Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:18, курсовая работа
Цель – изучить психологические особенности детей с ЗПР, теоретически обосновать, разработать методические рекомендации для коррекционной работы педагога- психолога с детьми данной категории.
Объект – дети с задержкой психического развития.
Предмет – деятельность педагога-психолога с детьми с ЗПР.
Гипотеза – деятельность педагога-психолога будет эффективна, если будут:
- выявлены психологические особенности детей с ЗПР;
- определены их специфические потребности;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Развитие детей с ЗПР как психолого-педагогическая проблема.
Типология и особенности развития детей с ЗПР младшего школьного возраста……………………………………………………………………6
Направления психолого-педагогической деятельности с детьми с ЗПР…………………………………………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………........................................................38
ГЛАВА 2. Практическое исследование
2.1 Методы и методики практического исследования…..………………….40
2.2. Интерпретация полученных данных…………………………………..44
2.3. Методические рекомендации педагогу-психологу……………………..48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………................55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
• принцип системности развития психической деятельности.
Он отражен в наличии
системы коррекционно-
• деятельностный принцип коррекции.
Особое внимание на занятиях уделяли продуктивным видам деятельности, которые имеют широкий спектр развития возможностей: речь, моторика. Учитывалась также деятельность личностно-значимая для детей, в частности игровая, способствующая формированию учебной деятельности;
• принцип нормативности.
При формировании целей коррекционной
работы, мы учитывали следующие
• особенности социальной ситуации развития детей;
• уровень сформированности психических новообразований;
• уровень развития деятельности.
Также мы ориентировались
на индивидуальную норму развития,
которая позволяла
Цель программы: развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объёма.
Предмет психокоррекции: свойства внимания.
Объект психокоррекции: внимание младших школьников с ЗПР.
Объём программы рассчитан на 8 часов. Всего 20 занятий при частоте встреч – пять раз в неделю. Продолжительность одного занятия от 20 до 30 минут.
Задачи программы:
– развитие сенсорного внимания;
– развитие слухового внимания;
– развитие моторно-двигательного внимания;
– повышение познавательного интереса.
Форма работы: индивидуально-групповая.
Программа коррекционно-развивающей работы по развитию внимания младших школьников с ЗПР в процессе формирования пространственных представлений и произвольной регуляции строится с учётом общих закономерностей психического развития ребёнка, современных принципов коррекционно-развивающей работы. В целом, решаемые с помощью программы задачи в рамках основной цели – развития внимания младших школьников с ЗПР в процессе формирования пространственных представлений и произвольной регуляции – будут способствовать:
• овладению ребёнком в процессе обучения собственной интеллектуальной деятельностью, основными её структурными компонентами (мотивационно-ориентировочным, регулятивным, операционным);
• формированию действий самоконтроля;
• развитию пространственной ориентировки;
• развитию познавательных процессов;
• расширению словарного запаса, систематизации своих представлений о пространственных категориях речи.
Но следует не забывать,
что программы будут эффективны
только в том случае, если параллельно
будет вестись работа с родителями
и учителями. Поэтому в данном
направлении рекомендуется
-Проведение психологом
совместно с классным
-Индивидуальные и групповые
занятия с родителями по особенностям
учащихся и их учету в системе
семейного воспитания, повышению
уровня психологической
Индивидуальные консультации по распределению приемов работы на уроке с учащимися классов ЗПР:
- организация внимания, усиление речевого контроля (проговаривание);
- актуализация мотива деятельности (чему поможет овладение материала, объяснение цели, каждого шага);
- эмоциональная стимуляция (мимика, радостные эмоции);
- дробление программы на фрагменты.
При этом организующее значение имеет игровая ситуация.
Просветительские лекции
и семинары совместно с городской
ПМПК об организации учебно-
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Определив специфические
особенности и обозначив
Перед нами была поставлена цель: разработать методические рекомендации деятельности педагога - психолога с детьми с ЗПР.
Выбрав базу исследования и детей, в соответствии с поставленными задачами, была проведена диагностика. Данные были проанализированы, при этом были получены низкие показатели следующих параметров:
произвольность внимания - 75 %; произвольность двигательной сферы – 62%; развитие функций блока программирования и контроля – 75%;
самооценка – 50 %.
Для повышения уровня развития данных сфер нами были разработаны рекомендации, указывающие на коррекционно-развивающие методики, основанные на нейропсихологическом подходе. В качестве содержания коррекционной работы было рекомендовано создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка, а это означает целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, активное влияние на генезис и становление непосредственно возрастных новообразований, а значит, повышение эффективности обучения. Также рекомендована необходимость параллельной работы с родителями и учителями классов ЗПР.
Работу рекомендуется продолжать в виде комплекса развивающих и поддерживающих мероприятий, а также выходить на коррекцию и развитие когнитивной сферы детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбранная тема исследования является одной из актуальных проблем современной школы, так как категория детей с ЗПР находится в разряде неуспевающих, что создает трудности для нормального развития детей в обществе.
Нами была поставлена цель
- изучить психологические
Задачи:
В соответствии с поставленными задачами нами был изучен и проанализирован опыт работы с детьми с ЗПР, который показал противоречия в эффективности коррекционной работы. Так при работе с частью детей традиционные подходы достаточно эффективны и помогают ребенку преодолеть отставание в развитии. С другой же частью эти методы оказываются неэффективными, а в более сложных случаях даже ухудшают состояние ребенка.
Поэтому анализ научной, специальной
и психолого-педагогической литературы
классиков отечественной
Изучив психические
Для эффективности рекомендовалось использование основных средств коррекции дисгармонии развития, эмоциональной нестабильности и неразвитости произвольности поведения. К ним относятся понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание, «подтягивание культурно-образовательных возможностей детей. Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности. Доверие к ребенку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребенка со сверстниками, помогают корректировать заниженную самооценку детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и тем самым социальный статус ребенка.
В арсенале обязательно должны
быть такие коррекционные методы,
как наглядные опоры в
В процессе исследовательской работы гипотеза нашего исследования об эффективности психолого-педагогической деятельности подтвердилась. Развитие личности и, прежде всего ее базовых оснований служит главной фундаментальной причиной, обуславливающей психические особенности и успешность обучения и воспитания. Так были выполнены все задачи, поставленные перед нами.
Данная работа не исчерпывает
всей полноты рассмотренной темы.
Дальнейшее ее развитие необходимо.
Необходимость коррекционно-
Если маленький человек останется один на один со своими сложностями в освоении окружающего мира, если его развитие будет проходить стихийно и зависеть от случайных влияний, он вряд ли сможет найти свое место в жизни. Только с помощью чуткого, доброжелательного взрослого возможна его нормальная социальная адаптация. Оставить ребенка без психологической помощи недопустимо.
Конечно, работа с детьми с ЗПР требует не только знаний и опыта, но еще терпения, любви к ним, а это огромный и кропотливый труд.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебная и научная литература
Электронные ресурсы
Информация о работе Обучение детей с задержкой психического развития