Обучение детей составлению творческих рассказов по картине как средство формирования монологической речи у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:49, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – выяснить является ли составление творческих рассказов по картине средством формирования монологической речи.
Гипотеза исследования - занятия по обучению описательным рассказам детей дошкольного возраста с ОНР значительно повышают уровень формирования монологической речи.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
-проанализировать литературу по данной проблеме;
-изучить особенности формирования монологической речи у детей дошкольного возраста;
-наметить основные направления по развитию монологической речи дошкольников с ОНР, используя описательные рассказы;

Работа содержит 1 файл

Областное государственное образовательное учреждение.docx

— 108.01 Кб (Скачать)

     Цели:

     обучать детей приемам составления текстов  морально-этического плана по мотивам  содержания картины; учить выводить мораль из составленного текста сказки.

     11) "Составление рифмованных текстов по картине"

     Цели:

     познакомить детей с моделями составления  рифмованных текстов. формировать  умение составлять рифмованный текст  по содержанию картин.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3 Контрольный этап.

     Цель  контрольного этапа – выяснить, повысился ли уровень монологической речи исследуемых детей .

     В ходе контрольного этапа с детьми проводились те же игры и упражнения, что и на констатирующем этапе, только с другим наглядным материалом.

Имя Возраст Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №5
Глеб 5 лет 8 мес 5 5 5 5 5
Маша 6 лет 1 мес 5 5 5 4 4
Максим 5 лет 3 мес 5 4 4 4 3
Вероника 5 лет 4 мес 5 4 4 3 3
Лиза 5 лет 9 мес 5 4 4 4 4
Вика 5 лет 9 мес 5 4 4 4 3
 

       

     Контрольный этап показал, что после применения коррекционной работы с детьми уровень  их монологической речи повысился. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В настоящее время необходимость  более глубокого изучения вопросов речевого развития детей с ОНР  связана с их обучением в школе  и дальнейшей успешной социализации.

     Важность  развития умений и навыков связного рассказывания обусловлена тем, что этот вид речевой деятельности вызывает наибольшие затруднения у  дошкольников с ОНР и при спонтанном развитии не достигает того уровня развития, который достигается благодаря  специальному обучению. Большое количество разработок в области формирования связной монологической речи указывает на то, насколько важно знание особенностей развития умений и навыков связной монологической речи у дошкольников с ОНР.

     В ходе констатирующего эксперимента были получены данные, свидетельствующие  о значительных трудностях в составлении творческого рассказа по картине детьми с ОНР.

     Большинство детей испытывали трудности при  выполнении заданий. Для высказываний детей с ОНР этого уровня было характерно нарушение логики, наличие  аграмматизмов, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических  средств.

     Гипотеза, выдвинутая нами в начале нашего исследования подтвердилась в результате проведенного исследования как теоретически, так  и практически.

     Таким образом, обучение детей составлению творческих рассказов по картине как средство формирования монологической  речи у детей дошкольного возраста с ОНР является средством формирования монологической речи у детей с ОНР. Работа по формированию монологической речи должна вестись систематически логопедом и воспитателем группы с начала года.  
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Белобрыкина О.А. Речь и общение / О.А. Белобрыкина – Яр.: Академия развития, 1998. – 120с.
  2. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ А. М. Бородич.- М.: Просвещение, 1984.- 260с.
  3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования/ Л. С. Выготский .- М.: Астрель, 1956.- 300с.
  4. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия/ Л. С. Волкова.- М.: ВЛАДОС, 1998.- 300с.
  5. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи/ В.К. Воробьева.-  М.: Астрель , 2006. — 158с.
  6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада/ В. В. Гербова.- М.: Просвещение, 1984.- 110с.
  7. Глухов В. П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР // Дефектология. 1990. №6.
  8. Глухов В. П. Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи/ В. П. Глухов.-  М.: Академия развития, 1989.- 189с.
  9. Глухов В.П. Основы психолингвистики/ В.П. Глухов.- М.: Астрель, 2005. — 351с.
  10. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников/ Л. Н. Ефименкова.-  М.: ЭКСМО, 1985.- 89с.
  11. Жукова Н. В., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н. В. Жукова .- М.: Астрель, 1989. –150с.
 
  1. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста/ А.В. Запорожец.- М.: Академия, 1964. –329с.
  2. Зимняя И. А. Лингвопсихология  речевой деятельности/ И. А. Зимняя.-  М.: Просвещение, 2001. – 432с.
  3. Левина Р. Е.   Основы теории и практики логопедии/ Р. Е. Левина.-  М.: Астрель, 1968. – 150с.
  4. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности/ А. А. Леонтьев.- М.: Просвещение, 1974.- 115с.
  5. Ладыженская Т. А.  Характеристика связной речи детей 6-7 лет/ Т. А. Ладыженская.-   М.: Владос , 1979.- 147с.
  6. Лурия А. Р.Язык и сознание/ Под ред.Е. Д. Хомской.- Изд-во Моск. ун-та, 1979, 320 с .
  7. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи/ Н. В. Нищева.- СПб.: Владос, 2001.-  98с.
  8. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. – М.: Академия, 2004. - С.66.
  9. Сохин Ф. А.  Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Аспект Пресс, 1984.- С. 170.
  10. Селиверстова В. И.  Практикум по дошкольной логопедии/ В. И. Селиверстова.-  М.: Просвещение, 1988.- 130с.
  11. Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи/ Т. А. Ткаченко.- СПб.: Норма, 1999.- 90с.
  12. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно/ Т. А. Ткаченко.- М.: Владос, 2001.- 156с.
  13. Тихеева Е. И. Развитие речи детей/ Е. И. Тихеева.- М.: Просвещение, 1981.- 210с.
  14. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Л. П. Федоренко.- М.: Астрель, 1984.- 295с.
  15. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии/ Т. Б. Филичева.-  М.: Просвещение, 1989.- 220с.
  16. Филичева Т. Б., Чиркина Г.В.  Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни/ Т. Б. Филичева.-  М.: Астрель, 1989.- 155с.
  17. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. 1985. №4.
  18. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада/ Т. Б. Филичева.-  М.: Астрель, 1993.- 155с.
  19. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение/ Т. Б. Филичева.- М.: Аспект Пресс, 1999.- 157с.
  20. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи/ Т. Б. Филичева .- М.: Просвещение, 1994. – 205с.

Информация о работе Обучение детей составлению творческих рассказов по картине как средство формирования монологической речи у детей дошкольного возраста