Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:22, дипломная работа
Цель исследования: изучить психолого – педагогические условия организации дифференцированного обучения младших школьников с учетом уровня обучаемости и экспериментально проверить эффективность реализации дифференцированного подхода в процессе обучения математике.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1.1. Понятие и сущность дифференцированного обучения…………..8
1.2. Характеристика понятий обученности и обучаемости и их взаимосвязи…………………………………………………………19
1.3. Методика осуществления дифференцированного подхода в обучении математике…………………………………………….26
Глава II. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬ-НОЙ РАБОТЫ.
2.1. Диагностика обученности и обучаемости младших
школьников…………………………………………………………35
2.2. Опыт организации дифференцированного обучения младших школьников с разным уровнем обучаемости……………………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….60
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ………………………………………….63
Результаты данной диагностики были следующими: высокий уровень развития мышления имеют 4 человека (23,5%). Эти дети хорошо владеют операциями анализа, синтеза, сравнения, проявляют оригинальность мышления, у них высокая скорость протекания мыслительных процессов. Средний уровень имеют 9 человек (52,9%). Это третьеклассники, которые проявили удовлетворительное владение мыслительными операциями. Низкий уровень развития мышления у 4 человек (23,5%). У данных детей обнаружена медлительность протекания мыслительных процессов, отдельные попытки анализа и синтеза, отсутствие обобщенного взгляда на вещи и явления.
Таблица 6
Результаты диагностики уровня мышления младших школьников (констатирующий эксперимент)
Уровни |
Экспериментальный класс | |
человек |
% | |
Высокий |
4 |
23,5 |
Средний |
9 |
52,9 |
Низкий |
4 |
23,5 |
Пятым этапом констатирующего эксперимента было определение уровня активности ориентировки в новых условиях. На этом этапе были использованы такие методы как наблюдение, анализ письменных работ и устных ответов учащихся.
Результаты наблюдений и анализа активности ориентировки в новых условиях показаны в таблице 7.
Таблица 7
Результаты диагностики уровня активности ориентировки
в новых условиях
(констатирующий эксперимент)
Уровни |
Экспериментальный класс | |
человек |
% | |
Высокий |
2 |
11,8 |
Средний |
11 |
64,7 |
Низкий |
4 |
23,5 |
Результаты наблюдений и анализа уровня активности ориентировки в новых условиях следующие: большинство учащихся 3 класса имеют средний уровень активности ориентировки в новых условиях, т. е. испытывают затруднение в новых ситуациях, не всегда умеют применять имеющиеся знания в нестандартных ситуациях. Количество детей с высоким уровнем невысокое, только 2 учащихся умеют ориентироваться в новых нестандартных ситуациях. Отсутствие переноса знаний и пассивность в новых условиях установлена у 4 человек (23,5%).
На шестом этапе констатирующего эксперимента было проведено наблюдение за работоспособностью учащихся на разных уроках, работоспособностью в зависимости от типа задания. В ходе наблюдения выявились следующие результаты, которые отражены в таблице 8.
Таблица 8
Результаты диагностики уровня работоспособности учащихся (констатирующий эксперимент)
Уровни |
Экспериментальный класс | |
человек |
% | |
Высокий |
4 |
23,5 |
Средний |
10 |
58,8 |
Низкий |
3 |
17,6 |
Мы получили следующие
результаты работоспособности учащихся:
большинство детей имеют
Нами также была исследована школьная мотивация с помощью опросника Н.Г. Лускановой. По данному опроснику выявляются пять уровней школьной мотивации (Приложение 2).
Первый уровень. Высокий
уровень школьной мотивации, учебной
активности. У таких детей есть
познавательный мотив, стремление наиболее
успешно выполнять все
Второй уровень. Хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы они проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Они достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень. Низкая школьная
мотивация. Эти дети посещают школу
неохотно, предпочитают пропускать занятия.
На уроках часто занимаются посторонними
делами, играми. Испытывают серьезные
затруднения в учебной
Пятый уровень. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
Результаты анкетирования показали, что большинство учащихся 3 класса высокий (64,7%) или хороший уровень (23,5%) школьной мотивации. Одна учащаяся имеет третий уровень, один учащийся – четвертый, т.е. низкий уровень школьной мотивации. На третьем году обучения в школе практически все учащиеся имеют хорошую школьную мотивацию. У них наблюдается познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования.
Результаты данного опроса мы оформили в следующую таблицу 9. (Приложение 3.)
Таблица 9
Результаты диагностики школьной мотивации
(констатирующий эксперимент)
Уровни |
Экспериментальный класс | |
человек |
% | |
Первый |
11 |
64,7 |
Второй |
4 |
23,5 |
Третий |
1 |
5,9 |
Четвертый |
1 |
5,9 |
Пятый |
- |
- |
Анализируя результаты, мы увидели, что в 3 классе имеются учащиеся, требующие особого подхода и индивидуального внимания. С данными учащимися необходимо было провести работу, способствующую повышению уровня мотивации обучения у учащихся.
Таким образом, по результатам исследований, проведенных на этапе констатирующего эксперимента, мы выявили уровень обученности младших школьников. В 3 классе высокий уровень обученности имеют 5 человек (29,4%), средний уровень – 7 человек (41,2%), низкий уровень - 5 человек (29,4%). Результаты определения уровня обученности представлены в приложении. (Приложение 4).
Результаты определения уровня обучаемости следующие: в 3 классе высокий уровень обучаемости у 3 учащихся (17,6%), средний уровень – 11 учащихся (64,7%), низкий уровень – 3 учащихся (17,6%). (Приложение 5).
2.2. Опыт организации дифференцированного обучения младших
с разным уровнем обучаемости
На основе полученных данных мы сформулировали конкретные задачи формирующего эксперимента:
1. Средствами индивидуализации и внутриклассной дифференциации усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся по математике, содействовать повышению уровня сформированности знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, и, таким образом, уменьшить его абсолютное и относительное отставание (т.е. отставание от уровня своих возможностей);
2. Развивать логическое мышление, креативность при опоре на зону ближайшего развития.
3. Повышать интерес к учению и формировать учебно-познавательную мотивацию.
4. Создавать условия для развития интересов и способностей каждого ребёнка.
В соответствии с этими задачами была разработана программа формирующего эксперимента. Суть проводимого эксперимента заключалась в том, что для работы на уроке учащиеся были объединены в малые группы. Каждая группа включала 4-5 учеников. Каждая из групп работает на любом уроке с учителем 5-7 минут. Таким образом, за 45 минут урока каждая группа (а значит и каждый ребенок) имеет шанс работы с учителем. Деление на группы осуществлялось на основании анализа уровня обученности и обучаемости учащихся.
Цель создания малых групп сотрудничества заключалось в том, чтобы организовать самостоятельную деятельность по усвоению новых знаний каждого учащегося в процессе учебной деятельности.
Мы разделили учащихся на три группы:
1 группа: дети, требующие постоянной дополнительной помощи. Дети этой группы отличаются неустойчивой работоспособностью, несамостоятельностью, низким уровнем развития мышления. Памяти, внимания. Им необходим контроль, стимуляция, проверка заданий, дополнительные объяснения, образец выполнения заданий.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно, но иногда требующие пояснений, помощи со стороны учителя. Дети 2 группы достаточно хорошо организованы, средней работоспособностью, более самостоятельны. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, отличаются высокой мотивацией в обучении. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.
3 группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим. Работают быстро, самостоятельно разбирают задания, успевают помочь соседу, выполняют больше заданий. У них хорошо развиты мышление, память, речь, внимание. Высокая мотивации в обучении, способны самостоятельно регулировать свои действия.
Работа на уроках строилась следующим образом. Первый этап урока включал в себя либо сообщение учителем сведений, необходимых для дальнейшей самостоятельной работы, либо фронтальное повторение некоторых уже усвоенных знаний. Целью данного этапа было направление мыслительной деятельности детей в необходимое русло. При этом мы стремились сосредоточить внимание всех учеников, заинтересовать их, активизировать мыслительную деятельность, подготовив тем самым к предстоящей самостоятельной работе. Поэтому, уже на этом этапе, мы старались использовать частично-поисковые задания, давать задания, требующие использования таких мыслительных операций как анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация. Особое внимание обращалось на доказательность ответов. Детям разрешалось отстаивать своё мнение, спорить, поощрялись вопросы к учителю и ученикам. Нужно сказать, что такие задания и упражнения, достаточно необычные, нетрадиционные, заинтересовали детей, активизировали работу.
Следующим этапом урока была
самостоятельная
Задания дифференцированного характера для работы в малых группах сотрудничества были разработаны следующим образом.