Обучение детей составлению творческих рассказов по картине как средство формирования монологической речи у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:49, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – выяснить является ли составление творческих рассказов по картине средством формирования монологической речи.
Гипотеза исследования - занятия по обучению описательным рассказам детей дошкольного возраста с ОНР значительно повышают уровень формирования монологической речи.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
-проанализировать литературу по данной проблеме;
-изучить особенности формирования монологической речи у детей дошкольного возраста;
-наметить основные направления по развитию монологической речи дошкольников с ОНР, используя описательные рассказы;

Работа содержит 1 файл

Областное государственное образовательное учреждение.docx

— 108.01 Кб (Скачать)

     Выделение объектов, изображенных на картине. Установление взаимосвязей между объектами. Характеристика объектов (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств). Описание изображенного на картине средствами символической аналогии (сравнения, метафоры). Представление об объектах в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после). Описание местонахождения объектов на картине. Представление себя на картине в качестве одного из объектов. Поиски многозначности смысла сюжета картины. Составление творческих текстов с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине. Создание сказок нравственно-этического плана по мотивам изображенного на картине. Составление рифмованных текстов по содержанию картины.

     Основные  операции анализа  объекта картины

     Выбор основной (возможной) функции объекта. Перечисление составляющих объект элементов, частей. Обозначение сети взаимосвязей данного объекта с другими  объектами, изображенными на картине. Представление возможных изменений  данного объекта во времени. Выявление  признаков объекта, подбор объектов с похожими признаками.

     Таким образом, технология - Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине:1)"Текст реалистического характера; 2) Текст фантастического характера.

Основополагающим  моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей  составлению рассказов по картине  основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них  представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой  у ребенка развивается способность  самостоятельно делать речевые зарисовки  по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы  игровых упражнений.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по формированию монологической речи у детей дошкольного  возраста с ОНР

     Изучив  проблему формирования монологической речи дошкольников, проанализировав  научно-педагогическую литературу по этой проблеме и поставив перед собой  рабочую гипотезу, мы поставили цель исследования – выяснить является ли составление творческих рассказов по картине средством формирования монологической речи.

       Экспериментальная работа проводилась на базе «Центра диагностики и консультирования» МДОУ ЦРР «Чебурашка» г. Смоленска. В эксперименте  участвовали шесть детей в возрасте 5-6 лет с ОНР.

    Для реализации цели исследования экспериментальная  работа проводилась в три этапа:

    1. Констатирующий этап.
    2. Формирующий этап.
    3. Контрольный этап.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.1. Констатирующий этап

     Цель  эксперимента:  выявить уровень сформированности монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

     Задания для выявления уровня монологической речи:

  1. «Ответь на вопросы по картинке»

    Цель: учить  отвечать на вопросы полным предложением.

    Детям предлагается картинка с изображением игры детей в мяч. Прошу рассмотреть, а затем  ответить полным предложением на мои вопросы.

  1. « Подзорная труба».

     Цель: Учить детей выделять объекты, изображенные на картине.

     Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для    имитации подзорной трубы.  Навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его.

  1. «Придумай загадку»

    Цель: Учить  детей отгадывать описательные загадки  и придумывать их самостоятельно.

    Загадываю детям  описательные загадки, затем прошу  загадать мне.

  1. «Составь рассказ по картинке»

    Цель: Развивать  монологическую речь, составить описательный рассказ.

    Рассматриваем картинку, отвечаем на вопросы по ней, затем прошу ребенка составить  рассказ по картинке.

  1. «Я в картине»

    Цель: Учить  детей составлять творческие рассказы по картине от первого лица.

    Предлагаю ребенку  представить, что он находится в  картине, прошу рассказать, о том, что он видит, что делает, что будет  делать. Составляем творческий рассказ.

    Критерии  оценок за 1е и 2е задание:

    5 баллов  – высокий

    4 балла  – средний

    3 балла – низкий

     Критерии  оценки за 3,4,5 задание: 5 баллов - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 4 балла - допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно - следственных связей или отсутствие связующих звеньев; 3 балла - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершён.

     Результаты  развития монологической речи в экспериментальной  группе на этапе констатирующего  эксперимента

Имя Возраст Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №5
Глеб 5 лет 8 мес 5 5 5 5 5
Маша 6 лет 1 мес 4 5 5 4 4
Максим 5 лет 3 мес 4 4 3 4 3
Вероника 5 лет 4 мес 4 4 3 3 3
Лиза 5 лет 9 мес 5 4 4 4 3
Вика 5 лет 9 мес 5 4 4 3 3
 
 
 

     

     В констатирующем эксперименте было выявлено отставание в формировании монологической речи у детей с ОНР в экспериментальной  группе. В ходе эксперимента было установлено, что уровень развития монологической речи одного ребенка из подгруппы испытуемых - Глеба, находится на высоком уровне, поэтому индивидуальную работу с ним мы не проводили. Основная работа проводилась с Лизой, Викой, Вероникой, Максимом, Машей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Формирующий этап.

     Целью формирующего эксперимента было развитие монологической речи посредством творческого рассказывания по картине.

     На  этапе формирующего эксперимента с  подгруппой детей проводилась работа  по развитию монологической речи на занятиях, в режимных моментах и во время  индивидуальной работы.

     Формирующий этап проходил на основе данных исследований и являлся основным этапом коррекционной  работы по устранению недостатков развития монологической речи детей 5-6 лет с  ОНР.

     Для развития монологической речи посредством  творческого рассказывания по картине, на этапе формирующего эксперимента проводились следующие игры и  упражнения с детьми:

  1. "Определение  состава картины"

     Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).

  1. "Установление  взаимосвязей между  объектами на картине"

     Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

  1. "Описание  на основе возможного  восприятия объектов  картины разными  органами чувств"

     Цели:

     обобщить  знания о признаках объектов, которые  могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через  разные органы чувств.

     4)"Составление загадок и метафор по картине"

     Цели:

     познакомить детей с моделями составления  загадок и метафор; сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые  для составления загадок и  метафор.

     Чтобы составить загадку по картине, необходимо выбрать объект и перечислить  его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т.д.).

  1. "Преобразование  объектов во времени"

     Цели:

     учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; учить  составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое  и будущее, используя характерные  словесные обороты.

     6)"Описание местонахождения объектов на картине"

     Цели:

     учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины; формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.

     7)"Составление  творческих рассказов  от первого лица"

     Цели: учить детей творческому рассказу по картине от первого лица; активизировать в речи слова, обозначающие эмоциональные состояния и настроения.

     8) "Смысловая характеристика картины":

     Цели:

     развивать мыслительные действия детей, ведущие  к объяснению смысла изображенного  на картине; упражнять в умении подбирать  название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и  поговорок; подвести детей к пониманию  того, что содержание картины может  иметь не один смысл.

     9) "Составление рассказов-фантазий"

     Цели:

     учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых  приемов фантазирования; учить детей  составлять рассказы фантастического  содержания.

     10) "Составление сказок нравственно-этического характера"

Информация о работе Обучение детей составлению творческих рассказов по картине как средство формирования монологической речи у детей дошкольного возраста