Обучение детей составлению творческих рассказов по картине как средство формирования монологической речи у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:49, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – выяснить является ли составление творческих рассказов по картине средством формирования монологической речи.
Гипотеза исследования - занятия по обучению описательным рассказам детей дошкольного возраста с ОНР значительно повышают уровень формирования монологической речи.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
-проанализировать литературу по данной проблеме;
-изучить особенности формирования монологической речи у детей дошкольного возраста;
-наметить основные направления по развитию монологической речи дошкольников с ОНР, используя описательные рассказы;

Работа содержит 1 файл

Областное государственное образовательное учреждение.docx

— 108.01 Кб (Скачать)

     II уровень речевого  развития – это начатки общеупотребительной речи. Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трех, а иногда даже четырехсловной фразы. («Да тена ника.» - «Дай желтую книгу.») На первый взгляд подобные фразы могут показаться совершенно непонятными, однако детальный анализ образцов речи указывает на использование, наряду с аморфными словами, слов с явно выраженными категориальными признаками рода, лица, числа и даже падежа. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы их согласования и управления, так и нарушать их: «пять куких» (пять кукол), «синя каландас» (синий карандаш), «де юка» (две руки) и т.д.

     Такие ошибки, наряду с попытками использования  уменьшительно-ласкательных форм, свидетельствуют  о начальном этапе усвоения морфемной  системы языка.

     В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты.

     По  сравнению с предыдущим уровнем  наблюдается заметное улучшение  состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых  существительных, глаголов и прилагательных; появляются некоторые числительные и наречия и т.д.

     По-прежнему встречается многозначное употребление слов и их семантические замены.

     Речь  детей со II уровнем  речевого развития часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. Так, может страдать произношение и различение большого количества фонем – до 16-20. При воспроизведении слов из двух-трех и более слогов дети нарушают их последовательность, переставляют местами, опускают или, наоборот, добавляют слоги, искажают их звучание («сипед» - «велосипед»).

     Связная речь характеризуется недостаточной  передачей некоторых смысловых  отношений и может сводиться  к простому перечислению увиденных  событий и предметов.

     На  втором уровне речевого развития общение  осуществляется не только с помощью  жестов и несвязных слов, но и  путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых  средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке о  знакомых событиях окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют.

     III уровень речевого  развития характеризуется наличием развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического недоразвития. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться. В самостоятельной речи детей уменьшается число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т.д. Однако специально направленные задания позволяют выявить трудности в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. По-прежнему явно недостаточным является понимание и употребление сложных предлогов, которые или совсем опускаются или заменяются на простые. На данном уровне детям становятся доступны словообразовательные операции.

     Типичным  для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и  отвлеченным значением, а также  слов с переносным значением. Словарный  запас может показаться достаточным  в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких  частей тела, как локоть, переносица, ноздря, веки.

     Детальный анализ речевых возможностей детей  позволяет определить трудности  в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры, например «водопроводчик чинит водопровод» - «водопавотя тинит водовот», «экскурсовод проводит экскурсию» - «икусавод паводит  икуси» и т.д.

     Наряду  с заметным улучшением звукопроизношения  наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют  задания на выделение первого  и последнего звука в слове, подбирают  картинки в названии которых есть заданный звук и т.д.

     Образцы связной речи свидетельствуют о  нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону.

     Долгое  время специалисты обращали внимание на то, что речевые возможности  детей III уровня очень различны. Поэтому  Т. Б. Филичева выделила дополнительный IV уровень речевого развития9.

     IV уровень речевого  развития характеризуется остаточными явлениями не резко выраженного общего недоразвития речи. В речи детей с IV уровнем ОНР имеет место недостаточная дифференциация звуков. Наблюдается небольшие нарушения слоговой структуры слов: персеверации, перестановки звуков и слогов, элизии, парафразии, опускания слогов, добавление лишнего звука или буквы. Для детей характерна недостаточная внятность, выразительность и четкость артикуляции и дикции. Имеют место отдельные нарушения смысловой стороны речи: ошибки в употреблении увеличительных и уменьшительно-ласкательных суффиксов, при образовании прилагательных от существительных, при образовании притяжательных прилагательных, при образовании сложных слов; ошибки в конструкции предложений: замены или пропуски союзов, инверсии; для связной речи характерна нелогичность и непоследовательность высказывания, трудности в планировании высказывания.

     Наиболее  распространен у детей 5-6 - летнего  возраста с ОНР третий уровень  речевого развития. Дети уже пользуются развернутой фразовой речью, но при  этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются  в разных видах монологической речи — описание, пересказ, рассказы по серии  картин и др.

     Ограниченность  словарного запаса, отставание в овладении  грамматическим строем родного языка  затрудняют процесс развития связной  речи, переход от диалогической формы  речи к контекстной.

     Дошкольники с ОНР значительно отстают  от нормально развивающихся сверстников  в овладении навыками связной  речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового  оформления. Для высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность. Низкий уровень употребляемой фразовой речи. Исходя из этого, формирование связной  речи дошкольников с ОНР приобретает  первостепенное значение в общем  комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение монологической речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических средств языка.

     О необходимости проведения систематической  работы в этом направлении свидетельствуют  данные изучения связной речи учащихся младших классов специальной  школы. К началу школьного обучения уровень сформированности лексико-грамматических средств языка у них значительно  отстает от нормы. Самостоятельная  связная контекстная речь у младших  школьников остается несовершенной: отмечаются затруднения в программировании высказываний, в отборе материала, нарушения  связности и последовательности изложения (Л.Ф.Спирова, В.К.Воробьева  и др.). Это создает дополнительные трудности в процессе обучения.

     Важнейший принцип отечественной логопедии - дифференцированный подход к анализу  и преодоление речевых нарушений10. При проведении коррекционной работы с детьми с ОНР этот принцип находит свое выражение в установлении причин, лежащих в основе речевого недоразвития, учете специфики речевой аномалии, установлении взаимосвязи между речевыми нарушениями и особенностями психического их развития. Дифференцированный подход основывается также на определении наиболее сформированных сфер речевой деятельности, с опорой на которые строится коррекционная работа. Этот принцип лежит в основе работы по формированию связной речи. Создание сети специальных дошкольных учреждений с организацией групп для таких детей, необходимость дальнейшей разработки проблемы дифференцированного подхода в процессе преодоления системного речевого нарушения, осуществление задач полноценной их подготовки к школьному обучению - определяют особую важность изучения вопросов целенаправленного формирования связной речи у детей с общим ее недоразвитием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Особенности работы  воспитателя по  обучению детей  с ОНР составлению  творческих рассказов  по картине 

     Во  многих трудах по дошкольной педагогике обучение детей рассказыванию рассматривается  как одно из главных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы . Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию  на формирование психических процессов  и познавательных способностей. Подчеркивается важная роль обучения рассказыванию  в развитии монологической формы  речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи авторы относят обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам) и устному сочинению по воображению.

     Каждый  вид обучения рассказыванию как  метод формирования связной речи имеет свои особенности, определенную структуру учебных занятий и  методические приемы11.

     Методикой по обучению детей составлению творческих рассказов занимались следующие  исследователи Глухов В.П, Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко, А.Б. Кузнецова, Э.П.Короткова .

     Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать  их навыки связной речи. Большим  подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.

     Традиционная  методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят  рассказ воспитателя с незначительными  изменениями. Детские рассказы бедны  выразительными средствами, в них  практически отсутствуют простые  распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами ("ну", "потом", "вот"... и  т.д.), длительными паузами между  предложениями. Но главным недостатком  является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями.

     Совершенно  очевидно, что необходимо изменение  способов работы педагога на занятии  по обучению дошкольников составлению  рассказов по картине. Предлагаемая нами12 технология - Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. «Технологии развития связной речи дошкольников», рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

     1-ый  тип: "Текст реалистического  характера"

     Цель: обучение составлению описательных рассказов по картине.

     Виды  получаемых текстов (выделены условно):

     рассказ как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей; описание картины как раскрытие темы; развернутое  описание конкретного объекта; словесно-выразительное  описание изображенного на картине  с использованием аналогий: поэтических  образов, метафор, сравнений и т.д.; создание рифмованных текстов по содержанию картины.

     2-ой  тип: "Текст фантастического  характера"

     Цель: составление рассказов фантастического  плана по мотивам изображенного  на картине.

     Виды  получаемых текстов (выделены условно):

     рассказ как фантастическое преобразование содержания; фантастический рассказ  об отдельно взятом объекте и его  изменениях во времени; рассказ от имени  изображенного (представляемого) объекта  с заданной или самостоятельно выбранной  характеристикой; сказки по мотивам  содержания картины; рифмованные тексты фантастического плана.

     Оба типа рассказов можно отнести  к творческой речевой деятельности разного уровня.

     1 этап "Определение  состава картины"

     Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).

     Для составления рассказа по картине  необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности  может быть разной: максимальной (с  выделением всех объектов и их деталей), средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и низкой (выделение  только главных объектов).

     При наличии однородных объектов на картине  производится группировка по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т.д.

     Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д.

Информация о работе Обучение детей составлению творческих рассказов по картине как средство формирования монологической речи у детей дошкольного возраста