие формы: лекции( «Воспитательный потенциал семьи», «Типичные трудности и ошибки семейного воспитания», «Формы работы с семьёй»), дискуссии ( «Семейное и общественное воспитание: единство и различие»)

3 блок  – практический, включает в себя  работу, направленную на овладение воспитателями практическими умениями и навыками.

Задачи:

- развитие  у педагогов умения применять  методы изучения семьи и образовательные  потребности родителей;

- развитие  умения прогнозировать результаты  развития ребёнка в семье, определять  оптимальные пути его развития;

- развитие  умения, ориентироваться в информации, отбирать из неё необходимое  для собственной работы с родителями;

- развитие  умения осуществлять индивидуальный  подход к родителям в процессе  общения;

- формирование  навыков организации традиционных и нетрадиционных форм общения с родителями, оказания действенной помощи родителям;

- формирование  коммуникативных умений и навыков.

    В работе с педагогами используются  следующие формы работы: семинары-практикумы («Методы исследования семейного воспитания», «Приглашение к общению»), деловые игры («родительское собрание», «педагогический брифинг»), круглые столы       

(«Наглядные  формы работы с семьёй: формальность  или эффективное средство общения?»)

4 блок  – контрольный, направлен на  выявление положительной динамики работы через анкетирование, опросы, отзывы родителей.

    В методическом кабинете оформлены  материалы по следующим направлениям:

- содержание  семейного воспитания и вопросы  повышения педагогической культуры  родителей в ДОУ;

- рекомендации воспитателям относительно содержания, форм, методов работы с родителями;

- систематизация  материала по формам общения  с родителями: групповым, индивидуальным, наглядно-информационным;

- повышение  педагогического умения педагогов  (самообразование, передовой опыт).

    Организация методической работы  с коллективом ДОУ по включению  родителей в педагогический процесс  способствовала:

во-первых, повышению уровня педагогической культуры родителей;

во-вторых, активному участию родителей  в жизни дошкольного учреждения и повышению интереса к развитию и воспитанию своих детей (до 83 %);

в-третьих, овладению родителями практическими  умениями и навыками воспитания и  обучения детей;

в-четвертых, изменению позиции родителей  по отношению к деятельности детского сада.

Кроме того, проводимая работа обеспечила рост профессионального мастерства педагогов.

Разработанные нами:

- анкеты для родителей и педагогов;

- методические материалы по организации общения с родителями;

- нетрадиционные формы работы с родителями и педагогами;

- памятки воспитателям по работе с семьей;

   Положение о Родительском комитете детского сада могут быть использованы старшими воспитателями, заместителями заведующего ДОУ по оказанию методической помощи педагогам в организации взаимодействия с семьями воспитанников; в работе методических объединений, занимающихся данной проблемой, а так же педагогами дошкольных учреждений.

  1.2. Готовность ребенка к школьному обучению.

  Проблема  готовности к школьному обучению  – одна из важнейших областей  изучения, интересующая как теоретиков, так и практиков педагогических и психологических наук. Это обоснованно тем, что неподготовленность ребенка к школьному обучению, вызывает множество проблем на всех его последующих этапах.

  Определяя  понятие «готовность ребенка к школьному обучению», Л.А. Венгер отмечает: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» [7].

   Что же поможет ребенку «всему  этому научиться»? Прежде всего,  необходима мотивационная готовность к школе, т.е. наличие у детей желания учиться. Информацию о мотивации ребенка, можно получить в ходе наблюдений за ним в процессе сюжетно-ролевых игр. Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.

   Но стремление ребенка идти в школу может быть обусловлено мотивами, не имеющими прямого отношения к учению. Так интерес к школе часто стимулируется тем, что все его сверстники туда идут; потому, что он слышал дома, что попасть именно в эту гимназию очень важно и почетно; потому, что он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки – детей привлекает все новое!!! Ребенок может стремиться в школу, т.к. хочет узнавать что-то новое; иметь определенные права (на тот же ранец или тетрадки), а также закрепленные за ним обязанности (рано вставать, готовить уроки). Пусть он еще полностью не осознает, что для того, чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать игрой или прогулкой, но, в принципе, он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать – тогда мы говорим о наличии позиции школьника.

   Анализируя проблему готовности  ребенка к школьному обучению, психологи выделяют следующие  параметры готовности.

  Личностная готовность  ребенка к школе.

  Личностная  готовность ребенка к школе  включает в себя формирование  у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определение уровня мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебник, тетрадь), а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности. [23]

Информация о работе Организация взаимодействия ДОУ и школы в подготовке детей к школьному обучению