Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:49, дипломная работа
Цель исследования – выяснить является ли составление творческих рассказов по картине средством формирования монологической речи.
Гипотеза исследования - занятия по обучению описательным рассказам детей дошкольного возраста с ОНР значительно повышают уровень формирования монологической речи.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
-проанализировать литературу по данной проблеме;
-изучить особенности формирования монологической речи у детей дошкольного возраста;
-наметить основные направления по развитию монологической речи дошкольников с ОНР, используя описательные рассказы;
Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется прием "подзорная труба". Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его.
Для определения деталей одного объекта используется приемы "Аукцион", "Охота за подробностями", "Кто самый внимательный" и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей.
При обучении классификационным умениям используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом.
Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется доска или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины.
Воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей. Темп работы должен быть достаточно быстрым, воспитатель должен энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов. Предварительно должен быть составлен тематический словарь. Последовательность называния объектов может быть любая. Обязательным условием является обозначение "земля-небо", "пол - потолок". Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связи между объектами: "Такой - то объект лежит на полу, а этот - летает в небе. По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений. Окончательным итогом данной игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила - "когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные".
Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины:
Перечисление
объектов на картине (в том числе
и частей). Моделирование объектов.
Группировка по заданному признаку.
Обобщение перечисленных
Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.
Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание, давление…), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит…), на уровне родственных связей (брат - сестра, мама - дети…) и др.
Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, предлагаются следующие творческие задания:
пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. ПР: игры с картиной "Кошка с котятами". Педагог вместе с детьми играет с волшебником "Объединяй" и "объясняют" ему, что блюдечко с молоком и коврик объединились, потому что блюдце стоит на коврике". "Ищу друзей" - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. ПР: "Котята дружат между собой, потому что детки одной мамы - кошки и любят вместе играть". "Ищу недругов" - найти объекты, которые между собой "не дружат". ПР: "Клубочки не дружат с корзинкой, потому что они выкатились из нее и не хотят там быть". Примечание: оценка взаимоотношений объектов субъективна. "Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит" - объяснить причинно-следственные отношения сложного характера, которые возникают при взаимодействии между двумя объектами. ПР: "Шкафу очень тяжело держать полки с книгами, он теряет силы, а книжкам так важно стоять аккуратно в шкафу. Книги благодарны полкам, что им помогают". Или "На полу играет кошка с котятами, но лапки-царапки могут сделать больно и коврику и полу. Котятам хорошо играть - они нашли удобное место, а коврик и пол могут пораниться. Правило: когда играешь, не надо портить то, на чем играешь".
Вести
детей к кратким рассказам-
Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине:
Выделение двух объектов на картине. Обоснование связей между ними. Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины. Рефлексия.
Цели:
обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.
Для создания речевых зарисовок на основе возможного восприятия объекта через разные ощущения, необходимо уточнить какие признаки объектов могут быть "считаны" разными органами чувств. У человека пять органов чувств. Нос воспринимает запах, ухо - звук. То и другое может быть приятным - неприятным, опасным - неопасным, резким - слабым, смешанным - однородным. Язык ощущает вкус, рука - дает тактильные ощущения (то и другое дает информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях). Глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки - о пространственном расположении объекта, размере и цвете.
При
составлении рассказа-описания с
помощью слухового и
Для обучения детей описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, педагог может использовать прием "вхождения в картину". Воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Даются творческие задания:
Пришел волшебник "Я слушаю" (и другие). Назови объекты, которые могут издавать звук. Я ощущаю лицом и руками…
Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора. Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: "Я слышу, как…", "Я чувствую запах…", "Когда я трогаю руками …". Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине. Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс. Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины. Активизируйте в речи ребенка слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения. Можно предложить детям передать диалоги персонажей картины (мини-театр).
"Вхождение в картину". Выбор органа чувств, который помогает "путешествовать" по картине. Речевая зарисовка ощущений.
Цели:
познакомить детей с моделями составления загадок и метафор; сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор.
Чтобы составить загадку по картине, необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т.д.).
Следует знать основные модели составления загадок:
1. У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос "Какой?" и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен.
Например: "Репейник, какой? Колючий как еж, кактус, елочка. Лохматый как собака, шуба, медведь. Приставучий как липучка, жвачка, смола".
Из предложенных объектов выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются признаки, которые через связки "как" или "но не" сравниваются с другими объектами.
Итог: "Колючий, как еж, лохматый, как собака, приставучий, но не смола".
2.
Выделяются действия объекта
и перечисляются другие
Например: "Лягушка что делает? Прыгает как заяц, мяч. Ныряет как водолаз, утка. Плавает как лодочка, рыба".
Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее удачные. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются действия, которые через связки "как" или " но не" сравниваются с другими объектами.
Итог: "Прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодочка".
3. В объекте выделяются части, делается подборка объектов с такими же частями.
Например: "Часы: стрелки как у компаса, цифры как в математике, круг как полная луна".
Выбирается лучший вариант.
Строится содержание загадки аналогично предыдущим моделям.
Итог: "Стрелки, но не как у компаса, цифры, но не из учебника математики, на круге, но не полная луна".
4.
У объекта выделяются части,
обозначается их количество, ищутся
объекты с такими же
Итог: "Шестьдесят точек как звезды, с двумя стрелками как указки, на одном круге, но не на полной луне".
На основе данных моделей можно составить смешанный тип загадки. В ней построчно могут собираться различные типы сравнений.
Модели метафор
1.
Выделить объект на картине
и сравнить его по какому-либо
характерному признаку с
Например: "Снежинки кружатся как балерины". Далее обозначить место, где находится объект.
Например: "Снежинки падают с неба". Не называя выделенный объект, надо соединить сравнение и место нахождения этого объекта в речевой фразе. Например: "Балерины неба".
Вставить в смысловой контекст картины.
Например: "Над деревьями кружились балерины неба".
2.
Выделить объект на картине
и взять его какое-либо
Например: "Занавеска кружевная".
Сравнение переделать из прилагательного в существительное - "кружево".