Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:22, дипломная работа
Цель исследования: изучить психолого – педагогические условия организации дифференцированного обучения младших школьников с учетом уровня обучаемости и экспериментально проверить эффективность реализации дифференцированного подхода в процессе обучения математике.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1.1. Понятие и сущность дифференцированного обучения…………..8
1.2. Характеристика понятий обученности и обучаемости и их взаимосвязи…………………………………………………………19
1.3. Методика осуществления дифференцированного подхода в обучении математике…………………………………………….26
Глава II. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬ-НОЙ РАБОТЫ.
2.1. Диагностика обученности и обучаемости младших
школьников…………………………………………………………35
2.2. Опыт организации дифференцированного обучения младших школьников с разным уровнем обучаемости……………………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….60
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ………………………………………….63
Министерство образования и науки Российской Федерации
Педагогический институт
Кафедра педагогики начального и дошкольного образования
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Организация дифференцированного обучения младших школьников с разным уровнем обучаемости на уроках математики
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Глава II. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬ-НОЙ РАБОТЫ.
школьников……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ……………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
В начале XXI в. мир вступил в период громадных изменений цивилизационного масштаба, охватывающих по существу все страны. Современный динамично изменяющийся мир характеризуется коренными преобразованиями во всех сферах социально-экономической, научно-технической и культурной жизни.
Перемены, происходящие в
современном обществе, требуют ускоренного
совершенствования
Перед системой образования
современной России поставлены совершенно
новые задачи, ориентирующие педагогов
на переход от единой унитарной общеобразовательной
школы к многообразию ее типов
и форм, предлагая организацию
профильного обучения в старших
классах, тем самым, определяя стратегию
изменений содержания и структуры
общего образования, направляя его
на полисистемное
Сегодня особенно актуальной стала проблема дифференцированного обучения в связи с гуманизацией образования, максимальной индивидуализацией, ориентацией на личность. Большая часть учителей, исследователей убеждена в том, что дифференцированное обучение - одно из главных направлений работы школы, одно из основных средств развития индивидуальности, ибо только оно создает условия максимального развития детей с разным уровнем познавательных процессов, с разными интересами к обучению.
Успешность современного образования невозможна без пересмотра традиционного образовательного процесса: его содержания, форм, методов обучения, организации деятельности и так далее. Появилась потребность в новых подходах, воплощаемых в технологиях, в которых четко прослеживается их вариативность, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Отсюда противоречия между новыми требованиями к организации педагогического процесса и старыми подходами его осуществления; между потребностью в индивидуальной подготовке школьников и недостаточной разработанностью этой проблемы на практике.
В психолого-педагогической литературе проблеме дифференци-рованного обучения посвящены работы С.В. Алексеева, Г.Д. Глейзера, Н.П. Гузика, Н.Э. Гронлунда, Л.Я Зориной, А.А. Кирсанова, И.М. Осмоловской, Е.С. Рабунского, В.В. Фирсова, И.С. Якиманской.
В данное время, несмотря на
многочисленные исследования, до сих
пор имеет место
По своим природным способностям, темпу работы и т.д. все учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников как с очень высоким, так и с очень низким уровнем развития, что особенно характерно для сельских малокомплектных школ, в которой нет возможности деления классов. Учитель, работающий в таких классах, обычно выбирает методы и формы обучения, ориентированные на среднего ученика. При этом слабым и сильным ученикам уделяется мало внимания. Это обусловлено, в первую очередь, ограниченными временными рамками урока. В этих условиях учащиеся с хорошими способностями работают без особого напряжения, а слабые учащиеся испытывают возрастающие затруднения.
В обучении математике эта проблема занимает особое место, что объясняется спецификой этого учебного предмета. Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. Для успешного освоения всего курса математики необходимы не только хорошо усвоенные понятия, но и сформированные практические умения и навыки на уровне автоматизма. В зависимости от уровня интеллектуального развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка потребуется различное количество упражнений и мера помощи со стороны учителя для достижения достаточного уровня сформированности предметных умений и навыков.
Следовательно, необходима
такая организация учебного процесса,
которая позволила бы учитывать
различия между учащимися и создавать
оптимальные условия для
Наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявший курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать учащихся, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определенными учащимися будут наиболее важными.
Исходя из этого, была выбрана тема исследования «Организация дифференцированного обучения младших школьников с разным уровнем обучаемости на уроках математики».
Цель исследования: изучить психолого – педагогические условия организации дифференцированного обучения младших школьников с учетом уровня обучаемости и экспериментально проверить эффективность реализации дифференцированного подхода в процессе обучения математике.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования психолого-педагогические условия дифференцированного обучения младших школьников с разным уровнем обучаемости.
Гипотеза: При использовании дифференцированного подхода в процессе обучения математике эффективность обучения повышается если:
- выбор заданий будет осуществляться с учетом уровня обученности и обучаемости детей;
- созданы и учитываются психолого-педагогические условия, способствующие дифференциации материала на каждом уроке и для каждой группы учащихся;
- в дифференцированной работе учитель использует комплекс организационных мер (оптимальные виды и формы организации труда, темп работы, объем содержания учебного материала), способствующих повышению качества образования детей.
Задачи исследования:
-изучить проблему уровневой дифференциации в психолого-педагогической литературе и школьной практике с целью определения возможностей её реализации в образовательном процессе начальной школы;
-определить понятие и сущность дифференцированного обучения;
-охарактеризовать понятия «обученность» и «обучаемость».
-выявить психолого-
-провести экспериментальную работу по реализации дифференцированного подхода в обучении младших школьников с учетом уровня их обучаемости
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретический анализ психологической и педагогической литературы, анализ, синтез, сравнение, обобщение; изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, анкетирование и тестирование учащихся, опытно-экспериментальная работа.
Теоретико-методологическими основами исследования являются:
- принцип единства и диалектического взаимодействия теории и практики в научном познании;
- принцип ведущей роли обучения в развитии, концепции системного анализа и деятельностного подхода в обучении, основные положения концепции уровневой дифференциации и общей теории задач;
- идеи организации дифференцированного обучения (И.Э.Унт, Г.Ф. Суворова, А.В. Белошистая, Е.В. Яковлева);
- теория гуманистической педагогики и психологии;
- идеи личностно-ориентированного обучения (Ш.А. Амонашвили, Е.С. Полат, И.С. Якиманская);
- работы, раскрывающие различные аспекты проблемы индивидуализации и дифференциации обучения (З.И. Калмыкова, В.М. Монахов, И.М. Осмоловская, Е.С. Рабунский, В.В. Фирсов и другие).
Практическая значимость исследования состоит в разработке диагностического и методического обеспечения уровневой дифференциации в обучении младших школьников. Результаты исследования могут быть, использованы в работе учителями начальных классов.
Структура дипломной работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие и
сущность дифференцированного
Дифференциация обучения
в настоящее время является составной
частью образовательного процесса. В
соответствии с Законом РФ «Об
образовании», Федеральной программой
развития образования, общеобразовательная
школа должна быть не только «школой
для всех», но и «школой для
каждого», ибо ее главная задача
- всестороннее развитие каждого школьника.
С развитием российского
Личностно-ориентированный подход - главная идея в программе гуманизации современного образования. Важно создать условия для того, чтобы каждый ребенок мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим получать знания. Признавая право каждого человека быть индивидуальностью, а, следовательно, иметь свой неповторимый путь развития, школьное образование должно обеспечить ученику возможность идти своим путем в процессе обучения. Решение этой проблемы во многом зависит от определения приоритетов в выборе форм и способов осуществления индивидуализации и дифференциации обучения.
Дифференциация происходит от латинского differentia, - что в переводе означает - «различие, разделение».
В педагогической энциклопедии понятие дифференциации трактуется следующим образом: дифференциация обучения - способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности). Дифференциация - разделение учащихся на группы на основании, каких - либо индивидуальных особенностей для отдельного обучения. При этом важно отметить, что эти группы могут быть как стабильными, так и относительно стабильными, а отдельное обучение — как постоянным, так и временным. [31, с.95]
Дифференциация
Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.
Понятия «индивидуализация» и «дифференциация», как правило, рассматриваются в единстве, так как индивидуализация обучения определяет сущность, целевую направленность дифференциации.