Обучение детей с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить психологические особенности детей с ЗПР, теоретически обосновать, разработать методические рекомендации для коррекционной работы педагога- психолога с детьми данной категории.
Объект – дети с задержкой психического развития.
Предмет – деятельность педагога-психолога с детьми с ЗПР.
Гипотеза – деятельность педагога-психолога будет эффективна, если будут:
- выявлены психологические особенности детей с ЗПР;
- определены их специфические потребности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Развитие детей с ЗПР как психолого-педагогическая проблема.
Типология и особенности развития детей с ЗПР младшего школьного возраста……………………………………………………………………6
Направления психолого-педагогической деятельности с детьми с ЗПР…………………………………………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………........................................................38
ГЛАВА 2. Практическое исследование
2.1 Методы и методики практического исследования…..………………….40
2.2. Интерпретация полученных данных…………………………………..44
2.3. Методические рекомендации педагогу-психологу……………………..48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………................55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию-2.docx

— 92.03 Кб (Скачать)

• принцип системности  развития психической деятельности.

Он отражен в наличии  системы коррекционно-профилактических и развивающих заданий, профилактики отклонений в поведении через  развитие произвольной регуляции;

• деятельностный принцип  коррекции.

Особое внимание на занятиях уделяли продуктивным видам деятельности, которые имеют широкий спектр развития возможностей: речь, моторика. Учитывалась также деятельность личностно-значимая для детей, в  частности игровая, способствующая формированию учебной деятельности;

• принцип нормативности.

При формировании целей коррекционной  работы, мы учитывали следующие характеристики:

• особенности социальной ситуации развития детей;

• уровень сформированности психических новообразований;

• уровень развития деятельности.

Также мы ориентировались  на индивидуальную норму развития, которая позволяла оптимизировать развитие конкретных детей с учетом их индивидуальности (темп, личные особенности).

Цель программы: развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объёма.

Предмет психокоррекции: свойства внимания.

Объект психокоррекции: внимание младших школьников с ЗПР.

Объём программы рассчитан  на 8 часов. Всего 20 занятий при частоте  встреч – пять раз в неделю. Продолжительность  одного занятия от 20 до 30 минут.

Задачи программы:

– развитие сенсорного внимания;

– развитие слухового внимания;

– развитие моторно-двигательного  внимания;

– повышение познавательного  интереса.

Форма работы: индивидуально-групповая.

 

Программа коррекционно-развивающей работы по развитию внимания младших школьников с ЗПР в процессе формирования пространственных представлений и произвольной регуляции строится с учётом общих закономерностей психического развития ребёнка, современных принципов коррекционно-развивающей работы. В целом, решаемые с помощью программы задачи в рамках основной цели – развития внимания младших школьников с ЗПР в процессе формирования пространственных представлений и произвольной регуляции – будут способствовать:

• овладению ребёнком в  процессе обучения собственной интеллектуальной деятельностью, основными её структурными компонентами (мотивационно-ориентировочным, регулятивным, операционным);

• формированию действий самоконтроля;

• развитию пространственной ориентировки;

• развитию познавательных процессов;

• расширению словарного запаса, систематизации своих представлений  о пространственных категориях речи.

Но следует не забывать, что программы будут эффективны только в том случае, если параллельно  будет вестись работа с родителями и  учителями. Поэтому в данном направлении рекомендуется психопросветительская  работа:

-Проведение психологом  совместно с классным руководителем  родительских собраний по результатам  диагностики.

-Индивидуальные и групповые  занятия с родителями  по особенностям  учащихся и их учету в системе  семейного воспитания, повышению  уровня психологической грамотности. 

Индивидуальные консультации по распределению приемов работы  на      уроке с учащимися  классов ЗПР:

-  организация внимания, усиление речевого контроля (проговаривание);

-  актуализация мотива  деятельности (чему поможет овладение  материала, объяснение цели, каждого  шага);

-  эмоциональная стимуляция (мимика, радостные эмоции);

-  дробление программы  на фрагменты.

При  этом  организующее значение имеет игровая ситуация.

Просветительские лекции и семинары совместно с городской  ПМПК об организации учебно-воспитательного  процесса с усилением его учебно-коррекционной  направленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

 

Определив специфические  особенности и обозначив направление  психолого-педагогической деятельности с детьми с ЗПР, нами была проведено практическое исследование детей данной категории.

Перед нами была поставлена цель: разработать методические рекомендации деятельности педагога -  психолога с детьми с ЗПР.

Выбрав базу исследования и детей,  в соответствии с поставленными  задачами, была проведена диагностика. Данные были проанализированы, при  этом были получены низкие показатели следующих параметров:

произвольность  внимания  - 75 %; произвольность двигательной сферы – 62%; развитие функций блока программирования и контроля – 75%;

самооценка – 50 %.

Для повышения уровня развития данных сфер нами были разработаны рекомендации, указывающие на коррекционно-развивающие методики, основанные на нейропсихологическом подходе. В качестве содержания коррекционной работы было рекомендовано создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка, а это означает целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, активное влияние на генезис и становление непосредственно возрастных новообразований, а значит, повышение эффективности обучения. Также рекомендована необходимость параллельной работы с родителями и учителями классов ЗПР.

Работу рекомендуется продолжать в виде комплекса  развивающих и поддерживающих мероприятий, а также выходить на  коррекцию и развитие когнитивной сферы детей.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Выбранная тема исследования является одной из актуальных проблем  современной школы, так как категория детей с ЗПР находится в разряде неуспевающих, что создает трудности для нормального развития детей в обществе.

Нами была поставлена цель - изучить психологические особенности  детей с ЗПР, теоретически обосновать, разработать методические рекомендации для коррекционно-развивающей деятельности психолога с детьми с ЗПР.

Задачи:

  1. Изучить литературу и опыт работы по данной проблеме.
  2. Изучить психические особенности детей с ЗПР.
  3. Определить направления коррекционной работы с детьми данной категории.
  4. Разработать методические рекомендации для работы педагога-психолога с детьми с ЗПР.

В соответствии с поставленными  задачами нами был изучен и проанализирован  опыт работы с детьми с ЗПР, который показал противоречия в эффективности коррекционной работы.  Так при работе с частью детей традиционные подходы достаточно эффективны и помогают ребенку преодолеть отставание в развитии. С другой же частью эти методы оказываются неэффективными, а в более сложных случаях даже ухудшают состояние ребенка.

Поэтому анализ научной, специальной  и  психолого-педагогической литературы классиков отечественной дефектологии и психологии  Сухаревой Г.Е.,  Лубовского В.И., Лебединских к.С. и  В.В. и др.  и современных авторов Н.Я Семаго и М.М. Семаго помог выделить основные варианты ЗПР  и определить специфические особенности у таких детей.

Изучив психические особенности  детей с ЗПР младшего школьного возраста, были определены направления  коррекционной работы с детьми, а также разработана методические рекомендации для решения данной проблемы у детей с ЗПР. Данные рекомендации были направлены на использование авторских  методик  Пылаевой Н.М., Ахутиной Т.В., Савченко Т., основанные на нейропсихологическом подходе, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы детей, развитие навыков программирования и контроля, развитие пространственных представлений, произвольной регуляции со свойствами внимания.

 Для эффективности  рекомендовалось использование  основных средств коррекции дисгармонии развития, эмоциональной нестабильности и неразвитости произвольности  поведения. К ним   относятся понимание, сочувствие  со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание, «подтягивание культурно-образовательных возможностей детей. Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности. Доверие к ребенку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребенка со сверстниками, помогают корректировать заниженную самооценку детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и тем самым социальный статус ребенка.

В арсенале обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное  формирование умственных действий, опережающее  консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности детей с задержкой психического развития  нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а  также щадящая учебная нагрузка. Такие личностные проявления как  неадекватная самооценка, комплекс неполноценности  ребенка, могут сглаживаться при  безусловном принятии ребенка, выборочном игнорировании его негативных поступков, эмоциональном поглаживании.

В процессе исследовательской работы гипотеза нашего исследования   об эффективности  психолого-педагогической деятельности  подтвердилась.  Развитие личности и, прежде всего ее базовых оснований служит главной фундаментальной причиной, обуславливающей психические особенности и успешность обучения и воспитания. Так были выполнены  все задачи, поставленные  перед нами.

Данная работа не исчерпывает  всей полноты рассмотренной темы. Дальнейшее ее развитие необходимо.  Необходимость коррекционно-развивающей  работы в школе вытекает из аксиоматического положения, согласно которому период школьного  детства – важнейший в развитии человека, поэтому следует  использовать его в полной мере для всестороннего  развития личности.

Если маленький человек  останется один на один со своими сложностями  в освоении окружающего мира, если его развитие будет проходить  стихийно и зависеть от случайных  влияний, он вряд ли сможет найти свое место в жизни. Только с помощью  чуткого, доброжелательного взрослого  возможна его нормальная социальная адаптация. Оставить ребенка без  психологической помощи недопустимо.

 Конечно, работа с  детьми с  ЗПР требует не только знаний и опыта, но еще терпения, любви к ним, а это огромный и кропотливый труд.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебная и научная литература

  1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей./ Под ред. К. С. Лебединского, - М.: Просвещение, 1982. - 125 с.
  2. Анастази, А. Психологическое тестирование: пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. - М.: Педагогика, 1982. - 227 с.
  3. Андрющенко, Т. Ю. Карабекова Н. В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения / Т. Ю. Андрющенко, Н. В. Карабекова // Вопросы психологии. -1993.- № 1. - С.47 - 53.
  4. Антипина, А. Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития / А. Н. Антипина // Начальная школа.- 1997.- № 6.- с. 60-64.
  5. Ахутина,Т.В. Как помочь ребёнку стать внимательнее: нейропсихологический подход к коррекции и развитию навыков программирования и контроля / Т. В. Ахутина // Школа здоровья.- 1996.- № 1- с.24-26.
  6. Битянова, М. Р., Азарова Т. В. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова. - М.: изд-во "Совершенство", 1998. - 352 с.
  7. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР у детей / Н. Ю. Борякова. - М.: Просвещение, 1986. - 96 с.
  8. Бурлачук, Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов.- СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 572 с.
  9. Василькова, Ю. В., Василькова Г. А. Социальная педагогика / Ю. В. Василькова, Г. А. Василькова. - М.: изд. Центр Академия, 1999. - 440 с.
  10. Дети с временными задержками развития. / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1971. - 216 с.
  11. Дети с ЗПР / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
  12. Дети с отклонениями: Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей / под ред. Л.П.Носковой. - М., 1997.
  13. Диагностика и коррекция психического развития школьника. / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск: изд-во "Научная книга", 1997. - с. 67-70.
  14. Жутикова, Н. В. Учителю о практике психологической помощи / Н. В. Жутикова.- М.: Просвещение, 1988.- с. 88.
  15. Забрамная, С. Д. Знаете ли вы нас? Хотите ли помочь нам? : Материалы для практической работы с детьми / С. Д. Забрамная.- М., 1993. - с.93-99.
  16. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребёнка: Учебное пособие / О. А. Карабанова.- М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 241 с.
  17. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция / В. П. Кащенко. - М.: "Академия", 1999. - 304 с.
  18. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей и отклонениями в развитии. / Под ред. Б. П. Пузанова. - 2-е изд. - М.: Академия, 1999. - 144 с.
  19. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития детей / В. В. Лебединский. - М. изд-во Москов. Ун-та, 1985. - 154 с.
  20. Лебединский, В. В., Никольская О. С. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская. - М.: Просвещение, 1990. - 217 с.
  21. Лубовский, В. И. Дифференциальная диагностика нарушений развития. Проблемы и перспективы: Проблемы специальной психологии и психодиагностики отклоняющего развития / В. И. Лубовский. - М., 1998.- С. 67-74.
  22. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. - М. Просвещение, 1993. - 194 с.
  23. Методы изучения и диагностики психического развития ребёнка. / Под ред. П. И. Непомнящей. - М.: Политиздат, 1975. - с. 54-56.
  24. Немов, Р. С. Психологическое консультирование / Р. С. Немов. - М. ВЛАДОС, 2000. - 528 с.
  25. Обучение детей с ЗПР: пособие для учителей. / Под ред. В. И. Лубовского. - Смоленск, 1994. - 175 с.
  26. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: "Академия", 1998. - 160 с.
  27. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 237 с.
  28. Сафин, В. Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции / В. Ф. Сафин. - Уфа: Кытап, 1994. - 120 с.
  29. Семаго, Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М.: АРКТИ, 2000. - 208 с.
  30. Ульенкова, У. В. Дети с ЗПР / У. В. Ульенкова. - Н. Новгород. 1994. - 228 с.
  31. Хромова, Т. А. Дети с ЗПР / Т. А. Хромова // Воспитание школьника. – 1997.- № 4- с. 31-3
  32. Шурдукалов, В. Н. Организация обучения детей с ЗПР / В. Н. Шурдукалов// Начальная школа/- 1997/- № 2.- с. 58-60.

Электронные ресурсы

  1. http://www.psylist.net/praktikum
  2. http://psylab.info/Тест Векслера
  3. http://savchenko-ta.ucoz.ru

 


Информация о работе Обучение детей с задержкой психического развития