Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:49, дипломная работа
Цель исследования – выяснить является ли составление творческих рассказов по картине средством формирования монологической речи.
Гипотеза исследования - занятия по обучению описательным рассказам детей дошкольного возраста с ОНР значительно повышают уровень формирования монологической речи.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
-проанализировать литературу по данной проблеме;
-изучить особенности формирования монологической речи у детей дошкольного возраста;
-наметить основные направления по развитию монологической речи дошкольников с ОНР, используя описательные рассказы;
Цели:
развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине; упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок; подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл.
Для более глубокого осмысления содержания картины можно использовать пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки могут иметь прямой и иносказательный смыслы. Смысл любой пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность по-разному толковать его. Поэтому многозначность пословиц и поговорок позволяет использовать их при составлении рассказа по картине любого содержания. Важно обосновать свой выбор. В конечном итоге идет отбор самых подходящих к содержанию данной картины. Содержание рассказов-рассуждений детей с использованием пословиц и поговорок зависит от их жизненного опыта и позиций рассуждающего.
Подготовительный этап включает в себя углубленную работу по пониманию детьми пословиц и поговорок и обучению объяснять их с точки зрения опыта ребенка.
Осмысление содержания картины детьми строится как игра "Объясни, почему так названа картина?". Ее организация основана на методе "Каталог". Воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку, прочитаем текст (читает воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так назвали картину?
Следующая
игра "Найди самое удачное название
картины". Ребенку предлагается вспомнить
несколько пословиц и поговорок,
выбрать одну-две самых
На
начальном этапе используется не
более пяти пословиц разной тематики,
идет коллективное обсуждение каждой.
На следующем этапе берется
Алгоритм мыслительных действий при передаче смысла картины:
Выбор
пословицы или поговорки. Представить
содержание картины через призму
выбранной пословицы или
Цели:
учить
детей преобразовывать
Для сочинения фантастических рассказов по картине следует знать основные приемы фантазирования:
"Увеличение
- уменьшение" (преобразование размера,
формы, цвета, изменение
Используя данные приемы, можно преобразовать какой-либо объект на картине, либо изменить его часть, поменять место нахождения. Составляется рассказ, в котором главной идеей является согласование необычного (фантастического) объекта с окружающим миром.
Для обучения детей составлению рассказов по картине используется игровой прием "Пришел в гости волшебник…". (см. приложение)
Воспитатель предлагает детям выбрать одно из преобразований объекта и ответить на вопросы:
Что
происходит с этим объектом? Какие
ощущения он испытывает? Как он теперь
воспринимает окружающий мир? Как окружающий
мир относится к
Предложить детям составить рассказ по результатам обсуждения.
Приемы
фантазирования должны быть хорошо знакомы
детям. Они должны знать возможности
каждого "Волшебника". Когда объявляется
фантастическое преобразование, то выбирается
сначала объект или его часть,
приглашается "Волшебник", производится
преобразование, а затем объект с
необычным свойством
Алгоритм мыслительных действий при составлении рассказов-фантазий:
Выбрать объект, изображенный на картине, либо его часть. Пригласить одного из Волшебников. Преобразовать объект или его часть. Составить фантастический рассказ.
Цели:
обучать
детей приемам составления
Для
составления морально-
Далее перечисляются объекты, изображенные на картине, как правило, неодушевленного плана. ПР: елка, лужа, прутик, трава, цветы…. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека. ПР: елка - мудрая, лужа - грязнуля, прутик - труженик, трава - равнодушная, цветы - болтливые…
Идет описание жизни объектов в обозначенном месте. Происходит случай - появление необычного объекта или природного явления. ПР: в лужу упал мяч. Составляется текст, в котором особое значение имеют монологи каждого очеловеченного объекта по отношению к Случаю. Каждый герой сказки высказывает свое отношение к Случаю, что является основанием для обозначения его характера, нравственных качеств. Выводится мораль, которая вкладывается в уста мудрого объекта. Составляется итоговый текст сказки и придумывается ее название.
Предложить детям сочинить сказку по картине. Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки. Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека. Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был). Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации. Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике. Обсуждение мнения каждого героя. Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали. Придумывание названия сказки. (см. приложение)
Следует уточнить знания детей о разнообразных нравственных качествах и чертах характера человека, затем обыграть их с помощью приемов эмпатии, используя мимику, жесты и другие выразительные средства. Давать возможность детям в процессе сочинения сказки включать приемы театрализации. При обозначении героев сказки целесообразно использовать приемы моделирования (схематическое обозначение объектов и буквенное обозначение черт характера). От коллективного сочинения сказки (с помощью "мозгового штурма") необходимо переходить к индивидуальному сочинительству. При коллективном сочинении каждому ребенку предлагается придумать собственное название сказки и сообщить его педагогу по секрету. Воспитатель записывает название сказок, затем объявляет конкурс названий. По мотивам сказки можно предложить детям сделать рисунки или организовать театральное действие.
Алгоритм мыслительных действий:
Определить место событий. Выбрать героев, наделить их человеческими свойствами или характеристиками. Объявить Случай. Составить текст сказки. Придумать название сказки.
Цели:
познакомить детей с моделями составления рифмованных текстов. формировать умение составлять рифмованный текст по содержанию картин.
Для
составления рифмованных
Слова в высказываниях должны рифмоваться. (см. приложение)
Возможны варианты создания рифмованного текста. Он может начинаться со слов "Если эти кто-то…, то они чего-то…", "Кто-то был такой-то и свершал он то-то…", "Кто-то был такой-то и свершал он то-то, потому что был такой-то…".
Оценка
степени удачности созданного текста
определяется не только качеством рифмы,
но и уровнем интерпретации
Работа должна строиться в определенной последовательности.
Сначала
с детьми проводится игра "Складушки-ладушки",
в которой подбираются
Затем
педагог побуждает детей
На последнем этапе идет создание полного рифмованного текста по содержанию картины в соответствии с предложенным алгоритмом.
Заучивая или читая детям стихотворения, проводить с детьми их анализ. Чаще включать в педагогический процесс игры по составлению рифмы. На занятиях по развитию речи проводить с детьми лексические упражнения по подбору признаков, действий с целью активизации в речи прилагательных и глаголов. Целесообразно возвращаться к сочиненным детьми рифмованным текстам с целью их модификации.
Алгоритм мыслительных действий при составлении рифмованных текстов
Выбор объекта, определение его свойств, действий и места разворачивания событий. Подбор рифмующихся между собой слов. Работа по алгоритмам создания рифмованного текста.
В заключении работы выразительное чтение текста.
Проблема
обучения дошкольников творческому
рассказыванию становится реально
решаемой, если педагог при предъявлении
любой новой картины
Модель работы с картиной как с целостной моделью