Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:22, дипломная работа
Цель исследования: изучить психолого – педагогические условия организации дифференцированного обучения младших школьников с учетом уровня обучаемости и экспериментально проверить эффективность реализации дифференцированного подхода в процессе обучения математике.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1.1. Понятие и сущность дифференцированного обучения…………..8
1.2. Характеристика понятий обученности и обучаемости и их взаимосвязи…………………………………………………………19
1.3. Методика осуществления дифференцированного подхода в обучении математике…………………………………………….26
Глава II. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬ-НОЙ РАБОТЫ.
2.1. Диагностика обученности и обучаемости младших
школьников…………………………………………………………35
2.2. Опыт организации дифференцированного обучения младших школьников с разным уровнем обучаемости……………………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….60
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ………………………………………….63
3) с дополнительной конкретизацией;
4) с выбором решения;
5) с выполнением некоторой части задания;
6) со вспомогательными упражнениями;
Данная методика организации дифференцированных заданий оказывается эффективной. Анализ выполненных учащимися работ помогает определить какое дифференцированное задание следует предложить тому или другому ученику.
Этап проверки и оценки знаний и умений.
На этом этапе важно четко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и тоже знание, умение.
Все проверочные и контрольные работы содержат одинаковые для всех задания, т.е. одной трудности, соответствующей программным требованиям. В настоящее время в тексты контрольных работ включаются задания повышенной трудности (обычно 1-2), обычно выполнение данных заданий не является обязательным.
Оценка знаний и умений
ученика должна отражать объективно
достигнутый уровень
Самостоятельная работа дома
Выполнение домашних заданий носит, как правило, индивидуальный характер и рассчитано на полную самостоятельность учащегося.
При выполнении домашних заданий индивидуальные особенности учащегося, его отличия в обучаемости должны проявляется еще в большей степени, чем в классе.
Дифференцированные домашние задания могут быть направлены на дальнейшее изучение нового материала, на закрепление и проверку знаний, умений и навыков учащихся. При изучении математики можно предлагать учащимся для домашнего решения задачи разного уровня сложности, разное количество задач, задания творческого характера, мини-проекты и т.д.
Индивидуализация домашних заданий осуществляется, прежде всего, посредством:
Таким образом, выделенные нами
этапы способствуют эффективному усвоению
материала в соответствии с уровнем
обучаемости и обученности
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
2.1. Диагностика обученности и обучаемости младших школьников
Целью экспериментальной работы было практическое подтверждение выдвинутой гипотезы исследования.
Экспериментальная работа решала следующие задачи:
- определить уровень обученности и обучаемости учащихся;
- разработать и внедрить систему заданий по математике на основе дифференциации обучения;
- проанализировать результаты экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная работа, состояла из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Продолжительность экспериментальной работы, включая обработку, анализ, интерпретацию полученных данных, их оформление составила учебный год.
В экспериментальном 3 классе обучалось 17 учащихся. Возраст детей 8-9 лет.
Констатирующий эксперимент.
Целью констатирующего эксперимента является выявление уровня обученности и обучаемости младших школьников.
Мониторинг обученности и обучаемости учащихся представлен в критериально - уровневом блоке.
В качестве критериев обученности нами определены следующие: успеваемость, усвоение знаний, овладение учебной деятельностью.
А в качестве критериев обучаемости: развитие мышления, активность ориентировки в новых условиях, работоспособность.
Эти критерии мы отразили в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Критерии и уровни обученности младших школьников
Критерии |
Уровни | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Успеваемость |
хорошая |
удовлетворительная |
неудовлетворительная |
Усвоение знаний |
Хорошие знания, осмысленное и последовательное усвоение материала; умеет устанавливать причинно - следственные связи, выделять существенное. |
Имеются некоторые отрывочные знания по предмету, не умеет ими оперировать, ориентируется на несущественные признаки в установлении причинно-следственных связей. |
Слабое знание или даже полное отсутствие знаний; непонимание и неумение осмыслить учебный материал; неумение устанавливать причинно-следственные связи; негибкость в применении и использовании имеющихся сведений. |
Овладение учебной деятельностью |
Проявляет самостоятельность в выполнении учебных действий; способен контролировать и оценить себя и результаты своей деятельности; активен и инициативен в учебной деятельности. |
Выполняет учебные действия по образцу, инструкции; затрудняется в осуществлении самоконтроля и самооценивания; активность и инициативу в учебной деятельности осуществляет эпизодически. |
Затрудняется в выполнении учебных действий; нуждается в постоянном контроле со стороны учителя; не владеет навыками самоконтроля и самооценивания; пассивен в учебной деятельности. |
Таблица 2
Критерии и уровни обучаемости младших школьников
Критерии |
Уровни | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Развитие мышления |
Хорошо владеет мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения; легко производит первичное обобщение; проявляет оригинальность мышления; высокая скорость протекания мыслительных процессов. |
Удовлетворительное владение мыслительными операциями; не обладает оригинальностью мышления; средняя скорость протекания мыслительных процессов. |
Слабое владение мыслительными операциями; отдельные попытки анализа, синтеза; отсутствие обобщенного взгляда на вещи и явления; не способность к вариативному мышлению; медлительность протекания мыслительных процессов. |
Продолжение таблицы 2
Активность ориентировки в новых условиях |
Быстро ориентируется в новых условиях; осуществляет перенос знаний и способов действий в новые условия. |
Иногда испытывает затруднения в новых ситуациях. |
Отсутствие переноса знаний в новых условиях, пассивность в новых условиях и ситуациях. |
Работоспособность |
Высокая |
Средняя Часто нуждается в непродолжительном отдыхе. |
Низкая Быстро утомляется. |
По данным критериям определены уровни и показатели их сформированности, на основе которых определяется общий уровень обученности и обучаемости младших школьников.
На первом этапе констатирующего эксперимента по результатам контрольных и проверочных работ, четвертных оценок мы выделили 3 группы учащихся по их успеваемости:
- первая группа - учащиеся с хорошей успеваемостью. Эти дети учатся на «4» и «5».
- вторую группу составляют учащиеся, в успеваемости которых есть «3».
- третья группа - учащиеся, у которых имеется, хотя бы одна «2». Результаты изучения успеваемости учащихся отражены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты успеваемости учащихся
(констатирующий эксперимент)
Уровни |
Экспериментальный класс | |
человек |
% | |
Высокий |
5 |
29,4 |
Средний |
7 |
41,1 |
Низкий |
5 |
29,4 |
Результаты успеваемости учащихся следующие: количество третьеклассников, имеющих низкий уровень успеваемости - 5 человек, столько же учащихся с высоким уровнем успеваемости по математике. 41,1% учащихся 3 класса имеют средний уровень обучаемости.
Вторым этапом являлось выявление уровня усвоения знаний. В ходе наблюдений, оценивания письменных работ и устных ответов учащихся выявлены следующие результаты усвоения знаний, которые отражены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты диагностики усвоения знаний
(констатирующий эксперимент)
Уровни |
Экспериментальный класс | |
человек |
% | |
Высокий |
4 |
23,5 |
Средний |
9 |
52,9 |
Низкий |
4 |
23,5 |
Наблюдения и анализ работ показали, что большинство учащихся 3 класса имеют средний уровень усвоения знаний. Это дети, владеют опорным уровнем знаний, не умеют оперировать имеющимися знаниями, не всегда могут установить причинно-следственные связи или ориентируются на несущественные признаки. 23,5% третьеклассников имеют высокий уровень, для которого характерно осмысленное и последовательное усвоение материала, умение устанавливать причинно-следственные связи. 4 человека (23,5%) имеют низкий уровень усвоения учебного материала, т. е. слабые знания, неумение ими оперировать, непонимание или неумение осмыслить учебный материал.
Третьим этапом констатирующего эксперимента являлось, определение уровня овладения учебной деятельностью. На этом этапе были использованы методы: наблюдение, анализ письменных работ и устных ответов детей. Результаты исследования показаны в таблице 5
Таблица 5
Результаты наблюдения за уровнем овладения учебной деятельностью (констатирующий эксперимент)
Уровни |
Экспериментальный класс | |
человек |
% | |
Высокий |
4 |
23,5 |
Средний |
9 |
52,9 |
Низкий |
4 |
23,5 |
Из таблицы видно, что в 3 классе средний уровень овладения учебной деятельностью имеют половина учащихся (52,9%). Эти дети выполняют учебные действия по образцу, имеют затруднения в самоконтроле и самооценке, инициативу в учебной деятельности проявляют редко. Доля учащихся, имеющих высокий уровень овладения учебной деятельностью – 23,5%. Это дети, которые проявляют самостоятельность, способные контролировать и оценивать результаты своих действий, активны в учебной деятельности. Доля учащихся с низким уровнем – 23,5%. Эти дети нуждаются в постоянном контроле со стороны учителя, пассивны в учебной деятельности.
Изучение уровня мышления осуществлялось с помощью методики «Сравнение понятий». Целью данной методики является исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей. Методика проводится с каждым учащимся индивидуально.
Стимульный материал для данной методики: несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги (Приложение 1).
Ход выполнения: испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Все его ответы полностью записываются в протокол. Обязательно соблюдение испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом - различий.
При анализе результатов учитывается то, насколько испытуемый может выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствует о слабой обобщенности и склонности к конкретному мышлению. Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требование, касающееся заданной последовательности при выполнении заданий, что ему дается легче - нахождение сходств или различий.
Младшие школьники вместо
выделения общего обычно указывают
на различия объектов, поскольку за
операцией различия стоит наглядно-действенное
и наглядно-образное мышление. За указанием
на общее кроется операция введения
в отвлеченную категорию. Таким
образом, тот факт, что раньше созревает
различие, а затем обобщение, свидетельствует
о смене психологических