Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:49, дипломная работа
Цель исследования – выяснить является ли составление творческих рассказов по картине средством формирования монологической речи.
Гипотеза исследования - занятия по обучению описательным рассказам детей дошкольного возраста с ОНР значительно повышают уровень формирования монологической речи.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
-проанализировать литературу по данной проблеме;
-изучить особенности формирования монологической речи у детей дошкольного возраста;
-наметить основные направления по развитию монологической речи дошкольников с ОНР, используя описательные рассказы;
Областное
государственное
среднего профессионального образования
«Смоленский педагогический колледж»
Старовойтова Анастасия Ивановна
Обучение
детей составлению
творческих рассказов
по картине как
средство формирования
монологической
речи у детей дошкольного
возраста с ОНР
Выпускная квалификационная работа
Специальность: 050744
Дошкольное
образование
Научный руководитель:
Латышева
Ольга Александровна
Смоленск
2011
Введение
Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей.
В связной речи отражается
логика мышления ребенка, его
умение осмысливать
Большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками монологической речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно тяжело овладеть навыками монологической речи детям дошкольного возраста имеющих общее недоразвитие речи.
Вопросы формирования монологической речи исследовались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, А.Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения.
Заинтересовавшись, мы выбрали тему выпускной квалификационной работы «Обучение детей составлению творческих рассказов по картине как средство формирования монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР»
она относится к числу актуальных, но все еще не до конца исследованных проблем.
Недостаточная
теоретическая разработанность
этой проблемы, отсутствие методических
рекомендаций, пособий создает трудности
в работе воспитателя с детьми
страдающими речевыми нарушениями.
Однако, если воспитатель будет
соблюдать принцип
Объект исследования - формирование монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР
Предмет исследования - составление творческих рассказов по картине как средство формирования монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР
Цель исследования – выяснить является ли составление творческих рассказов по картине средством формирования монологической речи.
Гипотеза исследования - занятия по обучению описательным рассказам детей дошкольного возраста с ОНР значительно повышают уровень формирования монологической речи.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
-проанализировать литературу по данной проблеме;
-изучить особенности формирования монологической речи у детей дошкольного возраста;
-наметить основные направления по развитию монологической речи дошкольников с ОНР, используя описательные рассказы;
-выявить
экспериментальным путем возможность
формирования монологической речи у детей
дошкольного возраста посредством описательных
рассказов.
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к обучению детей составлению творческих рассказов по картине как средство формирования монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР
1.1. Монологическая речь, как особый вид речевой деятельности. Формирование монологической речи у детей дошкольного возраста
Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции - общение, передача накопленного человечеством опыта ,регуляции поведения и деятельности. Все функции речи диалектически связаны между собой: они формируются по средствам друг друга и функционируют (действуют) одна в другой.
Чтобы эти функции своевременно появились и полноценно реализовались, необходимы соответствующие условия. Когда ребенок только начинает говорить, он зачастую с трудом использует свою речь для организации общения. Передать ему опыт предыдущих и современных поколений (в форме знаний, умений и навыков) с помощью слова без наглядной и действенной опоры просто невозможно. Как регулятор деятельности ребенка речь в этот период функционирует так же весьма ограниченно. Для того чтобы выполнит все свои функции, речь проходит сложный и большой путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка - обогащением его деятельности, воспитание, мышление, воображение, эмоционально-волевой сферы1.
В целом же речевое развитие дошкольника претерпевает следующие изменения:
1)Оно осуществляется в двух направлениях:
А) Социальном - совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
Б) Семантическом ( обозначающим, знаковом) – речь становится основой качественного преобразования психических процессов и превращается в орудие мышления.
2) Проходит два закономерно сменяющих друг друга этапа:
А) Пассивное владение словом, когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но еще не умет говорить;
Б) Активное использование речи.
3) Смена форм речевой деятельности протекает следующим образом:
А) Ситуативная речь;
Б) Контекстная, связная;
В) Объяснительная.
Краткая характеристика видов речи
В речевой деятельности выделяют следующие виды речи.
Внешняя - основное средство общения. Это речь для других, произносимая вслух ,слышимая и понимаемая окружающими, направленная на коммуникацию или взаимодействие с ними. Характеризуется относительной (в зависимости от формы речевой деятельности) развернутостью и насыщенностью. [1]
Внутренняя- основное средство мышления. ( «испарение» речи в мысль) Это речь для себя, идущая из вне внутрь, лишенная внешнего, слышимого звукового оформления, протекающая в мыслительном плане и осуществляющая функции планирования деятельности, обработки (анализ, синтез, осмысление) информации. Характеризуется фрагментичностью, отрывочностью и ситуативностью (в этом она близка к диалогической).
Внешняя речь включает речь устную (монологическую и диалогическую) и письменную.
Диалогическая - это речь, обусловленная ситуацией и контекстом(смыслом) предыдущего высказывания. Диалогическая речь не только более высокая форма речевого общения, но и исторически первая. Диалог- это непроизвольный и реактивный ( быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информации, это разговор по очереди, где для каждого партнера периоды говорения и слушания чередуются. Это речь поддерживаемая, в процессе которой собеседники имеют возможность поставить уточняющие вопросы, подать реплики, помочь закончить мысль или переориентировать ее, что облегчает говорящему возможность выразить мысль, высказать отношение к предмету речи( к теме разговора) и быть понятным участниками диалога. Существенным моментом в развитии диалога является то, что он ведется при активном эмоционально-экспрессивном контакте собеседников в условиях их взаимного восприятия. Диалогическая речь свернута во времени, многое в ней лишь подразумевается благодаря знанию ситуации собеседниками. Для посторонних диалог обычно бывает малопонятным.
Диалог
представляет значительные трудности
для детей и обычно бывает очень
кратким. Но эта форма речевого общения
имеет чрезвычайно большое
Монологическая- это относительно развернутая форма речи, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом без опоры на речь собеседника (таковой может и вообще отсутствовать). Обычно монолог обслуживает процесс одностороннего обмена информацией, он непрерываем и относительно насыщен использованием экспрессивно-мимических и жестовых средств, подчеркивающих выразительность речевой информации. Выразительная сторона монолога, в свою очередь, предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи- произношение должно быть ясным, отчетливым и внятным, а темп плавным, но не монотонным. Содержание монолога отвечает требованиям последовательности, доказательности и лаконичности изложения, грамматически правильному построению предложений.
Эгоцентрическая речь –это уникальное сочетание монологической и диалогической, внутренней и внешней видов речи человека и необходимый этап становления речевого развития ребенка. Она представляет собой вокализованную, звучащую речь, то есть речь внешнюю по способам проявления, но в то же время внутреннюю по функциям и структуре. Это- мысли и рассуждения вслух, осуществляемые в вопросительно-ответной форме, это разговор с самим собой, как с воображаемым партнером по общению. Функция эгоцентрической речи родственная функция внутренней речи- это самостоятельная мелодия, служащая целям умственной ориентировки, осознания, преодоления затруднения и препятствий, это речь, обслуживающая самым интимным образом мышление ребенка. Это «речь для себя», в отличии от социализированной речи «для других», когда ребенок действительно разговаривает с партнером.
В психическом развитии ребенка эгоцентрическая речь- явление временное, но необходимое, так как именно она является важнейшей предпосылкой становления планирующей функции мышления. Подобная речь сопровождает любую деятельность ребенка, особенно если последняя вызывает у него некоторые затруднения. Постепенно эгоцентрическая речь начинает не только сопровождать малыша, но и опережать ,планировать их. Далее она переходит во внутренний план, сменяется внутренней речью: ребенок уже не проговаривает, что он собирается делать, а просто продумывает это. В этом случае эгоцентрическая речь становится внутренней речью ребенка, то есть частью его мыслительных процессов.
Письменная- способ запоминания и воспроизведения информации. Это речь для собеседника, являющаяся разновидностью монологической речи, она более развернута, чем устная монологическая речь, но в то же время более произвольна. Это связано с тем, что письменная речь предполагает отсрочку или отсутствие обратной связи с собеседником: он не может переспросить нас, и мы не можем по его поведению судить о том, правильно ли он нас понял. Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Следовательно, внимание пишущего распределяется между содержанием и оформлением высказывания, а значит идет поиск наиболее точной формы выражения. При этом, осуществив (частично или полностью) высказывание, мы можем сознательно или бессознательно соотнести его с содержанием, которое предполагали высказать. В случае несоответствия высказывания мы можем отказаться от него и начать сначала. В устной же монологической речи такая операция абсолютно невозможна и практически неосуществима. Такой перебор уже осуществленных вариантов обычно сочетается с использованием внутренней речи: прежде чем сформулировать мысль в письменной форме, ее необходимо «проговорить» во внутреннем плане. Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения, вживания читателя в текст. Письменная речь требует от человека высокой степени абстрагирования – это абстракция двойного уровня.