Организация дифференцированного обучения младших школьников с разным уровнем обучаемости на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить психолого – педагогические условия организации дифференцированного обучения младших школьников с учетом уровня обучаемости и экспериментально проверить эффективность реализации дифференцированного подхода в процессе обучения математике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1.1. Понятие и сущность дифференцированного обучения…………..8
1.2. Характеристика понятий обученности и обучаемости и их взаимосвязи…………………………………………………………19
1.3. Методика осуществления дифференцированного подхода в обучении математике…………………………………………….26
Глава II. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬ-НОЙ РАБОТЫ.
2.1. Диагностика обученности и обучаемости младших
школьников…………………………………………………………35
2.2. Опыт организации дифференцированного обучения младших школьников с разным уровнем обучаемости……………………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….60
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ………………………………………….63

Работа содержит 1 файл

Дифференцированное обучение математике.docx

— 185.79 Кб (Скачать)

 

По результатам диагностики усвоения знаний на контрольном этапе эксперимента, мы наблюдаем, что в экспериментальном классе увеличилось количество учащихся с высоким уровнем на 17,7%. Учащихся с низким уровнем усвоения знаний стало на 17,6 % меньше, количество учащихся со средним уровнем осталось на том же уровне.

Диаграмма 2

Динамика усвоения знаний

Проследить положительную динамику усвоения знаний можно видеть на диаграмме 2 и в приложении 4.  Треть учащихся класса (6 человек) повысили свой уровень усвоения знаний. Анализ проверочных и контрольных работ показал, что к концу эксперимента наблюдалась положительная динамика успешного усвоения тех умений и навыков, на формирование которых изначально были направлены дифференцированные задания.

Решающим фактором повышения уровня усвоения знаний явился индивидуальный подход к учащимся с низким  и  среднем уровнем, учет их уровня развития познавательных процессов (восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения).

Таблица 12

Результаты выявления  уровня овладения учебной деятельностью.

Уровни

ДО

ПОСЛЕ

 

человек

%

человек

%

Высокий

4

23,5

7

41,2

Средний

9

52,9

9

52,9

Низкий

4

23,5

1

5,9


 

Из таблицы 12 видно, что в экспериментальном классе на 17,7 % увеличилось количество учащихся с высоким уровнем овладения учебной деятельности. Количество учащихся с низким уровнем уменьшилось на 17,6%. Динамику овладения учебной деятельностью можно проследить на диаграмме 3 и приложении 4.

Диаграмма 3

Динамика овладения учебной деятельностью

Значительное увеличение доли учащихся с высоким уровнем  овладения учебной деятельностью  и уменьшение доли учащихся с низким уровнем. 35,2% учащихся 3 класса повысили свой уровень: научились контролировать свои действия и оценивать результаты своей деятельности, стали проявлять большую активность и инициативу. В значительной степени этому способствовали применение индивидуальных карточек со вспомогательными упражнениями, с дополнительными указаниями и с выбором решения задачи.

Проведенный опрос по мотивации  школьной деятельности дал следующие  результаты. (Таблица 13, приложение 10)

Таблица 13

Результаты диагностики  школьной мотивации

Уровни

ДО

ПОСЛЕ

 

человек

%

человек

%

Первый

11

64,7

14

82,3

Второй

4

23,5

2

11,8

Третий

1

5,9

1

5,9

Четвертый

1

5,9

-

-

Пятый

-

-

-

-


 

Диаграмма 4.

Динамика уровня школьной мотивации

 

На диаграмме 4 видно изменение  школьной мотивации у детей экспериментального класса: увеличилась доля учащихся с высоким уровнем на 17,6%, уменьшилась доля учащихся с низким уровнем мотивации на 5,9%. Повышению мотивации способствовало создание «ситуации успеха» в учебной деятельности, чему способствовало применение посильных заданий для «слабых» учащихся.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что уровень развития компонентов обученности изменился у многих учащихся экспериментального класса. Так, например, повысились показатели уровня успеваемости: доля учащихся, получающих  неудовлетворительные оценки за контрольные и проверочные работы по математике уменьшилась. Уровень усвоения знаний у большинства учащихся повысился: дети научились устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное. В овладении учебной деятельностью учащиеся стали проявлять больше самостоятельности.

Таким образом, можно сделать  вывод, что применение дифференцированного подхода в обучении математике с учетом уровня обучаемости младших школьников, повышает уровень обученности учащихся, способствует более успешному освоению знаний, формированию предметных и общеучебных умений и навыков. По результатам формирующего эксперимента были замечены положительные изменения в развитии всех компонентов обученности, что доказывает правильность выбранной системы организации дифференцированного обучения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к  воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование  личных качеств входит в круг проблем  современного общества.

Приоритетной задачей  начальной ступени является сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности, сформированность умений и навыков. Большую роль при этом играет организация групповых форм обучения, во-первых, потому что они основаны на учебном сотрудничестве младших школьников, а во-вторых, потому что учащиеся работают без пошагового учительского руководства и контроля. Ученики делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения разных вариантов решения задачи, разных точек зрения на одно и то же явление. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.

Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет  право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей индивидуальности. Дифференцированный подход в обучении обеспечивает развитие личности. В настоящее время очень интенсивно ведутся разработки технологий дифференцированного обучения по разным направлениям. Это и углубленное изучение предметов, и профильное обучение и обучение по способностям, по интересам и так далее. Дифференциация охватывает все возрастные этапы школьного обучения: начальную, среднюю, старшую ступени школы. В нашем дипломном исследовании мы рассмотрели возможности организации дифференцированного обучения младших школьников с разным уровнем обучаемости на уроках математики.

В ходе исследовательской  работы нами были получены следующие  результаты:

1. Исследованы основные тенденции развития теории и практики решения проблем индивидуализации и дифференциации процесса обучения;

2. Определены условия эффективности внутриклассной дифференциации.

3. Разработана технология внутриклассной дифференциации обучения в малых группах сотрудничества.

4. Разработана система дидактических заданий, ориентированных на реализацию в условиях внутриклассной дифференциации.

5. Изучены особенности воздействия разработанной системы на индивидуальное развитие учащихся.

Теоретический анализ научной литературы и опытно-экспериментальная работа позволили нам сделать следующие выводы:

1. Дифференцированное обучение направлено на развитие ребенка, учитывает его потенциальные возможности и уровень обучаемости.

2. Организация дифференцированного обучения младших школьников с учетом их обучаемости позволяет учителю правильно выбирать темп учебной работы, определять объем содержания уроков, виды и формы организации труда учащихся, обеспечивать рациональное и эффективное использование их сил и возможностей.

3. Дифференцированное обучение младших школьников  с разным уровнем обучаемости необходимо организовывать, основываясь на принципах индивидуальности учащихся, деятельностного и системного подходов.

Принцип индивидуальности школьника, принятие его таким, каким он является, в противоположность заведомо ложному  и безуспешному стремлению перевоспитать, переделать, чтобы он был как другие, составляет психологическую основу дифференцированного обучения.

Принцип деятельностного  подхода требует, прежде всего, понимания  того, что обучение - это совместная деятельность учителя и ученика. В учебном процессе ученик выступает  не как пассивный объект педагогического  управления и простой накопитель передаваемых знаний, но, прежде всего, как субъект учебной деятельности, который своей активностью в  значительной степени определяет и  её результаты.

Принцип системного подхода  означает необходимость одновременного, взаимосвязанного решения вопросов педагогического, методического и  психологического обеспечения дифференцированного  обучения.

4. Ценность дифференцированного обучения младших школьников с учетом уровня обучаемости заключается в том, что оно помогает лучшему, более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков, способов деятельности, согласно личным способностям и интересам. Умелое осуществление дифференцированного обучения вселяет учащимся веру в свои силы, создает у них уверенность в успешности обучения.

5. Эффективность дифференцированного обучения младших школьников достигается реализацией следующих условий:

- построение процесса дифференцированного обучения на основе учета уровня обучаемости школьников;

- личностно-профессиональная готовность учителя к реализации дифференцированного обучения (знание индивидуальных особенностей учащихся, умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся учащиеся с разным уровнем обучаемости, составление развернутого плана урока, включая вопросы и задания разным группам и отдельным учащимся);

- осуществление оперативной обратной связи;

- соблюдение педагогического такта. Что подтверждает нашу гипотезу.

 

ЛИТЕРАТУРА И  ИСТОЧНИКИ

  1. Амелина М. В. Разноуровневые задания на уроках математики при изучении геометрического материала. [Текст] / М. В. Амелина // Начальная школа. -  2010 – № 8 – с. 57 - 60.
  2. Акимова М. К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. [Текст] / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. М. : Знание, 1992. – 80 с.
  3. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методологические основы [Текст] / Ю. К. Бабанский // Просвещение. - Москва, 1982. - с. 30.
  4. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н. В. Басова. - Ростов н/Д. : Феникс, 1999. - 214 с.
  5. Белолистая А. В. Как помочь ребенку в самостоятельной работе над задачей [Текст] / А. В. Белолистая. // Начальная школа. – 2008. - №8. – с. 47- 49
  6. Битянова М. Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова. - М. : Просвещение, 2008. - 123 с.
  7. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст] / П. П. Блонский. - М. : Просвещение, 1999. - Т. 2. - 345 с.
  8. Болотова А. И. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики [Текст] / А. И. Болотова // Начальная школа. – 2009. - № 6. – с. 71 – 74.
  9. Бударный А. А. Индивидуальный подход в обучении [Текст] / А. А. Бударный // Советская педагогика, 1965. – с. 39 – 43
  10. Бутузов И. Т. Дифференцированное обучение - важное дидактическое средство эффективного обучения школьников [Текст] / И. Т. Бутузов. - М. : Просвещение, 2002. - 214 с.
  11. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 2004. - 65 с.
  12. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - М. : Просвещение, 2001. - 210 с.
  13. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Владос, 1991.- 469 с.
  14. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П. Я. Гальперин - М. : Изд-во МГУ, 1985.
  15. Гальперин П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе [Текст] / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 12 - 15.
  16. Гессен С. И. Основы педагогики [Текст] /С. И. Гессен. - М. : Владос, 1999. – 315 с.
  17. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : Просвещение, 2006. - 316 с.
  18. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения [Электронный ресурс]/ В. В. Давыдов. – М. : ИНТРО,  1996. – Режим доступа : http://fictionbook.ru/author/alla_nikolaevna_fominova/pedagogicheskaya_psihologiya_uchebnoe_posobie/read_online.html?page=3
  19. Диагностика готовности детей к обучению в школе [Текст] / сост. Г. Т. Дмитриев. -М. : Просвещение, 2010. - 168 с.
  20. Докиш С. П.  Мониторинг качества образования, уровневые задания и их роль в гуманизации образования [Текст] / С. П. Докиш // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2005. - № 5. - С. 49 - 52
  21. Дощицина З. В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации [текст] / З. В. Дощицина. – М. : Просвещение, 2004 – 98 с.
  22. Захарова О. А. Математика в вопросах и заданиях: 4 кл. : Тетрадь для самостоятельной работы № 3 [Текст] / О. А. Захарова; под ред. Р. Г. Чураковой. – М. : Академкнига / Учебник, 2008 . – 48 с.
  23. Захарова О. А., Юдина Е. П. Математика в вопросах и заданиях: 4 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы № 2 [Текст] / О. А. Захарова, Е. П. Юдина; под ред. Р. Г. Чураковой. – М. : Академкнига / Учебник, 2008 . – 96 с.
  24. Калмыкова З. И. Психологические принципы развивающего обучения. [Текст] /  З. И. Калмыкова. М. : Знание, 1979. – с. 126.
  25. Калмыкова З. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. [Текст] / З. И. Калмыкова. М. : Знание, 1982.- с. 96.
  26. Калмыкова З. И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий учащихся [Текст] / З. И. Калмыкова // Вопросы психологии. – 2001 - № 2 – с. 23 - 25.
  27. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема [Текст] / А. А. Кирсанов. – Казань : Факел, 2002. – 96 с.
  28. Козлова  С. А. Тексты и контрольные работы к учебнику «Математика» («Моя математика»), 3 класс [Текст] / С. А. Козлова, А. Г. Рубин – М. : Баласс ;  Школьный дом, 2007 – 48 с.
  29. Козлова  С. А. Тексты и контрольные работы по курсу «Математика» и по курсу «Математика и информатика», 3 класс [Текст] / С. А. Козлова, А. Г. Рубин – М. : Баласс ;  Школьный дом, 2011 – 64 с.
  30. Конев А. Н. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения [Текст] / А. Н. Конев. – М. : Просвещение, 2008. – 126 с.
  31. Константинов Н. А. История педагогики [Текст] / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский. – М. : Просвещение, 2002. – 447 с.
  32. Кураченко З. В. Личностно-ориетированный подход в системе обучения математике [Текст] / З. В. Кураченко // Начальная школа. – 2005. - № 4. – с. 60 – 64.
  33. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге [Текст] : Книга для учителя / С. Ю. Курганов. – М. : Просвещение, 1989. – 127 с.
  34. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М., 2000. - 602 с.
  35. Лерер И. Я. Дидактическая система методов обучения [Текст] / И. Я. Лерер. - М. : Просвещение, 2006. - 241 с.
  36. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхина. – М. : Педагогика, 1984. – 144 с.
  37. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А. М. Матюшкин. - М. : Наука, 2002. - 265 с.
  38. Махмутов М. И. Об индивидуализации обучения [Текст] / М. И. Махмутов // Народное образование. - 1996. - № 2. - С. 36-39.
  39. Махмутов М. И. Современный урок: вопросы теории [Текст] / М. И. Махмутов. М. : Наука, 1991. - 142 с.
  40. Машарова Т. В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. [Текст] / Т. В. Машарова. Учебное пособие.- М.: Педагогика ПРЕСС, 1999. – 144 с.
  41. Морозова Н. Г. Формирование познавательного интереса у детей [Текст] / Н. Г. Морозова. - М. : Наука, 1994. - 153 с.
  42. Немов Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. - М. : Владос, 2001. - Т. 3. - 630 с.
  43. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М. : Просвещение, 1981.-325 с.
  44. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р. В. Овчарова. - М. : Граф, 1998. - 231 с.
  45. Онищук В. А. Урок в современной школе [Текст] / В. А. Онищук. - М. : Наука, 1999. - 124 с.
  46. Осколкова  Л.   А.  Индивидуализация  учения  младших школьников  с учётом особенностей развития их познавательных процессов : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Л. А. Осколкова. - Челябинск, 1998. - 8 с.
  47. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста [Текст] / под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 2005. - 132 с.
  48. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. [Текст] - М. : Владос, 2002. - 216 с.
  49. Петерсон Л. Г. «Математика 2 класс» [Текст] / Л. Г. Петерсон. - М. : «С-Инфо» ; «Баласс», 2008. – 245 с.
  50. Полякова А. В. Усвоение знаний и развитие младших школьников [Текст] / А. В. Полякова. - М. : Просвещение, 2008. - 165 с.
  51. Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников [Электронный ресурс] / В. В. Андриевская, Г. А. Балл, З. Г. Кисарчук и др. // Вопросы психологии. – 1984. - № 2 – с. 38 - 45 – Режим доступа : http://www.voppsy.ru/issues/1985/854/854038.htm
  52. Рабунский Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников [Текст] / Е. С. Рабунский. - М. : Наука, 2005. - 172 с.
  53. Роганова Н. Ф. Разноуровневые задания по математике. [Текст] / Н. Ф. Роганова // Начальная школа. – 2003. - № 4. – с. 79 – 84.
  54. Рубинштейн С. П. Основы общей психологии : в 2 т. [Текст] / С. П. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. - 695 с.
  55. Смирнов А. А. Избранные психологические труды : в 2 т. [Текст] / А. А. Смирнов. - М. : Просвещение, 1997. - Т. 1. - 368 с.
  56. Совершенствование обучения младших школьников [Сборник]. – М. : Наука, 1994. – 241 с.
  57. Субботский Е. В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка) [Текст] / Е. В. Субботский. - М. : Знание, 1999. - 261 с.
  58. Суворова Г. Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении [Текст] / Г. Ф. Суворова // Начальная школа. - 2006. -№11.- С. 34 - 37.
  59. Суворова Г. Ф. Реализация индивидуального подхода к учащимся [Текст] / Г. Ф. Суворова // Начальная школа. - 2007. - № 1. - С. 29-31.
  60. Талызина Н. Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня [Электронный ресурс] / Н. Ф. Талызина // Вопросы психологии.  – 1993.  -  № 1 – С. 92 – 101 -  Режим доступа : http://www.voppsy.ru/issues/1993/874
  61. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И. Э. Унт. - М. : Знание, 2009. - 247 с.
  62. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога : книга для учителя [Текст] / Л. М. Фридман. - М. : Просвещение, 2010. - 238 с.
  63. Хелус З. Понимаете ли вы ученика? [Текст] / З. Хелус. - М. : Наука, 2007. – 214 с.
  64. Чекин А. Л. Математика: 4 кл.: учебник: в 2 ч. [Текст] / А. Л. Чекин, под ред. Р. Г. Чураковой. М. :  Академкнига / Учебник, 2008. – Ч.1. - 128 с.
  65. Чекин А. Л. Математика: 4 кл.: учебник: в 2 ч. [Текст] / А. Л. Чекин, под ред. Р. Г. Чураковой. – М. : Академкнига / Учебник, 2008. – Ч. 2 - 128 с.
  66. Чекин А. Л. Математика. Методическое пособие: 4 кл.: методическое пособие [Текст] / А. Л. Чекин, под ред. Р. Г. Чураковой. – М. : Академкнига / Учебник, 2010. –  251 с.
  67. Чуракова Р. Г. Дидактическая система Л. В. Занкова. Проблемы и перспективы [Текст] / Р. Г. Чуракова. - М. : Владос, 2009. - 250 с.
  68. Шабалина  З.   П.   Дифференцированный   подход   в   обучении   младших школьников [Текст] / З. П. Шабалина // Начальная школа. - 2000. - № 6. - С.29-33
  69. Шахмаев Н. И. Учителю о дифференцированном обучении. [Текст] / Н. И. Шахматов. М. : АПН СССР, 1989.-  231 с.
  70. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. [Текст] / И. С. Якиманская. М. : Сентябрь, 1996.-  96 с.

Информация о работе Организация дифференцированного обучения младших школьников с разным уровнем обучаемости на уроках математики