Обучение детей составлению творческих рассказов по картине как средство формирования монологической речи у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:49, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – выяснить является ли составление творческих рассказов по картине средством формирования монологической речи.
Гипотеза исследования - занятия по обучению описательным рассказам детей дошкольного возраста с ОНР значительно повышают уровень формирования монологической речи.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
-проанализировать литературу по данной проблеме;
-изучить особенности формирования монологической речи у детей дошкольного возраста;
-наметить основные направления по развитию монологической речи дошкольников с ОНР, используя описательные рассказы;

Работа содержит 1 файл

Областное государственное образовательное учреждение.docx

— 108.01 Кб (Скачать)

     Данное  слово должно отражать признак другого  объекта.

     Например: "Кружево зимы".

     Метафора  вставляется в контекст: "Мама повесила на окно кружево зимы".

     Обучение  детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель  с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной  моделью.

     Для обучения детей составлению загадок  необходимо освоить модели в следующей  последовательности.

     1. Совместно с детьми выбирается  объект, изображенный на картине.  По ходу ответов детей выбираются  лучшие сравнения и заносятся  в таблицу "Свойства и качества" (графически или текстом):

     Какой?

     Что такое же?

     2. Совместно с детьми выбирается  объект. Обозначаются его действия. Работа идет по таблице "Действия":

     Что делает?

     Кто или что делает так же?

     3. Выбирается объект и заполняется  таблица "Части":

     Какая часть?

     У какого объекта есть такая часть?

     4. В объекте выбирается часть.  Определяется количество таких  частей с помощью таблицы: "Части и их количество":

     Часть

     Сколько?

     У кого или чего столько же этих частей?

     Метафоры  составляет сам воспитатель и  предлагает их отгадать. Задается вопрос к детям: "Про кого или про  что на картине я говорю?" После  отгадывания детьми объекта воспитатель  повторяет метафору и просит детей  объяснить ее смысл. Особое значение при обсуждении уделяется образной характеристике объекта.

     Работа  с загадками и метафорами является пропедевтической этапу составления  образных характеристик объектов. При  совместном составлении загадок  окончательный текст читает воспитатель, а дети его повторяют. Сочинять загадки  и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную  характеристику и позволяют выбрать  широкий круг других объектов для  сравнения.

     Выбор объекта на картине. Выбор модели загадки. Подбор характеристик и  сравнение с другими объектами. Выбор наиболее удачных сравнений. Связка сравнений в единый текст  загадки с помощью речевых  оборотов: "как", "но не".

     По  окончании работы выразительное  чтение загадки.

     Алгоритм  мыслительных действий при составлении  метафор:

     Выбор объекта на картине. Выбор модели метафоры. Подбор характеристик. Выбор  наиболее удачных сравнений и  включение их в речевую фразу.

     В конце работы демонстрация речевой  фразы с последующим объяснением  ее смысла.

     5 этап "Преобразование  объектов во времени"

     Цели:

     учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; учить  составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое  и будущее, используя характерные  словесные обороты.

     Обычно  картина рассматривается как  остановившийся миг. Для обучения рассказыванию  по картине детям предлагается представить, как развивается сюжет во времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображенные на картине.

     Выбранный на картине объект преобразовывается  в рамках прошлого и будущего с  учетом классификационной группы. Объекты  растительного мира описываются  по линии изменения времен года. Представители животного мира - в  рамках суток. Рукотворные объекты - с момента появления и вторичного использования.

     Особое  значение придается длине временного отрезка (далекое - близкое). Составляется рассказ-фантазия: объект и его изменение  во времени.

     Для обучения детей составлению рассказов-фантазий с преобразованием объектов во времени  используется прием перемещения  во времени ("Машина времени").

     Выбирается  конкретный объект картины и описывается  его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был  в прошлом и что с ним  будет в будущем (далеком или  близком).

     В рассказе следует использовать словесные  обороты, характеризующие временные  отрезки (было - будет, утро - вечер, весна - осень, раньше - позже, до того - после  того…). Выбранный объект необходимо схематизировать на отдельном листе бумаги или доске. Стрелками вправо и влево от него показать линию прошлого и будущего. Придумывать название рассказа-фантазии

     Алгоритм  мыслительных действий преобразования объекта  во времени:

     Выбрать объект, определить его настоящее, схематизировать. Обозначить прошлое (будущее) с учетом классификационной группы. Составить  рассказ-фантазию о прошлом (будущем) объекта. Назвать рассказ.

     6 этап "Описание  местонахождения  объектов на картине"

     Цели:

     учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины; формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.

     Каждый  объект на картине имеет свое местонахождение, которое может быть описано через  ориентировки двухмерного и трехмерного  пространства. Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный  запас, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая - правая, нижняя - верхняя части картины; правый - левый, верхний - нижний углы картины. Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе - дальше, впереди - сзади, около, между, за, перед, после.

     Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используются игры: "Да - Нет", "Ожившая картина". (см. приложение №1)

     Алгоритм  мыслительных действий составления описательного  рассказа по местонахождению  объекта на картине:

     Выбрать объект на картине и описать его  местонахождение на плоскости. Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению  к нему:

     а) с позиции постороннего наблюдателя;

     б) в роли самого объекта.

     7 этап "Составление творческих рассказов от первого лица"

     Цели: учить детей творческому рассказу по картине от первого лица; активизировать в речи слова обозначающие эмоциональные состояния и настроения.

Для составления творческих рассказов от первого  лица необходимо уточнить следующие знания.

     А) О разнообразных эмоциональных  состояниях и настроениях:

     грустный - веселый, радостный - печальный, спокойный - возбужденный.

     Б) О разнообразных чертах характера:

     добрый - злой, трудолюбивый - ленивый, вежливый - грубый, умный - глупый… 

     В) Признаки проявления того или иного  эмоционального состояния.

     Например:

     веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех…); грустный (вздыхает, все его  огорчает, много жалуется, плаксивый…); добрый (всех любит, заботится, помогает, хлопочет…).

     Г) Разнообразные средства интонационной  выразительности речи (темп речи, сила голоса, тембр…), правила их применения.

     Затем необходимо взять на себя роль одного из объектов и обозначить его эмоциональное  состояние или характер. Это может  быть любой объект (главный или  второстепенный персонаж картины, предмет  или любой объект живой - неживой  природы). От имени выбранного героя  идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное  состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестами и  другими средствами интонационной  выразительности речи.

     Перед тем, как обучить ребенка составлению  творческих рассказов от первого  лица необходимо провести творческие задания, которые имеют следующее  содержание:

     "Я  назову тебе черту характера,  а ты скажи наоборот". "Покажи  действием и мимикой изменение  твоих чувств". "Превратись  в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства".

     Для обучения составлению творческих рассказов  от лица какого-либо объекта картины  с заранее заданной характеристикой  используется прием эмпатии. Он заключается  в том, что ребенок представляет себя объектом и "входит" в его  эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное  описание его состояния, отношений  с окружающим миром и возникших  проблем. Воспитатель должен побуждать  детей к решению проблем героев картины.

     Для обучения составлению творческих рассказов  от лица какого-либо объекта картины  с заранее заданной характеристикой  используется прием эмпатии. Он заключается  в том, что ребенок представляет себя объектом и "входит" в его  эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное  описание его состояния, отношений  с окружающим миром и возникших  проблем. Воспитатель должен побуждать  детей к решению проблем героев картины.

     При выборе объекта и его эмоциональной  характеристики необходимо учитывать  возраст ребенка. Следует побуждать  ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта (глаза кошки-мамы) или места происходящего (я - сарай, в котором находится  кошачья семья). От простых и обобщенных эмоциональных характеристик (добрый - злой) осуществлять переход к нюансам  настроений (встревоженный, равнодушный…). Возможны разные формы организации  работы с детьми: коллективные, при которых вся группа детей сочиняет рассказ от лица одного героя; подгрупповые, при которых воспитатель дает разным подгруппам противоположные характеристики одного героя. ПР: Предлагается составить рассказ про котенка на картине. Одной подгруппе - про веселого, а другой - про грустного котенка. Рассказ идет об окружении героя, но через призму разных его эмоциональных состояний. индивидуальные задания, которые могут быть предложены воспитателем или самостоятельно выбраны ребенком. Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя "Я - тот-то…", потом описать свое эмоциональное состояние, или настроение, характер, далее передать восприятие изображенного на картине глазами выбранного героя, предложить решение проблемной ситуации. Окончание рассказа - восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название.

     Алгоритм  мыслительных действий:

     Выбрать объект (героя) на картине. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера. Войти в  образ героя. Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной  характеристикой. Решение проблемных ситуаций, содержащихся в сюжете картины.

     Примечание. Мы не ставим задачу описывать методику работы с проблемами в этой работе. Обучение детей работе с проблемными ситуациями выходит за рамки занятий по развития речи и требует отдельного пояснения.

Информация о работе Обучение детей составлению творческих рассказов по картине как средство формирования монологической речи у детей дошкольного возраста